- Выявлены наиболее значимые факторы и цели регионального развития, определяющие необходимость совершенствования подходов к управлению конкурентоспособностью территорий. Факторы: усиление влияния глобальной конкуренции на вовлечение регионов в мирохозяйственные связи; обострение конкуренции между регионами за привлечение конкурентоспособных бизнесов, трудовых и финансовых ресурсов; усиление роли человеческого капитала в повышении региональной конкурентоспособности; возрастание влияния качества технологических, социальных, институциональных и инфраструктурных активов региона на его инвестиционную привлекательность; усиление влияния степени внутрирегиональной интеграции предприятий и организаций на уровень экономического развития региона; возникновение практики создания стратегических альянсов регионов для освоения новых рынков; усиление влияния конкурентоспособности регионов на конкурентоспособность государства. Цели: развитие имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ территорий; позиционирование и продвижение региона как товара с наилучшими детерминантами конкурентоспособности.
- Выявлены ключевые проблемы, обусловившие необходимость модернизации федеральной политики регионального развития: недостаточная увязка целей и задач экономического развития государства и его территорий, отражающих баланс их интересов и учитывающих особенности современного этапа развития; недоиспользование конкурентных преимуществ регионов в целях повышения конкурентоспособности государства; отсутствие вертикали государственного стратегического планирования: законодательно утвержденного порядка и методологии разработки и реализации стратегий развития территорий, учитывающих местные инициативы и увязку целей и задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; несоответствие организационной структуры, функций и механизмов их реализации исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней целям и задачам развития территорий; низкая эффективность механизмов и инструментария государственного регулирования территориального развития, включая недоиспользование стимулирующих механизмов, направленных на развитие конкурентных преимуществ регионов.
- Разработана классификация групп детерминант конкурентоспособности региона по приоритетным сферам интересов инвесторов при выборе места размещения (смене местоположения) бизнеса, совокупность которых станет основой для разработки обобщающих и частных показателей оценки уровня конкурентоспособности региона. К указанным детерминантам относятся: природно-климатические (географическое положение и природные ресурсы); социодемографические (человеческий капитал, общественно-политическая среда); организационно-экономические (состояние бизнеса и отраслевая структура региона, сети партнерства предприятий, региональные инновационные системы); инфраструктурные (инженерная, коммунальная, транспортная, телекоммуникации и ИКТ, энергетическая, инфраструктура знаний, инфраструктура поддержки бизнеса, социальная инфраструктура); коммуникационные (интернационализация региона, инвестиционная активность региона).
- Предложена классификация конкурентных преимуществ регионов по признаку их зависимости от управленческого воздействия органов государственной власти: «первой природы» - существующие независимо от деятельности человека (географическое положение, природные ресурсы и т.д.); «второй природы» - поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти и формируемые ими в интересах региона с целью привлечения бизнеса (развитая система институтов региональной власти, действенная система поддержки предпринимательства, эффективная региональная система производства и трансферта инноваций, развитые связи, коммуникации и инфраструктура и т.п.); «третьей природы» - формируемые бизнесом и не поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти (конкурентоспособность отдельных видов продукции; научно-технический потенциал предприятия и т.п.). Это позволило выделить и обосновать специфические особенности конкурентных преимуществ «второй природы», которые позволят региональным органам власти сформировать устойчивую основу для экономического развития региона: благоприятность для бизнеса; отсутствие принадлежности частному капиталу; отсутствие влияния на них географического перемещения бизнеса под воздействием прочих ценовых факторов.
- Обоснована необходимость разграничения функций государственных органов регионального управления, направленных на создание условий повышения конкурентоспособности территорий в зависимости от уровня управленческого воздействия (микро-, мезо-, макро-, мега-) и идентификации объектов этого воздействия для каждого из уровней. Так, для объектов мезоуровня (муниципальные образования; инфраструктура; сети партнерства предприятий; региональные инновационные системы; отрасли и сектора экономики; экология; регионы - потенциальные партнеры; федеральные округа) функции государственных органов регионального управления заключаются в комплексном развитии территорий в регионе; модернизации инженерной, энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры; стимулировании создания кластеров; создании технологических парков; кооперации с регионами-партнерами для завоевания страновых рынков и т.п. Такой подход позволяет комплексно воздействовать на основные объекты управления со стороны органов исполнительной власти региона для получения наибольшего результата в повышении конкурентоспособности территорий; упорядочить функции и организационную структуру этих органов; снижать трансакционные издержки в процессе управления.
