- Субъектом избирательного права как элементом социально-правовой реальности, является лицо, наделенное нормами российского права свойствами правоспособности, дееспособности и деликтоспособности (то есть, правосубъектностью) для участия в правоотношениях, складывающихся в связи с формированием органов публичной власти в Российской Федерации и деятельности по реализации конституционного права граждан избирать и быть избранным, принимающее и осуществляющее вовне правовые решения в рамках избирательного процесса как организационно-правовой формы реализации избирательно-правовых норм. По мнению диссертанта, встречающиеся в специальной литературе термины «субъект избирательного правоотношения», «субъект избирательного процесса», «участник избирательного процесса» по своему содержанию означают один и тот же феномен - субъект избирательного права, характеризуемый в различных плоскостях данной базовой категории. Статус любого субъекта избирательного права - это потенциальная возможность данного субъекта стать реальным участником избирательного правоотношения, избирательного процесса. Будет ли данная возможность превращена в действительность зависит от его волеизъявления, а также прямого требования закона. Такие термины, как «субъект избирательного процесса», «участник избирательного процесса» по своему содержанию относятся к понятию субъекта избирательного права, которое указывает на динамическое состояние данного субъекта в качестве стороны в избирательном правоотношении, на стадии реализации своей правосубъектности в избирательном процессе. Изучив механизм реализации правосубъектности в избирательных правоотношениях, диссертант приходит к выводу о том, что «субъект избирательного права» и «субъект избирательного правоотношения» понятия однопорядковые, но не тождественные. Эти понятия соотносятся как парные философские категории общее (субъект права) и отдельное (субъект правоотношения), возможное (субъект права) и действительное (субъект правоотношения).
- В результате проведенного исследования автор диссертации констатирует, что в настоящее время не существует ни нормативного, ни устоявшегося научного критерия отнесения того или иного индивида, социального образования к субъектам избирательного права. В этих условиях единственным объективным основанием признания за тем или иным лицом избирательной правосубъектности является характер конкретных норм конституционного, избирательного права, а в ряде случаев и смежных отраслей права, наделяющие его качествами избирательной правосубъектности. На основании оценок норм действующего законодательства на предмет наличия у тех или иных лиц качеств правосубъектности диссертантом определены различные виды субъектов избирательного права.
- Подвергнув анализу имеющиеся в специальной литературе классификации субъектов избирательного права по различным основаниям, автор диссертации выдвинул их комплексную классификацию по двум новым критериям: уровню их социальной общности и по признаку юридического значения их участия в избирательном процессе. По первому критерию предлагается разделить субъекты избирательного права на три типа: 1) социальные общности (объединения); 2) социальные образования; 3) индивидуальные субъекты. При этом к социальным общностям - субъектам избирательного права диссертант относит российский народ, народы субъектов Российской Федерации, избирателей муниципальных образований, которые представляют собой избирательный корпус (электорат). Социальные образования представляют собой относительно широкие либо узкие организационно-определенные структуры, являющиеся результатом сознательной субъективной деятельности граждан, которые играют роль инструмента достижения определенных политико-правовых целей коллективами граждан. Социальные образования по отношению к социальным общностям выступают как вторичные, производные субъекты. К социальным образованиям - субъектам избирательного права относятся различные организации, как государственные, так и общественные. Понятие «индивидуальный субъект» охватывает широкий круг лиц как граждан Российской Федерации, так и в установленных законом случаях иностранных граждан, действующих в избирательном процессе в личном качестве и (или) в качестве представителя другого субъекта избирательного права. Диссертант предлагает также классификацию субъектов избирательного права по признаку юридического значения их участия в избирательном процессе. По данному критерию субъекты избирательного права разделены на два типа: основные и вспомогательные. При этом, без участия в избирательном процессе основных субъектов невозможна сама избирательная кампания, а участие вспомогательных субъектов в избирательной кампании носит факультативный характер и зависит, как правило, от позиции (решения) основных субъектов избирательного процесса или волеизъявления иных органов (организаций).
