1. Выявлены современные особенности развития транспортной инфраструктуры северных регионов и ее влияния на развитие экономики регионов:
- Транспортная инфраструктура в случае недостаточного уровня развития становится тормозом, а в случае опережающего развития - акселератором экономического роста региона.
- Возрастает взаимное влияние различных элементов транспортной инфраструктуры: на уровень эффективности морского транспорта оказывают влияние элементы железнодорожной транспортной инфраструктуры, а также элементы инфраструктуры воздушного транспорта и наоборот. Это требует согласованного развития отдельных элементов транспортной инфраструктуры региона.
- Увеличиваются трансакционные издержки развития транспорта в связи с глобализацией и ужесточением международных норм и регламентов, утвержденных международными соглашениями, в том числе и теми, в которых не участвует Российская Федерация. Эти трансакционные издержки отражаются в существенных экономических потерях экономики регионов и страны в целом в случае запоздалой реакции на вновь вводимые международные нормы и регламенты.
- Изменяется соотношение между так называемыми жесткими и мягкими элементами транспортной инфраструктуры северных регионов. Растет значение мягких элементов транспортной инфраструктуры, то есть норм, правил и стандартов, транспортно-логистических организаций, инвестиционных и лизинговых институтов, объединенных в соответствующие ассоциации. Мягкие элементы инфраструктуры все в большей мере воздействуют на эфффективность деятельности всего транспортно-логистического комплекса Баренцева Евро-арктического региона, что вызывает необходимость сбалансированного формирования как жестких, так и мягких элементов транспортной инфраструктуры.
- Возрастают экологические риски в связи с перспективами добычи и транспортировки углеводородов, добытых на шельфе северных акваторий. Эти риски характеризуются относительно низким уровнем вероятности неблагоприятных событий и катастрофическими последствиями в случае их реализации, что требует особого учета.
2. Выявлено влияние интеллектуального потенциала региона на развитие транспортной инфраструктуры этого региона. Показано, что интеллектуальный потенциал региона складывается из накопленных навыков, технологий, способностей, знаний населения региона и опирается на отлаженный механизм управления развитием этого региона. Доказано, что важнейшими элементами интеллектуального капитала региона, влияющими на развитие региональной инфраструктуры, и в частности транспортной инфраструктуры, являются уровень квалификации местной администрации и ее способность применять новые технологии управления социально-экономическим развитием, а также интеллектуальный капитал организаций, участвующих в транспортном обслуживании на территории региона. В связи с этим рекомендовано формирование научно-методического центра по комплексному развитию транспорта и его инфраструктуры, созданию интеллектуальной транспортной системы, дающей возможность осуществления перехода от локального управления различными транспортными системами к интегрированному управлению всем комплексом транспортной сети в северных регионах.
3. Уточнены цели и стадии цикла стратегического планирования развития региональной транспортной инфраструктуры. Основной целью развития транспортной инфраструктуры является развитие среды обитания и деятельности людей, использующих транспорт для самоорганизации, взаимосвязи и взаимодействия общества с окружающей средой. В связи с этим показано, что экономическая политика в части развития транспортной инфраструктуры страны в целом и регионов в частности должна быть направлена на минимизацию различий в территориальной мобильности людей. Выявлены формы взаимодействия администрации, населения и хозяйствующих субъектов в процессе формирования и реализации стратегического плана развития. Разработаны пути формирования стратегического видения у работников администрации региона. Выработаны методические требования к генеральной схеме развития интегрированной транспортной инфраструктуры северных регионов, использующей мультимодальные транспортно-логистические центры и транспортные коридоры.
4. Выявлены особенности концессионного механизма взаимодействия региональных и федеральных органов власти с бизнес-структурами по поводу развития транспортной инфраструктуры северных регионов. Предложены основные схемы предоставления концессий на объекты инфраструктуры:
- инфраструктурный объект создается за счет концессионера, после чего эксплуатируется им в течение срока, необходимого для его окупаемости и передается собственнику;
- объект, находящийся в собственности государства, передается в частные руки на условиях осуществления модернизации с последующей эксплуатацией с условием ряда ограничений;
- заключается контракт на управление, по которому часть прибыли используется на снижение издержек объекта управления, а собственник не меняется.
Показано, что существенно меньшая плотность инфраструктуры автомобильных дорог снижает возможности концессионного развития автомобильной сети дорог на севере в связи с тем, что придорожная инфраструктура в малонаселенных северных регионах не может служить источником дополнительных доходов в той же степени, что и в областях центральной России. Доказана необходимость формирования координационных органов управления крупными инфраструктурными комплексами. В частности предложено осуществить создание и дальнейшую эксплуатацию портовой зоны Мурманска под управлением специального органа - Управляющей компании.
