Научная тема: «КОГНИТИВНО-СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КАТЕГОРИИ ПРЕДМЕТНЫХ ИМЕН В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ОДЕЖДЫ)»
Специальность: 10.02.04
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Категория наименований одежды занимает весьма важное место в лексике английского языка как потому, что она разделяет свойства естественных и перцептуально организованных категорий, так и потому, что она занимает обширное лингво-культурологическое и семиотическое пространство.
  2. Категория английских наименований одежды - иерархическое, структурированное образование, имеющее единое концептуальное основание, которое включает в себя знание о человеке, носящем одежду, о предмете одежды и ситуации ношения.
  3. Переход от концептуального основания категории к формированию лексических   единиц-элементов   категории   происходит   постепенно   (через активацию когнитивных, а затем - языковых, механизмов номинации).
  4. В качестве когнитивного механизма, приводящего в действие номинативный потенциал языковой системы, выступает аналогия. Аналогия как главный принцип моделирования в современной системе словообразования продолжает играть определяющую роль и при формировании новых единиц номинации в такой категории, как категория английских наименований одежды; по сути, он лежит в основе формирования, развития и функциони­рования языковых категорий, и с его помощью внутри категории создаются знаки разных типов и разной сложности путем их равнения на определенный образец.
  5. Развитие категории на всех этапах ее существования проявляет зависимость как от экстралингвистических (главным образом исторических и прагматических) факторов, так и от собственно языковых факторов (главным образом тех средств номинации, которые участвуют в ее формировании).
  6. Исторически категория наименований одежды связана с небольшим количеством входящих в нее первоначально предметных имен, а ее развитие принимает форму постоянно текущего (вплоть до настоящего момента) процесса пополнения ее новыми наименованиями.
  7. Современная категория наименований одежды представляет собой трехуровневую многофокусную когнитивную категорию, построенную по принципу фамильного сходства, в то время как ее частные подкатегории строятся по прототипическому принципу.
  8. Для расширения границ категории наименований одежды исполь­зуются все средства номинации, развивающиеся к этому времени в английском языке (семантическая деривация, словообразование, заимствование), причем для данной категории при отсутствии специализированных словообразова­тельных средств ее выражения наибольшим удельным весом обладает слово­сложение. Именно оно широко используется на основании аналогии, которая становится ведущим принципом при создании данного круга обозначений.
  9. Важной особенностью данной категории является использование ее членов не только непосредственно в системе номинаций, но и в дискурсе, где многие ситуации являются семиотически маркированными: особенно ярко семиотическая маркированность проявляется в ситуации выбора одежды по ее соответствию ситуации ношения и личности человека.
Список опубликованных работ
Монографии и научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК:

1.Бондарчук Г. Г. Механизмы аналогии в синхронии и диахронии. – М.: «ООО Типография Сарма», 2003. – 92 с. (5,75 п. л.)

2.Бондарчук Г. Г. Семиотические аспекты описания категории предметных имен. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – 226 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 577; сер. Языкознание). (10,0 п. л.)

3.Бондарчук Г. Г. Особенности формирования значений у комплексных наименований одежды в английском языке // Английский лексикон в свете когнитивной парадигмы знаний. – М.: МГЛУ, 2002. – 211 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 470). – С.25–29. (0,3 п. л.)

4.Бондарчук Г. Г. Проблема аналогии в античной теории языка и в учении младограмматиков // Лексика в разных типах дискурса. – М.: МГЛУ, 2003. – 174 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 478). – С. 10–17. (0,4 п. л.)

5.Бондарчук Г. Г. Роль индивида в создании языковых единиц по аналогии // Проблемы соотношения культуры, языка и мышления в парадигме современно английской лексикологии. – М.: МГЛУ, 2004. – 207 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 489; сер. Лингвистика). – С. 17–24. (0,4 п. л.)

6.Бондарчук Г. Г. Семиотический аспект декодирования английских синтаксических сложных слов // Лексическая система как инструмент познания. – М: МГЛУ, 2006. – 232 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 512; сер. Лингвистика). – С. 98–102. (0,3 п. л.)