- Конституционная и избирательная правосубъектность народа базируется на его верховной, учредительной власти, закрепленной в Конституции Российской Федерации (преамбула, статья 3), а также в международных правовых документах (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, раздел VIII Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, пункты 7 и 8 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ), в соответствии с которыми все народы имеют право на самоопределение, право свободно устанавливать свой политический статус, самостоятельно выбирать форму Конституции и правления. Воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов¸ является основой власти, законности и легитимности любого правительства. Избирательные правоотношения с участием народа (избирательного корпуса) предполагают наличие особых организационных структур (избирательные комиссии, комиссии референдума), обеспечивающих обобщение и официальное представление результатов волеизъявления народа.
- Правосубъектность судов в сфере избирательных отношений, кроме полномочий по разрешению избирательных споров, отмене решений избирательных комиссий, видится в том, что суды выполняют весьма значимую в политико-правовом отношении гарантийную функцию, вынося по заявлениям управомоченных субъектов избирательного права решения, обязывающие надлежащие государственные (муниципальные) органы назначить соответствующие выборы в срок, установленный судебным решением, в случаях, когда последними своевременно не принят акт о назначении выборов. Данные полномочия судов является важнейшей юридической гарантией реализации принципа обязательности и периодичности выборов, регулярного функционирования одной из высших форм непосредственной демократии в Российской Федерации.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24 июля 2007г.) «О прокуратуре Российской Федерации» избирательные правоотношения в целом и избирательные комиссии, в частности, не включил в число объектов, на которые распространяется прокурорский надзор, не внесло достаточную ясность в эту проблему и федеральное законодательство о выборах. Пробелы и противоречия в регулировании надзорных полномочий органов прокуратуры в сфере электоральных отношений, как полагает автор, не отменяют их избирательной провосубъектности. Так, прокурор является субъектом, который вправе возбудить в суде вопрос о принудительном назначении выборов в случаях, когда они не назначены в установленный срок уполномоченным на то государственным, муниципальным органом или соответствующей избирательной комиссией, прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением на предмет отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов.
- Исследовав правовые нормы, регламентирующие избирательный процесс и практику избирательных кампаний, автор пришел к выводу об избирательной правосубъектности организаций, выпускающих средства массовой информации, на том основании, что они в соответствии с требованиями избирательного законодательства вступают в правовые отношения с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными комиссиями и другими участниками избирательного процесса, которые влекут юридические последствия для сторон указанных правоотношений. Телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий несут юридическую ответственность за неправомерные действия (бездействие), связанные с их участием в обслуживании избирательной кампании вплоть до приостановления по решению суда выпуска средства массовой информации до окончания избирательной кампании.
- По мнению диссертанта, норма права, закрепившая, что политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в сочетании с введением пропорциональной системы формирования Государственной Думы и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований позволила заметно поднять роль политических партий в избирательном процессе. Вместе с тем, проведенное автором диссертации исследования правоприменительной практики, привело автора к выводу о том, что введение пропорциональной системы выборов депутатов по партийным спискам породило ряд серьезных проблем: ослабление связей депутатов со своими избирателями (депутаты, избранные по партийным спискам, не имеют собственного избирательного округа, а «закрепление» их за определенными субъектами Федерации во многом носит формальный характер и не обеспечивает надежные связи депутатов с регионами, их ответственности перед избирателями); нередко под прикрытием «закрытых» партийных списков депутатами избираются личности, малоподготовленные к выполнению ответственных обязанностей члена законодательного органа, не заинтересованные в правотворческой деятельности; сужение возможности беспартийных граждан реализовать свое пассивное избирательное право (меры, предусмотренные законодательством в качестве гарантий выдвижения и избрания беспартийных граждан в органы государственной власти, представляются малоэффективными, поскольку их реализация всецело зависит от усмотрения отдельных членов и руководящих органов той или иной политической партии). По мнению диссертанта, необходимо разработать и ввеести дополнительные правовых и организационных гарантии, создающих условия для реализации беспартийными гражданами своего пассивного избирательного права. Так, диссертант считает актуальной задачу обогащения свободного мандата депутата элементами императивного характера. Это, по его мнению, позволило бы нейтрализовать наиболее существенные издержки пропорциональной избирательной системы, введенной новейшим федеральным и региональным законодательством о выборах.