По специальности 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: транспорт):
1. Обоснована необходимость наращивания потенциала Арктической межрегиональной транспортной системы. Показана необходимость возрождения научно-методического центра развития Северного морского пути (СМП), который может совмещать в себе одновременно функции центра развития и главное функцию управления СМП. Выявлена необходимость формирования и развития гражданской гидрографической службы для обеспечения функционирования Северного морского пути. Показано, что экономическая деятельность управления СМП во многом обладает свойствами общественного блага, а в ряде случаев порождает положительный внешний эффект, что ведет к необходимости сочетания различных способов финансирования деятельности по инфраструктурному обеспечению СМП: государственное субсидирование, потоннажные сборы и пр. Показано, что эффективное обеспечение функционирования СМП возможно на национальной основе, что делает малообоснованными предложения ряда государств о том, чтобы сделать СМП международным достоянием.
2. Обоснованы основные направления развития потенциала Арктической межрегиональной транспортной системы. В их числе: расширение объема морских перевозок по СМП; использование кроссполярных авиатрасс и транссибирских авиационных маршрутов; поэтапное строительство трансарктического автобана вдоль побережья северных морей России; анализ перевалочных возможностей для всех видов транспорта и формирование транспортно-складской системы в арктической зоне, обеспечивающей доставку грузов "от двери до двери".
Обоснована необходимость стратегического планирования целесообразных маршрутов судов, транспортирующих углеводородное сырье Штокмановского месторождения. Доказана целесообразность выделения специальных маршрутов для этих судов, которые обеспечат минимизацию риска межрегионального экологического ущерба в случае техногенных или природных катастроф.
Показана целесообразность развития навигационного обеспечения пролета воздушных судов над территорией северных регионов с целью обеспечения масштабных воздушных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и странами Северной Америки. Доказано, что развитие навигационного обеспечения воздушного сообщения обладает не только непосредственным, но и косвенным экономическим эффектом и в связи с этим будет способствовать развитию гидрографической службы, обеспечивающей функционирование и развитие СМП. Более того, развитие воздушного сообщения над северными регионами России будет стабилизировать их экономическое развитие в будущем.
Доказана необходимость более тесного сотрудничества транспортных служб российского севера и оборонных ведомств. Показано, что с целью повышения уровня транспортного, торгового и рыбопромыслового обслуживания целесообразно согласовывать на постоянной основе места учений и военных маневров, сдвинув их в более северные и менее привлекательные для гражданского использования регионы.
3. Выявлены основные направления развития транспортной инфраструктуры Мурманской области как ключевого элемента в организации транспортных потоков северных регионов России. В частности показано, что наиболее эффективным путем развития Мурманской области может стать ее превращение в северный интермодальный транспортный коридор Европы на основе формирования международного логистического хаб-центра путем форсированного развития Мурманской портовой зоны. В числе приоритетных выявлены задачи прокладки недостающего участка железной дороги, строительства контейнерного терминала, таможенных терминалов и пунктов пропуска. Разработана программа формирования в Мурманском регионе морской промышленно-портовой зоны, которая распространяется на территории и акватории не только собственно портовых сооружений, но и на территории функциональных зон с различным регламентом использования, связанным с портовой деятельностью. Программа предусматривает модернизацию существующих и строительство новых складов, терминалов, системы гидрографической безопасности, метеорологии, связи.
4. Уточнены показатели развития региональной транспортной инфраструктуры. Предложены общие показатели (грузоемкость экономики - количество тоннокилометров на единицу валового регионального продукта; равновесие - соотношение между приростом объемов общеэкономических показателей и приростом мощности транспортной системы; потенциальная подвижность населения - отношение протяженности дорог к численности занятого населения) и частные показатели развития транспортной инфраструктуры (эффективность товародвижения; уровень безопасности и экологической сбалансированности транспортной системы; доступность транспортных услуг).
Показано, что при определении экономической эффективности транспортной инфраструктуры необходимо учитывать, что она проявляется не только во внутренних показателях самой транспортной инфраструктуры (внутриотраслевой эффект), но и находит свое основное выражение в результирующих показателях обслуживаемых ею отраслей и производств (внешний эффект).
Обоснована целесообразность применения минимального транспортного стандарта с целью оценки эффективности функционирования транспортной системы в регионах. Показано, что минимальный транспортный стандарт может выступать как механизм регламентирования использования различных видов ресурсов при реализации стратегии транспортного развития.
5. Проведена оценка рисков развития и функционирования транспортной инфраструктуры северных регионов. В частности, определены риски развития Арктического транспортного узла как ключевого элемента транспортной инфраструктуры регионов российского Севера.
