2. Формирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев целесообразно осуществлять на методологической базе, включающей в себя основные положения следующих научных подходов:
- системного (выявление социального заказа на подготовку специалистов спортивных бальных танцев; учет образовательной политики государства в сфере танцевального искусства, культуры и спорта; выделение системообразующих элементов и факторов; организация процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев с позиции целостности; определение новых форм финансирования);
- кибернетического (разработка механизмов управления системой непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев);
- синергетического (определение условий и границ самоорганизации творческих процессов в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, выявление эффекта синергии);
- личностно-деятельностного (ориентация на личность как цель, субъект и главный критерий эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев);
- культурологического (обучаемый - субъект культуры, а усвоение хореографической и физической культур - компоненты процесса развития личности);
- акмеологического (профессионализм - основное условие развития творческого потенциала и самореализации специалиста спортивных бальных танцев);
- компетентностного (компетентность специалиста спортивных бальных танцев - это синтез компетентностей педагога, тренера, хореографа);
- инновационного (поиск новых, нестандартных оптимальных решений проблем, возникающих в процессе непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев).
3. Интеграция бального танца и спорта требует создания и обеспечения специфической профессионально ориентированной образовательной среды на основе комплексного использования средств и инновационных технологий в области педагогики хореографического искусства и танцевального спорта, которая выступает системообразующим элементом непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Организация непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев требует разработки дерева целей, включающего уровни мотивации, возможностей, деятельности и личностного образовательного результата. При этом генеральная цель системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев - формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях современного общества и участие в его преобразовании, формирование профессиональной культуры специалиста и его способности к самореализации средствами спортивных бальных танцев. Цели остальных уровней конкретизируются для каждого этапа подготовки.
4. Модель системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев является нелинейной, открытой с позиций внесения изменений и замкнутой с позиций управления процессом непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. В модели отражено, что образовательный процесс профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев обладает общими педагогическими закономерностями, является управляемым и подчиняется ряду принципов и критериев оценки эффективности. Модель многокомпонентная и включает в себя: этапы, уровни и ступени подготовки; компонентный состав готовности к профессиональной деятельности, реализуемый на разных этапах подготовки; модель проектирования педагогического процесса; дерево педагогических целей; функции управления системой непрерывной профессиональной подготовки; совокупность критериев оценки эффективности системы; модель формирования специальных знаний на этапе профессиональной подготовки; модель степеней свободы при составлении индивидуальной технологической карты обучающегося; варианты индивидуализированных маршрутов подготовки специалистов спортивных бальных танцев на этапе совершенствования профессионального образования и др.
5. Этап допрофессиональной подготовки в системе непрерывного образования ‑ процесс и результат формирования эстетической культуры личности, мотивационной готовности к обучению спортивным бальным танцам, направленности на профессиональную деятельность, вырабатывания хореографической культуры исполнительского мастерства, развития физических данных и творческих способностей обучающихся. Основополагающими для построения учебно-воспитательного процесса на этапе допрофессиональной подготовки детей дошкольного и школьного возраста стали следующие компоненты:
- целостность педагогической системы;
- преемственность образовательных целей и задач на этапе допрофессиональной подготовки в системе непрерывного профессионального образования;
- педагогические условия;
- управление качеством подготовки на этапе допрофессионального обучения спортивным бальным танцам в системе непрерывного профессионального образования (принципы, формы, методы);
- высокий профессионализм преподавательского состава;
- материально-техническая и методическая оснащенность, обеспечивающая качественный уровень подготовки специалистов спортивных бальных танцев на этапе допрофессионального обучения.
