Научная тема: «НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНЫЙ СМЫСЛ»
Специальность: 09.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Нравственно-религиозное учение Толстого представляет собой уникальный синтез философской критики, религиозного опыта и моральной рефлексии великого русского писателя, экзистенциально инициированный фундаментальным смысложизненным вопрошанием и методологически консолидированный генеральным принципом «разумной веры».
  2. Определяющим основанием этико-философских построений Толстого является его имперсоналистическая антропология. Она создает необходимые теоретические предпосылки для конструирования образа субъекта морали как совершенствующейся в обретении предельной универсальности личности, преодолевающей эмпирическую дискретность «животного» я и сознательно устремленной к окончательной интеграции своего духовного существа в абсолютное единство Всего.
  3. Аутентичная архитектоника толстовского философствования всецело детерминирована внутренней потребностью мыслителя в создании универсального духовно-практического жизнеучения, демонстрирующего наиболее экзистенциально достоверный и рационально безупречный вариант соотношения теоретического объяснения жизни и ее императивно-ценностной регламентации. Продуктом этой исходной интенции становится нравственно-религиозное учение Толстого, структуру которого задает равновесное единство метафизики жизни как общемировоззренческого контекста ее смыслополагания и этики любви как нормативной стратегии индивидуально-ответственного человеческого существования.
  4. Главная функция концепции «истинной религии» в рамках религиозно-философского синтеза Толстого состоит в обосновании и утверждении абсолютного статуса нравственности в качестве безусловной нормативно-ценностной автаркии всеобщего морального законодательства.
  5. Внутренняя целостность жизнеучения Толстого наиболее ярко обнаруживает себя в определении и соотнесении основных понятий его этико-философского рассуждения. Системообразующим ядром последнего служит
  6. категория блага, формирующая внутреннее единство логически упорядоченной совокупности коррелятивных пар ключевых этических понятий, посредством которых содержательно выражаются и терминологически фиксируются фундаментальные ценностные оппозиции «истинного» (позитивного) и «ложного» (негативного) в структуре морального сознания и поведения людей.
  7. Реконструкция и анализ толстовской интерпретации императивно-ценностного механизма функционирования морали позволяют установить как ее глубокую идейную укорененность в традициях европейского рационализма (преимущественно в его сократической и просветительской версиях), так и концептуальную нередуцируемость толстовского способа рационализации нравственной жизни ни к одному из существующих историко-философских прецедентов.
  8. Соотношение понятий зла и насилия составляет одну из наиболее принципиальных категориальных диспозиций нравственно-религиозной философии Толстого. Вопреки безраздельно господствующему в отечественном эти-ко-философском дискурсе мнению о тождественности содержания указанных понятий в их толстовской трактовке следует признать: насилие как любое воздействие на чужую волю, совершаемое вопреки ее согласию и подкрепленное прямым или косвенным использованием силы, есть не эквивалент зла как такового, а внешняя эмпирическая визуализация зла и, одновременно, главный инструмент его жизненно-практической актуализации.
  9. Толстовская критика теории и практики насилия обнаруживает три основных уровня его этико-философской дискредитации: во-первых, в качестве морально-психологической девиации индивидуально-ответственного поведения; во-вторых, в качестве инструмента социальной организации и движущей силы исторического развития и, наконец, в-третьих, в качестве онтологического парадокса единства воли. В результате безусловный отказ от насилия становится для Толстого не только аксиологической аксиомой и логической необходимостью, но и базовым принципом его этико-нормативной программы, выступая в форме императива непротивления злу насилием. Содержание последнего сводится к абсолютному запрету всякого насилия, т.е. любого способа заставления чужой воли, как акта, направленного на инициирование поступка, заведомо идущего вразрез с подлинным «хотением» субъекта, на которого оказывается подобное силовое воздействие.
  10. Специальный анализ этико-философской полемики вокруг идеи непротивления показывает, что наибольшей теоретической ценностью обладают критические доводы таких ведущих представителей русской религиозной философии конца ХIХ - первой половины ХХ века, как В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Н.А.Бердяев и И.А.Ильин. Логическая реконструкция их фундаментальных аргументов позволяет выделить среди них три основополагающих способа опровержения толстовских доказательств необходимости последовательного отказа от использования насилия: «аргумент бегства от зла», «аргумент целесообразности» и «аргумент невинной жертвы». Однако их систематический характер, концептуально-методологическое единство и несомненная убедительная сила отнюдь не являются бесспорным гарантом той теоретической окончательности и мировоззренческой непререкаемости выводов, на которую неизменно претендуют оппоненты доктрины ненасилия.
  11. Идея бесконечного духовно-нравственного самосовершенствования служит у Толстого органичным этико-нормативным отражением его экзистенциальных исканий и моральной рефлексии. При этом главный парадокс толстовской версии нравственно-религиозного перфекционизма заключается в том, что, согласно логике мыслителя, мотивированное исключительно моралистическими соображениями духовное движение совершенствующегося индивида неизбежно направлено к утрате им своей автономной субъектности, т.е. выводит его за пределы морали как сферы индивидуально-ответственного поведения.
  12. Основными интерпретационными контекстами концепта христианской любви в рамках нравственно-религиозного жизнеучения Толстого являются: экзистенциально-психологический, этико-нормативный и универсально-онтологический. Их преемственностью достигается конкретное тождество этического и метафизического содержания закона любви. Его «императивным минимумом» выступает заповедь непротивления, полнота нормативного содержания находит свое выражение в формуле «высшего закона взаимного служения», а ценностно-нормативный максимум раскрывается в идеале абсолютного совершенства или совершенства в Абсолюте. В итоге закон любви не только идентифицируется Толстым как фундаментальная этическая парадигма христианства, но и позиционируется в качестве эталона самой моральной нормативности как таковой. Главным условием реализационной эффективности закона любви служит полное самоотречение, а единственным способом практического осуществления - сознательное со-участие в непрерывном процессе духовно-нравственного совершенствования. Содержание его основных стадий задает универсальный алгоритм эволюции индивида от его «духовного рождения» из низшей «животной личности» до момента окончательного слияния его высшего «разумного сознания» с бесконечной универсальностью Всего.
  13. Ключевой для морального сознания и этического рассуждения Толстого структурой является дилемма нормы (закона) и идеала, в основании которой обнаруживается более глубокая теоретико-нормативная оппозиция необходимости и свободы. Именно эта фундаментальная антиномия оказывается на деле центральной коллизией религиозно-философского синтеза мыслителя. В своем интуитивном стремлении к ее окончательному снятию Толстой разрабатывает оригинальную концепцию свободы, в рамках которой посредством отождествления содержания и формы всеобщего морального законодательства, т.е. наполнения его строго императивной формы свободным содержанием бесконечной устремленности к абсолютному совершенству, подлинная этика закона обретает смысл метафизики свободы.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Нравственно-религиозное учение Л.Н.Толстого. - М.: ИФ РАН, 2009. -343 с. (21,5 п.л.)

