Научная тема: «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обоснование сущности педагогической пропедевтики в образовательном учреждении как интеграционной концепции профилактики и коррекции девиантного поведения учащей молодежи, которая: рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций»; исповедует сопереживающую (деятельно-участную) позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося, выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия; в технологическом плане представляет целостную социально-педагогическую практику, культурно-деятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно- образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся, провоцирующих девиантное поведение, минимизацию неблагоприятных внешних воздействий и деструктивных факторов внешней среды.

2. Базовые социально-культурные и психологические предпосылки и факторы де-виантного поведения, находящиеся в зоне педагогической компетенции: а) изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями: изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма; социально-культурная аномия, формирующая опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; утрата ответственности как определяющей нравственной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному и морально вменяемому поведению; б) специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации; психологическая неготовность своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности; в) обостренные проблемы личностной идентичности - антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно-психологического механизма, в рамках которого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения; г) негативное влияние социальной среды, ближайшего социального окружения.

3. Ключевые социально-педагогические паттерны («мишени» воздействия), выступающие в качестве объекта профилактической и коррекционной деятельности: а) проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащегося, провоцирующие девиантное поведение; б) система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая различные формы зависимого поведения; в) критические проблемные ситуации, выражающиеся в невозможности осуществить основные жизненные программы и ведущие к утрате смысла жизни.

4. Обоснование социально-культурной деятельности учащейся молодежи как ведущего средства оптимизации культурно-образовательной среды, педагогическая роль которой существенно возрастает в ситуации сокращения культуротворческих ресурсов учебно-образовательной деятельности, усиления деструктивного влияния социальной среды и частичной аномии традиционных институтов социализации. Воспитательные ресурсы социально-культурной деятельности определяются ее инициативным и свободным характером, способным активизировать и максимально востребовать личностный потенциал; комплексной природой, способностью оптимизировать условия личностного становления и развития в единстве социализации, инкультурации и самореализации личности. Социально-культурная деятельность, функционально и содержательно дополняя и расширяя пространство развития личности в рамках образовательных институтов и семейной среды, оптимизирует совокупные условия социальной адаптации, культурной интеграции и личностной самореализации.

5. Критерии личностного развития, препятствующие формированию зависимых форм девиантного поведения: нравственная направленность личности, фиксируемая характером ценностных ориентаций, наличием интереса к морально-этическим проблемам, способностью к этико-педагогической рефлексии; социально ориентированный тип коммуникации, который на личностно-психологическом уровне обеспечивается экстернальной направленностью сознания, эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, «резонансностью» по отношению к чужой боли, а на поведенческом уровне проявляется в форме деятельной включенности в решение проблем других; личностная ответственность за свое настоящее и будущее, готовность и способность к самостоятельному и морально вменяемому поведению; социально-культурная и психологическая идентичность - способность личности осознанно действовать в рамках основного репертуара социальных ролей, удерживать на разных жизненных этапах целостный образ своего «я», эффективно разрешая возникающие личностные проблемы.

6. Программа педагогической пропедевтики девиантного поведения в образовательном учреждении, включающая:

6.1. Пакет социально-педагогического и психологического инструментария, позволяющего: а) характеризовать ключевые факторы поведенческой девиации учащейся молодежи (психологические особенности личности, обусловленные возрастной динамикой и проблемами развития; ценности, определяющие значимый образ жизни с элементами зависимого поведения; неблагоприятные обстоятельства, формируемые ближайшим социальным окружением); б) выявлять психологические качества, компенсирующие личностные особенности, способствующие развитию девиантных форм активности; в) определять и востребовать педагогические ресурсы социально-психологической среды (учебной группы, семьи, неформальной компании).

6.2. Цели и задачи профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся: обеспечение информационной и социально-психологической безопасности жизнедеятельности учащихся; повышение коммуникативной культуры и освоение эффективных навыков диалога, позволяющих противостоять деструктивному влиянию среды, успешно адаптироваться в условиях коллектива группы и колледжа в целом; активизация социально-значимой деятельности учащихся; оптимизация внутренней среды личностного развития; реализация педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно-нравственного развития личности учащихся.

