Научная тема: «УЛУЧШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ В РЕЖИМЕ ТОРМОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПРОЕКТНОГО ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕМЕНТОВ ШАССИ»
Специальность: 05.05.03
Год: 2011
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Решена проблема улучшения устойчивости движения КМ в режиме торможения на основе применения методики предпроектного выбора параметров элементов шасси,  позволяющей ранжировать конструктивные и эксплуатационные параметры элементов шасси с целью обеспечения возможности их дальнейшей проектной оптимизации.

2. Разработана уточненная  математическая модель и оригинальный программный комплекс StabAuto для оценки параметров  устойчивости движения и тормозной динамичности двухосных КМ, позволяющие проводить предпроектный выбор параметров элементов шасси.

3.  Уточнена теория устойчивости движения КМ:

а) выявленные 32 основных конструктивных и эксплуатационных параметра элементов шасси ранжированы и разделены на «сильные» (12 шт.), существенно влияющие, и «слабые» (20 шт.), несущественно влияющие на устойчивость движения КМ;

б) получены расчетные формулы для определения основного критерия предпроектного выбора параметров элементов шасси, включающие зависимости линейной и нелинейной аппроксимаций.

4.  Развита теория затормаживаемого колеса:

а) предложен расчетный способ построения -диаграммы, учитывающий влияние боковых сил на коэффициент продольного сцепления;

б) определены границы диапазонов боковых сил и коэффициентов сцепления, при которых затормаживаемое колесо находится в зонах устойчивого, неустойчивого или пограничного движения;

в) предложены новые способы определения коэффициентов сцепления при действии боковых сил: на основе -номограммы и КИП-методики.  

5.  Развита теория качения эластичного колеса:

Получены приближенные зависимости коэффициентов радиальной, боковой и крутильной жесткостей шин от допустимой нормальной нагрузки колеса, обобщающие результаты выполненных различными исследователями экспериментальных работ в отечественных лабораториях. Экспериментально доказана полученная теоретическая зависимость между коэффициентами продольной и крутильной жесткостей шин.

6.  Уточнена теория угловых колебаний управляемых колес:

а) описан колебательный процесс управляемых колес по этапам их самоповорота вокруг осей поворота. Даны рекомендации о рациональном распределении зазоров в элементах шасси для улучшения устойчивости движения  двухосного автомобиля;

б) проведена уточненная сравнительная оценка моментов сил в пятне контакта колеса с опорной поверхностью при различных режимах движения автомобиля.

Список опубликованных работ
Монография

1.Балакина Е. В. Система колесо-подвеска и устойчивость движения автомобиля в режиме торможения: монография / Е. В. Балакина, А. А. Ревин. – Волгоград: РПК «Политехник», 2004. – 306 с.

Публикации, входящие в «Перечень…» ВАК

2.Ревин А. А. Диагностирование угловой податливости датчика антиблокировочной системы тормозов / А.А. Ревин, Е.В. Балакина // Контроль. Диагностика. – М: Машиностроение.– 2001.– №3.– С. 32.

3.Ревин А. А. Автомобиль с АБС. Повышение надежности конструкции подвески / А.А. Ревин, Е.В. Балакина // Автомобильная промышленность.– М: Машиностроение.– 2004 – № 5.– С. 8–9.

4. Балакина Е. В. «Весовой» стабилизирующий момент управляемых колес автомобиля // Автомобильная промышленность. – М: Машиностроение.– 2004. – № 8.– С. 14–16.

5.Ревин А. А. Кинематические связи управляемых колес с рулевым приводом / А. А. Ревин, Е. В. Балакина // Автомобильная промышленность. – 2005. – №5 .– М: Машиностроение.– С. 19-21.

6. Ревин А. А. Прогнозирование массы упругого элемента подвески транспортного средства / А.А. Ревин, Е.В. Балакина // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – М: Машиностроение.– 2004.– № 11. – С. 40–42.

