Закономерности:
- цели, характер и содержание формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога определяются как объективными потребностями системы образования, так и интересами педагога в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- эффективность формирования ИКСМ обусловлена степенью собственной активности педагога, содержанием и способом организации процесса формирования, в который он включен, личностными мотивами и характером педагогического руководства;
- результаты формирования ИКСМ обусловлены точечно-резонансным воздействием на процессы личностного развития педагога.
- эволюционно-инволюционный процесс ЛПС педагога зависит от уровня сформированности ИКСМ.
Принципы формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога: системности и взаимообусловленности; целостности; коммуникативности; структурности; научности; гуманизма; темпоральности как соотнесение с современностью содержания процесса формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога и форм учебно-воспитательной работы; креативности как отсутствие догматизма, каждый элемент концепция открыт для творчества, потому что сам процесс образования есть творчество; интегральности как многообразие в гармонии (толерантность), суммы позиций, взглядов, знаний по одному вопросу; резонансного воздействия как учета мотивации, состояния и перспектив формирования ИКСМ педагогов; ориентированности на морально-нравственные ценности.
2. Структурные компоненты, функции и уровни сформированности ИКСМ. ИКСМ - это открытое структурно-уровневое образование, представ ляющее собой систему формируемых компонентов: аксиологический, нор мативный, когнитивный, знаниевый, нравственно-психологический, лично- стно-педагогической идентичности, рефлексивный - определяющих качество личности педагога. За счет ритмичной развитости внутренней модели мыш ления и ее мобильности ИКСМ соответствует большинству стилей мышле ния обучаемых. Функции, осуществляемые ИКСМ: 1) функции теоретического познания явлений и процессов: интеграция научных знаний и опыта, адаптация, ориентация, осмысление и интерпретация, антиципация; 2) функции практического познания и преобразования явлений и процессов образовательного пространства: прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование, планирование, мобилизация, координация; 3) функции диагностики и оценки являются промежуточными, связующими между группой функций теоретического познания и практического преобразования явлений и процессов. Уровни сформированности ИКСМ. 1-й - стихийно-интегральный (Отстраненный интерес к профессии, копирование понравившихся моделей поведения, т.е. использование чужого знания и опыта без изменений и сознательной коррекции.); 2-й - модификационно-стимульный (Склонность к копированию чужих профессиональных стилей (некритическое, по образцам, шаблонам) еще превалирует над желанием самосовершенствования.); 3-й - деятельностно-познавательный (Потребность в самосовершенствовании.); 4-й - уровень самореализации (Педагогическая стабильность как «сохранение в изменении», константное духовное самосовершенствование.).
3. Технология формирования ИКСМ, под которой понимается последовательная взаимосвязанная система действий в процессе личностно-профессионального становления педагога. В качестве форм, методов, средств формирования ИКСМ используются: формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, направленная на теоретическую и практическую подготовку студентов, а также контроль знаний и умений (лекции, лекции-дискуссии, семинары, семинар-диспуты, семинар-заслушивание, практические занятия, комплексные тренинги по формированию ИКСМ, видеопрактикум по формированию ИКСМ, внеаудиторная работа); мет од ы: беседы, устный и письменный опрос, упражнения, ситуационный анализ, защита собственных моделей и т.д.; средства: игровая и учебная виды деятельности, «Тетрадь самосовершенствования», «Тетрадь профессионально-педагогического совершенствования», наглядные пособия, видеофильмы, средства массовой информации и т.п.