- Исследовав нормы избирательного законодательства и практику их применения, диссертант констатирует, что правовая категория «избирательный процесс» является формой реализации гражданами и избирательными объединениями активного и пассивного избирательного права, права народа (избирательного корпуса) на формирование органов государственной и муниципальной власти. Избирательный процесс образует один из центральных институтов избирательного права. Относительно структурирования избирательного процесса автор диссертации полагает неоправданным как его излишнее дробление на многочисленные стадии, так и слишком общую его конструкцию, не отражающую основные этапы и богатое содержание этого правового феномена. По мнению автора диссертации, на основе анализе и осмыслении норм избирательного законодательства и основных задач, решаемых в ходе избирательной кампании необходимо выделить такие стадии как: - I стадия: формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов; - II стадия: выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов; - III стадия: предвыборная агитация; - IV стадия: голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование. Факультативной (возможной при определенных законом обстоятельствах) стадией избирательного процесса является повторное голосование
- Рассматривая проблему стабилизации законодательства о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, диссертант исходит из того, что формирование избирательного законодательства, менее подверженного воздействию политических процессов, обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.
- Диссертант полагает, что с учетом назревших условий для такого рода деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо осуществить кодификацию норм избирательного законодательства Российской Федерации. Кодификация позволит повысить уровень согласованности и системности материальных и процессуальных норм избирательного права РФ, придаст устойчивость часто меняющемуся законодательству о выборах и избирательным правовым отношениям.
1.Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права России: теоретико-правовое исследование. Казань: Изд-во «Школа», 2009. 320 с. - 20 п.л. Рецензия: Страшун Б.А. Исследование субъектов избирательного права //Журнал о выборах. 2009. № 4-5. С. 45-51.
2.Биктагиров Р.Т., Вельяшев О.Ю. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М.: РЦОИТ, 2006. 128 с. - 4. п.л. Авторство нераздельное
3.Биктагиров Р.Т., Фомин А.А., Шапиев С.М. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (обзор новейшего законодательства). М.: РЦОИТ, 2007. 240 с. - 15,0 п.л. Авторство нераздельное.
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертационных исследований
4.Биктагиров Р.Т. Субъект права как общеправовая категория. // Право и политика. 2009. № 2. С. 353-357. - 0,5 п.л.
5.Биктагиров Р.Т. Субъекты избирательного права: теоретико-правовой анализ. // Право и политика. 2009. № 1. С. 129-132. - 0,5 п.л.
6.Биктагиров Р.Т. Субъекты избирательного права и проблемы их классификации. // Право и государство. 2008. № 10. С. 14-17 - 0,5 п.л.
7.Биктагиров Р.Т. Российский народ, народы субъектов Российской Федерации, избирательный корпус муниципальных образований как субъекты избирательного права. // Право и государство. 2008. № 12. С. 17-20 - 0,5 п.л.
8.Биктагиров Р.Т. Избирательный процесс как правовая категория. //Право и государство. 2008. № 11. С. 13-16 - 0,5 п.л.
9.Биктагиров Р.Т. Правовые основы участия политических партий и других общественных объединений в избирательном процессе. //Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 4. С. 15-17 - 0,4 п.л.
10.Биктагиров Р.Т. Субъекты избирательного права. //Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 5. С. 12-15 - 0,4 п.л.
III. Статьи в научных периодических изданиях и сборниках научных трудов
11.Биктагиров Р.Т. Избирательная система. // Правовой статус Республики Татарстан. Коллект. авт. / Под ред. В.Н. Лихачева, Б.Л. Железнова. Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. 205 с. - 10,92 / 2,0 п.л.
12.Биктагиров Р.Т., Кораблин В.Е., Платэ А.Н. Средства массовой информации и их роль в избирательной кампании. // Выборы депутатов Государственной Думы, 1995: электоральная статистика / Центр. избират. комиссия РФ. М.: «Весь мир», 1996. 268 с. - С. 53-58. Авторство нераздельное, 0,5 п.л.
13.Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ. /Под ред. В.И. Васильева, А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М.: Изд-во «Норма», 1999. – 760 с. Авторский текст – комментарии к ст.ст. 37-39, 43 общим объемом 0,5 п.л.
14.Биктагиров Р.Т. Институт выборов в системе народовластия. // Избирательное законодательство и выборы в регионах: теория и практика. / Под ред. С.В. Юсова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С … - … . – 0,65 п.л.
15.Биктагиров Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации. // Правовые вопросы российской государственности. Сборник научных трудов. / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А. Зайцева. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. С. 123-143. 0,3 п.л.