6.3. Приоритетные направления педагогической пропедевтики девиантного поведения: оптимизация культурно-образовательной среды, которая для учащегося является основной сферой жизнедеятельности; корректировка ценностно-нормативной модели личности, формирование социальной направленности и конструктивных межличностных коммуникаций в процессе проектирования общественно-значимых акций; компенсация психологических особенностей учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению; оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; защита от влияния внешних провоцирующих факторов.

6.4. Инструментальное оснащение программы, выполне нное в форме пяти проектных модулей: 1) проект «Основы информационной и социально-психологической безопасности жизнедеятельности» (корректировка ценностных ориентаций и оснащение учащихся позитивными практиками самоопределения; освоение социальных технологий и навыков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума; минимизация социально-психологических причин и факторов агрессивного поведения учащихся); 2) тренинг коммуникативной компетентности (оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности учащихся как фактора профилактики поведенческих девиаций); 3) проект инициирования общественного объединения социальной направленности, способствующего развитию проектных качеств личности; освоению технологий в сфере социального проектирования (в работе объединения использовались инновационные воспитательные практики и социально- культурные технологии - референтация, проблематизация, позиционирование, символизация, организация социальных акций по методу «флешмоб»); 4) оптимизация внутренней среды личностного развития (коррекция психологических особенностей учащихся «группы риска»; индивидуальное проектирование жизненных стратегий, включая цели и ведущие мотивы образования, типы карьеры и профессионального роста, варианты семейного самоопределения; рекомендации по формам оптимального досуга (информация о возможных рисках различных способов отдыха и удовлетворения желаний); 5) востребованность педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно-нравственного развития личности учащихся (путем корректировки тематики курсов, разработки системы модульных содержательных и коммуникативно-диалоговых инсталляций в предметы социально-гуманитарного цикла).

6.5 . Система критериев оценки педагогической эффективности: 1) поведенческий блок (масштаб и острота личностных проблем, вызванных неблагополучием в социально-коммуникативной сфере; динамика и соотношение форм социально значимой и ненормативной активности учащихся); 2) личностный блок (выраженность духовных потребностей в структуре личности; конструктивно-творческий характер деятельности; личностная ответственность; социально ориентированный тип коммуникации, эмоциональная отзывчивость, «резонансность» по отношению к нравственно отягощенным событиям; деятельная включенность в решение проблем других; динамика психологических качеств, способствующих или препятствующих появлению и экспансии девиантно-го поведения); 3) профессионально-образовательный блок (качество знаний и уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа).

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Гатальский В. Д. Культурно-образовательная среда как социально-педагогическая система [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2008. 238 с.

2.Гатальский В. Д. Колледж как социальный институт гармонического развития личности [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2009. 204 с.

3.Гатальский В. Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2009. 320 с.

4.Гатальский В. Д. Педагогическая пропедевтика как интеграционная концепция профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2010. 160 с.

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

5.Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально– педагогическая система [Текст] / В. Д. Гатальский // Педагогика. 2009. №3. М. : ООО «Педагогика», 2009. С. 52–57.

6.Гатальский В. Д. Социально-педагогические предпосылки профилактики деви-антного поведения молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский // Известия Рос. гос. педагогич. ун-та А. И. Герцена. №102. СПб. : РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. С. 43–50.

7. Гатальский В. Д. Принципы оптимизации культурно–образовательного пространства [Текст] / В. Д. Гатальский // Известия Рос. гос. педагогич. ун-та А. И. Герцена. №105. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. С. 14–20.

8.Гатальский В. Д. Педагогика социально–профилактической деятельности в оразовательном учреждении [Текст] / В. Д. Гатальский. // Вестник Моск. гос. ун-та культура и искусств. 2009. №4. М. : МГУКИ, 2009. С. 100–107.

9.Гатальский В. Д. Спонтанные и педагогически целесообразные организованные формы молодежного досуга [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Моск. гос. ун-та культура и искусств. 2009. №5. М. : МГУКИ, 2009. С. 80–92.

10.Гатальский В. Д. Девиантное поведение учащихся учреждений среднего профессионального образования как социально–педагогическая проблема: стратегии профилактики и коррекции [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2010. №1. Т.3. Педагогика. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. С. 66–77.

11.Гатальский В. Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский // Человек и образование. 2010. №2. СПб. : Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т образования взрослых», 2010. С. 18–24.

