- Анализируемые в диссертации мотивы (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО, НЕГРЕХОВНОСТЬ, ДИКИЕ ПРОСТОРЫ, ТРУДОЛЮБИЕ, СВОБОДА, РАВЕНСТВО), являясь иногда и идейными, и сюжетно-образными, выступают в качестве стержневых в американской колониальной литературе XVII-XVIII веков, ибо проявляются с известной долей постоянства в различных произведениях многих авторов рассматриваемого периода. Все они выходят из глубин главных пуританских мифов, перенесенных первыми переселенцами Новой Англии из Европы и, вместе с тем, могут рассматриваться как связующие звенья между литературой XVII-XVIII веков и сочинениями американских романтиков XIX столетия.
- Проанализированные произведения американской словесности XVII века характеризуются определенной двуплановостью. С одной стороны, они представляют собой объективное отображение исторических событий, а с другой - демонстрируют явное тяготение к образности, использованию разнообразных элементов, присущих художественным текстам, из чего можно заключить, что литература Новой Англии XVII века обладает значительно бóльшим художественным потенциалом, чем это принято считать.
- Освоение Нового Света представляло собой реальный жизненный опыт переселенцев, который отражался в их сочинениях через систему основных идейных и сюжетно-образных мотивов. Их эволюция показывала изменения, происходившие в менталитете зарождавшегося сообщества с учетом поправки на прагматически ориентированные цели выживания на неизведанных землях. Из взаимосвязи изучаемых мотивов слагалась идейная и художественная ценность самих произведений.
- В дневниках XVII века можно вычленить появление первых ростков зарождающегося самосознания колонистов как сообщества. Через интерпретацию стержневых мотивов оказывается возможным проследить эволюционное движение от религиозного идеала (Брэдфорд) к гражданскому (Уинтроп), а также выявить попытки ввести в повествование элементы личного восприятия сложившихся ранее мифов (Роландсон).
- Основные цели, которые преследовали поселенцы, возводя Град на Холме, и решаемые ими повседневные жизненные задачи обусловили литературную жанровую специфику первых произведений американской словесности (дневники, хроники, трактаты), в которых наблюдается зарождение и становление мозаичного сюжета.
- Встречающиеся на страницах ранних колониальных сочинений персонажи повествования выступали одновременно в двух ипостасях. С одной стороны, они имели отношение к конкретной личности соответствующей эпохи. С другой стороны - появлялись в виде аллегорических образов, которые формировались под влиянием довлеющего над всем новоанглийским обществом религиозного идеала. Таким образом, возникающие в анализируемых произведениях идейные и сюжетно-образные мотивы отражали то реальное и идеальное, что концентрировалось в менталитете переселенцев, корректировалось с точки зрения религиозного идеала, начинающего свое смещение в сторону идеала гражданского.
- Произведения Джонатана Эдвардса, одного из крупнейших новоанглийских авторов XVIII столетия, также характеризуются наличием выделенных для анализа идейных и сюжетно-образных мотивов. Последние пронизывают все его творчество, во многих случаях выстраивая сюжет. Поставив Божественное начало в центр мироздания, он показывает, каким образом должна быть сформирована личность американца. По сути, идеал «Нового Адама» соотносится с автором знаменитых проповедей и трактатов. Сюжетно-образные мотивы у Эдвардса взаимопереплетаются и приводят к трансформации идеи «Нового Адама», перенося акцент на человека. Кроме того, Эдвардс тяготеет к созданию образа самого Творца, показывая, как Его портрет воспринимается «Новым Адамом» в создаваемом им новом мире.
- Анализ произведений Эдвардса позволяет утверждать, что правомерен вывод о его эволюции как мыслителя и писателя. Эдвардс начального периода творчества не равен Эдвардсу-художнику последних лет жизни. Не ставя под сомнение значимость Создателя, в конце своей творческой деятельности автор «Свободы воли» неоднократно подчеркивает, что жизненный путь людей определяется свободой их собственного выбора этого пути.
- В своих работах Джонатан Эдвардс самым первым из колониальных авторов обратил внимание на необходимость самосозидания. В этом смысле его возможно рассматривать не только и не столько как «последнего из могикан», отдающего должное пуританизму, сколько воспринимать как мыслителя, начавшего процесс американизации пуританских идеалов. Наиболее полно данное положение можно проиллюстрировать эволюцией мотивов ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО в анализируемых произведениях писателя, которого с полным основанием можно воспринимать как одного из талантливых художников слова не только колониального периода, но и всей американской литературы.
- В противовес общепринятому мнению, что Бенжамин Франклин в своих произведениях первым заложил основу базисного для американского самосознания тезиса о возможности добиться успеха, полагаясь только на самого себя и свои силы (self-reliance), считаем, что указанное положение применимо и к творчеству Джонатана Эдвардса. Однако сравнение их систем нравственного совершенствования дает основание утверждать, что, хотя произведения и того, и другого мыслителя опираются на воззрения, типичные для ранней колониальной словесности XVII века, они дают разное воплощение изначального идеала. У писателя-богослова видение работы над собой помещено в духовную сферу, а у известного просветителя нравственная концепция самосовершенствования, вбирая в себя идеи европейского Просвещения, направлена на практическую деятельность человека. Выявленная связь с ранними колониальными сочинениями у обоих авторов представляется более глубокой, чем это принято считать в литературоведении.
