Научная тема: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.  Существующая нормативно-правовая основа производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел, способна обеспечивать высокую эффективность их деятельности. Однако последняя находится под влиянием разнообразных факторов (организационных, материально-технических и т.д.), совокупность которых во многих случаях оказывает большее влияние, чем прямые указания закона. Соответственно, совершенствование качества нормативно-правовой основы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел, должно рассматриваться в качестве такого ресурса повышения эффективности соответствующей деятельности милиции, который имеет ограниченные возможности.

2.  В юридической литературе и правоприменительной практике цель производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел, воспринимается как установка на привлечение к ответственности максимально широкого круга лиц, совершивших административные правонарушения. Подобное положение негативно сказывается на способности органов внутренних дел эффективно решать возложенные на них задачи.

Целью производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел, является полная, точная и своевременная реализация норм об административной ответственности как средство решения задач, связанных со сдерживанием уровня преступности и административной деликтности, обеспечением посредством этого надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, собственности от противоправных посягательств; поддержанием надлежащего общественного порядка, обеспечением общественной безопасности в сферах, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

3.  В структуру производства по делам об административных правонарушениях входят стадии: 1) возбуждения дела об административном правонарушении, 2) рассмотрения дела об административном правонарушении, 3) пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Характерная для современной научной литературы традиция относить к производству по делам об административных правонарушениях так называемую стадию исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не соответствует КоАП и в отдельных случаях может влечь неправильное применение законодательства об административных правонарушениях.

4.  Современная правоприменительная практика органов внутренних дел ориентирована на необходимость возбуждать дело об административном правонарушении в каждом случае выявления такового. Данная особенность не предопределяется требованиями действующего законодательства и существенно затрудняет решение возложенных на милицию задач.

Для производства по делам об административных правонарушениях характерен принцип публичности, однако его реализация имеет особенность. При непосредственном обнаружении должностными лицами милиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, отнесенного к их компетенции, решение о необходимости возбуждения дела должно приниматься с учетом его целесообразности и достаточности предпринятых сотрудниками милиции иных мер неюрисдикционной направленности за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (например, ч. 1 ст. 27.12, чч. 1, 2 ст. 27.13 и др. КоАП).

Реализация данного принципа и, таким образом, совершенствование алгоритма реагирования милиции на факты административных правонарушений требуют нормативно-правового закрепления и внедрения в деятельность милиции форм реагирования, альтернативных производству по делам об административных правонарушениях.

5.  Территориальная компетенция должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, включает их (должностных лиц) право производить процессуальные действия, связанные с рассмотрением дела об административном правонарушении и пересмотром постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, в пределах территории, обслуживаемой соответствующим органом внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Право сотрудника органа внутренних дел производить процессуальные действия, связанные с возбуждением дела об административном правонарушении, не ограничивается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях территорией, обслуживаемой органом внутренних дел, в котором он (сотрудник) проходит службу, но в отдельных случаях ограничивается ведомственным законодательством и правоприменительной практикой.

6.  Решением проблемы, связанной с невозможностью своевременного установления личности задержанного физического лица, должно стать нормативное закрепление права должностного лица осуществлять производство по делу об административном правонарушении в отношении физического лица, чьи анкетные данные не установлены. Для этого необходимо предусмотреть в КоАП возможность вынесения определения о присвоении цифрового обозначения физическому лицу, в отношении которого ведется производство и личность которого не установлена. Обязательным приложением к такому документу должны стать фотография лица и его дактилоскопическая карта, составленная в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128‑ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

7.  Проблема децентрализации и фрагментарности правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в отношении лиц, выполняющих определенные государственные функции, должна быть решена путем закрепления в КоАП главы, регламентирующей особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных категорий лиц.

8.  Устранение недостатков правового регулирования способов уведомления лиц, в отношении которых ведется производство по делу, о месте и времени рассмотрения дела по существу должно быть связано с реализацией ряда мер, наиболее важными из которых являются: а) закрепление возможности предварительного письменного согласования формы и способа такого уведомления; б) возложение на заинтересованное лицо обязанности информировать судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, об изменении места жительства, номера телефона и иных обстоятельствах, препятствующих своевременному получению уведомления; в) возложение на физических лиц, личность которых установить не удается (в отношении которых выносится определение о присвоении цифрового обозначения), обязанности явиться в определенный момент в орган (к должностному лицу) административной юрисдикции для выяснения времени и места рассмотрения дела; г) закрепление в КоАП формальных критериев надлежащего уведомления.

9.  Совершенствование нормативно-правового регулирования рассмотрения дел об административных правонарушениях органами внутренних дел требует расширения перечня их должностных лиц, уполномоченных рассматривать подобные дела, а также предоставления субъекту административной юрисдикции полномочий: а) выносить определение об изменении квалификации совершенных действий (бездействия), в том числе в сторону её ужесточения, в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения; б) выносить определение о прекращении административно-процессуального преследования и передаче материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол об административном правонарушении, в случае непричастности лица к административному правонарушению; в) назначать административный штраф ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы (но не менее половины минимального размера, установленного санкцией соответствующей нормы), при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.