6. Профессиональная подготовка специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования - процесс и результат формирования готовности к профессиональной деятельности, позволяющей будущему специалисту реализовать функции педагога-тренера-хореографа на современном этапе развития общества в области хореографического искусства и танцевального спорта. Специальная профессионально-педагогическая подготовка в условиях вуза должна строиться на технологии, в которой важная роль отводится интерактивным формам обучения и созданию учебно-профессиональной среды, аналогичной художественным мастерским. При этом:
- аудиторную деятельность студента целесообразно проектировать как систематическое решение комплекса профессионально-дидактических проблем на основании специально разработанных структур опорных действий;
- акцентировать методы обучения на совместную деятельность преподавателя и студентов, постепенно формирующую в сознании студента образ профессии и обязательно включающую в себя поисково-исследовательский и педагогический компоненты;
- внеаудиторная работа на младших курсах организуется с целью активного накопления информационной базы будущего специалиста для последующего педагогического творчества; на старших курсах предполагает создание собственных художественно-педагогических проектов, разработку моделей практических уроков, учебных программ для коллективов бального танца;
- заключительный этап обучения предполагает апробацию полученных профессиональных знаний и умений посредством самостоятельного преподавания дисциплин бального танца в различных учреждениях культуры и спорта.
7. На этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев необходимо обеспечить уровневую и профильную дифференциацию обучения. При этом чем выше уровень профессиональной компетентности, тем больше требуется степеней свободы для обучающегося, повышающего свою квалификацию. Составление индивидуальных технологических карт для различных категорий обучающихся при повышении квалификации позволяет обеспечить реальную дифференциацию подготовки специалистов спортивных бальных танцев и достижение оптимального результата для каждого слушателя.
1.Шанкина, С.В. Целостность системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – Москва, 2009. – № 2. – 0,9 п.л.
2.Шанкина, С.В. Формирование профессионально-образовательной среды в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – Москва, 2009. – № 3. – 0,9 п.л.
3.Шанкина, С.В. Непрерывная подготовка специалистов спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. –Вып. 6 (50). – 0,9 п.л.
4.Чванова, М.С. Инновационная концепция непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / М.С. Чванова, С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 1 (57). – 0,75 п.л. (авт. – 0,35 п.л.).
5.Шанкина, С.В. Моделирование системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 7 (63). – 1,25 п.л.
6.Шанкина, С.В. Образовательные технологии на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 8 (64). – 1,1 п.л.
7.Шанкина, С.В. Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 10 (66). – 0,9 п.л. (авт. – 0,5 п.л.).
8.Шанкина, С.В. Особенности реализации дифференцированного подхода к послевузовскому образованию специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 11 (67). – 0,75 п.л.
9.Шанкина, С.В. Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 12 (68). – 1,25 п.л.
Учебно-методические пособия и научные работы:
10.Шанкина, С.В. Подготовка специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования: теория и практика: монография / С.В. Шанкина. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 27,7 п.л.
11.Шанкина, С.В. Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – 1,5 п.л.
12.Шанкина, С.В. Бальный танец. Часть 1. Танцы Европейской программы: учеб. метод. пособие / С.В. Шанкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – 7,6 п.л. (Рекомендовано УМО).
13.Шанкина, С.В. Бальный танец. Часть 2. Танцы Латиноамериканской программы: учеб. метод. пособие / С.В. Шанкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. – 14,7 п.л. (Рекомендовано УМО).
14.Шанкина, С.В. Бальный танец (электронная версия): учеб. метод. пособие для студентов кафедры хореографии. – Тамбов, 2003 (Гриф №721/0155 от 15 мая 2003г.). – 382 с.
15.Сборник примерных программ и методических материалов федерального компонента цикла СД. Ф.03 (02), второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», учебная программа по предмету «Композиция историко-бытовых и бальных танцев» / Н.А. Клименко, С.В. Шанкина, А.Г. Мирошниченко; под ред. А.В. Фомина, М.Н. Юрьевой. – Тамбов: Першина, 2005. – 3 п.л. (авт. – 1 п.л.), (Рекомендовано УМО).
16.Сборник примерных программ и методических материалов федерального компонента цикла СД. Ф.03 (02), второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», учебная программа по предмету «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа» / С.В. Шанкина; под ред. А.В. Фомкина, М.Н. Юрьевой. – Тамбов: Першина, 2005. – 4 п.л. (Рекомендовано УМО).
