Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Правовое регулирование денежного обращения есть функция, имманентно присущая любому суверенному государству с развитой экономикой, реализующаяся посредством отправления государственно-властных полномочий по формированию юридического режима оборота денег, способов эмиссии, порядка и условий обращения наличных денежных знаков, установления правил хождения иностранных платежных средств (валюты),  правил безналичных расчетов.  Правовое регулирование денежного обращения предопределяется существующей в соответствующем государстве банковской системой, таможенными правилами,  законодательством о хозяйственном обороте и другими правовыми и экономическими факторами.

2. Под государственным финансовым контролем в сфере денежного обращения предлагается понимать комплекс форм и методов организации и управления денежным оборотом в рамках национальной экономики в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильного и сбалансированного осуществления всех платежей и расчетов, предотвращения нецелевого использования публичных и частных денежных фондов, соблюдения требований государственной финансовой дисциплины и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

3. Финансово-правовой институт «контроль за денежным обращением» включает в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие правовые формы и методы финансового контроля и регулирующие проведение контрольных мероприятий в отношении:

  • денежных операций с использованием наличной национальной валюты;
  • денежных операций посредством безналичных расчетов;
  • валютных операций;
  • операций связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем и др.

4. Контроль как функцию государства в сфере экономической деятельности общества в целом следует отличать от контроля за денежным обращением в силу следующих факторов:

  • контроль за денежным обращением осуществляется не только специально уполномоченными (контрольными) органами, но и другими органами и управленческими структурами;
  • денежное обращение контролируется в значительной мере путем установления ограничений, запретов или разрешительных процедур нежели мерами административной или иной ответственности последующего характера;
  • целью контроля за денежным обращением служат особые макроэкономические характеристики, а не финансовая дисциплина в рамках одной организации или региона.

5. Управление денежным обращением, эмиссионная деятельность, безналичные расчеты, валютное право, финансовый мониторинг, сберегательное дело и ряд смежных финансово-правовых институтов образуют в совокупности единый правовой комплекс, имеющий тенденцию преобразования в подотрасль финансового права - «право денежного обращения» или «эмиссионно-денежное право».  

6. Финансово-правовой институт контроля за денежным обращением  охватывает широкую  сферу экономической деятельности государства по контролю за денежными операциями в наличной и безналичной формах, валютными операциями, оборота ценных бумаг и направлен на обеспечение:

а) функционирования системы обратных связей  в финансовом механизме (информационное начало);

б) организационного воздействия на процессы эмиссии и денежного обращения (регулятивное начало);

в) применения охранительных норм права (правоохранительное начало).

7. Контрольные правоотношения в сфере денежного обращения не являются вторичными или производными, а относятся к основным правоотношениям. Их отличительной особенностью по сравнению с другими контрольными правоотношениями в рамках финансового права является самостоятельность возникновения, отсутствие обусловленности их возникновения развитием других финансово-правовых отношений.

8. Классификация правоотношений, складывающихся при осуществлении финансового контроля за денежным обращением, может строиться по функционально-отраслевому принципу следующим образом:

  • Контроль за наличным денежным обращением включает в себя: контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций; контроль за соблюдением юридическими лицами порядка работы с наличными денежными средствами; контроль за платежностью и подлинностью наличных денежных знаков; контроль за выполнением коммерческими банками функций агентов контроля за денежным обращением;
  • Контроль за безналичным денежным обращением охватывает: контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами форм и условий осуществления безналичных расчетов; контроль за коммерческими банками в отношении соблюдения ими правил осуществления безналичных расчетов;
  • Контроль за валютным обращением предполагает: контроль за соблюдением требований при совершении валютно-обменных операций; контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте; контроль за соответствием проводимых операций законодательству и наличием необходимых для этого разрешений и лицензий; контроль за выполнением резидентами обязательств по репатриации валютной выручки; проверку полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • Контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включает в себя: контроль за законным происхождением денежных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц; контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

9. Функция государственного финансового контроля реализуется в правовой и организационной формах, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая форма материализуется в индивидуально-правовых актах, издаваемых контролирующим органом по ходу и в целях реализации контрольных мероприятий. Организационная форма находит свое выражение в установлении нормативно регламентированных процедур проверок контрольно-счетного содержания, проводимых компетентными уполномоченными органами государства.