2.Религиозно-философские истоки мировоззрения Л.Н.Толстого. - Тула: Контур, 2009. - 141 с. (8,9 п.л.)

Учебники и учебные пособия

1.Философия: Программа, учебно-методические материалы. - Тула: ТРФ РПА МЮ РФ, 2004. - 52 с. (в соавторстве с Е.О.Миляевой, 3,3 п.л., авторское участие /4)

2.Концепции современного естествознания: Программа, учебно-методические материалы. - Тула: ТРФ РПА МЮ РФ, 2004. - 40 с. (2,5 п.л.)

3.История философии: Учебное пособие. Гриф УМО по образованию в области инновационных междисциплинарных образовательных программ при СПбГУ (Решение № 10/05 от 7.06.2005 г.) Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005. - 356 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой, 22,4 п.л., авторское участие /4)

4.Философия: Программа, учебно-методические материалы. – Тула: Тульский филиал РПА Минюста России, 2006. – 34 с. (2 п.л.)

5.История философии: Учебно-методическое пособие: В 4 ч. Ч. 1: Введение в историю философии. Философия Древнего Востока и Античного мира. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. – 85 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 5,3 п.л., авторское участие ⅓)

6.История философии: Учебно-методическое пособие: В 4 ч. Ч. 2: Религиозно-философская и теологическая мысль христианского и исламского мира в средние века. Философия эпохи Возрождения: Гуманизм и Реформация. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. – 48 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 3 п.л., авторское участие ⅓)

7.История философии: Тестовые задания: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. – 58 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 3,6 п.л., авторское участие ⅓)

8.История философии. (Учебно-методическое пособие): В 4 ч. Ч. 3: Философия ХVI – середины ХIХ века в России и Западной Европе. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. – 77 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 4,8 п.л., авторское участие ⅓)

9.История философии. (Учебно-методическое пособие): В 4 ч. Ч. 4: Западная философия второй половины ХIХ – ХХ века. Русская религиозная философия. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. – 113 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 7,1 п.л., авторское участие ⅓)

10.Философия: Словарь терминов: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. – 74 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 4,6 п.л., авторское участие ⅓)

11.Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие. – Регистрация ОФАП № 50200700284 от 12.02.2007. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 7644 от 08.02.07. (в соавторстве с М.К.Константиновой и З.А.Ереминой, 3 п.л., авторское участие ⅓)

12.Философия: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во ТФ ОРАГС, 2007. – 123 с. (5,05 п.л.)