7.Балакина Е. В. Анализ факторов, определяющих текущее положение вектора поступательной скорости управляемого колеса // Известия ВолгГТУ.– Волгоград: РПК «Политехник», 2004.– С. 59–67.

8. Балакина Е. В. К вопросу о величине угла продольного наклона оси шкворня управляемого колеса автомобиля // Известия ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2004.– С. 81–85.

9. Гудков В. А. Воздействие виброускорений на повреждаемость плодоовощной продукции при ее доставке потребителям АТ / В. А. Гудков, С. А. Ширяев, Е. В. Балакина, А.А. Раюшкина // Известия ВолгГТУ.– Волгоград: РПК «Политехник», 2004.– С. 119–125.

10.Ревин А. А. Комплексная методика исследования влияния зазоров рулевого управления на рулевую самоповорачиваемость затормаживаемого автомобиля с АБС в лабораторных условиях / А. А. Ревин, Е. В. Балакина, В. В. Баев // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – М: Машиностроение. – 2005. – № 1 .– С. 119–125.

11. Зотов Н. М. Определение коэффициента сцепления колеса с опорной поверхностью. Ч1. / Н. М. Зотов, Е.В. Балакина, А. П. Федин // Автомобильная промышленность. – 2006.– №8.– М: Машиностроение.– С. 26-28.

12.Зотов Н. М. Определение коэффициента сцепления колеса с опорной поверхностью. Ч2. / Н. М. Зотов, Е.В. Балакина, А. П. Федин // Автомобильная промышленность. – 2006. – №9.– М: Машиностроение.– С. 20-21.

13. Зотов Н. М. Применение номограммы при расчете динамики затормаживаемого колеса / Н. М. Зотов, Е.В. Балакина // Проблемы машиностроения и надежности машин. – 2007. – №2 .– РАН. – С. 103-109.

14. Балакина Е. В. Методика описания упругих и неупругих угловых колебаний УК по этапам их поворота / Е.В. Балакина, А.А. Ревин //Вестник Саратовского государственного технического университета. Выпуск №4(9).–Саратов: Изд-во СарГТУ, 2005.– С. 45 – 51.

15. Балакина Е. В. Результаты определения углов увода шин по деформационной теории и теории нелинейного увода / Е.В. Балакина, А. А. Ревин, Н. М. Зотов // Автомобильная промышленность. – 2006. – №11 .– М: Машиностроение.– С. 22–25.

16. Балакина Е. В. Сравнительная оценка результатов определения углов увода эластичного колеса по деформационной теории и теории нелинейного увода / Е. В. Балакина, А. А. Ревин, Н. М. Зотов // Вестник Московского автомобильно-дорожного ин-та (ТУ). Выпуск №6.– М: Изд-во МАДИ, 2006.– С. 100–105.

17. Никульников Э.Н. Боковые силы и устойчивость движения автомобиля в режиме торможения /Э. Н. Никульников, Ю. Н. Козлов, Е.В. Балакина, А. А. Ревин, Н. М. Зотов // Автомобильная промышленность. – 2007. – №12.– М: Машиностроение.– С. 15 – 17.

18.Балакина Е. В. Моделирование боковых реакций при расчете параметров движения автомобильного колеса / Е. В. Балакина, Н. М. Зотов, Ю. Н. Козлов, Э. Н. Никульников, А. А. Ревин // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы» / ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2007.– Вып. 2, №8. – С. 18 –21.

19.Шиповалов Д. А. Методика оптимизации параметров подвески по совокупности требований виброзащиты кузова и безотрывности качения колеса / Д. А. Шиповалов, Е.В. Балакина, А. А. Ревин // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы» / ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2007.– Вып. 2, №8. – С. 16 –18.

20. Зотов Н. М. Using the Nomogram in Calculating the Dynamics of a Braked Wheel / Н. М. Зотов, Е. В. Балакина // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. – 2007. – Vol. 36, No. 2. – С. 193-198. – Англ.

