- Исследование русской идеалистической философии права второй половины XIX века в контексте развития идеи духовности ее ведущими представителями позволяет, учитывая специфику трактовок права в рамках отдельных концепций, выявить содержательное единство данного направления в исследовании сущности права.
- Содержательное единство идеалистической парадигмы русской философии права определяется преимущественно духовно-нравственной проблематикой, разрабатываемой ее крупнейшими представителями.
- Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.
- Общая тенденция русской философии права проявилась в восприятии права как типа, условия, средства, способа выражения духовного общежития. Право рассматривалось классическими представителями идеалистической философии XIX века (Славянофилы, Ф.М. Достоевский, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев) как часть нормативной системы более высокого уровня - духовно-культурной ценностной системы общества, в связи с чем, ими усматривалась несостоятельность правовых институтов, не имеющих легитимации со стороны этой системы. С этих позиций ими велась критика различных вариантов позитивизма.
- Категория духовности содержательно раскрывается в рассматриваемых концепциях как единство веры, правды, любви, свободы и связано с целостностью духовно-душевного мира личности. Понимание духовной целостности как единства познавательной и чувственно-волевой сфер, рациональных и сверхрациональных интенций личности находило отражение и в понимании подлинного органичного и нравственного единства общества и государства, тесно связано с понятием правосознания и правовой культуры.
- В учении славянофилов идея целостности является фундаментальной характеристикой человеческого бытия как бытия духовного и лежит в основе разрабатываемой ими методологии познания права, основанной на принципе живознания. Концептуализирующим моментом для понимания права как духовного явления в философии славянофилов является предмет веры - правда. Право понимается славянофилами как культурно-ценностный комплекс, в котором правовые нормы формируются в результате осознания людьми духовных смыслов правды, истины, любви в процессе реального взаимодействия людей и общества с властью. Право рассматривается с точки зрения соответствия его духовной культуре народа. Субъектом права и творцом правовых ценностей выступает в их учении народ, человек же рассматривается как выразитель этих ценностей.
- В выявлении ценностного содержания права идея целостности воплощается в понятии соборности как способа организации общества на основе любви к общим ценностям. Сущность права в контексте принципа соборности выявляется славянофилами как средство установления социального мира на основе обнаружения правды. Право в их концепции не противопоставляется соборному принципу любви, а оправдывается любовью.
- В философии права Ф.М. Достоевского идея целостности как характеристика духовности получает преломление в понятии любви как признании «другого». Сущность права в правовой концепции мыслителя определяется взаимностью признания. Соответственно, право в философии Достоевского можно определить как экзистенциальную коммуникацию, основанную на нравственном признании духовной ценности «другого» в качестве субъекта правового общения. Концептуализирующим моментом в понимании Достоевским права является любовь как духовная основа акта признания. Через взаимность этих актов живет и творится право. Духовное содержание права раскрывается в философии Достоевского как деятельная сторона права. Правовые ценности свободы и равенства приобретают регулятивное значение только при переходе из идеального бытия в реальное. Получая в поступке направленность на «другого», свобода трансформируется в дисциплину, а равенство в служение. Без реализации в поступке право утрачивает духовное содержание, смысл обеспечения единства общественного союза.
- В концепциях Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева и духовность личности, и целостность духовного союза, духовное единство достигается посредством свободы. Право рассматривается ими как один из способов бытия духовной свободы в реальном человеческом обществе. Концептуализирующим моментом в учении о праве этих мыслителей является разумно-нравственная свобода и свободная воля. Духовную природу свободы они определяли как творческое начало. И Соловьев и Чичерин открывают творчество как ценность, внутренне присущую свободе. Для Соловьева творческая функция правовой свободы связывается с социальным правотворчеством государства. Положительным следствием такого правопонимания и стала концепция прав человека, включающая, в том числе, и идею права на достойное существование. Творческое начало правовой свободы объективируется в правах человека. Для Чичерина творческая функция свободы реализуется в обязанности лица к социальной ответственности, выражающейся в подчинении правопорядку. Только в этом случае может быть реализован творческий потенциал правовой свободы в совместном достижении духовного единства общества в процессе культурно-исторического развития.
1.Днепровская И.В. Духовное оправдание права в русской философии второй половины XIX века. Иркутск: Изд-во, 2010. 340 с. (17,5 п. л.)
2.Днепровская И.В. Проблема этического осмысления политико-правовой картины мира в русской философии второй половины XIX века». Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического ун-та, 2005. 157 с. (9,1 п.л.)
3.Днепровская И.В., Русаков В.М. Идея гражданского общества и правового государства в творчестве В.С. Соловьева // Судьбы гражданского общества в России: Монография. В 2 т. Т.1. Екатеринбург, 2004. С. 13-22 (Днепровская И.В – 0,6 п.л. Русаков В.М. – 0,06 п.л.)
Учебные пособия.