- Обоснованы ключевые принципы государственного регулирования в сфере повышения конкурентоспособности территорий: сочетание восходящих и нисходящих инициатив и воздействий; поддержка развития имеющихся и формирования новых конкурентных преимуществ, присущих инновационному сценарию развития территорий. Предложен соответствующий инструментарий: институты развития, технология стимулирования социально-экономического развития регионов, программно-целевой метод планирования как инструмент достижения сопряженных стратегических целей на федеральном и региональном уровнях; менеджериальная технология повышения конкурентоспособности региона.
- Выделены императивы управления конкурентоспособностью территорий: признание главной целью региональной политики - повышение конкурентоспособности; выстраивание вертикали государственного стратегического планирования на различных уровнях, ориентированной на достижение данной цели; построение эффективной системы органов государственного управления для реализации региональной политики; разработка новых инструментов и технологий регламентирующего характера для управления конкурентоспособностью территорий, адекватных целям политики регионального развития.
- Определены задачи реформирования исполнительных органов государственной власти в рамках совершенствования федеральной политики регионального развития, среди которых наибольшую значимость приобретают: упрощение внутри- и межведомственных связей федерального правительства; оптимизация межинституциональных связей в рамках властной вертикали «федерация- регион»; совершенствование механизмов и регламентов согласительных процедур между субъектами властной вертикали; учет региональных инициатив; противодействие коррупции.
- Предложена модель институционального устройства органов государственной власти, реализующих региональную политику, отличающаяся от существующей: системной организацией функционального взаимодействия федеральных министерств при координирующей роли Министерства регионального развития РФ; обеспечением определенности и комплексности взаимодействия между субъектами властной вертикали федерального и регионального уровней на основе разграничения полномочий и закрепления функций; качественным формированием механизмов и регламентов согласительных процедур, в том числе по разработке реализации стратегий социально-экономического развития регионов. Предложено создание агентств федерального и регионального развития в рамках совершенствования исполнения указанных функций. При этом обосновано, что функцию разработки и утверждения стратегии целесообразно закрепить за федеральным Министерством и органами исполнительной власти регионов, а реализацию и мониторинг стратегии передать в компетенцию институтов развития (агентств регионального развития, учреждений и организаций, а также частных фирм.
- Определены принципы и обязательные условия, которые в своей совокупности обеспечивают построение эффективной системы государственного стратегического планирования. Принципы: единство целеполагания при формулировании стратегической (генеральной) цели развития государства и регионов; сопряжение целей (всех уровней) в процессе стратегического планирования на уровне государства и регионов; главенство подхода «снизу-вверх» при построении системы стратегий государства и регионов. Обязательные условия: законодательное определение целей экономического развития государства и регионов; легитимизация стратегии через ее имплементацию в законодательное и государственное управленческое пространство; общность методологии построения стратегий на государственном и региональном уровнях.
- Разработана методика формирования стратегии социально-экономического развития территорий на федеральном и региональном уровнях, основанная на научном методе декомпозиции, включающая: обоснование генеральной стратегической цели, выбор и построение системы стратегических целей; комплексный анализ конкурентоспособности, направленный на выявление конкурентных преимуществ территорий; разработку матрицы стратегий; подход к выбору наиболее эффективного варианта стратегии; алгоритм и правила программирования и проектирования мероприятий стратегии; систему мониторинга и оценки мероприятий стратегии. Методика описана при помощи разработанной дескриптивной модели планирования стратегии социально-экономического развития территорий. При этом обосновано, что главенствующим при построении стратегии является подход «снизу-вверх», в основе которого лежит выявление приоритетных проектов, мер и инициатив, направленных на создание и развитие конкурентных преимуществ региона. Построение на их основе программ осуществляется по направлениям декомпозиции сложной цели (повышение конкурентоспособности региона) на серию меньших целей (структура которых задается совокупностью выявленных детерминант конкурентоспособности). Применение такого подхода обеспечивает логическую связь и «погружение» региональной стратегии в государственную, что позволяет синхронизировать процесс управления конкурентоспособностью на федеральном и территориальном уровнях.