17.Сборник примерных программ и методических материалов федерального компонента цикла СД. Ф.03 (02), второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», учебная программа по предмету «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» / С.В. Шанкина; под ред. А.В. Фомкина, М.Н. Юрьевой. – Тамбов: Першина, 2005. – 4,2 п.л. (Рекомендовано УМО).
18.Шанкина, С.В. Бальный танец в общеобразовательной школе / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин: учеб. метод. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. – 3,3 п.л. (авт. – 1,8 п.л.).
19.Шанкина, С.В. Танцующий волчонок: программа / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин // Спортивные танцы. – М.: РГАФК, 2000. – № 7 (15). – 0,2 п.л. (авт. – 0,1 п.л.).
20.Шанкина, С.В. Бальный танец: методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по предмету / С.В. Шанкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 0,25 п.л.
21.Шанкина, С.В. Бальный танец: методические рекомендации для подготовки студентов хореографического отделения к сдаче экзамена по предмету / С.В. Шанкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 0,9 п.л.
22.Шанкина, С.В. Программы вступительных экзаменов на хореографическое отделение / С.В. Шанкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – 0,2 п.л.
Статьи в сборниках научных трудов на научно-практических конференциях:
23.Шанкина, С.В. Социальные и воспитательные функции бального танца / С.В. Шанкина // IV Державинские чтения: материалы науч. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. – 0,14 п.л.
24.Шанкина, С.В. Управление эмоциями у исполнителей конкурсных бальных танцев / С.В. Шанкина // Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. – 0,14 п.л.
25.Шанкина, С.В. Управление эмоциями у исполнителей спортивных танцев / С.В. Шанкина // Спортивные танцы. – М.: РГАФК, 1999. – № 4 (6). – 0,14 п.л.
26.Шанкина, С.В. Вальс – спутник многих поколений / С.В. Шанкина // Духовное творчество народа: проблемы изучения и актуализации: материалы межвуз. науч. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – 0,14 п.л.
27.Шанкина, С.В. Самба: истоки и пути развития / С.В. Шанкина // Танцевальный фольклор: проблемы сохранения: материалы межвуз. науч. практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – 0,14 п.л.
28.Шанкина, С.В. Значение хореографической подготовки в спортивных бальных танцах / С.В. Шанкина // VII Державинские чтения: материалы науч. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 0,14 п.л.
29.Шанкина, С.В. Эстетические аспекты танцевального спорта / С.В. Шанкина. – М., РГУФКСиТ, 2003. – 1,7 п.л.
30.Шанкина, С.В. Проблема эстетического развития личности в танцевальном спорте / С.В. Шанкина // Проблемы развития танцевальных видов спорта: материалы всерос. науч. практ. конф. – М.: РГУФКСиТ, 2003. – 0,2 п.л.
31.Шанкина, С.В. Спортивный бальный танец – новая форма современного хореографического искусства / С.В. Шанкина // Хореографическое образование на стыке веков: сборник докладов и тезисов всерос. науч. практ. конф. – М.: МГУК, 2003. – 0,2 п.л.
32.Шанкина, С.В. Интеграция бального танца и спорта, ее эстетические и духовно-нравственные ценности / С.В. Шанкина // Интеграционные процессы в хореографическом образовании: опыт, проблемы, перспективы: материалы межвуз. науч. практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – 0,7 п.л.
33.Шанкина, С.В. Педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Проблемы развития танцевальных видов спорта: материалы VIII всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. С.А. Новик. – Москва: Ред. изд. отдел РГУФК С и Т, 2004. – 0,6 п.л.
34.Шанкина, С.В. Духовные ценности спортивных бальных танцев, формирующие эстетическую культуру личности в высшей школе / С.В. Шанкина // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: материалы 2-й всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2004. – 0,25 п.л.
35.Шанкина, С.В. Комплекс педагогических условий, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов в области бальной хореографии в системе высшего образования / С.В. Шанкина // Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы и статьи 1-ой всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. М.Н. Юрьева. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,25 п.л.