4.Днепровская И.В. Ведение в философию права. Чита: Изд-во Забайкальского гуманитарно-педагогического ун-та, 2007. 82 с. (5 п. л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
5.Днепровская И.В. Соотношение права и правды в славянофильской концепции живознания // Вестник ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2009. №4. Т.1. Сер. Философия. С 76-85 (0,6 п.л.)
6.Днепровская И.В. Ценностное содержание правовой и нравственной свободы в философии права Б.Н. Чичерина // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 6а. (философия, социология, политология, культурология). С. 57-63. (0,5 п.л.)
7.Днепровская И.В. Метафизика преступления в философии Ф.М. Достоевского // Вестник ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2009. №3. Т.1. Сер. Философия. С. 80-88 (0,6 п.л.)
8.Днепровская И.В. Славянофилы о западном и российском типах правопонимания // Вестник ЧитГУ № 4 (55). 2009. С. 182-188 (0,5 п.л.)
9.Днепровская И.В. Духовно-нравственный смысл правового поступка в философии Ф.М. Достоевского // Вестник ЧелГУ 2009. № 29 (167) вып. 13. Сер. Философия. Социология. Культурология. С. 134-139 (0,5 п.л.)
10.Днепровская И.В. Образы права в социокультурной концепции славянофилов // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2009, вып. 4. С. 203-211. (0,5 п.л.)
11.Днепровская И.В. Методология познания права в славянофильской концепции живознания // Вестник ЧелГУ 2007. № 16 (94), Сер. Философия. вып. 3. С. 165-170 (0,5 п.л.)
12.Днепровская И.В. Правовая реальность как экзистенциональная коммуникация в философии Ф.М. Достоевского // Правоведение. 2008. №1. С. 176-188 (0,5 п.л.)
13.Днепровская И.В. Этика права П.И. Новгородцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. вып 4. С. 172-177. (0,5 п.л.)
Статьи и тексты докладов, опубликованные в других научных изданиях
14.Днепровская И.В. Право как форма свободы в концепции Б.Н. Чичерина // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.13. Чита, 2009. С. 78-88. (0,8 п.л.)
15.Днепровская И.В. Право как диалог в философии Ф.М. Достоевского // Антропологическая соразмерность: материалы Всероссийской научной конференции. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2009. – С. 49-57. (0,5 п.л.)
16.Днепровская И.В. Концепция «живознания» славянофилов как основа интегративной методологии познания права // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.12 Чита, 2009. С. 6-21. (0,9 п.л.)
17.Днепровская И.В. Западный и российский типы правопонимания в философии славянофилов // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.10 Чита, 2008. С. 6-22. (0,9 п.л.)
18.Днепровская И.В. Российское правосудие на страницах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского // Юридическое образование. – 2007. - №2. С. 35-37. (0,5 п.л.)
19.Днепровская И.В. Правовая реальность как диалог в философии Ф.М. Достоевского // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.9 Чита, 2007. С. 23-38. (1 п.л.)
20.Днепровская И.В. Неокантианские предпосылки философии права Б.А. Кистяковского // Философия как наука и учебная дисциплина: К 150–летию со дня рождения А.И. Введенского. Международная научная конференция (Санкт-Петербург, 17 ноября 2006 г). 0,25 п.л.
21.Днепровская И.В. Восприятие права, закона и справедливости на Западе и в России // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.7. Чита, 2005. С. 28 – 36. (0,6 п.л.)
22.Днепровская И.В. Российский тип правопонимания и специфика философской рефлексии права в России // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т5. – М., 2005. – С.96-97. 0,05 п.л.
23.Днепровская И.В. Государство и общество в концепции славянофилов // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5 (сборник научных трудов). – Новосибирск, 2005. С. 21 – 32. (0,9 п.л.)
24.Днепровская И.В. Нравственный мессианизм и политика в философии Достоевского // Труды НГАСУ. – Новосибирск, 2003. – Т.6. - №1. – С.176-183. (0,8 п.л.)
25.Днепровская И.В. Принципы политической антропологии Ф.М. Достоевского // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.4 Чита, 2003. С.6 – 21. (0,9 п.л.)
26.Днепровская И.В. Нравственный смысл общественно-политических институтов в философии славянофилов // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов, вып.3 Чита, 2003. С. 23 – 34. (0,8 п.л.)
27.Днепровская И.В. Принципы политической антропологии Ф.М. Достоевского // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания: Материалы VII Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии «Русская философия как учебная дисциплина и область научных исследований (октябрь 2001г.)» - СПб, 2001. 0,2 п.л.
28.Днепровская И.В. Правда как политический идеал в философии славянофилов // Славянская культура. Традиции и современность: Материалы 5 региональной научно-практической конференции.Чита.2000. 0,2 п.л
29.Днепровская И.В. В. Соловьев о политике как сфере проявления добра // В.С. Соловьев: жизнь, учение, традиции: Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург.2000. 0,2 п.л.