- Разработана комплексная методика оценки уровня конкурентоспособности региона, являющаяся основой для исследования эффективности реализации федеральной политики регионального развития. В соответствии с данной методикой уровень общей конкурентоспособности региона оценивается на основании интегрального показателя, который представляет собой сумму обобщающих показателей, характеризующих выделенные детерминанты конкурентоспособности с учетом их весовых коэффициентов. Обобщающие показатели, в свою очередь, оцениваются как суммы частных показателей, характеризующих отдельные проявления конкурентоспособности в рамках каждой детерминанты, с учетом их весовых коэффициентов. На этой основе предложена авторская классификация частных показателей для оценки конкурентоспособности региона. Выявлено, что ряд определяющих показателей для оценки конкурентоспособности региона (количество венчурных фондов; оборот венчурных фондов; количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней; количество Агентств регионального и муниципального развития; число созданных индустриальных и особых экономических зон, оснащенных инженерными коммуникациями; количество структур по оценке и экспертизе инвестиционных проектов; количество семинаров, круглых столов, посвященных проблемам взаимодействия предприятий региона; количество формальных сетей партнерств предприятий; объем реализации товаров, работ (услуг) предприятиями формальных сетей партнерств и т.п.) не включены в обязательный перечень статистических показателей, характеризующих региональное развитие. Предложено расширить государственную статистическую отчетность регионов для более качественной оценки конкурентоспособности отдельных регионов, а также для наличия более полного инструментария исследования эффективности деятельности региональных органов государственной власти.
- Разработана экспресс-методика оценки уровня конкурентоспособности региона, основанная на определении четырнадцати ключевых показателей конкурентоспособности, выявленных в процессе экспертных оценок их значимости: число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец; объем платных образовательных услуг населению на душу населения; объем разведанных природных ресурсов; объем поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области; уровень деловой активности; объем реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т.д.); количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней; число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области и т.д.
- Предложена технология стимулирования социально-экономического развития территорий Российской Федерации как инструмента управления их конкурентоспособностью в рамках федеральной политики регионального развития. Технология направлена на сглаживание асимметрии развития регионов. В ее основе лежат: классификации типов и характеристик асимметрии (экономическая, социальная, инфраструктурная) регионального развития. Для каждой разновидности асимметрии разработаны конкретные этапы, условия и инструменты государственной поддержки, включающие специфические финансовые механизмы государственного регулирования, в том числе через создание государственных инфраструктурных фондов.
- Разработана менеджериальная технология управления повышением конкурентоспособности региона, отличием которой от существующих являются обеспечение системного взаимодействия органов власти, бизнеса, СМИ, научного сообщества по пяти основным направлениям (полям деятельности) активного позиционирования и продвижения региона: посредничество при контактах и кооперации; внутренний маркетинг региона; построение сетей партнерства предприятий; внедрение технологий регионального управления, «дружелюбного» отношения к бизнесу; внедрение технологий распространения инноваций. Для каждого из пяти направлений определены этапы и процедуры реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности региона за счет развития действующего и создания нового бизнеса с акцентом на инвестиционные проекты, развивающие конкурентные преимущества. Технология разработана в виде регламента для работы специализированного (для реализации данных направлений) института - Агентства регионального развития.
1.Худеева В.В. Особенности социально-экономического развития региона (Тамбовская область) / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 3 (43). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 1,8 п.л.
2.Худеева В.В. Состояние и перспективы совершенствования системы планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 10 (54). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 0,6 п.л.