36.Шанкина, С.В. Педагогическая модель подготовки специалистов в области бальной хореографии в региональной системе высшего образования / С.В. Шанкина // Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект: материалы всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова, Р.М. Куличенко. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – 0,25 п.л.
37.Шанкина, С.В. Возрождение балов и их традиции / С.В. Шанкина // X Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – 0,3 п.л.
38.Шанкина, С.В. Значимость системы записи танцев / С.В. Шанкина // XI Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / отв. ред.: Ю.А. Кармышев, В.Д. Мамонтов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 0,25 п.л.
39.Шанкина, С.В. Учет современных тенденций развития танца в бальной хореографии: интеграция бального танца и спорта / С.В. Шанкина // Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона / под ред. Г.В. Бурцевой. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. – 0,25 п.л.
40.Шанкина, С.В. Проблема образности и артистизма в спортивных бальных танцах / С.В. Шанкина, С. Хайкина // Искусство танца: история, теория и практика: материалы 1-го внутривузовского научно-методического семинара / науч. ред. М.Н. Юрьева. – Тамбов, 2006. –0,3 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
41.Шанкина, С.В. Некоторые аспекты методики преподавания танцев Европейской программы «Медленный вальс» / С.В. Шанкина, С. Дробышева // Искусство танца: история, теория и практика: материалы 1-го внутривузовского научно-методического семинара / науч. ред. М.Н. Юрьева. – Тамбов, 2006. – 0,3 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
42.Шанкина, С.В. Сущность психолого-педагогической работы в спортивно-танцевальном коллективе бального танца / С.В. Шанкина, А. Семина // Искусство танца: история, теория и практика: материалы 1-го внутривузовского научно-методического семинара / науч. ред. М.Н. Юрьева. – Тамбов, 2006. – 0,4 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
43.Шанкина, С.В. Применение балетмейстерских традиций в спортивных бальных танцах / С.В. Шанкина // Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы и статьи II-ой всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. М.Н. Юрьева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2006. – 0,25 п.л.
44.Шанкина, С.В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста по спортивным бальным танцам XXI века / С.В. Шанкина // XII Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / отв. ред. Ю.А. Кармышев. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 0,2 п.л.
45.Шанкина, С.В. Сущность инновационного подхода системы подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // XIII Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 0,25 п.л.
46.Шанкина, С.В. Специализированные принципы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин // XIII Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 0,25 п.л. (авт. – 0,15 п.л.).
47.Шанкина, С.В. Взаимоотношения партнеров в спортивных бальных танцах / С.В. Шанкина, С. Дробышева // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2008. – Вып. 2. – 0,3 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
48.Шанкина, С.В. Факторы динамики достижений в спортивных бальных танцах / С.В. Шанкина, О. Гончаров // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2008. – Вып. 2. – 0,25 п.л. (авт. – 0,15 п.л.).
49.Шанкина, С.В. Задачи и функции тренера по созданию здорового психологического климата в спортивно-танцевальном коллективе / С.В. Шанкина, А. Семина // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2008. – Вып. 2. – 0,25 п.л. (авт. – 0,15 п.л.).
50.Шанкина, С.В. Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин // Совершенствование системы управления организациями культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации: материалы и статьи всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. А.Н. Четвертков. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 0,4 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
51.Шанкина, С.В. Система непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Кафедра сценических искусств. 1994-2009. Приложение к журналу. – Тамбов, 2009. – 0,3 п.л.
52.Шанкина, С.В. Инновационные технологии обучения и воспитания в коллективе бального танца / С.В. Шанкина, М. Савостин // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2009. – Вып. 3. – 0,25 п.л. (авт. – 0,15 п.л.).
53.Шанкина, С.В. Развитие методической компетентности педагога бального танца в системе дополнительного образования / С.В. Шанкина, Р. Журавлев // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2010. – Вып. 4. – 0,2 п.л. (авт. – 0,1 п.л.).
54.Шанкина, С.В. Психологические аспекты преподавания спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина, Е. Дяглева // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: Сб. ст. / отв. ред. Г.А. Карцева. – Тамбов: Изд-во Першина, 2010. – Вып. 4. – 0,3 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).