Научная тема: «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ»
Специальность: 09.00.01; 09.00.13
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Время само по себе - это событие осуществления бытия. Поэтому онтологическая сущность времени должна определяться как граница или предел, который ограничивает бесконечную полноту бытия и тем самым актуализирует его в конкретное, конечное, временное сущее.
  2. Собственное бытие времени не может быть зафиксировано в чистом виде, поскольку его сущностью является фактически неуловимое мгновение осуществления бытия сущего. Время в собственном смысле может быть обнаружено только там, где происходит самораскрытие бытия сущему, т. е. в существовании человека. В человеческом способе существования в наивысшей степени реализована способность бытия к темпоральному самоопределению. Поэтому темпорологическим определением человека является понятие существа-предела, существа определяющего.
  3. Занимая некоторое место, человек одновременно вносит в него предел, дискретность, вещность, поскольку все предметное сущее заканчивается, определяется на нем. В процессе этого события получает место, осуществляется жизненный мир человека, а он сам обретает историю. Поэтому время - фундаментальный элемент человеческого существования. Вне человека времени не существует, а осознанное восприятие открывающего себя сущего - это необходимый элемент времени. Такой подход не означает субъективации времени, поскольку сам человек рассматривается как бытие-в-мире, т. е. как полноценное и даже преимущественное воплощение осуществленного бытия мира.
  4. Причиной фундаментальной одномерности времени является его ограничивающая природа, выявляемая антропологическим подходом. Имея место в качестве предела бытия, собственным размером времени является мгновение, а характеристики длительности, направленности, необратимости, ритма и изменчивости - это суть свойства не времени самого по себе, а определенного временем сущего.
  5. Понимание ограничивающей природы времени требует особого определения конечности, смертности существующего. Проблема смерти заключается не в том, что сущее неизбежно движется от начала к концу, а в том, что бытие через свой предел проходит к началу существования сущего. Именно для осуществления сущего необходимо, чтобы бытие определилось, окончилось. Поэтому смерть нужна не для небытия, а именно для бытия.
  6. Ограничивающая сущность времени означает, что проблема срочности бытия связана в первую очередь не с длительностью, а с интенсивностью и масштабом существования сущего. Собственная длительность времени сущего равна сроку исполнения, определения его бытия, т. е. сама по себе равна мгновению. Поэтому принципиально значимым фактором является не длительность, а только интенсивность существования, достаточная для исполнения определенного масштаба бытия сущего. Если сущее исполняет свой масштаб существования, в нем актуально реализуется вечность бытия.
  7. Человеческая реальность существует двойственным, взаимодополнительным образом: как единичная целостность (человек) и множество индивидов (люди). Единичная целостность - это принципиально темпоральный феномен, а индивидуальная множественность - принципиально пространственный, локально-геометрический феномен, и они неразделимо вложены друг в друга, т. е. благодаря времени целое голографически располагается в частичном, фрагментарном.
  8. Антропологическая модель времени позволяет определить физический смысл человеческого бытия. В частности, физическим основанием существования человека является разрушение, разрыв мгновенных взаимодействий сингулярно-нелокального бытия. Его смысл заключается в том, что мгновенному взаимодействию сингулярно-нелокального типа ставится предел, который задерживает взаимодействие, и эта задержка производит осуществление пространственного мира, части которого взаимодействуют сигнально-локальным способом. Это антропный принцип бытия, выражающий укорененность человеческого существования в темпоральной способности бытия к самоопределению.
  9. Антропологическое понимание времени требует расширения сферы применения антропного принципа. Человек не случаен не только физически, но и биологически. Это означает, что тот сегмент космологической структуры, в котором расположена наша биологическая система, является человеческим. Иными словами, в данном сегменте осуществляется целенаправленное космологическое программирование жизненной формы человека, что является биологическим выражением укорененности человеческого способа существования в темпоральной способности бытия к самоопределению. Биологическая эволюция и появление человека связаны с процессом специфического темпорального расширения свойственного жизни процесса восприятия и познания мира, в ходе которого темпоральность существования смещается с филогенетического на онтогенетический уровень.
  10. Социокультурная обусловленность истории не отменяет того необходимого факта, что во всех конкретных случаях имеет место история человека. Это означает, что уникальному социокультурному кодированию, обеспечивающему цивилизационное различие участников исторического процесса, подвергается некоторая универсальная темпоральная матрица, отражающая временную организацию человеческого бытия как такового. Ее фундаментальными характеристиками являются свойства эпохальности и экстатичности исторического времени.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Гарбузов, Д.В. Антропология времени / Д.В. Гарбузов. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – 360 с. [20,9 п.л.]

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

2.Гарбузов, Д.В. Время и мышление: учение Э. Гуссерля о генезисе времени как о процессе интенционального расширения восприятия в потоке осознания / Д.В. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2011. – № 1. – С. 24–30. [0,6 п.л.]

