- Обыденная религиозность - уровень личностного и общественного сознания, находящийся в процессах взаимовлияния со сферой специализированного религиозного сознания, основанных на феномене религиозного мифотворчества. Его специфика состоит в том, что оно обладает содержанием, которое относится к трансцендентной области, но, в то же время, распространяется среди носителей обыденного сознания в виде религиозных мифологем, которые становятся источниками фольклора, мифа и ритуала.
- Религиозные мифологемы формируют мифо-религиозное пространство, являющееся составной частью обыденного сознания, со специфической областью мифосферы, представляющей пространство смешения разнообразных продуктов мифотворчества, в которой аксиологическим центром является феноменальное сообщение - религиозный миф, имеющий устойчивое распространение среди обыденного населения и оказывающий на сознание верующих организующее и мобилизующее влияние.
- Архаическая, традиционная и современная религиозность формируются, основываясь на процессах устоявшейся неконвенциональной традиции передачи религиозных смыслов и ценностей, с одной стороны, и конвенциональной традиции передачи религиозного знания с другой, что соответствует формированию исторически различных смешанных форм религиозности населения. На территории Байкальского региона ведущую роль в формировании религиозности населения долгое время играли религиозные мифологемы, связанные с влиянием государственных идеологий и этнических традиций, которые в настоящее время дополнены влиянием секуляризации, деэтнизации, глобализации.
- Образ обыденной религиозности в сознании населения является синонимом религиозной традиции, устойчивым компонентом культуры. Несмотря на то, что традиция религиозности имеет локальный характер и постоянно подвергается новационным изменениям, реактуализация традиции - естественное основание процессов развития современной религиозности аборигенного населения региона.
- В результате региональной интенсификации процессов межконфессионального взаимодействия со второй половины XVI в. религиозность населения подверглась влиянию религиозной мифологии Китая, тибетского буддизма и православия, а также мифотворчества, связанного с религиозностью русского населения и инокультурных религиозных традиций, которые, в свою очередь, испытывали сложный комплекс мифо-религиозных воздействий.
- В условиях постсоветской России в Байкальском регионе происходит интенсификация процессов борьбы за влияние на массовое сознание. Активное участие в них принимает современное религиозное мифотворчество. Это приводит к структурному изменению мифо-религиозного пространства, которое заключается в идеологизации составляющих его религиозных мифологем и конструированию религиозных идеологем, выполняющих политические и экономические функции.
- Население современного Байкальского региона характеризуется размытостью, смешанностью и противоречивостью мифо-религиозных представлений. В этих условиях важным фактором сохранения межконфессионального мира становится политика государственных органов, направленная на сотрудничество с религиозными объединениями и общественностью, так как только на основе такого взаимодействия становится возможной реализация усилий, обеспечивающих свободу религиозного выбора для граждан России.
1. Жуков А.В. Образ народной религии в исторических и современных концепциях религиозности / А.В. Жуков. – Вестник МГОУ, 2010. – Философские науки. – № 3. – С. 46-54.
2. Жуков А.В. Социальная мифология религиозной организации «Свидетели Иеговы» (по материалам Забайкальского края) / А.В. Жуков. – Личность. Культура. Общество. – Москва, 2010. – Т. 12. – Вып. 2 (55-56). – С. 338-345.
3. Жуков А.В. Теология и антропология современного иеговизма / А.В. Жуков. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – Москва, 2010. – № 1. – С. 165-171.
4. Жуков А.В. Религиозность и этнические идентификации бурят Агинского округа (по материалам социологического опроса) / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2010. – № 5 (62) – С. 11-17.
5. Жуков А.В. Вероучения деобандийского ислама на территории Забайкальского края: социальный аспект / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2010. № 4 (61) – С. 23-31.
6. Жуков А.В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2010. № 3 (60) – С. 27-34.
7. Жуков А.В. Религиозность, субъективизм, и конструирование концепций религиозной личности / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2010. № 2 (59) – С. 129-137.
8. Жуков А.В. Теология, христология и антропология современного иеговизма как социальный феномен / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2010. № 1 (58) – С.122-130.
9. Жуков А.В. Межконфессиональные отношения этнических групп на территории Забайкалья (на примере Могойтуйского и Оловянинского районов Забайкальского края) / А.В. Жуков. – Религиоведение: научно-теоретический журнал. Благовещенск, 2009. – № 4 – С. 129-135.
10. Жуков А.В. Роль православия в формировании конфессионального пространства Байкальского региона. Философская дискуссия / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2009. – № 6. – С. 167-172.
11. Жуков А.В. Религиозные предпочтения военнослужащих / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2009. № 4 (55) – С. 190-196.
12. Жуков А.В. Шаманский образ мироустройства и традиционное мировоззрение язычников Северной Азии / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2006. – № 4. – С. 90-95.