3.Худеева В.В. Вариант технологии активного позиционирования и продвижения региона как фактора повышения его конкурентоспособности / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 11 (55). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 0,75 п.л.
4.Худеева В.В. Об основных механизмах повышения инвестиционной привлекательности Тамбовской области как инструменте развития региональной конкурентоспособности / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1 (57). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,6 п.л.
5.Худеева В.В. Управление развитием региона: Проблемы и задачи стратегического планирования. / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки, Вып. 2 (58). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,3 п.л.
6.Худеева В.В. Стратегические цели социально-экономического развития Тамбовской области и механизмы их достижения / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 3 (59). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,4 п.л.
7.Худеева В.В. Постановка задачи реформирования институциональной структуры Российской Федерации для повышения региональной конкурентоспособности / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 10 (66). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,5 п.л.
8.Худеева В.В. О подходах к решению задач реформирования институциональной структуры РФ для повышения региональной конкурентоспособности / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (65). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,6 п.л.0,5 п.л.
9.Худеева В.В. Территориальное планирование и функциональное зонирование как инструмент стратегического развития территории и активизации региональной политики // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 7 (75). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 0,75 п.л.
10.Худеева В.В. Совершенствование теоретико–методологических подходов повышения конкурентоспособности территорий как основа реформирования государственной региональной политики / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (89). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. – 1,1 п.л.
11.Худеева В.В. Роль и значение агентств территориального развития в системе модернизируемой государственной региональной политики / В.В. Худеева // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 6. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. – 0,6 п.л.
12.Худеева В.В. О подходах к оценке конкурентоспособности региона в условиях модернизации государственной региональной политики / В.В. Худеева // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 12 (92). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р Державина, 2010.– 0,6 п.л.
13.Худеева В.В. Конкурентоспособность региона в условиях модернизации федеральной политики регионального развития: методика оценки / В.В. Худеева // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер.: Экономика. Вып.28(209). Челябинск: Изд-во Чел.ГУ, 2010. – 0,6 п.л.
14. Худеева В.В. Управление конкурентоспособностью регионов на основе разработки технологии стимулирования социально-экономического развития территорий / Худеева В.В. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93). – 0,75 п.л.
15. Худеева В.В. Развитие механизмов государственного управления, направленных на поддержку инноваций: региональный аспект / В.В. Худеева // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 1–2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – 0,7 п.л.
Монографии по теме диссертационного исследования:
1. Худеева В.В. Потребительская кооперация в транзитарной экономике России: Анализ и тенденции регионального развития / В.В. Худеева, В.М.Юрьев // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – 11,39 п.л. (авт. – 10,12 п.л.).
2.Худеева В.В. Стратегическое реформирование социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 года (итоги реализации проекта ТАСIS «Расширение возможностей проведения реформ в регионах», Тамбовская область) / под ред.: О.И. Бетина, В.М. Юрьева, Д. Сепика // Тамбов, 2006. – 9,1 п.л. (авт. – 6,1 п.л.).
3.Худеева В.В. Региональный кластер: теория и практика строительства, ТРО ВЭО России / под ред. В.М. Юрьева // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. – 9,08 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).
4.Худеева В.В. Идентификация системного взаимодействия качества жизни и качества экономического роста / под науч. ред.: О.И. Бетина, Б.И. Герасимова // Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 11,4 п.л. (авт. –1,43 п.л.).
5.Худеева В.В. Концепция модернизации государственной региональной политики на основе управления конкурентоспособностью регионов / В.В. Худеева // Тамбов: Изд- во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. – 22,0 п.л.
Кроме того, некоторые вопросы диссертационного исследования нашли отражение в других публикациях
1.Худеева В.В. Проблемы межбюджетного регулирования в условиях реформы местного самоуправления / В.В. Худеева // Сб. науч.-исслед. трудов Московского областного экономического общества. Вып. 2. Московская обл.: ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2005. – 0,7 п.л.
2.Худеева В.В. Теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности региона / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 9. Вып. 1. Тамбов, 2006. – 2,0 п.л.