13.Этика юриста: Программа, учебно-методические материалы. – Тула: Тульский филиал РПА Минюста России, 2007. – 20 с. (1,1 п.л.)

14.Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Тула: Тульский филиал РПА Минюста России, Папирус, 2007. – 80 с. (в соавторстве с З.А.Ереминой и М.К.Константиновой, 4,7 п.л., авторское участие ⅓)

15.Философия: Программа, учебно-методические материалы. – Тула: Тульский филиал РПА Минюста России, Папирус, 2007. – 35 с. (2 п.л.)

16.Концепции современного естествознания: Программа, учебно-методические материалы. – Тула: Тульский филиал РПА Минюста России, Папирус, 2007. – 26 с. (в соавторстве с М.К.Константиновой, 1,5 п.л., авторское участие ½ )

Публикации в изданиях, рекомендованных в ВАК для обнародования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук

Статьи

1.Этика как апология жизни (от рационализма к экзистенциализму) // Вопросы философии. – 2005. – № 10. – С. 55-67. (1 п.л.)

2.Л.Н.Толстой и А.Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 119-127. (0,8 п.л.)

3.Л.Н.Толстой и И.Кант: проблема обоснования морали // Вестник Белого-родского университета потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования. – Выпуск 4 (20). – 2006. – С. 310-312. (0,3 п.л.)

4.Н.Ф.Федоров и Л.Н.Толстой: «общее дело» против «не-делания» (Грани философской критики идеи ненасилия в русской духовной культуре) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – Вып 1. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2009. – С. 13-22. (0,65 п.л.)

5.Понятие насилия в моральной философии Л.Н.Толстого // Вестник РГТЭУ. Научный журнал. – 2009. – № 6 (33). – C. 143-148. (0,5 п.л.)

6.Л.Толстой и И.Кант: в поисках абсолютной морали // Вестник РГТЭУ. Научный журнал. – 2009. – № 10 (37). – C. 165-171. (0,5 п.л.)

7.Критика учения Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием в отечественной религиозно-философской мысли конца ХIХ – начала ХХ в.: три основных аргумента // Вопросы философии. – 2009. – № 10. – С. 121-133. (0,7 п.л.)

8.Л.Н.Толстой как философ: Pro et Contra // Этическая мысль. – М.: ИФ РАН, 2010. – Вып. 10. – С. 174-188. (0,8 п.л.)

9.Философия любви Л.Н.Толстого // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – Вып 1. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2011. – С. 25-36. (0,7 п.л.)

Рецензии

Мораль без цивилизации или цивилизация без морали? (Размышления о книге А.А.Гусейнова «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней») // Философские науки. – 2009. – № 11. – С. 132-136. (0,3 п.л.)

Прочие статьи и публикации

1.Сопротивление злу как нравственная проблема, его пределы и возможности (полемика Л.Н.Толстого и И.А.Ильина) // Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: Тезисы докладов Международной науч.-метод. конф. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 1997. – С. 77-80. (0,25 п.л.)

2.Смысл любви в нравственно-религиозном учении Л.Н.Толстого // ХХІІІ Международные Толстовские чтения: Тезисы докладов научной конференции. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 1997. – С. 23-25. (0,2 п.л.)

3.Проблема блага в нравственной философии А.Т.Болотова и Л.Н.Толстого (опыт сравнительного анализа) // Болотовские чтения: Материалы научной конференции. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 1997. – С. 38-39. (0,15 п.л.)

4.Соотношение веры и разума в нравственно-религиозном учении Л.Н.Толстого // Научно-практическая конференция памяти Демидовых: Сборник материалов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 1998. – С. 98-101. (0,25 п.л.)

5.Предмет любви в нравственно-религиозном учении Л.Н.Толстого // Логос. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 1998. – № 2. – С. 16-23. (0,5 п.л.)

6.Проблема человека в нравственной философии Л.Н.Толстого (опыт эти-ко-аксиологического анализа) // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы научной конференции. – М.: Институт человека РАН, 1998. – С. 166-169. (0,25 п.л.)

7.Л.Н.Толстой и Платон: опыт духовной преемственности // ХХІV Международные Толстовские чтения: Материалы пленарных заседаний науч. сессии, науч.-практ. конф. «Содружество поколений», Всероссийского семинара «Изучение наследия Л.Н.Толстого в школе и вузе». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н.Толстого, 1998. – С. 98-101. (0,25 п.л.)