4. Этапы процесса формирования ИКСМ: 1 этап: мотивационно-стимульный. На этом этапе обучаемым необходимо доказать, объяснить, используя наглядный материал, необходимость формирования ИКСМ. 2 этап: задачно-целевой. На этом этапе каждый обучаемый должен поставить перед собой ясную цель как осознанную потребность, и выстроить систему задач, исходя из индивидуальных потребностей, возможностей и имеющихся конкретных условий для достижения желаемой цели. На этом этапе группы могут формироваться (и это наиболее эффективно) по специфике задач, подлежащих решению. 3 этап: конструктивно-содержательный (индивидуально -действенный). Это этап непосредственной работы по формированию ИКСМ в соответствии с мотивами, целями, задачами и индивидуальными особенностями обучающихся. Содержание формирующих методик и упражнений структурировано в девять комплексно-целевых блоков, содержание которых направлено на: I. Формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности. II. Овладение инструментарием технологии формирования ИКСМ, «Тетрадью самосовершенствования». III. Гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции. IV. Развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса. V. Развитие ораторского мастерства. VI. Активизацию и развитие логических способностей. VII. активизацию функций памяти. VIII. Развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга. IX. Моделирование образа педагога, работа с «Тетрадью профессионально-педагогического совершенствования». Все упражнения и методики имеют нравственно-аксиологическую направленность. 4 этап: контрольно-результирующий. Контроль позволяет своевременно скорректировать процесс формирования ИКСМ: внести изменения, если это необходимо, исходя из условий, в которых процесс осуществляется; усилить перспективные моменты, ослабить негативные. 5 этап: рефлексивно-коррекционный. Чтобы процесс формирования ИКСМ был результативным, каждый этап должен начинаться с мотивации и заканчиваться рефлексией.
5. Диагностический инструмент арий. В качестве основного диагно стического инструментария формирования ИКСМ выступают разработанные и апробированные «Тетрадь самосовершенствования» и «Тетрадь профес сионально-педагогического совершенствования», а также эйдос-тест и таблица определения уровней ИКСМ. Целенаправленное развитие показате лей эйдос-теста является формированием ИКСМ и основой личностно- профессионального становления педагога. Компоненты нравственно- психологического здоровья, личностно-педагогической идентичности и реф лексивный формируются содержательной составляющей упражнений, мето дик, структурой и самим процессом формирования ИКСМ. Эйдос-тест - это комплексная диагностика формирования ИКСМ, дающая возможность нагляд ного мониторинга.
Выработан диагностический алгоритм: 1) диагностика и построение эйдос-теста; 2) определение уровня ИКСМ; 3) анализ эйдос-теста и путей дальнейшего формирования ИКСМ.
6. Педагогические условия эффективного формирования ИКСМ:
- коэволюционная творческая деятельность педагога и обучаемых;
- принятие каждого обучаемого не таким, каков он есть, а таким, каким он может стать;
- развитие таланта, имеющегося у каждого, а не собственной концепции в ущерб творческой индивидуальности обучаемого;
- принятие обучаемого самостоятельным творцом, который не пассивно воспринимает информацию, а активно творит себя как личность;
- понимание, что группа - это единый организм, в котором все взаимосвязаны друг с другом: если некомфортно трети группы - нормально функ-циионировать организм не сможет;
- овладение спецификой образования и разрушения хронотопов;
- использование «неожиданного ракурса» как принципа, стабилизирующего систему обратной связи.
7. Педагогические рекомендации по формированию ИКСМ в процессе личностно-профессионального становления педагога, по:
- работе с «Тетрадью самосовершенствования» и «Тетрадью профессионально-педагогического совершенствования» (как определить сильные и слабые стороны личности);
- цикличности занятий по формированию ИКСМ (это специально разработанные циклы занятий в зависимости от времени, места проведения занятий и поставленных задач. Ими являются: интенсив-курс, средний курс, оптимальный курс, комбинированный курс);
- обеспечению эффективности процесса восприятия (как активно слушать и наблюдать, участвовать, стимулировать интерес, превращать услышанное в зрительные образы);
- преодолению блокировок (как хранить свои удачи, стараться смотреть на проблему с разных сторон (методика словаря), изменить своим стереотипам, изменить обстановку и т.д.);
- моделированию мышления в аудитории (как принять открытую позицию, использовать карты сетевого мышления, метод двойной фиксации и т.д.);
- формированию позитивно-активизирующей образовательной среды (среда должна обладать следующими качествами: комфортность, свобода и др.).
1.ДРОНОВА Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза: мнгр. / Т.А. Дронова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007 (Переиздание 2008). – 368с. – (Усл. п. л. 21,39.)
2.ДРОНОВА Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления как основа профессионализма социального работника: монография / Т.А. Дронова. – Воронеж: Научная книга, 2009. – 294 с. (Усл. п. л. 17,21.).
3.Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления – основа диалектики педагогического взаимодействия / Т.А. Дронова //Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов: коллективная монография./ Под ред. Н.И. Вьюновой. – Воронеж, 2005. – С.96 – 109 (14,25 п.л., автор. текст 0,9 п.л.).
Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
4.ДРОНОВА Т.А. Динамика креативности педагогического процесса / Т.А. Дронова // Мир образования – образование в мире. –2006.–№ 4(24). –С.20–28.
5.ДРОНОВА Т.А. Стиль мышления педагога / Т.А. Дронова // Мир образования – образование в мире. –2007.– № 2 (26).–С.18 – 25.
6.ДРОНОВА Т.А. Совесть как психологический феномен сознания / Т.А. Дронова // Мир психологии. Науч.-мет. журнал. – 2007. –№ 2(50).–С.121–128.
7.ДРОНОВА Т.А. Образовательная среда вуза как интегрально-креативная субстанция психолого-педагогического взаимодействия /Т.А. Дронова// Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практ. журнал №5 (41) – Изд-во РГСУ. – М., 2008. – 341 с. – С. 121– 131.
8.КОЗЛОВА Л.А., Дронова Т.А. Мотивационно-ценностные детерминанты активности личностно-профессионального развития и деятельности субъектов социальной работы /Л.А. Козлова, Т.А. Дронова// Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практ. журнал № 5 (41). – Изд-во РГСУ. – М., 2008.–341 с.–С.102– 112.
9.ДРОНОВА Т.А. Стиль мышления как фактор формирования личностной культуры безопасности жизнедеятельности /Т.А. Дронова и А.А. Дронов// Культура физическая и здоровье. Науч.-мет. журнал. – 2008. – № 4 (18). – С.62 – 66.
10.ДРОНОВА Т.А. Нравственно-психологическое здоровье педагога / Т.А. Дронова // Мир образования – образование в мире.–2009.–№ 2 (34). –С.49–63.
11.ДРОНОВА Т.А. Хронотопичность стиля мышления в контексте образа /Т.А. Дронова // Мир психологии. Науч.-мет. журнал. – 2009. – №4(60).–С.206–215.
12.ДРОНОВА Т.А., Ковтуненко Л.В. Креативный стиль мышления педагога как потенциал эффективности образовательного процесса в воспитательных учреждениях закрытого типа /Т.А. Дронова, Л.В. Ковтуненко // Культура физическая и здоровье. Науч.-мет. журнал. – 2010. – № 2(27). – С. 31–34.
Учебники
13.ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА: Учебник. – 2-е изд., переработ. / Под общей ред. В.Г. Михайловского – М.: ИД «Куприянова», 2010. – 503 с. – С. 482–503.
14.ВОЕННАЯ АКМЕОЛОГИЯ: Учебник / Под ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2010.- 459 с. – главы 7, 8. Приложение 5., С. 221–258. С. 371-378.
Учебные и учебно-методические пособия
15.Дронова Т.А. Развитие интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) студентов – будущих педагогов в процессе изучения курса «Креативная педагогика» /Т.А. Дронова // Программа и методические указания для студентов 2 курса отделения «Соци альная педагогика» факультета философии и психологии ВГУ / [под ред. И.Ф. Бережной]. – Воронеж: Изд. Бюро «ВАНТИТ», 2005. – 26 с. (Усл. п. л. 1,2.)
16.ДРОНОВА Т.А. Выпускная квалификационная работа как научное исследование: уч.-мет. пос.– Воронеж: ВФ РГСУ, 2007.– 95 с. (Усл. п. л. 5,9.)
17.ДРОНОВА Т.А. Социальная работа с семьей: уч. пособие / Т.А. Дронова [и др.]; Филиал РГСУ в г. Воронеже. – Воронеж, 2009. – 101 с. (Усл. п. л. 6,0.)
18.ДРОНОВА Т.А. Инновационные подходы к подготовке специалистов в области социальной работы: перспективные направления научно-исследовательской деятельности и сотрудничества филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже с учреждениями системы социальной защиты населения Воронежской области в формате опорно-экспериментальных площадок: Уч. пос. / Т.А. Дронова [и др.]; [Под общ. ред. д.и.н., проф. Ю.Л. Ярецкого]. – Воронеж, 2009.–109с. (Усл.п.л.6,8.).
19.ДРОНОВА Т.А. Психология семьи: Учебно-методическое пособие/ Т.А. Дронова. – Воронеж, 2010. – 107 с. (Усл. п. л. 6,68.). Рекомендовано к использованию в учебном процессе УМУ РГСУ.