3.Гарбузов, Д.В. Природа времени и бытие человека в темпорологической концепции А. Бергсона / Д.В. Гарбузов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2010. – № 2 (12). – С. 12–17. [0,6 п.л.]

4.Гарбузов, Д.В. Время и коммуникация: детемпорализация системы социального взаимодействия как основание цивилизационного кризиса / Д.В. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2010. – № 4. – С. 19–24. [0,5 п.л.]

5.Гарбузов, Д.В. Языковое сознание человека как источник представлений о времени / Д.В. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2009. – № 6. – С. 17–22. [0,5 п.л.]

6.Гарбузов, Д.В. Время Дао: темпорологическая концепция даосизма / Д.В. Гарбузов // Известия Саратовского ун-та. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – Вып. 1. – С. 7–13. [0,5 п.л.]

7.Гарбузов, Д.В. Трансцендентальная идеальность времени в концепции И. Канта / Д.В. Гарбузов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2 (8). – С. 19–22. [0,2 п.л.]

8.Гарбузов, Д.В. Антропологические основания трансцендентального субъективизма психоаналитической темпорологии Ж. Лакана / Д.В. Гарбузов // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2008. – № 311. – С. 23–26. [0,3 п.л.]

9.Гарбузов, Д.В. История человека как результат социокультурного конструирования времени в концепции О. Розенштока-Хюсси / Д.В. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2008. – № 6. – С. 25–28. [0,4 п.л.]

10. Гарбузов, Д.В. Метафизика «опровержения времени» в поэтике Х.Л. Борхеса. / Д.В. Гарбузов // Обсерватория культуры. – 2007. – № 6. – С. 95–100. [0,6 п.л.]

11. Гарбузов, Д.В. Темпоральная концепция пространства В. Кандинского / Д.В. Гарбузов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2007. – Вып. 6. – С. 42–45. [0,3 п.л.]

12. Гарбузов, Д.В. К феноменологии культурно-исторических форм христианской цивилизации / Д.В. Гарбузов // Известия Волгоградского гос. педагог. ун-та. Серия : «Социально-экономические науки и искусство». – 2005. – № 2 (11). – С. 32–42. [0,8 п.л.]

Статьи и тексты докладов, опубликованные в других научных изданиях:

13. Гарбузов, Д.В. Опыт современной библейской герменевтики: экзистенциально-антропологический анализ образа Аваддона в откровении апостола Иоанна Богослова / Д.В. Гарбузов // Восточные языки и культуры : материалы III Междунар. науч. конф., 25–26 ноября 2010 г. – М. : РГГУ, 2010. – С. 265–268. [0,2 п.л.]

14. Гарбузов, Д.В. Антропологический потенциал объяснения времени в учении М. Хайдеггера об «онтологической разнице» бытия и сущего / Д.В. Гарбузов // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки : сб. науч. ст. – М. : МИИ Издат, 2010. – С. 31–36. [0,3 п.л.]

15. Гарбузов, Д.В. Ангел и человек: темпорологическое различие в иудео-христианской религиозной традиции / Д.В. Гарбузов // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. – 2010. – Вып. 8. – С. 9–21. [1,4 п.л.]

16. Гарбузов, Д.В. Учение М. Хайдеггера об экзистенциальной природе времени / Д.В. Гарбузов // Философия М. Хайдеггера и современность (к 120-летию со дня рождения философа) : материалы Междунар. науч. конф. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 62–66. [0,2 п.л.]

17. Гарбузов, Д.В. Человек и время / Д.В. Гарбузов // Рефлексии. – 2010. – № 1. – С. 71–87. [0,9 п.л.]

18. Гарбузов, Д.В. Время и экзистенциальная природа человека в концепции фундаментальной онтологии М. Хайдеггера / Д.В. Гарбузов // Философия в XXI веке : междунар. сб. науч. тр. / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 22. – Воронеж : ВГПУ, 2010. – С. 69–80. [0,6 п.л.]

19. Гарбузов, Д.В. Антропологическая перспектива фундаментальной онтологии и Dasein-аналитики М. Хайдеггера / Д.В. Гарбузов // Философия в XXI веке : междунар. сб. науч. тр. / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 22. – Воронеж : ВГПУ, 2010. – С. 80–91. [0,6 п.л.]

20. Гарбузов, Д.В. Антропологическое содержание времени в учении М. Хайдеггера об «онтологической разнице» бытия и сущего / Д.В. Гарбузов // Известия Волгоградского гос. тех. ун-та. Серия : «Проблемы социально-гуманитарного знания». – 2009. – Т. 9. – № 6. – С. 8–11. [0,4 п.л.]

21. Гарбузов, Д.В. Антропологическая перспектива оппозиции между внутренним и внешним в темпорологической философии М. Хайдеггера / Д.В. Гарбузов // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия : «Философия». – 2009. – № 2. – С. 168–176. [0,5 п.л.]