- Джонатана Эдвардса и Бенжамина Франклина, очевидно, лично не знакомых друг с другом, можно метафорически рассматривать как участников судьбоносного диалога о будущем формирующейся нации. Как бы дискутируя друг с другом, обнажая точки соприкосновения своих воззрений и их различия, обе эти уникальные личности предложили в чем-то сходные, а в чем-то противопоставленные друг другу платформы изменения и развития общества, в котором они жили. Это можно проследить через эволюцию выявленных в диссертации мотивов. Речь идет о религиозно-философской программе Эдвардса и нравственно-этической системе морального совершенствования Франклина как едином фундаменте будущего культурного самосознания нации.
1.Истоки основных лейтмотивов американской литературы в произведениях колониального периода (XVII век). – М.: Издательство МГОУ, 2009 /16,25 п.л./
2.XVIII столетие. Рождение американской мечты (творчество Дж. Эдвардса и Б. Франклина). – М.: Издательство МГОУ, 2010 /15,75 п.л./
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
3.К вопросу о роли Джонатана Эдвардса в становлении американской литературы // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2008. – Вып. 4 (60). – C.274-280. /1,0 п.л./
4.К проблеме генезиса лейтмотивных тем в раннеамериканской литературе // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2008. – Выпуск 5 (61). – C.277-280. /0,5 п.л./
5.Истоки лейтмотива трудолюбия в американской литературе колониального периода // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2008. – Выпуск 11 (67). – C.242-248. /1,0 п.л./
6.Философские истоки американского культурного самосознания (Джонатан Эдвардс и Бенджамин Франклин) // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – 2008. – C.145-152. /1,1 п.л./
7.Истоки лейтмотива избранность в американской литературе колониального периода // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2009. – Вып. 1 (69). – C.66-74. /1,2 п.л./
8.Взгляд на истоки и становление американского литературоведения // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2009. – Вып. 4 (72). – C.128-136. /1,2 п.л./
9.Идея предопределения и американская словесность XVII века // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Русская филология». – 2009. – Вып. 3. – C.117-122. /0,9 п.л./
10.Ведущие лейтмотивы в американской литературе колониального периода // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Русская филология». – 2009. – Вып. 4. – C.127-134. /1,0 п.л./
11.Истоки лейтмотива wilderness в американской литературе // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория яз. Язык. образ.» – 2010. – № 1 (5). – C.17-24. /0,5 п.л./
12.Неоднозначность понимания категории свободы в произведениях ранней американской словесности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Русская филология». – 2010. – Вып. 1. – C.105-111. /0,9 п.л./
13.Лейтмотив равенства в произведениях ранней американской словесности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Русская филология». – 2010. – Вып. 3. – C.118-125. /1,0 п.л./
14.Лейтмотив WILDERNESS и образ Нового Адама в «Истории поселения в Плимуте» Уильяма Брэдфорда // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория яз. Язык. образ.» – 2010. – № 2 (6). – C.10-16. /0,5 п.л./
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:
15.Джонатан Эдвардс как предтеча национально-культурного самосознания США // Актуальные проблемы иноязычного образования: Сб. науч. ст. – Самара: МГПУ, 2008. – C. 8-11. /0, 5 п.л./
16.К вопросу о категориях трудолюбия и избранности в хрониках Уильяма Брэдфорда // Вестник Самарского Государственного Университета. Сер. «Филология». – 2008. – № 5(64). – C. 3-9. /0, 5 п.л./
17.Категории труда и трудолюбия в нравственно-этической системе Бенджамина Франклина Идейно-художественной многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. Ч. 9 – М.: МГОУ, 2008. – С. 35-49. /0, 9 п.л./
18.Миф о нации избранных – неотъемлемая часть американского самосознания // Сравнительное литературоведение: Материалы III Межд. науч. конф. «Стереотипы в литературах и культурах».– Баку, 2008. – С. 129-134. /0,8 п.л./.
19. Реформация и ее влияние на становление американской колониальной литературы // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория яз. Язык. образ.» – 2008. – № 2 (27). – C.5-11. /0, 5 п.л./
20.К вопросу о роли Джона Уинтропа в становлении раннеамериканской литературы // Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук: Межвуз. сб. науч. тр. – Баку, 2009. – С. 154-162. /0,7 п.л./
21.Зарождение мотива «предопределение» в американской литературе колониального периода // Современные исследования в области гуманитарных наук: Сб. науч. ст. – М.: 2009. – C.12-21. /0, 9 п.л./
22.Лейтмотив предопределения в работах Джонатана Эдвардса // Идейно-художественной многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. Ч. 10 – М.: МГОУ, 2009. – С. 7-18. /0, 8 п.л./
23.Символизм и категория предопределения в американской литературе колониального периода // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория яз. Язык. образ.» – 2009. – № 2 (4). – C.8-14. /0, 5 п.л./
24.Зарождение лейтмотива негреховности (innocence) в колониальной литературе США // Сборник научных трудов ученых Московского городского педагогического университета и Бакинского славянского университета. – М.: МГПУ, 2010. – С.132-138./0, 5 п.л./