10. Правовые формы осуществления финансовой деятельности в форме государственного финансового контроля за денежным обращением включают в себя:

а) правопорождающие индивидуально-правовые акты (поручение на проведение проверки, удостоверение на проведение проверки)

б) правопрекращающие индивидуально-правовые акты (решение о прекращении проверки кредитной организации ̸ ее филиала, акт проверки кредитной организации, акт проверки)

в) информационные (уведомительные) индивидуально-правовые акты (уведомление о приостановлении проверки кредитной организации ̸  ее филиала, акт о противодействии проведению проверки кредитной организации ̸ ее филиала).

При этом правовые формы финансового контроля категории «а» и «б» являются обязательными и принимаются при проведении любых проверок. Правовые формы категории «в» являются факультативными и их принятие не является обязательным действием контролирующего субъекта.

11. Функция по организации наличного денежного обращения включает в себя контрольные полномочия Банка России за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении. Данные реалии требуют внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или реализации идеи о принятии закона о денежной системе, «поглощенного»  принятием первого из упомянутых.

12. Введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях норм, предусматривающих ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства (ст. 15.26), является необоснованным и противоречит целям осуществления эффективного банковского регулирования и существенно снижает действенность банковского надзора.

13. Принудительные меры воздействия, применяемые к кредитным организациями за нарушение банковского законодательства, в том числе при нарушении законодательства о денежном обращении, должны: выполнять не только функцию наказания, но и обеспечивать принудительное исполнение нарушенных требований законодательства и устранять причины нарушения нормативно-правовых актов, выполнять превентивные и пресекательные функции и соответствовать характеру совершенного правонарушения, т.е. должны быть соразмерны степени опасности правонарушения.

14. Исходя из характера и особенностей выделенных в диссертации правоотношений юридическая личность коммерческого банка, будучи сформированной первоначально как частноправовая конструкция при возникновении ныне действующего банковского законодательства и в ходе его развития максимально приблизилась к категории юридических лиц публичного права.

15. В целях повышения эффективного финансового контроля за денежным обращением необходимо предпринять меры по недопущению незаконной эмиссии, осуществляемой коммерческими банками и другими хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своей финансово-хозяйственной самостоятельностью, а также завершить работу по исключению из практики налично-денежных расчетов, искажающих экономические реалии. В этих целях требуется значительно усовершенствовать юридический инструментарий эмиссии денег и придать этой деятельности двусторонний характер как отношений, служащих предметом материального и процедурного правового регулирования.

16. Представляется целесообразным внесение изменений в действующее законодательство:

а) в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

  • Статью 3 предлагается изложить в следующей редакции:

«Центральный банк Российской Федерации является государственным органом, осуществляющим организацию и государственное регулирование денежного обращения на территории Российской Федерации.

Целью государственного регулирования денежного обращения в Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Задачами Центрального банка Российской Федерации являются:

-  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;

-  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.»;

  • Статью 34 дополнить положением о возложении на Банк России функции по осуществлению контроля за соблюдением кассовых операций кредитными организациями;

б) целесообразно освободить коммерческие банки от выполнения не свойственной им функции по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка работы с денежной наличностью, передав эти функции налоговым органам, для чего следует изменить ряд подзаконных актов Банка России, а также внести соответствующие изменения в законодательство, регламентирующее функции налоговых органов;

в) в законодательство об административных правонарушениях:

  • целесообразно расширить объективную сторону административного правонарушения - «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (ст. 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) путем признания административными правонарушениями:

- неполную сдачу денег в кассу учреждения банка;

- несоблюдение условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств;

- нарушение правил и форм ведения кассовой книги и других кассовых документов;

  • устранить коллизии между соответствующими нормами административного и банковского законодательства путем:

- внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях путем признания утратившими силу ст.ст. 15.2, 15.26 названного Кодекса, а в ст. 15.1 Кодекса внести дополнение, согласно которому ее действие не распространяется на кредитные организации. Вследствие чего Банк России снова получит возможность беспрепятственно применять меры принудительного характера к кредитным организациям, нарушающим банковское законодательство, в порядке Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- приведения в соответствие норм банковского и административного законодательства путем расширения перечня мер принуждения за нарушение банковского законодательства и предоставления Банку России право как органу банковского надзора осуществлять административную юрисдикцию и, как следствие, наделить его соответствующими юрисдикционными полномочиями;