12.Гатальский В. Д. Оптимизация культурно–образовательной среды в системе профилактики девиантного поведения учащихся [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2010. №2. Т.3. Педагогика. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. С. 86–95.

13.Гатальский В. Д. Методология педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2010. №3. Т.3. Педагогика. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. С. 89–97.

14.Гатальский В. Д. Педагогическая пропедевтика как инновационная система профилактики девиантного поведения учащейся молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский // Человек и образование. 2011. №1. СПб. : Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т образования взрослых», 2010. 0,5 п.л.

Учебные пособия и методические рекомендации

15.Гатальский В. Д. Закономерности формирования личности и их учет в системе воспитания : науч.-методич. рекомендации [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2003. 34 с.

16.Гатальский В. Д. Воспитательно–профилактический потенциал учебного заведения [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2004. 62 с.

17.Гатальский В. Д. Профилактика и коррекция девиантного поведения учащейся молодежи : методич. рекомендации социальному педагогу [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб.: Изд-во «Концерт», 2005. 96 с.

18.Гатальский В. Д. Методика учета индивидуальных особенностей учащихся колледжа как информационная основа педагогической пропедевтики. Методические рекомендации [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2009. 90 с.

Научные статьи, доклады и другие материалы

19.Гатальский В. Д. Воспитание учащихся на культурных традициях петербуржцев [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб.: СПбГУКИ, 2002. 42 с.

20.Гатальский В. Д. Пути гуманизации образовательно–воспитательного процесса в школе и профессиональных учебных заведениях [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб.: Изд-во «Концерт», 2005. 44 с.

21.Гатальский В. Д. Культура как средство гуманистического воспитания и перевоспитания учащейся молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский. СПб. : Изд-во «Концерт», 2006. 54 с.

22.Гатальский В. Д. Социальная реклама как средство формирования ценностей и норм здорового образа жизни [Текст] / В. Д. Гатальский // Реклама и PR в России: современное состояние и проблемы развития : материалы 6-й Межвуз. науч.–практич. конф., Санкт-Петербург, 15 февраля 2008 г. СПб. : СПбГУП, 2008. С. 36–39.

23.Гатальский В. Д. Культурологический подход в решении задач гражданского воспитания в системе воспитания студентов колледжа [Текст] / В. Д. Гатальский,

B.А. Пшонко // Методология профессионального образования : сб. науч. ст. междуна род. методологич. семинара [посвященного 80-летию со дня рождения акад. РАО, д-ра пед. наук, проф., Заслуж. деятеля науки РФ А. П. Беляевой]. Ч.2. СПб. : ГНУ «Институт профтехобразования РАО», 2008. С. 56–65.

24.Гатальский В. Д. Маркетинговые технологии в профилактике асоциального поведения: задачи и возможности [Текст] / В. Д. Гатальский // Реклама и PR в России : современное состояние и проблемы развития. Материалы 7-й Межвуз. науч.-практич. конф., Санкт-Петербург, 13 февраля 2009 г. СПб. : СПбГУП., 2009. С. 57–60.

25.Гатальский В. Д. Оптимизации культурно-образовательного пространства как условие эффективности педагогического процесса [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 88. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности : зарубежный и отечественный опыт. СПб. : Балт. педагогич. акад., 2009. С.114–119.

26.Гатальский В. Д. Специфика социально–профилактической деятельности в образовательном учреждении [Текст] / В. Д. Гатальский // Проблемы развития социальной работы : материалы межвуз. науч.-практич. конф. СПб. : СПбГУП, 2009. С. 82–84.

27.Гатальский В. Д. Возможности PR-коммуникаций в позиционировании социально значимых ценностей студенческой молодежи [Текст] / В. Д. Гатальский // Реклама и PR в России: современное состояние и проблемы развития : материалы 8-й Межвуз. науч.-практич. конф., Санкт-Петербург, 28 февраля 2011 г. СПб. : СПбГУП, 2011. C.24–28.

28.Гатальский В. Д. Инновационные технологии в системе педагогической про педевтики [Текст] / В. Д. Гатальский // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.102. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности : зарубежный и отечественный опыт. СПб. : Балт. педагогич. акад., 2011. С. 121–129.