8.Этико-философские основания идеи образования в интерпретации Л.Н.Толстого // Культура и образование: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. – Тула: ТОИРО, 1999. – С. 23-24. (0,15 п.л.)

9.Идея Бога и ее этический смысл в понимании Л.Н.Толстого // Вестник регионального фонда соц.-полит. исследований и технологий «СТО»: Сборник трудов ученых центра европ. части России. – Владимир: МАРКАРТ, 1999. – Вып. І. – С. 71-73. (0,15 п.л.)

10.Этический рационализм Л.Н.Толстого (Теоретические основания системного анализа нравственной философии Л.Н.Толстого в контексте традиции этического рационализма) // Вестник регионального фонда соц.-полит. исследований и технологий «СТО»: Сборник научных трудов. – Владимир: МАРКАРТ, 1999. – Вып. ІV. – С. 7-27. (1,4 п.л.)

11.Учение Л.Н.Толстого о сущности и критериях «истинного блага» // Вестник регионального фонда соц.-полит. исследований и технологий «СТО»: Сборник научных трудов. – Владимир: МАРКАРТ, 1999. – Вып. VІ. – С. 5-12. (0,5 п.л.)

12.Идея рациональности в интерпретации Л.Н.Толстого // IХ Межвузовские студенческие чтения «ХХI век: гуманитарные и социальные науки»: Тезисы выступлений. – Тула: ТулГУ, 2000. – С. 15-16. (0,1 п.л.)

13.Особенности этического рационализма Л.Н.Толстого // Известия Тульского филиала Современного Гуманитарного Института. – Вып. 1. – Проблемы дистанционного обучения. – Тула: СГУ, 2000. – С. 72-78. (0,4 п.л.)

14.Проблема соотношения веры и разума в осмыслении Л.Н.Толстого (он-то-эпистемологический контекст и этические выводы) // Христианство и Культура (к 2000-летию Христианства): Материалы международной научно-практической конференции. 15-18 мая 2000 г., Астрахань. В 2-х ч. – Ч. II. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2000. – С. 139-144. (0,4 п.л.)

15.«Закон насилия и закон любви» // Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – С. 148-149. (0,25 п.л.)

16.Иррациональные границы и смысл этического рационализма Л.Н.Толстого // Толстовский сборник – 2001. Толстой – художник, читатель, мыслитель: Материалы ХХVІІ Международных Толстовских чтений. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2002. – С. 99-203. (0,4 п.л.)

17.Метафизические основы нравственно-религиозного жизнепонимания Л.Н.Толстого // Этическая мысль. – Вып. 3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 211-235. (1,6 п.л.)

18.Сила зла и зло силы (Проблема соотношения понятий зла и насилия в нравственно-религиозном учении Л.Н.Толстого) // Философия ненасилия Л.Н.Толстого: точки зрения: коллективная монография. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. – С. 133-160. (1,5 п.л.)

19.Религиозно-философские искания Л.Н.Толстого: этико-гносеологический синтез веры и разума // Россия и Гнозис: Материалы конференции. Москва. ВГБИЛ 21-22 апреля 2003 года. – М.: Рудомино, 2004. – С. 139-145. (0,5 п.л.)

20.А.С.Хомяков и Л.Н.Толстой: моральный рационализм веры // Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика: Материалы научной конференции, посвященной 200-летию А.С.Хомякова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2004. – С. 97-107. (0,5 п.л.)

21.Этика ненасилия Л.Н.Толстого: особенности аргументации // Философия и история права и политики: проблемы и исследования. – Вып. II. – Тула: ТРФ ГОУ ВПО «РПА Минюста России», 2004. – С. 73-101. (1,9 п.л.)

22.Метафизические начала нравственной философии Л.Н.Толстого // Философия и история права и политики: проблемы и исследования. – Вып. II. – Тула: ТРФ ГОУ ВПО «РПА Минюста России», 2004. – С. 102-129. (1,8 п.л.)

23.Л.Н.Толстой и Кант: рациональное обоснование морали и этическая критика разума // Россия и Гнозис: Материалы конференции. Москва. ВГБИЛ 19-20 апреля 2004 года. – М.: Рудомино, 2005. – С. 71-90. (1,1 п.л.)

24.Светская теология в России: А.С.Хомяков и Л.Н.Толстой // Гуманитарная наука в Центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы VII региональной научно-практической конференции: В 3 т. – Т. 2. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. – С. 37-48. (0,8 п.л.)

