Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА-ДИЗАЙНЕРА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера в современных условиях приобретает особый смысл в связи с необходимостью освоения новой парадигмы художественно-проектного творчества. Особенностью данной педагогической концепции является ее ориентация на ценностно-ориентированную и коммуникативную деятельность.
  2. Формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера является итогом педагогической технологии, в которую включены следующие структурные элементы: цели, принципы, задачи, содержание и объем образовательного материала содержащего в себе знания из теории и истории дизайна, методики проектной деятельности, профессиональной психологии, производственной технологии и экономики.
  3. В процессе формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера должен быть задействован эмоционально-коммуникативный личностный аспект, который способствует раскрытию творческого и профессионального потенциала художника-дизайнера.
Список опубликованных работ
1.Рабочая программа дисциплины «Проектная графика» для студентов специальности «Искусство интерьера» специализация – «Художественный текстиль».

2.Рабочая программа дисциплины « Художественное проектирования текстильных изделий в интерьер» для студентов специальности «Искусство интерьера» специализация – «Художественный текстиль» с 1 по 5 курс по темам : художественное оформление оконных проемов, основы ручного ковроткачества, искусство батика, искусство гобелена, лоскутное шитье и его разновидности.

3.Рабочая программа дисциплины «Основы производственного мастерства» для студентов специальности «Искусство интерьера» специализация – «Художественный текстиль» с 1 по 5 курс по теме: строение и анализ ткани, технология швейного производства, технология ковроткачества, контурный батик, свободная роспись в технике батика, горячий батик, технология выполнения изделий в технике лоскутного шитья.

4.Рабочая программа дисциплины «Отделочные материалы» для студентов специальности «Искусство интерьера».

5.Рабочая программа дисциплины «Художественное проектирование интерьеров» для студентов специальности «Искусство интерьера» специализация – «Художественный текстиль» с 1 по 5 курс по теме: художественно проектное решение интерьеров помещений общественного питания, художественно проектное решение интерьеров помещений детских учебных и развлекательных заведений, художественно проектное решение интерьеров помещений сферы обслуживания населения, художественно проектное решение интерьеров помещений спортивного оздоровительного назначения…

Монография

1.Мурзина С.М. Формирование профессионально-теоретических знаний в области художественного проектирования у студентов художественно-графического факультета (на примере специальности искусство интерьера, специализация- художественный текстиль): Монография /С.М.Мурзина.-Орел ГОУ ВПО «ОГУ», 2009.-180с. (11,25 п.л.).GSBN 978-5-9929-0073-6

2.Мурзина С.М. Художественное проектирование текстильных изделий в интерьер (Декорирование оконных проемов):Монография /С.М.Мурзина/.- Орел: ГОУ ВПО « ОГУ», 2008.- 108с. (6,7 п.л.). GSBN 978-5-9423-2052-2

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Мурзина С.М. Художественное проектирование текстильных изделий в интерьере/С.М.Мурзина//Искусство и образование.- Москва,2008 №6.С.59-68 (0,8 п.л.).

4.Мурзина С.М. Обучение основам проектной графики в системе дисциплины «Художественное проектирование интерьеров»/С.М.Мурзина//Искусство и образование.- Москва,2009 №6.С.68-77 (0,8 п.л.).

5.Мурзина С.М. Профессионально – ориентированная методика организации работы студентов, в период выполнения выпускной квалификационной работы (на примере специальности – художественное проектирование изделий в интерьере) /С.М.Мурзина //Искусство и образование.-Москва, 2010№2.С.81-92 (0,9п.л.).

6.Мурзина С.М. Психология художественного творчества/С.М.Мурзина// Ученые записки Орловского государственного университета.- Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2008 №3. С.242-244 ( 0,2п.л.).

7.Мурзина С.М. Современные задачи и проблемы преподавания художественного проектирования в высшей школе/ С.М.Мурзина// Ученые записки Орловского государственного университета.- Орел: Изд-во ГОУ ВПО « ОГУ», 2008 №3. С.257-259 ( 0,2п.л.).

8.Мурзина С.М. Психология и типология личности студента /С.М.Мурзина //Ученые записки Орловского государственного университета.-Орле.ОГУ,2010№1.С180-187(0,8п.л.).

9.Мурзина С.М. История гобелена/С.М.Мурзина//Образование и общество.- Орел: Изд-во Труд, 2006 № 6.С.115-130(0,8 п.л.).

10.Мурзина С.М. История развития ковроткачества/С.М.Мурзина// Образование и общество.- Орел: Изд-во Труд,2008 №1.С.112-118(0,8 п.л.).

11.Мурзина С.М. Символика народного орнамента/С.М.Мурзина// Образование и общество.- Орел: Изд-во Труд,2009 №2.С.128-129 (0,4 п.л.).

12.Мурзина С.М. Принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в России ХVIII-ХIХ века./С.М.Мурзина//Профессиональное образование. Столица.- Москва, 2008 №4.С.116-120 (0,6 п.л.).

13.Мурзина С.М. Искусство гобелена/С.М.Мурзина//Искусство в школе.- Москва,2008 №1.С.69-71 (0,5 п.л.).