г) в законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем: механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, необходимо усовершенствовать посредством предоставления Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторингу) права отдавать распоряжения кредитным организациям о приостановлении операций по счетам, используемых для легализации преступных доходов, с момента принятия Службой решения о передаче материалов финансового расследования в правоохранительные органы до момента принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Список опубликованных работ
I.В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Фролова Е.Е. Правовое содержание денежного обращения // М.: Черные дыры в российском законодательстве. 2010. № 5. С. 149−151.

2. Фролова Е.Е. Правовые формы и содержание государственно-финансового контроля в сфере наличного денежного обращения // М.: Черные дыры в российском законодательстве. 2010. № 5. С. 160−164.

3. Фролова Е.Е. Виды государственного контроля в рамках финансовой деятельности государства // Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 5. С. 136−143

4. Фролова Е.Е. Система контрольных правоотношений финансово-правового характера в сфере денежного обращения //М.: Современное право. 2010. № 10(1). С. 66−70.

5. Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль как элемент государственного управления и финансовой деятельности государства // Иркутск: Академический Юридический Журнал. 2010. № 3. С. 30−35

6. Фролова Е.Е., Ермаков С.Л. Банковские кризисы – неотъемлемый результат банковской деятельности в условиях рыночной экономики // Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 3. С. 156−161

7. Фролова Е.Е., Ермаков С.Л. Банковские кризисы: факторы, сценарии и политика // Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 4. С. 109−114

8. Фролова Е.Е. Контрольные правоотношения в сфере финансовой деятельности государства // М.: Современное право. 2010. № 8 (1). С. 16−22.

9. Фролова Е.Е. О совершенствовании лицензирования банковских операций // М.: Финансовое право. 2003. № 6. С. 17−21.

10. Фролова Е.Е. Рост рынка кредитования – рост производственной активности // М.: Журнал Юрист. № 3. 2011. С. 39-46.

11. Фролова Е.Е. Финансовые правоотношения в сфере контроля за денежным обращением // М.: Журнал Юридический мир. № 3. 2011. С. 38-43.

12. Фролова Е.Е. К вопросу о государственной политике в области государственного финансового контроля и банковского надзора // М.: Финансовое право. № 4. 2011. С. 24-29.

13. Фролова Е.Е. Теневая экономика как особый аспект современного денежного обращения // Иркутск. Академический юридический журнал. № 1. 2011. С. 33-36.

II.В иных научных изданиях:

14. Фролова Е.Е. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, как самостоятельное направление государственного финансового контроля в сфере денежного обращения: Монография // Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2010. 128 с.

15. Фролова Е.Е. Правовое регулирование государственного финансового контроля в сфере денежного обращения в Российской Федерации: Монография // Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2010. 336c.

16. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е. Комплексное антикризисное управление российским банковским сектором как важнейший инструмент экономического регулирования развития страны: Монография // Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2010. 496 с.

17. Фролова Е.Е. Восстановление кредитования – опорная точка экономической активности // М.: Модернизация, инновации, развитие. 2010. № 4. С. 122−127.

18. Фролова Е.Е. Правовые формы и содержание государственного финансового контроля в сфере наличного денежного обращения // М.: Право и жизнь. 2010. № 150 (12). С. 139−153.

19. Фролова Е.Е. Правовая природа и сущность финансово-контрольных правоотношений // М.: Право и жизнь. 2010. № 149 (11). С. 178−186.

20. Фролова Е.Е. Система контрольных правоотношений финансово-правового характера в сфере денежного обращения // М.: Право и жизнь. 2010. № 148 (10). С. 110−119.

21. Фролова Е.Е. К вопросу о государственном регулировании денежного обращения в России // М.: Право и жизнь. 2010. № 146 (8). С. 195−202.

22. Фролова Е.Е. Финансовый контроль как форма финансовой деятельности государства // М.: Образование и право. 2010. № 11 (15). С. 139−149.

23. Фролова Е.Е. Организация денежного обращения в Российской Федерации // М.: Образование и право. 2010. № 10 (14). С. 108−115.