13. Жуков А.В. Древнейшее мировоззрение населения Забайкалья / А.В. Жуков. – Вестник Читинского государственного университета, 2006. – № 4. – С. 83-89.
14. Жуков А.В. Мифорелигиозные представления населения Байкальского региона периода ранних кочевых государств (V н.э.- XII в. н.э.) / А.В. Жуков. – Вестник Белгородского Университета Потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования, 2006 г. – Вып. 3 (18). – С. 185-189.
15. Жуков А.В. Мифорелигиозные представления жителей Байкальского региона бронзового века / А.В. Жуков. – Вестник Белгородского Университета Потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования, 2006 г. – Вып. 3 (18). – С. 190-194.
16. Жуков А.В. Мифорелигиозные представления населения Байкальского региона эпохи неолита / А.В. Жуков. – Вестник Белгородского Университета Потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования, 2006 г. – Вып. 2 (17). – С. 258-263.
17. Жуков А.В. Мифорелигиозные представления палеолитического населения Байкальского региона / А.В. Жуков. – Вестник Белгородского Университета Потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования, 2006 г. – Вып. 2 (16). – С. 231-236.
– монографии:
1. Жуков А.В. Мифорелигиозное сознание в мировоззрении народов Байкальского региона. История и современность / А.В. Жуков. – Чита: ЧитГУ, 2006 г. – 262 с.
2. Жуков А.В. Религиозность, религиозный миф и мифосфера. Взгляд из Забайкальского края. – Чита, ЧитГУ, 2010 г. – 257 с.
– брошюры:
1. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / А.В. Жуков [и др.] – Чита, 2003. – 160 с.
2. Жуков А.В. Кафедральный собор в Чите: История и современность / А.В. Жуков – Чита, 2004 – 22 с.
– публикации в научных журналах и изданиях:
1. Жуков А.В. Диалектика архаической религиозности и ранних организованных религий в историографии религий первобытного и древнего мира // В мире научных открытий / А.В. Жуков. – Красноярск, научно-инновационный центр, 2010. – № 6.2 (12). – С. 322-325.
2. Жуков А.В. Особенности религиозных идентификаций военнослужащих, этничность и толерантность на территории Забайкальского края / А.В. Жуков. – Экономика, социология и право, 2009 – С. 82-88.
3. Жуков А.В. Религиозное взаимодействие на конфессиональном поле г. Читы / А.В. Жуков. – Молодой учёный, 2009. – С. 148-153.
4. Жуков А.В. Протестантизм среди населения Забайкалья. Аспекты взаимодействия и взаимопонимания (по материалам социологического исследования в Могойтуйском и Агинском районах) / А.В. Жуков. – Известия Иркутского государственного университета, 2008. – Вып. 1. – С. 303-309.
5. Жуков А.В. Лама из Монголии у бурят Забайкалья / А.В. Жуков. – Известия Иркутского государственного университета, 2008. – Вып.1. – С. 309-314.
6. Жуков А.В. Религиозная толерантность жителей г. Читы / А.В. Жуков, Н.С. Зубакова. – Известия Иркутского государственного университета, 2007. – Вып. I. – С. 235-243.
7. Жуков А.В. Христианский образ мира и мировоззрение аборигенов Байкальского региона / А.В. Жуков. – Вестник Бурятского университета, 2006. – Сер. 5 – Вып. 12. – С. 116-124.
8. Жуков А.В. Традиции языческой культуры народов Байкальского региона в ХХ в. / А.В. Жуков. – Исторические науки, 2006 г. – № 3 (15). – С. 66-69.
9. Жуков А.В. Шаманизм в традиции языческой культуры Байкальского региона / А.В. Жуков. – Исторические науки, 2006 г. – № 3 (15) – С. 69-73.
10. Жуков А.В. Обрядно-символическая деятельность населения Байкальского региона в XVII-XIX вв. / А.В. Жуков. – Современные Гуманитарные Исследования, 2006 г. – № 3 (10). – С. 33-38.
– публикации в сборниках научных конференций:
1. Жуков А.В. Проблема возрождения религиозной идентичности Забайкальских бурят: мифы и конструирование реальности // Этничность и власть: национальное и региональное измерение новой архитектуры безопасности в Европе: материалы IX международного семинара / А.В. Жуков. – Севастополь: Вебер, 2010. – С. 138-147.
2. Жуков А.В. Социальная мифология «Свидетелей Иеговы» (по материалам Забайкальского края) // Этносоциальные и конфессинальные процессы в современном обществе: сб. науч. ст.: материалы VIII Междунар. науч. конф. / А.В. Жуков. – Гродно, 2010. – С. 200-207.