Научные статьи
19.ДРОНОВА Т.А. Теоретические основы развития интеллекта / Дронова Т.А. и др.//Психолого-дидактическое моделирование вузовского образовательного процесса как отражение структуры интеллекта студента: Монография. – В 2-х. частях / [под ред. Н.В. Соловьевой]. – Воронеж: Воронежский гос. университет, 2001. – 178 с. – С. 10-20.
20.ДРОНОВА Т.А. Основа творческого мышления / Т.А. Дронова // Образование – XXI век: непрерывное образование – основа социализации личности": Материалы Международной научно-практической конференции. / [под ред. Н.А. Провоторовой, П.А. Бабкина]. – Воронеж: Воронежское отделение АПСН, 2004. – 543 с. – С. 456-458.
21.ДРОНОВА Т.А. Образовательная среда вуза как интегрально-креативное поле педагогического взаимодействия /Т.А. Дронова// Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы Пятой межрегиональной научно-практической конференции. /[под ред. И.Ф. Бережной, Ю.А. Гончаровой]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – Вып. 5. – 342 с. – С.36-39.
22.Дронова Т.А. Психолого-педагогическое прогнозирование образовательной среды вуза / Т.А. Дронова // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы VI межрегиональной науч.-практ. конференции [под ред. И.Ф. Бережной, Л.Р. Суриновой] – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т.–2006.–Вып.6.–360с.– С.56–60.
23.ДРОНОВА Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления как основа профессионального становления будущих социальных работников / Т.А. Дронова // Вопросы социального управления и социального образования: сборник научных трудов. Выпуск 1(3). / Под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. – 220с. – С.29– 42.
24.ДРОНОВА Т.А. Технология формирования интегрально-креативного стиля мышления как способ воспитания высококвалифицированного профессионала /Т.А. Дронова // Ученые записки РГСУ. – 2006. – №4 (52). – С. 10–12.
25.ДРОНОВА Т.А. Научные исследования студентов как социально-конструктивное творчество /Т.А. Дронова //Студент, специалист, профессионал ССП–2007:Сб. науч. трудов межд.. науч.-техн. конференции.В 2 ч.Ч.1.М.: Машиностроение, 2007.– 286 с.–С.226– 232.
26.ДРОНОВА Т.А. Критерий продуктивности образовательной среды /Т.А. Дронова //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: По материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогического образования в условиях его модернизации». Специальный выпуск. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2007. – 156 с. – С. 72–75.
26.Дронова Т.А. Вочеловечение отчужденного знания / Т.А. Дронова //Вопросы социального управления и социального образования: сборник научных трудов. Выпуск 2 (4) / под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2007. – 243 с. – С.54 – 61.
27.ДРОНОВА Т.А. Интегральность педагогического творчества / Т.А. Дронова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей / Воронеж. гос. ун-т; [под ред. И.Ф. Бережной]. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. – 278 с. – С.77 – 83.
28.ДРОНОВА Т.А. Идентификация в процессе понимания / Т.А. Дронова // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : материалы Международной науч.-практич. конференции 24-25 апреля 2008 года / [отв. ред. И.Ф.Бережная] ; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронеж. гос. университета. – 2008. – Часть 3. – 256 с. – С.85 – 90.
29.ДРОНОВА Т.А. Стиль мышления, система «семья» и семейный психосинтез. /Т.А. Дронова// Современная российская семья. Традиции, проблемы, пути решения: материалы научно-практической конференции (Воронеж, 16 октября 2008 года). – Воронеж: ВГПУ, 2008 – 76с. – С.58 – 64.
30.ДРОНОВА, Т.А. Стиль мышления и конфликт семейного общения. /Т.А. Дронова// Теория конфликта и ее приложения: материалы V-й Всероссийской науч.-техн.конф. Часть II /Сост. И.Я. Львович, Ю.С. Сербулов; АНОО ВПО ВИВТ, РосНОУ (ВФ). – Воронеж: Науч. книга, 2008. – 120 с.–С.87–91.
31.ДРОНОВА Т.А. Художественное творчество и внутренний мир индивида / Т.А. Дронова и др.// Российское государство и общество в XXI веке: контуры социального развития. Вып. 2: сборник межвузовской студенческой науч.-практ. конференции. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008. – 256с. – С. 99 – 106.
