- Выраженность синдрома профессионального выгорания у преподавателей высшей школы обусловлена такими индивидуально-личностными характеристиками как низкий уровень саморегуляции, слабая осознанность своего эмоционального поведения и реагирования, отсутствие продуктивного интереса к себе, своему внутреннему миру, слабо выраженное умение самонаблюдения и самоанализа, неумение экономично расходовать собственные энергетические ресурсы.
- Большинство обследованных преподавателей высшей школы характеризуются высоким уровнем профессионального выгорания, структура которого представлена высокой выраженностью фаз резистенции и напряжения, высокими показателями фазы истощения, а также симптомами: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и вегетативные нарушения.
- Перечисленные личностные характеристики преподавателя высшей школы оказывают значительное влияние на реакцию на негативное воздействие внешней среды, сохранение внутренних ресурсов и могут выступать внутренними условиями, предотвращающими или способствующими развитию синдрома выгорания.
- Степень выраженности фаз и симптомов синдрома профессионального выгорания обусловлена степенью выраженности внутренних психологических условий, позволяющих преодолеть негативное воздействие внешней среды.
- При особых обстоятельствах деятельности психологическими условиями, способными предотвратить развитие синдрома профессионального выгорания у педагогов высшей школы могут выступать: психологическая устойчивость как интегральная характеристика, объединяющая особенности всех стратегий преодоления профессиональных стрессов; высокий уровень саморегуляции, осознанное эмоциональное поведение, направленное на преодоление стрессовых ситуаций; стремление к самоактуализации, позитивное самоотношение как осознанность преподавателем высшей школы своих собственных качеств, способностей и возможностей.
- Индивидуально-личностными характеристиками, позволяющими предупредить развитие синдрома профессионального выгорания преподавателя высшей школы являются: высокий самоконтроль, эмоциональная и стрессоустойчивость, саморефлексия, уверенность в себе, потребность в личностном и духовном и профессиональном росте, способность к свободному выражению своих чувств, осознание своего единства с окружающим миром и ценностное отношение к себе, к другим людям, к профессиональной деятельности.
- Реализация психолого-педагогической модели предупреждения и программы коррекции (автор - Асмаковец Е.С, переработка диссертанта, См. Приложение Б диссертации) профессионального выгорания, что позволяет создавать образовательную среду с ее психодидактическим, коммуникативным и пространственным компонентами, способствующую снижению уровня интенсивности синдрома профессионального выгорания педагога высшей школы на фазах напряжения и истощения.
1.Темиров, Т.В. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения [Текст] / Т.В. Темиров // Мир психологии – 2008.- №2. – С.211-221.
2.Темиров, Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога [Текст] / Т.В. Темиров // Мир психологии – 2008.- №4.- С.211-221.
3.Темиров, Т.В. Динамика профессионально-личностных характеристик педагогов [Текст] / Т.В. Темиров // Вестник Государственного университета управления – 2009. – № 4. – С.125.-128.
4.Темиров, Т.В. Современное состояние проблемы психического выгорания учителей [Текст] / Т.В. Темиров // Вестник Ярославского государственного университета. – 2009. - №2. – С. 45-49.
5.Темиров, Т.В. Личность педагога и проблемы семейного воспитания [Текст] / Т.В. Темиров // Вестник Государственного университета управления – 2009. – № 22. – С.34-47.
6.Темиров, Т.В. Психическое выгорание учителей и стилевые особенности педагогического управления [Текст] / Т.В. Темиров // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2009. - №3 (15). – С. 58-63.
7.Темиров, Т.В. Традиции отечественной духовной культуры в современном образовании [Электронный текст] / Т.В. Темиров // Педагогика искусства: электронный научный журнал. -2009. - №4.
Статьи в прочих изданиях
8.Темиров, Т.В. Управление стрессовыми ситуациями как профилактика профессионального выгорания [Текст] / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2007. - №4.- С.120- 121.
9.Темиров, Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий [Текст] / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2007. - №3/2. – С.95-96.