3. Жуков А.В. Религиозность и миф: диалектика обыденного мифо-религиозного сознания // Кулагинские чтения: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Чита, 2010. – Ч. III. – С. 97-100.
4. Жуков А.В. Проблемы идентификации религиозной личности и концепции «народной религии» // Государственно-конфессиональ-ные отношения: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков – Оренбург, 2010. – С. 199-205.
5. Жуков А.В. Современный религиозный миф в культуре агинских бурят // Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества: материалы науч. конгр. с междунар. участием / А.В. Жуков – Чита, 2010. – С. 193-201.
6. Жуков А.В. Александр? Имя города. Мифы и реальности провинциального города // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: материалы междунар. науч. конф. /А.В. Жуков. – Челябинск, 2010. – С. 90-101.
7. Жуков А.В. Пространство религиозности и религиозный миф как объект современного гуманитарного знания // Система ценностей современного общества: материалы Х междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Новосибирск, 2010. – Ч. 1. – С. 15-24.
8. Жуков А.В. Неомусульмане Забайкалья и политические аспекты идеологии «Фазаиль Амали» // Российское общество и государство. Актуальные проблемы на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Владимир, 2010. – С. 98-109.
9. Жуков А.В. Социокультурный аспект исследований древних памятников истории и культуры в Могойтуйском районе Забайкальского края // Кулагинские чтения: материалы IX Всеросс. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Чита, 2009. – Ч. VI. – С. 261-265.
10. Жуков А.В. Основные механизмы мифологического влияния Китая на «Северных варваров» // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Благовещенск, 2009. – С. 21-23.
11. Жуков А.В. Имя Читы – имя России? Город как поле борьбы мифов // Наследие народов центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение, использование: материалы междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Кызыл, 2009 г. – Ч. II. – С. 43-50.
12. Жуков А.В. Мифы Китая и мифы о Китае на конфессиональном поле Центральной Азии // Актуальные проблемы развития современного китайского общества: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Чита, 2009. – С. 90-95.
13. Жуков А.В. Взаимодействие народной религии русских и аборигенного населения Байкальского региона // Этносоциальные процессы во внутренней Евразии: материалы междунар. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Семипалатинск, 2008. – Вып.9. – С. 662-668.
14. Жуков А.В. Изучение современной религиозной ситуации в районах Агинского Бурятского округа в Забайкальского края. Полевые исследования 2008 г. // Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири: материалы Всерос. науч.-теор. конф. / А.В. Жуков. – Иркутск, 2008. – С. 216-221.
15. Жуков А.В. Исследование религиозной толерантности жителей г. Читы // Религия в российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты: материалы I Всерос. заоч. конф. преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ / А. В. Жуков. – Иркутск, 2008. – С. 64-67.
16. Жуков А.В. К методологии преподавания учебного курса «Религиозная антропология Забайкалья. Историко – эволюционный подход» // Религия в российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты: материалы I Всерос. заоч. конф. преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ / А. В. Жуков. – Иркутск, 2008. – С. 68-74.
17. Жуков А.В. Новые религии и мифы антикультового движения // Кулагинские чтения: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Чита, 2008. – Ч. V. – С. 275-279.
18. Жуков А.В. Становление системы поликонфессиональности Восточного Забайкалья // Кулагинские чтения: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. –ЧитГУ, 2007. – Ч. II.– С. 30-35.
19. Жуков А.В. Современное конфессиональное поле г. Читы (по материалам социологического исследования) Гражданское общество: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф./ А.В. Жуков, Н.С. Зубакова. – Чита, 2007. – С. 176-181.
20. Жуков А.В. Население Красного Чикоя в контексте религиозной антропологии (по результатам социологического опроса 2007 г.) Гражданское общество: история и современность // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков, М.А. Сидорова. – С. 184-189.
21. Жуков А.В. Религиозно-синкретические универсалии народной религии русских и аборигенов Байкальского региона // Кулагинские чтения: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / А.В. Жуков. – Чита, ЧитГУ, 2006. – Ч. 1. – С. 309-313.
22. Жуков А.В. Взаимовлияние тибетского буддизма и народной культуры аборигенов байкальского региона (космологический и антропологический аспект) // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы III межрегион. конф. / А.В. Жуков. – Новосибирск, 2006. – С. 272-276.
23. Жуков А.В. Модель взаимодействия религиозных конфессий на территории Восточного Забайкалья [Электронный ресурс] // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы межрег. науч.-практ. конф. / А.В Жуков – Новосибирск, 2004. – Режим доступа: http://gf.nsu.ru/rizhsky/zhukov/ – Загл. с экрана.
24. Жуков А.В. Факторы складывания и перспективы существования системы поликонфессиональности на территории Восточного Забайкалья // V Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов / А.В. Жуков. – М., Омск. 2003. – С. 178.