10.  В современной юридической науке доминирующим является мнение о тождественности категорий «презумпция невиновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении» и «принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении». Первая из них представляет конкретную правовую норму (ч. 2 ст. 1.5 КоАП) с типичными для любой правовой презумпции юридическими свойствами; вторая - категория собирательная, аккумулирующая в себе совокупность правил, важнейшие из которых: 1) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях; 2) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, связан с коррекцией принципа презумпции невиновности, но не подрывает значение презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

11.  В целях совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях срок подачи жалобы, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП, должен рассчитываться не со дня вручения или получения копии постановления по делу, а с момента его объявления в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии

1.О сроках в производстве по делам об административных правонарушениях и порядке их исчисления в ОВД / Н.Н. Цуканов // Вестник Воронежского государственного университета: научный журнал. №1(6). 2009. – 0,5 п.л.

2.Производство по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного лица. Рассуждения о возможных путях решения проблемы в органах внутренних дел (тезисы) / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2009. №8. – 0,2 п.л.

3.О возможности использования аналогии в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2009. №9. – 0,2 п.л.

4.К вопросу о типе правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2009. №10. – 0,2 п.л.

5.О возможности изменения квалификации административного правонарушения при рассмотрении дела / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2010. № 2. 0,2 п.л.

6.Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Соотношение конституционного и административно-правового аспектов / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2010. № 3. – 0,2 п.л.

7.О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. 2010. № 3. – 0,5 п.л.

8.О работе административно-правовой секции в рамках 13 международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, 18–19 февраля 2010 г.) / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. 2010. № 3. – 0,3 п.л.

9.Модель стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. Об одном из направлений совершенствования модели / Н.Н. Цуканов // Закон и право. 2010. № 4. – 0,2 п.л.

10.Нарушил ли законодатель презумпцию невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении? / Н.Н. Цуканов // Государство и право. – 2010. № 3. – 0,6 п.л.

11.О возможных направлениях систематизации административно-процессуального законодательства / Н.Н. Цуканов // Российская юстиция. – 2010. № 4. – 0,5.

12.О соотношении категорий «возбуждение дела об административном правонарушении» и «административное расследование» / Н.Н. Цуканов // Закон и право. – 2010. № 5. – 0,2 п.л.

13.Обеспечение уведомления в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. – 2010. № 5. – 0,4 п.л.

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

14.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. – М. : ЭКСМО, 2002. – 48 (1,5) п.л. (в соавторстве).

15.Правовые презумпции в административной деятельности милиции: монография / Н.Н. Цуканов. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2003. – 10 п. л.

16.Правовые презумпции в административной деятельности милиции: учебное пособие / Н.Н. Цуканов. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004. – 7,1 п.л.

17.Административная деятельность органов внутренних дел: учебник : в 2 ч. / под ред. В.П. Сальникова. – М. : ЦОКР МВД России, 2005. – Ч. 1. – 29 (1,3) п.л. (в соавторстве).

18.Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник : в 2 ч. / под ред. В.П. Сальникова. – М. : ЦОКР МВД России, 2005. – Ч. 2. – 31,5 (1) п.л. (в соавторстве).

19.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции : учебное пособие / Н.Н. Цуканов. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2005. – 2,4 п.л.

20.Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: комментарий к главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : учебное пособие / Н.Н. Цуканов. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2005. – 4 п.л.

21.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. – М. : Юрайт-Издат, 2006. 104,5 (2) п.л. (в соавторстве).

22.Применение милицией отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : учебное пособие / Н.Н. Цуканов [и др.] // Сборник методических материалов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Выпуск.14. – Красноярск: Штаб ГУВД Красноярского края, 2006. – С.76–98 – 1 (0,8) п.л. (в соавторстве).

23.Административная деятельность органов внутренних дел : учебник : в 2 ч. / под ред. В.П. Сальникова. Часть Общая. – М. : ЦОКР МВД России, 2009. – 16,5 (1,3) п.л. (в соавторстве).

24.Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: общая теоретико-правовая характеристика: монография / Н.Н. Цуканов. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. – 13,8 п. л.

Другие публикации

25.Административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: материалы науч.-практ. конф. (7–8 февраля 2003 г.). – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2003. Ч.2. – 0,3 п.л.

26.Правовые презумпции в административной деятельности милиции : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос.№.01032100, инв.№02032191 / Н.Н. Цуканов, А.А. Бутов. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2003. –4,7 (4,6) п.л. (в соавторстве).

27.Административная ответственность за несвоевременную уплату административного штрафа / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (1 июня 2004 г.). – Омск : Омский юридический институт, 2004. – 0,2 п.л.

28.Особенности производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых иностранными гражданами в Российской Федерации / Н.Н. Цуканов // Права человека и иммиграция : материалы докладов и выступлений международного семинара (Красноярск, 20–23 сентября 2004 г.) / отв. ред. Д.Д. Невирко. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2004. – 0,4 п.л.