22. Гарбузов, Д.В. Темпорологические основания цивилизационного кризиса / Д.В. Гарбузов // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов : материалы Всерос. науч. конф. 20–21 октября 2009 г.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – С. 141–144. [0,2 п.л.]

23. Гарбузов, Д.В. Эвристические возможности антропной модели времени в области естественных наук [размещено на сайте 25.11.2009] / Д.В. Гарбузов // Институт исследований природы времени: сайт. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_evristich.mht.

24. Гарбузов, Д.В. Гипертемпоральность самосознания как основание личностной этики самурая в японском бусидо / Д.В. Гарбузов // Личность в межкультурном пространстве : материалы IV Междунар. конф., посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. Москва, РУДН, 19–20 ноября 2009 г.– М. : РУДН, 2009. – Ч. I. – С. 242–246. [0,2 п.л.]

25. Гарбузов, Д.В. Антропоцентричность этимологической семантики слов времени / Д.В. Гарбузов // Континуальность и дискретность в языке и речи : материалы II Междунар. науч. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – С. 43–44. [0,2 п.л.]

26. Гарбузов, Д.В. Время и жизнь: «антропный принцип» как объяснительная модель в биологических теориях / Д.В. Гарбузов // Естественные науки и современность: проблемы и перспективы исследований: материалы I Всерос. науч.-практ. (заочной) конф. – Вып. 1. – М. : Изд.-полиграф. комплекс НИИРРР, 2009. – С. 38–41. [0,2 п.л.]

27. Гарбузов, Д.В. Время Другого: темпоральные основания феноменологии власти / Д.В. Гарбузов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6. Ч. 3. – С. 139–147. [0,6 п.л.]

28. Гарбузов, Д.В. Интерактивная реальность человека в теоретической модели антропологической концепции времени / Д.В. Гарбузов // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития : монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – Кн. 19. – С. 72–84. [0,7 п.л.]

29. Гарбузов, Д.В. Мгновенная вечность как онтологический срок времени в теоретической модели антропологической темпорологии / Д.В. Гарбузов // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития : монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – Кн. 19. С. 85–97. [0,7 п.л.]

30. Гарбузов, Д.В. Время бусидо [размещено на сайте 25.07.2009] / Д.В. Гарбузов // Институт исследований природы времени: сайт. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_busido.mht.

31. Гарбузов, Д.В. «Антропный принцип» как объяснительная модель в биологических теориях времени [размещено на сайте 15.10.2008] / Д.В. Гарбузов // Институт исследований природы времени: сайт. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_antropnyi.html.

32. Гарбузов, Д.В. Время Дао: темпорологическая концепция даосизма / Д.В. Гарбузов // Вестник истории и философии Курского государственного университета. Серия: «Философия». – 2008. – № 2. – С. 5–11. [0,3 п.л.]

33. Гарбузов, Д.В. Концепция чистого перцептуального времени В.В. Набокова / Д.В. Гарбузов // Человек в современных философских концепциях : материалы четвертой междунар. науч. конф., г. Волгоград, 28–31 мая 2007 г. : в 4 т.– Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. – Т. 2. – С. 81–87. [0,3 п.л.]

34. Гарбузов, Д.В. «Фундаментальная онтология» и Dasein-аналитика М. Хайдеггера как методология антропологической интерпретации времени [размещено на сайте 10.12.2007] / Д.В. Гарбузов // Институт исследований природы времени: сайт. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_fundamentaln.mht.

35. Гарбузов, Д.В. Темпоральные основания интерактивной реальности человека [размещено на сайте 21.10.2006] / Д.В. Гарбузов // Институт исследований природы времени: сайт. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_temporalnie.html.

36. Гарбузов, Д.В. Антропологические основания физических концепций времени / Д.В. Гарбузов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2006. – Вып. 5. – С. 28–35. [0,5 п.л.]

37. Гарбузов, Д.В. Время в русской языковой картине мира (заметки по поводу книги Е.С. Яковлевой «Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия)») / Д.В. Гарбузов // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 17–23 апреля 2006 г. Вып. 2: Философские и социальные науки. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 95–99. [0,2 п.л.]

38. Гарбузов, Д.В. Серафимы Исайи / Д.В. Гарбузов // Материалы Научной сессии. Вып. 2: Философские и социальные науки. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 44–48. [0,2 п.л.]

39. Гарбузов, Д.В. Херувимы Иезекииля / Д.В. Гарбузов // Человек в современных философских концепциях : материалы Третьей Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14–17 сентября 2004 г. : в 2 т.– Волгоград : ПРИНТ, 2004. – Т. 2. – С. 243–248. [0,3 п.л.]

40. Гарбузов, Д.В. Время, событие, протяжение, человек / Д.В. Гарбузов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2003–2004. – Вып. 3. – С. 99–105. [0,5 п.л.]