14.Мурзина С.М. Принципы народного творчества в преподавании декоративно-прикладного искусства /С.М.Мурзина// Ученые записки Орловского государственного университета.- Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2007 №1. С.238-241 ( 0,3п.л.).

15.Мурзина С.М. Вышивка золотом: история и технология /С.М.Мурзина//Архитектон известия вузов.- Москва,2007 №17. Режим доступа. http://archvuz.ru (0,3 п.л.).

Учебники

16.Мурзина С.М. Технология изготовления гобелена и приемы ручного ковроткачества /С.М.Мурзина/ (учебник).- Орел: ГОУ ВПО « ОГУ», 2008.- 85с. (5,2 п.л.).

Учебные пособия

17.Мурзина С.М. Волшебный мир стекла /С.М.Мурзина/ (учебное пособие).- Орел: ГОУ ВПО « ОГУ», 2009.- 95с. (5,9 п.л.).

18.Мурзина С.М. «Ковры и гобелены» для студентов специальности «искусство интерьера», специализация «художественный текстиль» /С.М.Мурзина/ (учебное пособие).- Орел: ГОУ ВПО « ОГУ», 2007.- 84с. (5,2 п.л.).

19.Мурзина С.М. Учебное пособие для слушателей 0 курса «Композиция» /С.М.Мурзина/ (учебное пособие).- Орел: ГОУ ВПО « ОГУ», 2007.- 27с. (1,7 п.л.).

Методические пособия

20.Мурзина С.М. Методическое пособие к графическим работам по курсу «Проектирование интерьеров» Тема: «Строительное черчение». /С.М.Мурзина/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во Орловский областной комитет государственной статистики, 2002.- 37с. (2,3 п.л.).

21.Мурзина С.М Методическое пособие к лабораторным работам по курсу « Материаловедение» /С.М.Мурзина/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во Орловский областной комитет государственной статистики, 2002.- 17с. (1 п.л.).

22.Мурзина С.М Методическое пособие к выполнению вступительного экзамена по «Композиции» /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во Орловский областной комитет государственной статистики, 2001.- 21с. (1,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

Депонированные рукописи

23.Мурзина С.М. Содержание и методика преподавания материаловедения и проектирования текстильных изделий на отделении художественный текстиль /С.М.Мурзина/ (Депонирование рукописи).- Институт теории образования и педагогики Российской академии. 2003г.№ 29-03 25с.(1,6 п.л.).

24.Мурзина С.М. Психолого-педагогические аспекты преподавания художественно-технологических дисциплин на отделении декоративно-прикладного искусства /С.М.Мурзина/ (Депонирование рукописи).- Институт теории образования и педагогики Российской академии. 2003г.№ 28-03 26с.(1,6 п.л.).

Статьи, материалы конференций, тезисы, доклады

25. Мурзина С.М. Лоскутное шитье – история и современность / С.М.Мурзина, О.В.Емельянов./ (Статья). Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей.- Орел: ГОУ ВПО «ОГУ».-В3ч.-2005.-Ч.3.-С.56-59.(0,2 п.л.).Авторский вклад 50%.

26. Мурзина С.М. Золотое шитье – как разновидность русской народной вышивки / С.М.Мурзина, О.В.Емельянова / (Статья). Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей.- Орел: ГОУ ВПО «ОГУ».-В3ч.-2005.-Ч.3.-С.49-53.(0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

27.Мурзина С.М. Русская народная вышивка как образец духовно эстетического и художественного развития общества / С.М.Мурзина / (Статья). Современные проблемы совершенствования художественного образования. Материалы научно-практической конференции. Липецкий государственный университет.- Липецк, 2001.- С.160-165.(0,3п.л.).

28.Мурзина С.М. Некоторые советы по выбору и строительству оборудования для обжига керамических изделий при организации мастерской керамики в сельской школе /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева./ (Статья). Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент. Материалы Всероссийской конференции «Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент».- Орел, 1999.- С.283-291.(0,5п.л.). Авторский вклад 50%.

29.Мурзина С.М. Орнамент из природных форм на занятиях декоративно-прикладным искусством в сельской школе /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева./(Статья). Реформа образования и сельская школа. Материалы Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа».- Орел, 1998.- С.316-319.(0,2п.л.). Авторский вклад 50%.

30. Мурзина С.М. Выявить скрытые резервы народного искусства на селе /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева./(Статья). Реформа образования и сельская школа. Материалы Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа».- Орел, 1998.- С.335-342.(0,4п.л.). Авторский вклад 50%.

31. Мурзина С.М. Изучение традиций русского народного костюма в сельской школе /С.М.Мурзина/(Статья). Реформа образования и сельская школа. Материалы Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа».- Орел, 1998.- С.40-43.(0,2п.л.).

32. Мурзина, С.М. Русская народная вышивка в школе: традиции и современность./С.М.Мурзина, Н.В.Басарева./(Статья). Реформа образования и сельская школа. Материалы Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа».- Орел, 1998.- С.186-189.(0,2п.л.). Авторский вклад 50%.