21. Яценко Н. Н. Отрицательный развал задних колес и управляемость легкового автомобиля / Н. Н. Яценко, Э. Н. Никульников, Е. В. Балакина, Ю. Н. Козлов // Автомобильная промышленность. – 2008. – № 10 .– М: Машиностроение.– С. 22-23.

22. Балакина Е. В Моменты сил в пятне контакта управляемого колеса с опорной поверхностью при различных режимах движения автомобиля / Е.В. Балакина // Автомобильная промышленность. – 2009. – № 1 .– М: Машиностроение.– С.20 – 23 .

23.Иванов А. М. Экспериментальная проверка методов оценки эффективности систем динамической стабилизации АТС / А. М. Иванов, А. А. Ревин, Э. Н. Никульников, Е.В. Балакина, Ю. Н. Козлов, С. А. Лосев, С. С. Шадрин // Автомобильная промышленность. – 2009. – №7 .– М: Машиностроение.– С.31 – 33 .

24.Зотов В. М. Определение предельно большого шага интегрирования параметров движения в задачах моделирования в режиме реального времени процесса торможения автомобильного колеса / В. М. Зотов, Н. М. Зотов, Е. В. Балакина // Автомобильная промышленность. – 2009. – №9 .– М: Машиностроение.– С.13 – 16.

25.Балакина Е.В. Влияние потерь в амортизаторах на сопротивление качению автомобиля / Е.В. Балакина, Н. М. Зотов, Ю.Н. Козлов // Автомобильная промышленность. – 2010. – №3 .– М: Машиностроение.– С. 22– 24.

26.Козлов Ю.Н. Исследование изменения углов установки колес передней и задней оси легкового автомобиля при вертикальном перемещении / Ю.Н. Козлов, Э.Н. Никульников, Е.В. Балакина // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы» / ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2010.– Вып. 3, №10. – С. 13 –17.

27.Балакина Е.В. Влияние гистерезисных потерь в эластичном колесе на результаты математического моделирования параметров его движения при торможении / Е.В. Балакина, В.М. Зотов, Н.М. Зотов, А.П. Федин, И.А. Платонов и др. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы» / ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2010.– Вып. 3, №10. – С. 20 –23.

28.Санжапов Р.Р. Влияние базы автомобиля на устойчивость движения и управляемость / Р.Р. Санжапов, Е.В. Балакина // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы» / ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2010.– Вып. 3, №10. – С. 86 –89.

Патенты

29. Патент №2102253 РФ, МПК B60G 11/26, F16F 9/34. Пневмогидравлическая рессора подвески транспортного средства / В.В. Новиков, Е.В. Болотина (Балакина), И.М. Рябов, К.В. Чернышов, В.И. Колмаков; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 5.03.96.–№ 96104302/11; опубл.// Изобретения. Полезные модели.– 1998.- №2. - с. 221.

30. Патент №2115571 РФ, МПК B60P 1/00. Контейнеровоз / В.И. Колмаков, А.Б. Веялис, Е.В. Болотина (Балакина), С.В. Мананков, В.В. Новиков; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 2.07.96. – № 96113499/11; опубл. // Изобретения. Полезные модели. – 1998. - №20. – с. 321.

31. Патент №2156710 РФ, МПК B62D 5/10. Исполнительный механизм рулевого управления транспортного средства / Е.В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 25.05.99.– № 99111008/28; опубл. // Изобретения. Полезные модели. – 2000. - №27.

32. Патент №2160679 РФ, МПК B62D 5/10. Исполнительный механизм рулевого управления транспортного средства / Е.В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 25.05.99.– № 99110777/28; опубл. // Изобретения. Полезные модели. – 2000. - №35.

33. Патент №2174921 РФ, МПК B60Р 3/00. Контейнеровоз / Е.В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 27.06.2000.– № 2000117206/28; опубл. // Изобретения. Полезные модели. – 2001. - №29. – с. 238.

34. Патент № 2181194 РФ, МПК G01L 5/20, G01M 17/02, 17/013. Устройство для измерения усилий, действующих на колесо / Н.М. Зотов, В.В. Иванов, А.В. Непорада, И.А. Платонов, Е.В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 27.06.00. – № 2000117022/28(017771); опубл. // Изобретения. Полезные модели. – 2002. - №10 (2 часть). - с. 223.