24. Фролова Е.Е. Денежное обращение как объект финансово-правового регулирования // М.: Образование и право, 2010. № 9 (13). С. 64−70.

25. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е., Кредитные организации и банковская инфраструктура в России // М.: Гражданин и право. 2010. № 9. С.35−41.

26. Фролова Е.Е. О тенденциях развития рынка кредитования // Иркутск: Вестник Института законодательства им. М.М. Сперанского. 2010. № 6 (9). С. 31−38.

27. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е. Основные методы и модели управления ликвидностью коммерческого банка, их применимость в условиях кризиса // Сборник материалов научно-практической конференции «Актуальные вопросы правотворчества и правоприменения в Российской Федерации»/ Науч. ред. Е.Е. Фролова, А.А. Петров. Иркутск: Изд-во Байкальского университета. 2010. 536 с. С. 62−87.

28. Суханов И.П., Фролова Е.Е. Форфейтинг в системе торгового финансирования клиентов // Сборник материалов научно-практической конференции «Актуальные вопросы правотворчества и правоприменения в Российской Федерации»/ Науч. ред. Е.Е. Фролова Е.Е., А.А. Петров. Иркутск: Изд-во Байкальского университета. 2010. 536 с. С. 88−111.

29. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е. Мировой финансово-банковский кризис и его влияние на экономическое развитие // Сборник материалов научно-практической конференции «Правовое обеспечение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»/ Науч. ред. Е.Е. Фролова, А.А. Петров. Иркутск: Изд-во Байкальского университета. 2010. 164 с. С. 4−17.

30. Фролова Е.Е. Диалог власти и банковского сообщества // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. Июнь 2010. С.1.

31. Фролова Е.Е. О некоторых тенденциях в развитии банковского сектора // Сборник материалов 6-й международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Российское предпринимательство: история и современность». М., 2010. 304 с. С. 271−274.

32. Фролова Е.Е. Правовое обеспечение формирования гражданского общества // Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Экономика образования. 2008. № 3. С. 226−227.

33. Фролова Е.Е. Гражданское общество: история, реалии, перспективы // Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Экономика образования. 2008. № 4. С. 144−146.

34. Фролова Е.Е. Генезис и эволюция концепций гражданского общества // Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Экономика образования. 2008. № 4. С. 146−148.

35. Фролова Е.Е. Лицензирование банковских операций как форма государственного регулирования банковской деятельности (теория, практика, проблема). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004. 189 с.

III.Учебники и учебные пособия

36. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е. Банковское дело. Курс лекций // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. 372 с.

37. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е., Юденков Ю.Н. Организационно-правовые основы функционирования Центрального банка. Учебник. Рекомендован Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. 368 с.

38. Ермаков С.Л., Фролова Е.Е. Банки и их деятельность от «А» до «Я». Словарь терминов и определений // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. 116 с.

39. Фролова Е.Е. Правовые основы лицензирования банковской деятельности. Учебно-методический комплекс // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. 36 с.

40. Фролова Е.Е. Банковский надзор. Учебно-методический комплекс // Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. 37 с.

41. Емельянова Е.С., Фролова Е.Е. Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Учебно-методический комплекс // М.: ДЕЛО. 2008. 16 с.

42. Викулин А.Ю., Тосунян Г.А., Фролова Е.Е., Экмалян А.М. Банковское право. Учебно-методический комплекс юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации // М.: ДЕЛО. 2008. 33 с.

43. Фролова Е.Е., Экмалян А.М. Создание кредитной организации по российскому законодательству: Учебное пособие // М.: Институт государства и права РАН. 2008. 130 с.

44. Викулин А.Ю., Тосунян Г.А., Фролова Е.Е., Экмалян А.М. Банковское право. Учебно-методический комплекс юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации // М.: ДЕЛО. 2005. 32 с.

45. Фролова Е.Е. Лицензирование банковских операций. Учебно-методический комплекс юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации // М.: ДЕЛО. 2005. 16 с.

46. Гиссин Е.М., Емельянова Е.С., Кармишин Н.Ю., Кормош Ю.И., Нигматулина Л.Б., Узденов Ш.Ш., Фролова Е.Е., Экмалян А.М. Небанковская кредитная организация. Создание, функционирование и ликвидация: Учебно-практическое пособие // М.: ДЕЛО. 2003. 304 с.