33. Мурзина, С.М. Традиции народной вышивки /С.М.Мурзина/ Научные труды. Серия: гуманитарные науки. Орловский государственный университет.- Орел, 1998.- С.154-155.(0,1п.л.).

34.Мурзина, С.М. Золотошвейные узоры. /С.М.Мурзина/ Научные труды. Серия: гуманитарные науки. Орловский государственный университет.- Орел, 1998.- С.123-124.(0,1п.л.).

35. Мурзина, С.М. Принципы формирования двигательных навыков и умений у детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству в сельских малокомплектных школах. /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева/ Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент. Материалы Всероссийской конференции «Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент» 20-22 октября. Орловский государственный университет.- Орел, 1999.- С.227-280.(0,2п.л.).Авторский вклад 50%.

36. Мурзина, С.М. Народное искусство и его влияние на эстетическое воспитание личности /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева/ Материалы региональной научно-практической конференции. Эстетические и нравственные ценности отечественной культуры и высшее профессиональное образование: современное состояние и перспективы. 70-летию ОГУ посвящается. Орел 17-18 апреля. Орловский государственный университет.- Орел, 2001.- С.14-15.(0,1п.л.).Авторский вклад 50%.

37.Мурзина, С.М. Искусство как вид эстетической изобразительности. Материалы региональной научно-практической конференции /С.М.Мурзина, Н.В.Басарева/ Материалы региональной научно-практической конференции. Эстетические и нравственные ценности отечественной культуры и высшее профессиональное образование: современное состояние и перспективы. 70-летию ОГУ посвящается. Орел 17-18 апреля. Орловский государственный университет.- Орел, 2001.- С.16-17.(0,1п.л.).Авторский вклад 50%.

38.Мурзина, С.М. Декоративно-прикладное искусство - как средство развития творческих способностей учащихся /С.М.Мурзина, С.Н.Новиков/ Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника. Материалы Всероссийской научно-практической конференции» Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника» Орел 2-3 декабря. Орловский государственный университет.- Орел, 2002.- С.75-77.(0,1п.л.).Авторский вклад 50%.

39.Мурзина, С.М. Пути и методы преподавания декоративно-прикладного искусства в сельской школе /С.М.Мурзина, С.Н.Новиков/ Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника. Материалы Всероссийской научно-практической конференции» Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника» Орел 2-3 декабря. Орловский государственный университет.- Орел, 2002.- С.78-80.(0,1п.л.).Авторский вклад 50%.

40.Мурзина, С.М. Принципы воздействия разнообразных цветовых комбинаций на человека и окружающие его предметы /С.М.Мурзина/ Проблемы становления, тенденции реформирования и государственное регулирование экономики России. Сборник научных трудов Межвузовской конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2002.- С.159-160.(0,1п.л.).

41.Мурзина, С.М. Правила и приемы выполнения золотного шитья /С.М.Мурзина, О.В.Емельянова/ Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации. По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации». Орловский государственный университет.- Орел, 2003.- С.176-178.(0,1п.л.). Авторский вклад 50%.

42. Мурзина, С.М. Русские золотошвейные узоры./С.М.Мурзина, О.В.Емельянова/ Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации. По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации». Орловский государственный университет.- Орел, 2003.- С.178-181.(0,1п.л.). Авторский вклад 50%.

43.Мурзина, С.М. История лоскутной техники /С.М.Мурзина, О.В.Емельянова/ Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации. По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации». Орловский государственный университет.- Орел, 2003.- С.181-183.(0,1п.л.). Авторский вклад 50%.

44.Мурзина, С.М. Влияние художественного творчества на эмоциональное развитие ребенка /С.М.Мурзина/ Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей. Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2003.- С.101-102.(0,1п.л.).

45. Мурзина, С.М. Народные традиции в современной жизни./С.М.Мурзина/ Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей. Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2003.- С.102-103.(0,1п.л.).

46.Мурзина, С.М. Эстетическое и художественное формирование личности учащихся на уроках изобразительного искусства /С.М.Мурзина/ Художественное образование: инновации и традиции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2005.- С.114-116.(0,1п.л.).

47.Мурзина, С.М. Национально-региональный компонент в преподавании изобразительного искусства в школе. /С.М.Мурзина/ Художественное образование: инновации и традиции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2005.- С.56-59. (0,1п.л.).

48. Мурзина, С.М. Традиции и обычаи народной вышивки Орловского края/С.М.Мурзина, С.Н.Новиков/ Актуальные проблемы изучения народно-художественной культуры региона Декоративно-прикладное искусство». Материалы региональной научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2005.- С.91-92.(0,1п.л.).Авторский вклад 50%.

49. Мурзина, С.М Самостоятельная аудиторная работа студентов 1 курса отделения «Интерьер и оборудование» по специальности «Художественное проектирование»./С.М.Мурзина/ Самостоятельная работа в современном российском Вузе: Проблемы организации и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный университет.- Орел, 2005.- С.215.(0,1п.л.).

50.Мурзина, С.М. Организация самостоятельной работы студентов художественно-графической школы по специальности «Искусство интерьера» в период прохождения преддипломной практики /С.М.Мурзина/ Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных проблем. Орловский государственный университет.- Орел, 2008.- С.60-63. (0,2п.л.).