35. Патент № 2207263 РФ, МПК B60Т 17/18; 17/22; G01M 17/04. Устройство для диагностирования автоматизированной тормозной системы на борту автомобиля / А.А. Ревин, Е. В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 26.04.01. – № 2001111612; опубл. // Изоретения. Полезные модели. – 2003. - № 18.

36. Патент № 2217329 РФ, МПК B60P 3/00, B62D 21/11. Контейнеровоз / Е. В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 18.03.02. – № 2002106899/11; опубл. 27.11.2003 // Изоретения. Полезные модели. – 2003. - № 33 (II часть). – С.421.

37. Патент № 2217330 РФ, МПК B60P 3/00, B62D 21/11. Контейнеровоз / А. А. Ревин, Е. В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 25.04.02. – № 2002111279/11; опубл. 27.11.2003 // Изобретения. Полезные модели. – 2003. - № 33 (II часть). – С.421-422.

38. Патент № 2239572 РФ, МПК B60P 3/00, B62D 21/11. Контейнеровоз / А. А. Ревин, Е. В. Балакина; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 15.01.03. – № 2003101167/11; опубл. 10.11.04 // Изобретения. Полезные модели. – 2004. - №31(IIчасть). – С. 348.

39. Патент № 2255012 РФ, МПК B60Т 17/18; 17/22; G01M 17/04. Устройство для диагностирования автоматизированной тормозной системы на борту автомобиля / Ревин А. А., Балакина Е. В.; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 30.07.2003. – № 2003123902/11; опубл. 27.06.05 // Изоретения. Полезные модели. – 2005. - № 18. (III ч.). – С.641.

40. Патент № 2259030 Российская Федерация, МПК А 01 В 59/04. Тракторный агрегат / Иванцов В. Д., Григоренко Л. В., Балакина Е. В., Долгов И. А., Косенко В. В., Бадюля П.А., Крюков С. Ю.; заявитель и патентообладатель Волгоградский ГТУ; заявл. 15.03.2004. – № 2004107601/11; опубл. 27.08.05 // Изоретения. Полезные модели. – 2005. – № 24. (II ч.). – С.343–344.

Нормативные документы

41. РД 37.052.346-2007. Автотранспортные средства. Методы исследования влияния наклона задних колес на управляемость и устойчивость легкового автомобиля: принят и введен в действие 10.12.2007 / В. И. Котляренко, А. П. Гусаров, А. А. Барашков, Э. Н. Никульников, М. Б. Сыропатов, Е. Б. Сперанский, Ю. Н. Козлов, А. А. Ревин, Е. В. Балакина; Федеральное гос. унитар. предприятие «Науч.-исслед. центр по испытаниям и доводке автомототехники». – Дмитров: ФГУП НИЦИАМТ, 2007.– 11 с.

42.РД 37.052.347-2010. Автотранспортные средства. Методы исследования эффективности систем динамической стабилизации легковых автомобилей: принят и введен в действие 26.08.2010 / Д. А. Загарин, А. П. Гусаров, А. А. Барашков, Э. Н. Никульников, М. Б. Сыропатов, Ю. Н. Козлов, А. М. Иванов, С. А. Лосев, С. С. Шадрин, А. А. Ревин, Е. В. Балакина; Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (ФГУП «НАМИ»), Техн. служба по сертификационным испытаниям. – Пос. Автополигон (Моск. обл., Дмитровский р-н), 2010. – 28 с

Свидетельства о регистрации программных продуктов

43. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 10532 / Балакина Е.В. Программный комплекс «StabAuto» для расчета параметров устойчивости движения и управляемости двухосных автомобилей / Е.В. Балакина; ВолгГТУ. – Дата регистрации 29.04.2008; дата выдачи 19.05.2008. – М.: Отраслевой фонд алгоритмов и программ, 2008.