7.Бондарчук Г. Г. Некоторые особенности функционирования семиотически маркированных единиц в английском тексте // Межкультурная коммуникация. Лексикология. – М.: «Рема», 2007. – 244 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 522; сер. Лингвистика). – С. 46–51. (0,3 п. л.)

8.Бондарчук Г. Г., Кубрякова Е. С. Семиотические аспекты изучения категории одежды // Теория и практика лексикологических исследований. – М.: «Рема», 2007. – 276 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 532; сер. Лингвистика). – С. 81–88. (0,4 п. л. / 0,2 п. л.)

9.Бондарчук Г. Г. Семиотически маркированные ситуации употребления наименований одежды в английском языке // Актуальные проблемы современной английской лексикологии. – М.: «Рема», 2008. – 277 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 552; сер. Лингвистика). – С. 84–91. (0,4 п. л.)

10.Бондарчук Г. Г. О внедрении достижений лингвистики в процесс обучения иностранному языку // Новое в лексикологии: проблемы, методы, изыскания. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. – 375 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 549; сер. Языкознание). – С. 24–30. (0,4 п. л.)

11.Бондарчук Г. Г. Механизмы аналогии в формировании категории английских наименований одежды // Изучение разноструктурных языковых знаков: проблемы и перспективы. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. – 313 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 572; сер. Языкознание). – С. 100–118. (0,9 п. л.)

Статьи в других научных изданиях:

12.Бондарчук Г. Г. Проблемы языковой категоризации (лингвистический анализ названий одежды за последние 50 лет) // Когнитивные аспекты языковой категоризации. – Рязань: Рязанский гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2000. – 231 с. (Сб. науч. тр.). – С.51–56. (0,4 п. л.)

13.Бондарчук Г. Г. О валентности предметных имен // Теоретические и прикладные аспекты лингвистических исследований. – Сургут: СурГУ, 2001. – 151 с. (Межвуз. сб. науч. тр.) – С. 87–90. (0,2 п. л.)

14.Бондарчук Г. Г. О становлении признаков в естественных категориях (на материале английских наименований одежды) // Теоретические и прикладные аспекты лингвистических исследований. – Сургут: СурГУ, 2001. – 151 с. (Межвуз. сб. науч. тр.) – С. 62–69. (0,4 п. л.)

15.Бондарчук Г. Г. Пути субкатегоризации предметной лексики (на материале английских наименований одежды) // Английский лексикон в когнитивно-дискурсивной парадигме. – М.: МГЛУ, 2001. – 167 с. (Сб. науч. тр. МГЛУ) – С. 57–63. (0,4 п. л.)

16.Бондарчук Г. Г. О насыщенности текстов художественной литературы разноструктурными лексическими единицами // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. – Рязань: РГПУ, 2002. – 237 с. (Сб. науч. тр.) – С. 149–151. (0,2 п. л.)

17.Бондарчук Г. Г. Наименования одежды и их семиотические функции // С любовью к языку: сб. науч. тр., посвящ. юбилею Е. С. Кубряковой. – М.–Воронеж: ИЯ РАН, ВГУ, 2002. – 492 с. – С. 188–196. (0,5 п. л.)

Материалы конференций:

18.Бондарчук Г. Г. Пути субкатегоризации предметной лексики // Когнитивная семантика: Материалы второй межд. школы-семинара. Часть 2, Тамбов, 11–14 сент. – Тамбов: ТГУ, 2000. – 262 с. – С. 195–197 с. (0,2 п. л.)

19.Бондарчук Г. Г. Некоторые способы выражения валентностей предметных имен // От слова к тексту: Материалы докладов межд. науч. конф. Часть 1, Минск, 13–14 ноября. – Минск: МГЛУ, 2000. – 199 с. – С. 89–90. (0,1 п. л.)

20.Бондарчук Г. Г. Когнитивные подходы к описанию предметной лексики // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: Материалы Круглого Стола, Москва, апрель. – Москва: ИЯ РАН, ТГУ, 2000. – 124 с. – С. 36–40. (0,3 п. л.)