25.Нравственно-религиозный перфекционизм в истории русской духовной культуры: социально-этический анализ альтернативных моделей // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 559. (в соавторстве с М.К.Константиновой, 0,1 п.л., авторское участие ½ )

26.Проблема обоснования морали в нравственной философии Л.Н.Толстого и И.Канта // Вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Гуманитарные науки // Научный журнал. – № 3. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005. – С. 43-54. (1 п.л.)

27.Философия Л.Н.Толстого: этика и метафизика // ХХХ Международные Толстовские чтения (7-9 сентября 2005 года): Сборник материалов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005. – С. 32-47. (0,9 п.л.)

28.Философ ли Л.Н.Толстой? // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (при поддержке РГНФ): В 3т.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. – Т. 1. – С. 240-246. (0,4 п.л.)

29.Индивидуализм и солидарность. Этико-философские размышления о путях жизнеоправдания в истории европейской культуры // Развитие идеи солидарности в традициях западной и русской политической философии: Коллективная монография. – Тула, 2006. – Глава 7. – С. 131-158. (1,3 п.л.)

30.Проблема ценности жизни в этике Л.Н.Толстого и А.Швейцера // Ценностные основы правовой культуры и юридической деятельности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Тула, 26 апреля 2007 года). – Тула: ТФ РПА, Папирус, 2007. – С. 78-98. (0,9 п.л.)

31.Идея Бога в религиозно-философском синтезе Л.Н.Толстого: метафизические основания и этические выводы // Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы: Материалы Всероссийской научной конференции (г. Белгород, 4-7 окт. 2006 г.): В 2 ч. – Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2007. – Ч. II. – С. 28-36. (0,6 п.л.)

32.Антропология Л.Н.Толстого: идеи и парадоксы // Сборник научных трудов. – Тула: ТФ РПА, Папирус, 2007. – С. 192-202. (1,05 п.л.)

33.Понятие веры в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого: метафизические основания и этический смысл // Сборник научных трудов. – Тула: ТФ РПА, Папирус, 2007. – С. 203-212. (0,9 п.л.)

34.Мораль и разум: история одного конфликта // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: В 3 т. – Т. 1. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. – С. 67-72. (0,35 п.л.)

35.Концепт «истинной религии» в этикотеологии Л.Н.Толстого и И.Канта: опыты философской компаративистики // Формирование морально-ценностных и правовых основ современной культуры: истоки и перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. – Тула: ГОУ ВПО ТФ РПА Минюста России, Папирус, 2008. – С. 84-102. (1,1 п.л.)

36.Концепция человека в философии Л.Н.Толстого // Вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Гуманитарные науки // Научный журнал. – № 5. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 67-69. (0,3 п.л.)

37.Этико-антропологическая критика идеи собственности в философии Л.Н.Толстого // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы III Международной научно-практической конференции (при поддержке РГНФ): В 5 т.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Т. 1. – С. 58-63. (0,35 п.л.)

38.Этика Л.Н.Толстого: герменевтическая архитектоника и категориальная систематика // Толстовский сборник – 2008. Л.Н.Толстой – это целый мир: Материалы ХХХI Международных Толстовских чтений, посвященных 180-летию со дня рождения Л.Н.Толстого: В 2 ч. Ч. II. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2008. – С. 170-183. (0,7 п.л.)

39.Собственность как предмет этико-антропологического анализа: версия Л.Н.Толстого // Теория и практика современной торговли: Сборник научных трудов. – Тула, Изд-во ТФ РГТЭУ, 2008. – С. 14-17. (0,25 п.л.)

40.Антропологическое учение Л.Н.Толстого: теоретические основания и практический смысл // Этическая мысль. – М.: ИФ РАН, 2008. – Вып. 8. – С. 65-86. (1,1 п.л.)

41.Вера как стратегия жизни (Размышления о природе веры Л.Н.Толстого) // Этическая мысль. – М.: ИФ РАН, 2009. – Вып. 9. – С. 65-84. (1 п.л.)

42.«Истинная религия» Л.Н.Толстого // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А.Гусейнова. – М.: Альфа-М, 2009. – С. 291-305. (0,7 п.л.)

43.Н.А.Бердяев и Л.Н.Толстой: рационализм или непротивление? // Сборник научных трудов; Тульский филиал ГОУ ВПО РПА Минюста России. – Тула, Папирус, 2009. – С. 189-193. (0,3 п.л.)

44.Метафизические основания нравственно-религиозного жизнепонимания Л.Н.Толстого // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. – С. 364-390. – (1,2 п.л.)