10. Темиров, Т.В. Профессиональное самоопределение в условиях модернизации российского образования [Текст] / Т.В. Темиров // Актуальные проблемы модернизации российского образования: материалы Всеросс. науч.-практ.конф. – Тверь: Тверской гос.тех.университет, 2007. – С.93-96.
11.Темиров, Т.В. Научно-исследовательская деятельность как активный ресурс профилактики психического выгорания педагогов [Текст] / Т.В. Темиров // Научно-исследовательская деятельность в образовании Материалы Всероссийской научно-практ.конф. – Тверь: Тверской гос.тех.университет, 2007. – С.97-99.
12. Темиров, Т.В. Особенности психического выгорания педагогов [Текст] / Т.В. Темиров // Актуальные проблемы развития социально-экономических, психологических и правовых знаний : материалы Межвуз. науч.-практ.конф. – Тверь: ТФ МГЭИ, 2007. – С.36-37.
13. Темиров, Т.В. Формирование психического выгорания как профессионально-педагогическая особенность учителей [Текст] / Т.В. Темиров // Проблемы развития гуманитарно-экономических и естественных наук : материалы Межвуз. науч. конф. – Тверь: ТФ МГЭИ, 2008. – С.31-33.
14. Темиров, Т.В. Социально-психологическая профилактика психического выгорания личности педагога [Текст] / Т.В. Темиров // Вестник интегративной психологии. – 2008. - №1 (6). – С.172.
15. Темиров, Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм педагогической деятельности в изменяющихся условиях [Текст] / Т.В. Темиров // Социальный мир человека - Вып.2 // Человек и мир: социальные миры изменяющейся России: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. – Ижевск: ERGO, 2008. – С. 145 – 146.
16. Темиров, Т.В. Динамика профессионально-личностных характеристик педагогов в условиях социальной энтропии [Текст] / Т.В. Темиров // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры // материалы II междунар. конгресса 17-18 октября 2008 г. – М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – С.383 – 385.
17. Темиров, Т.В. Философско-педагогические проблемы семейного воспитания в произведениях К.Д. Ушинского и современность [Текст] / Т.В. Темиров // Педагогические чтения «К.Д. Ушинский и семейное воспитание». – М.: Futurus, 2009. – С.5-10.
18. Темиров, Т.В. Психическое выгорание учителей и стилевые особенности педагогического управления [Текст] / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2009. - №4. – С.106 – 107.
19. Темиров, Т.В. Основные факторы воспитательного воздействия [Текст] / Т.В. Темиров // Психология XXI столетия : Теория. Эксперимент. Социальная практика: материалы Междунар. Конгресса 10-13 сентября 2009 г. – М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С.351 – 354.
20.Темиров, Т.В. Психолого-педагогические основы изучения проблемы психического выгорания педагогов [Текст] / Т.В. Темиров // Психология и образования: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Махачкала: ДГПУ, 2009. – С.307-309.
21.Темиров, Т. В. Проблема профессионального выгорания педагогов в современной психологической науке [Текст] / Т.В. Темиров // Образование и право. – 2010. - №12 (16). – С. 235-243.
22.Темиров, Т. В. Взаимосвязь профессионального развития и профессионального выгорания [Текст] / Т.В. Темиров // Право и жизнь. – 2010. – №149 (11). – С.89-97.
23.Темиров, Т. В. Особенности синдрома «психического выгорания» [Текст] / Т.В. Темиров // Право и жизнь. – 2010. - №150 (12). – 0, 5 п.л.
24.Темиров, Т. В. Факторы возникновения и развития синдрома «психического выгорания» [Текст] / Т.В. Темиров // Образование и право. – 2010. - №12 (16).- С.43-51.
25.Темиров, Т. В. Профессиональная идентичность педагога в контексте синдрома «эмоционального выгорания» [Текст] / Т.В. Темиров // Право и жизнь. –2010. - № 149 (11) . –С. 136-143.
26.Темиров, Т. В. Основные принципы разработки программы коррекции профессионального выгорания педагогов [Текст] / Т.В. Темиров // Право и жизнь. – 2010. - № 150 (12). –С.78-86.