16.Биктагиров Р.Т. Информационное обеспечение выборов: соотношение публично-правовых и частноправовых методов регулирования. // Право и гражданское общество в современной России. Сборник научных статей. / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. … - … . – 1,0 п.л.
17.Биктагиров Р.Т. Институт президентства и демократические преобразования в России. // Реформы в России: правовое обеспечение. Материалы научно-практической конференции. 21 сентября 2004 года. / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. … - …. . - 0,5 п.л.
18.Биктагиров Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. № 11. С. 69-79. - 1,0 п.л.
19.Биктагиров Р.Т. Новая книга о выборах и референдумах (рецензия). // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 3. С. 58-60; 0,3 п.л.
20.Биктагиров Р.Т. Работа с обращениями граждан в избирательных комиссиях: организационно-правовые аспекты. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 7. С. 41-58. - 1,5 п.л.
21.Биктагиров Р.Т. Новый вклад в исследование актуальных проблем избирательного права России (рецензия). // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 9. С. 51-58. - 0,5 п.л.
22.Биктагиров Р.Т. Информационное обеспечение выборов: организационно-правовые аспекты (обзор новейшего избирательного законодательства). // Журнал о выборах. 2003. № 1. С. 7-11. - 0,5 п.л.
23.Биктагиров Р.Т. Правовой статус кандидатов в депутаты и их представителей. // Журнал о выборах. 2003. № 3. С. 12-15. - 0,5 п.л.
24.Биктагиров Р.Т. Правовые и организационные основы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (общие вопросы). // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 3. С. 100-109. - 0,8 п.л.
25.Биктагиров Р.Т. Избирательные комиссии и политические партии – основные субъекты избирательного процесса. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 4. С. 63-74. - 0,7 п.л.
26.Биктагиров Р.Т. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 9. С. 91-100. - 0,8 п.л.
27.Биктагиров Р.Т. К вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 6. С. 75-83. - 0.7 п.л.
28.Биктагиров Р.Т. Становление ЦИК России: начало пути. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 9. С. 82-85. - 0,3 п.л.
29.Биктагиров Р.Т., Адров А.Н. Правовые основы формирования и деятельности ЦИК России и ее Аппарата. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 2. С. 283-291. - 0,8 п.л/ 0,4 п.л.
30.Биктагиров Р.Т. Развитие и кодификация международных избирательных стандартов. Выступление на Третьей Европейской конференции представителей центральных избирательных комиссий. 22 мая 2006 года. // Журнал о выборах. Специальный выпуск. 2006. С. 29-31. - 0,5 п.л.
31.Биктагиров Р.Т. О правовых основах взаимодействия избирательных комиссий со средствами массовой информации. Выступление члена ЦИК России на семинаре-совещании председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации районов Западной, Восточной Сибири и Дальнего востока 6 октября 1995 года в г. Омске. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 13. С. 207-214 - 0,5 п.л.
32.Биктагиров Р.Т., Фомин А.А. Избирательная система Республики Татарстан. Учеб.-науч. издание. Казань: Идел-Пресс, 2006. – 336 с., 21 п.л./. Авторство нераздельное
33.Биктагиров Р.Т., Фомин А.А. Президент Российской Федерации: конституционный статус и порядок выборов. Учеб.-науч. издание. Казань: Идел-Пресс, 2006. – 384 с., 24 п.л/.. Авторство нераздельное
34.Биктагиров Р.Т., Кинзягулов Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Учеб.-науч. издание в двух томах. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007. Т. 1 – 387 с., 24,25 п.л.; Т. 2 – 264 с., 16,5 п.л. Авторство нераздельное.
35.Биктагиров Р.Т., Фомин А.А., Шапиев С.М. Организация выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по пропорциональной системе. Учеб.-науч. издание. Казань: Идел-Пресс, 2007. – 552 с., 33,5 п.л. Авторство нераздельное.
36.Биктагиров Р.Т. Стадии избирательного процесса: правовая природа и проблемы классификации. // Журнал о выборах. 2008. № 3. С. 10-13 - 0,6 п.л.
37.Биктагиров Р.Т. Становление избирательного права России как научная и практическая проблема. // Национальные интересы. 2009. № 2. С. 31-35 - 0,8 п.л.
38.Биктагиров Р.Т. Правовой статус средств массовой информации как субъектов избирательного права // Журнал о выборах. 2009. № 2. С. 44-48 - 0,5 п.л.