29.Цели административно-юрисдикционной деятельности / Н.Н. Цуканов // Защита прав человека в формирующемся гражданском обществе: выполнение Россией обязательств по обеспечению прав человека, принятых в связи с ее вступлением в Совет Европы : сборник материалов региональной научно-практической конференции (9 декабря 2004 г.) / Филиал Санкт-Петербургского института; отв.ред. И.Е. Жмаков. – Красноярск: ООО «Новые технологии», 2004. – 0,2 п.л.

30.Актуальные проблемы стадии возбуждения дела об административном правонарушении в деятельности милиции : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос.№.01043240, инв.№02033210/ Н.Н. Цуканов, М.И. Мотыженец. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2004. – 1,6 (1,5) п.л. (в соавторстве).

31.Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос.№01043215, инв. №02043528/ Н.Н. Цуканов. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2004. 1,3 (1,2) п.л. (в соавторстве).

32.Исполнение милицией административного законодательства об охране общественного порядка : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос.№01043214, инв. №02043529 / Н.Н. Цуканов, Д.В. Рачковский. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2004. 1,2 (1,1) п.л. (в соавторстве).

33.Цели осуществления милицией производства по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Полицейское право. 2005. № 1(1). – 0,5 п.л.

34.Задачи милиции в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: материалы науч.-практ. конф. (10–11 февраля 2005 г.). – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2005. – Ч.2. – 0,2 п.л.

35.Применение милицией статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Полицейское право. 2005. № 2(2). – 0,5 п.л.

36.Об установлении виновности участника дорожно-транспорт¬ного происшествия при отсутствии в его действиях состава преступления либо административного правонарушения / Н.Н. Цуканов // Полицейское право. 2005. № 4(4). – 0,5 п.л.

37.Порядок применения милицией законодательства об административной ответственности несовершеннолетних : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №01055093, инв.№ 02054620 / Н.Н. Цуканов, Е.В. Шишунова, А.В. Долин, А.В. Жильцов, Л.В. Левковец. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2005. – 4 (1) п.л. (в соавторстве).

38.Основы правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №01055088, инв.№ 02054629 / Н.Н. Цуканов, А.В. Жильцов, А.А. Соха. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2005. 2,3 (0,8) п.л. (в соавторстве).

39.Актуальные проблемы применения КоАП РФ: административно-процессуальные аспекты деятельности подразделений ГУВД Красноярского края : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №01067581; инв. №02066010 / Н.Н. Цуканов, А.В. Долин, А.В. Жильцов, А.А. Соха. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2005. 2,6 (2) п.л. (в соавторстве).

40.О проблемах правовой регламентации статуса отдельных участников производства по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: материалы науч.-практ. конф. (16-17 февраля 2004 г.). – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2006. Ч.2. – 0,3 п.л.

41.Применение милицией отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №01067579; инв. №02066215 / Н.Н. Цуканов, А.Ю. Иванов, А.В. Долин, Е.Н. Нырков. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2006. 1,5 (1,3) п.л. (в соавторстве).

42.Актуальные проблемы применения КоАП РФ: административно-процессуальный аспект деятельности подразделений Сибирского УВД на транспорте : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №01067580; инв. №02067668 / Н.Н. Цуканов, Е.В. Шишунова, А.В. Жильцов, А.М. Дягилев. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2006. – 1,5 (1) п.л. (в соавторстве).

43.К вопросу о понятии производства по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Полицейское право. – 2007. – № 1 (9). – 0,5 п.л.

44.О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. 2008. № 4. – 0,5 п.л.

45.К вопросу о территориальной компетенции сотрудника милиции в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов XII международной науч.-практ. конф. (19–20 февраля 2009 г.) : в 3 ч. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2009. – Ч. 2. – 0,3 п.л.

46.Условия принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (27 февраля 2009 г.). – Омск : Омский юридический институт, 2009. 0,2 п.л.

47.О некоторых административно-правовых аспектах противодействия коррупции в современных условиях / Н.Н. Цуканов // Меры по предотвращению коррупции на основе опыта федерального правительства Канады : сборник материалов международной конференции (г. Красноярск, 20–21 апреля 2009 г.) / отв. ред. Д.Д. Невирко. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2009. – 0,2 п.л.

48.Отказ лица сообщить данные о себе как способ уклонения от привлечения к административной ответственности и его правовая оценка / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. 2009. № 6. – 0,5 п.л.

49.Деятельность милиции по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) гос. №03070693; инв. №04105062 / Н.Н. Цуканов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России (на правах рукописи), 2009. – 16,3 п.л. (в соавторстве).

50.О производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом органами внутренних дел, и его соотношении с отдельными смежными юридическими категориями / Н.Н. Цуканов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2010. – 2(6). – 1 п.л.

51.Об иммунитетах в производстве по делам об административных правонарушениях и проблемах их реализации в деятельности милиции / Н.Н. Цуканов // Проблемы противодействия административной деликтности : материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию заслуженного деятеля науки РФ доктора юридических наук, профессора А.П. Шергина / отв. ред. проф. А.С. Дугенец. – М. : ВНИИ МВД России, 2010. – 0,5 п.л.

52.Об одном из значений увеличения объемов практики производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы всероссийской конференции (Омск, 28 мая 2010 г.). – Омск : Омский юридический институт, 2010. – 0,3 п.л.