- Недостаточная согласованность и координация развития портов на Баренцевом и Балтийском морях, приводящая к нежелательной и неоправданной конкуренции с соответствующими трансакционными издержками и экономическими потерями.
- Ограниченные возможности и меняющаяся ситуация на Транссибирской магистрали в связи с предполагаемым ростом контейнерных перевозок из АТР в страны Евросоюза, создающие трудности для наращивания и даже сохранения существующего объема экспорта угля из Кузбасса.
- Сложные политические взаимоотношения со странами, заинтересованными в развитии ресурсов Арктики, накладывающие ограничения на динамику экспорта углеводородного сырья на североамериканский рынок.
- Недостаточные возможности ледокольного и специального газоперевозочного флота, приводящие к рискам при отработке месторождений шельфа и транспортировке сырья на крупные терминалы и далее на рынки Европы и Северной Америки.
1.Задворный Ю. В. Теоретические основы управления развитием транспортной инфраструктуры в Баренц-арктическом регионе. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010, 19,4 п.л.
2.Задворный Ю. В. Николаев В.А. Транспортная инфраструктура в экономической интеграции северных регионов. Монография. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008, 11,2 (авт.8,2 п.л.)
3.Задворный Ю. В. Транспортная инфраструктура в региональной экономической системе. Учебное пособие. Мурманск.: ФГУП Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2003.- 2,8 п. л.
Научные статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК России:
4.Задворный Ю.В. Стратегия развития транспортной инфраструктуры в регионе. //Государственная служба/ 2004, №5(31), с. 41-45, - 0,8 п. л.
5.Задворный Ю. В. Стратегия развития транспортной инфраструктуры в регионах. Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. (Серия “Региональная экономика”), Научный журнал.- М.: МАРТИТ, 18 (40), 2006, 0,6 п.л. с.66-73.
6.Задворный Ю. В. Стратегия интегрированного развития инфраструктуры в Народной Болгарии. Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. (Серия “Региональная экономика”), Научный журнал.- М.: МАРТИТ, 19 (41) 2006, 0,6 п.л. с.25-28.
7.Задворный Ю.В. Особенности мультимодальной модели развития транспортной инфраструктуры в регионах Севера. //Вестник ГУУ. - М.: 2009, №5, 0,6 п.л.
8.Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура арктических регионов как фактор реализации национальных интересов России.//Безопасность Евразии. - М.: 2010, № 2, 0,8 п.л. (с.396-399).
9.Задворный Ю. В. Пути развития системы транспортной безопасности. //Вестник ГУУ. - М.: 2010, № 19, 0.5.п.л. (с.60-64).
10.Задворный Ю. В. Социальная и экономическая роль транспортной инфраструктуры в развитии Баренц арктического региона.// Социальная политика, 2010, №8, 0,6 п.л.
11.Задворный Ю. В. Управление развитием транспортной инфраструктуры в северных регионах России.// Транспортное дело России. 2010, № 8, 0,6 п.л.
12.Задворный Ю.В. Обеспечение комплексной безопасности на транспорте.// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие),- М.: 2010, №4, 0,6 п.л.
13.Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура как ключевой фактор модернизации экономики регионов. // Предпринимательство. -М.: 2010, №12(2), 0,6 п.л.
14.Задворный Ю.В. Критерии эффективности транспортной инфраструктуры региона.// Предпринимательство. - М.: 2011, №1 (1), 0,6 п.л.
15.Задворный Ю.В. Пути развития транспортной инфраструктуры Баренцарктического региона.// Государственная служба. М.: 2011, № 2, 0,6 п.л.
16.Задворный Ю.В. Управление развитием «мягких» видов транспортной инфраструктуры региона.// Проблемы теории и практики управления. М.: 2011, № 2, 0,5 п.л.
Научные статьи и тезисы выступлений на международных и всероссийских конференциях по теме диссертационного исследования
17.Задворный Ю. В. Транспортная инфраструктура в регионе – проблемы и пути развития. //Государственное строительство и право. Вып. IV(X), М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2004, - 0,6 п. л.
18.Задворный Ю. В. Оптимизация развития транспортной инфраструктуры в регионе. Материалы ежегодной междисциплинарной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития», 9-10 декабря 2004г. М: РАГС, 2005. – 0,2 п. л.
19.Задворный Ю. В. Стратегия развития транспортной инфраструктуры в регионах.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 8. – М.: МАКС Пресс, 2006, 0,6 п.л.
20.Задворный Ю. В. Особенности современной модели развития региональной инфраструктуры. // Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 9. – М.: МАКС Пресс, 2006, 0,6 п.л.