21.Бондарчук Г. Г. Концептуальный анализ развития категории одежды // Филология и культура: Материалы III Межд. науч. конф. Часть 2, Тамбов, 16–18 мая. – Тамбов: ТГУ, 2001. – 188 с. – С. 43–44. (0,1 п. л.)

22.Бондарчук Г. Г. Аналогия в новых обозначениях одежды в английском языке // Проблемы английской неологии: Материалы науч. конф., Москва, 29 янв. – М., 2002. – 112 с. – С. 48–51. (0,2 п. л.)

23.Бондарчук Г. Г. Семиотический план обозначений одежды // Форма, значение и функции языка и речи: Материалы межд. науч. конф., Минск, 16–17 мая: в 3 ч. – Минск: МГЛУ, 2002. – Ч. 1. (0,1 п. л.)

24.Бондарчук Г. Г. Особенности композиционной семантики английских наименований одежды // Композиционная семантика: Материалы Третьей межд. школы-семинара по когнитивной лингвистике, Тамбов, 18–20 сентября: в 2 ч. – Ч. 1. – Тамбов: ИЯ РАН, ТГУ, 2002. – 211 с. – С. 30–32. (0,1 п. л.)

25.Бондарчук Г. Г. Семиотические функции обозначений одежды в художественном тексте // На стыке парадигм лингвистического знания в начале XXI века: Материалы межд. юбилейной конф. Е. С. Кубряковой, Москва, 29 октября. – М.– Калининград: ИЯ РАН, КГУ, 2002. – 187 с. – С. 111–117. (0,3 п. л.)

26.Бондарчук Г. Г. Роль языковых знаков разных типов в формировании английской картины мира (наименования одежды) // Филология и культура: Материалы IV межд. конф., Тамбов, 16–18 апреля. – Тамбов: ИЯ РАН, ТГУ, 2003. – 526 с. – С. 38–40. (0,1 п. л.)

27.Бондарчук Г. Г. Семиотические функции в категории одежды и ее обозначениях // Семиотика и имиджелогия деловых культур: Материалы межд. конф., Тамбов, 16–17 сентября. – Тамбов: ИЯ РАН, ТГУ, 2003. – 219 с. – С. 59– 60. (0,1 п. л.)

28.Бондарчук Г. Г. Роль аналогии в формировании английских наименований одежды // Язык и общество: Материалы межд. науч. конф. «Чтения Ушинского. Ярославль, 4–5 марта. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. – 217 с. – С. 47–50. (0,2 п. л.)

29.Бондарчук Г. Г. Аналогия в образовании единиц номинации // Slowo. Tekst. Czas VII. Materialy VII Miedzynarodowej Konferencji Naukowej (Szczecin, 21–23 listopada, 2003). (0,15 п. л.)

30.Бондарчук Г. Г. Роль языковых знаков разных типов в становлении и развитии английских наименований одежды // Исторические исследования в современной англистике: Материалы науч. конф., Москва, 28 января. – М.: МГЛУ, 2004. – 111 с. – С. 21–25. (0,25 п. л.)

31.Бондарчук Г. Г. Семиотическая функция английских предметных имен // Материалы межд. конгресса по когнитивной лингвистике. Тамбов, 26– 28 сентября. – Тамбов: Министерство образования и науки РФ, ИЯ РАН, ТГУ, 2006. – 509 с. – С. 232–233. (0,1 п. л.)

32.Бондарчук Г. Г. О внедрении достижений лингвистики в процесс обучения иностранному языку // Вызовы XXI века – поликультурный и многоязычный мир: Материалы межд. конф. Москва, 2–4 июля. – М.: МГЛУ, 2009. – 116 с. – С. 34–35. (0,2 п. л.)

33.Бондарчук Г. Г. Категория английских наименований одежды и основные направления ее развития // Актуальные проблемы изучения комплексных языковых знаков: Материалы межд. науч. конф. к 100-летию засл. деятеля науки РФ, доктора филол. наук, проф. А. В. Кунина. Москва, 22–23 апреля. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. – 200 с. – С. 30–31. (0,1 п. л.)