3.Худеева В.В. Разработка управленческой технологии повышения конкурентоспособности региона / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 9. Вып. 2. Тамбов, 2006. – 0,8 п.л.
4.Худеева В.В. Методологический подход к построению модели стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 10. Вып. 1. Тамбов, 2007. – 1,6 п.л.
5.Худеева В.В. Методологический подход к формированию технологии выравнивания социально-экономического развития субъектов Российской Федерации как способу управления их конкурентоспособностью / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 10. Вып. 2. Тамбов, 2007. – 0,8 п.л.
6.Худеева В.В. Современные подходы к планированию региональных стратегий социально-экономического развития: основные методологические подходы / В.В. Худеева // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (10.12.2007) / отв. ред. Л.А. Тягунова. Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. – 0,6 п.л.
7.Худеева В.В. Основные принципы эффективного управления государственной региональной политики / В.В. Худеева // Сб. науч. трудов кафедры экономической теории. Вып. 5. Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2008. – 0,9 п.л.
8.Худеева В.В. Современная парадигма и результативность социально-экономического развития Российской Федерации / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 11. Вып. 1. Тамбов, 2008. – 1,0 п.л.
9.Худеева В.В. Методология государственного управленческого проектирования при построении стратегии социально-экономического развития / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 11. Вып. 2. Тамбов, 2008. – 0,7 п.л.
10.Худеева В.В. Государственная региональная политика выравнивания социально-экономического развития регионов / В.В. Худеева // Сб. науч. трудов кафедры бух. учета, анализа и аудита. Вып. 5. Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2008. – 0,9 п.л.
11.Худеева В.В. Постановка задачи реформирования институциональной структуры Российской Федерации для повышения региональной конкурентоспособности / В.В. Худеева // Стратегическое планирование в регионах и городах России: Доклады участников VII Общероссийского форума лидеров стратегического планирования (20-21 октября 2008) / под ред. Б.С. Жихаревича. СПБ: Леонтьевский центр, 2009. – 0,13 п.л. О подхо
12.Худеева В.В. О подходах к реализации государственной политики устойчивого развития сельских территорий / В.В. Худеева // Проблемы формирования среднего класса в российской деревне: мат-лы Всерос. семинара-совещания (2-3 апреля 2009). Мичуринск: Изд-во Мичуринского агроуниверситета, 2009. – 0,53 п.л.
13.Худеева В.В. Теоретический анализ теорий регионального развития / В.В. Худеева // Сб. науч. трудов кафедры экономической теории. Вып. 3. Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009. – 0,9 п.л.
14.Худеева В.В. Основные подходы к измерению конкурентоспособности региона / В.В. Худеева // Саяпинские чтения: сб. мат-лов науч.-практ. конф. Вып. 2 / гл. ред. В.М. Юрьев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 2,1 п.л.
15.Худеева В.В. Особенности институциональных социально-экономических явлений / В.В. Худеева // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 3. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. – 0,8 п.л.
16.Худеева В.В. Модель построения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в условиях глобализации / В.В. Худеева // Системный кризис мирового глобального хозяйства: национальная модель преодоления: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (15.05.2009) / отв. ред. В.В. Смагина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 1,5 п.л.
17.Худеева В.В. Новые подходы к программно-целевому методу планирования как механизму достижения сопряженных стратегических целей на федеральном и региональном уровнях / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР: Т. 12. Вып. 1. Тамбов, 2009. – 1,1 п.л.
18.Худеева В.В. О совершенствовании механизмов стратегического развития Тамбовской области / В.В. Худеева // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 12. Вып. 1. Тамбов, 2009. – 0,5 п.л.
19.Худеева В.В. Территориальный маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности региона / В.В. Худеева // Системный кризис мирового глобального хозяйства: национальная модель преодоления: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (15.05.2009) / отв. ред. В.В. Смагина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 1,0 п.л.
20.Худеева В.В. Развитие региональной инновационной системы / В.В. Худеева // Саяпинские чтения: сб. мат-лов науч.-практ. конф. Вып. 3 / гл. ред. В.М. Юрьев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 1,0 п.л.