21.Задворный Ю. В. Транспортная инфраструктура в стратегии регионального развития. В книге «Регион: рыночные силы развития» Спецкурс. Выпуск 13.- Мурманск: ОАО МИПП «Север», 2006. 1,4 п.л.
22.Задворный Ю.В. Пути развития материально-технической базы транспортного комплекса. В книге «Управление развитием транспортного комплекса России».- М.: Изд-во «Каталог», 2006, 0,8 п.л.
23.Задворный Ю.В. Развитие организационно-финансовых механизмов управления в сфере авиационного транспорта. В книге «Управление развитием транспортного комплекса России». - М.: Изд-во «Каталог», 2006, 1,0 п.л.
24.Задворный Ю. В. Развитие рыночной инфраструктуры в процессе системной трансформации экономики стран Восточной Европы.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 14. – М.: МАКС Пресс, 2007, 0,6 п.л.
25.Задворный Ю. В. Управление процессом формирования инфраструктуры эффективной рыночной среды.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 14. – М.: МАКС Пресс, 2007, 0,7 п.л.
26.Задворный Ю. В. Необходима коррекция стратегии развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 15. – М.: МАКС Пресс, 2007, 0,4 п.л.
27.Задворный Ю. В. Пути повышения эффективности развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 16. – М.: МАКС Пресс, 2008, 0,4 п.л.
28.Задворный Ю. В. Проблемы развития автомобильных дорог в регионах Российской Федерации. // Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 18 – М.: МАКС Пресс, 2008, 0,5 п.л.
29.Задворный Ю. В. Транспортный комплекс в системе территориального разделения труда. // Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 19 – М.: МАКС Пресс, 2008, 0,5 п.л.
30.Задворный Ю. В. Оценка рисков развития транспортной сети.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 20 – М.: МАКС Пресс, 2008, 0,4 п.л.
31.Задворный Ю. В. Основные направления структурного реформирования железнодорожного транспорта.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 21 – М.: МАКС Пресс, 2008, 0,5 п.л.
32.Задворный Ю. В. Государственное регулирование процесса частно-государственного партнерства на транспорте.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 22 – М.: МАКС Пресс, 2009, 0,6 п.л.
33.Задворный Ю. В. Активизация стратегии использования Северного морского пути.// Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 26 – М.: МАКС Пресс, 2009, 0,6 п.л.
34.Задворный Ю. В. Современное состояние и проблемы развития транспортной системы России. // Новое в экономике и управлении. Сборник статей. Выпуск 26 – М.: МАКС Пресс, 2009, 0,6 п.л.
35.Задворный Ю. В. О стратегии развития транспортной системы России.// Сборник статей. Выпуск 28 – М.: МАКС Пресс, 2009, 0,7 п.л.
36.Задворный Ю. В. Взаимодействие власти и частного капитала в развитии транспортной инфраструктуры.// Сборник статей. Выпуск 28 – М.: МАКС Пресс, 2009, 0,6 п.л.
37.Задворный Ю. В. Анализ проблем и опыта управления транспортным комплексом в северных регионах России.// Сборник статей. Выпуск 29 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,6 п.л.
38.Задворный Ю. В. Критерии оценки эффективности инфраструктурного потенциала развития регионов Севера.// Сборник статей. Выпуск 30 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,5 п.л.
39.Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура Баренцарктического региона как фактор экономической интеграции. Доклад на Российско-норвежской бизнес-конференции. Осло, 26.04.2010, 0,2 п.л.
40.Задворный Ю. В. Региональные аспекты развития транспорта в Российской Федерации.// Сборник статей. Выпуск 31 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,5 п.л.
41.Задворный Ю.В. Совершенствование организационно-экономических отношений в региональном транспортном комплексе. // Сборник статей. Выпуск 31 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,7 п.л.
42.Задворный Ю.В. Особенности развития транспортной системы России в условиях модернизации экономики. // Сборник статей. Выпуск 31 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,4 п.л.
43.Задворный Ю.В.Управление трансакционными издержками в логистике хозяйственных связей. // Сборник статей. Выпуск 32 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,5 п.л.
44.Задворный Ю.В. Современные подходы к организации транспортного комплекса в регионах России. // Сборник статей. Выпуск 32 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,6 п.л.
45.Задворный Ю.В. Менеджмент знаний как предпосылка развития интеллектуального капитала транспортной инфраструктуры региона.// Сборник статей. Выпуск 33 – М.: МАКС Пресс, 2010, 0,8 п.л.
46.Задворный Ю.В. Развитие портовой инфраструктуры Норвегии и России на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции «Россия – Норвегия XXI век. Взаимоотношения, вызовы». Мурманск 9-12 марта 2011 г., 0,5 п.л.