32.ДРОНОВА Т.А. Успех педагогического взаимодействия /Т.А. Дронова// Вопросы социального управления и образования: сб. науч.трудов. Выпуск 3(5)/под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008.–С.70–75.
33.ДРОНОВА Т.А. Интегрально-кративный стиль мышления – основа педагогической конгруэнтности /Т.А. Дронова// Вопросы социального управления и образования: сборник научных трудов. Выпуск 3 (5) / под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008. – С. 75 – 79.
34.ДРОНОВА Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления у будущих педагогов / Т.А. Дронова, В.Г. Михайловский // Инновационные подходы к моделированию социальных систем и управлению ими: Научно-методический сборник / Под общей редакцией О.Г. Федорова. – М.: ООО «ЛАРК ЛТД», 2008. – 200 с. – С. 125–132.
35.ДРОНОВА Т.А. Нравственно-психологическое здоровье педагога высшей школы как личности / Т.А. Дронова, В.Г. Михайловский // Вестник российской таможенной академии. – 2008. – № 4(5). – С. 90 – 99.
36.ДРОНОВА Т.А. Стиль мышления социального педагога и образовательный процесс вуза как интегративно-креативные системы /Т.А. Дронова // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / [науч. ред. М.В. Шакурова]. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – 118с., С.30– 34.
37.ДРОНОВА Т.А. Нравственность как важнейший фактор современного российского образования / Т.А. Дронова и др.// Социальное пространство России: интеграция науки и практики: сборник статей по материалам студенческой науч.-практ. конференции. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2009. – 296 с., С. 207 – 209.
38.ДРОНОВА Т.А. Индивидуальность как сложная иерархизированная система / Т.А. Дронова и др.// Социальное пространство России: интеграция науки и практики: сборник статей по материалам студенческой научно-практической конференции. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2009. – 296 с., С. 277 – 280.
39.ДРОНОВА Т.А. Педагогическая инновация /Т.А. Дронова // Обучение и воспитание личности: практика, инновации, качество: материалы Областной науч.– практ. конф., 25 – 26 мая 2009 года, Воронеж / Воронежский энергетический техникум. – Воронеж : ВЭТ, 2009. – 323 с., С. 72 – 76.
40.ДРОНОВА Т.А. Эйдос Платона: далекий и близкий / Т.А. Дронова // Российская цивилизация : история и современность: сборник научных трудов. – Вып. 30. – Воронеж: «Истоки», 2009. – С.145 -160.
41.Дронова Т.А. Трансформационные процессы в профессиональной деятельно сти /Т.А. Дронова // Вестник Воронежского института ФСИН России [Текст]: сборник на учных трудов. Выпуск № 1 (2008). – Воронеж: Научная книга, 2009. – 253 с., С.90 – 94.
42.ДРОНОВА Т.А. Проблемы педагогической толерантности /Т.А. Дронова // Вопросы социального управления и образования: сборник научных трудов. Выпуск 4 (6) / под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: изд-во «Истоки», 2009. – 267 с., С.156 – 159.
43.ДРОНОВА Т.А. Толерантность как компонент профессионализма специалистов, работающих в системе «человек – человек» /Т.А. Дронова // Вопросы социального управления и образования: сб. науч. трудов. Выпуск 4 (6) / под ред. Ю.Л. Ярецкого. – Воронеж: изд-во «Истоки», 2009. – 267с., С.159 – 164.
44.ДРОНОВА Т.А. ЛПС педагога: логистические методы исследования /Т.А. Дронова // Теория конфликта и ее приложения: материалы VI-й Всероссийской научно-технической конференции. Часть I / сост. И.Я. Львович, Ю.С. Сербулов; ВИВТ АННН ВПО, РосНОУ (ВФ). – Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010. – 240 с., С.69–73.
45.ДРОНОВА Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления – основа ЛПС педагога /Т.А. Дронова // Теория конфликта и ее приложения: материалы VI-й Всероссийской научно-технической конференции. Часть I / сост. И.Я. Львович, Ю.С. Сербулов; ВИВТ АННН ВПО, РосНОУ (ВФ). – Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010. – 240 с., С.73–80.