2. Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в общеобразовательной школе базируется на идее их комплексного применения. Взаимосвязь и взаимодополняемость подходов обусловлена тем, что преподавание курса информатики на основе личностно ориентированного подхода к обучению в условиях некоторой неопределенности и непредсказуемости педагогических ситуаций предполагает наличие у педагогов способностей к самоопределению в отборе содержания и методов осуществления эффективной профессиональной деятельности. Формирование данных способностей может быть обеспечено при целенаправленном использовании в процессе профессиональной подготовки учителей синергетического подхода: основные свойства синергетических систем (открытость, нелинейность и другие) выступают при этом ориентирами создаваемого образовательного пространства, в условиях которого происходит синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; у обучающихся формируются способности к рефлексивной самоорганизации в проектировании, моделировании и исследовании педагогического опыта. Синергетический подход, таким образом, включает в действие внутренний фактор самоорганизации и саморазвития личности в образовательном пространстве.
3. Методология непрерывной профессиональной подготовки учителей информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов включает:
- методологические принципы подготовки: преемственности; открытости; синергии методов, приемов, средств и форм подготовки; когерентности компонентов подготовки; развивающего потенциала; соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню подготовки; эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки;
- методические принципы подготовки: обеспечения вариативности подготовки; согласованного и кооперированного привлечения всех циклов учебных дисциплин к формированию ключевых компетенций обучаемых; создания условий для получения опыта выхода из ситуаций профессионального кризиса через самообучение, самоорганизацию, самоконтроль; организации участия обучаемых в формировании содержания обучения; создания условий для выстраивания и прохождения обучаемыми индивидуальных образовательных траекторий; обеспечения развития личности учителя; формирования у учителя информатики необходимых компетенций для развития и социализации учащихся и другие;
- синергию персонализированного и модульного обучения, применения специально организованной учебной информационной среды, способствующую развитию личностных качеств и профессиональных способностей учителя, необходимых для реализации личностно ориентированного обучения информатике в условиях неопределенности педагогических ситуаций.
4. Личностно ориентированный и синергетический подходы выполняют двойственную функцию: используются в профессиональной подготовке учителя информатики для обеспечения требуемого качества подготовки; являются объектами изучения для учителей с целью формирования необходимой педагогической компетентности по их применению в педагогической деятельности. При этом личностно ориентированный подход выступает базовым в реализации принципов личностно ориентированного обучения, синергетический подход - рассматривается как подход, необходимый для интеграции разнородных составляющих системы подготовки, интенсификации процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития обучающих и обучающихся, расширения и обобщения достижений личностно ориентированного подхода.
5. Профессиональная готовность учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в общеобразовательной школе определяется как динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к применению данных подходов. Она предполагает наличие соответствующей педагогической направленности и педагогической компетентности.
Педагогическая направленность учителя информатики на комплексное использование личностно ориентированного и синергетического подходов - это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от творческого потенциала, способностей к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, готовности к анализу и учету личностных особенностей обучающихся и синергетических свойств среды и задающих мотивы, побуждающие его к педагогической деятельности по применению данных подходов. Мотивационно-ценностное отношение учителей информатики к применению данных подходов проявляется через: понимание социальной потребности общества в необходимости внедрения новых моделей образования, осознание значимости развития ученика как условия собственной самореализации в профессии, стремление к саморазвитию.
6. Основными компонентами методической системы подготовки учителей информатики начальной, основной и профильной школы к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в профессиональной деятельности являются:
- уточненные цели и задачи подготовки (воспитание самоактуализирующейся личности, обладающей большим творческим потенциалом, способной реализовать его в процессе обучения и развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей, способностей к самообучению, самореализации; формирование мотивации использования личностно ориентированного и синергетического подходов, совокупности соответствующих компетенций);
- содержание подготовки, включающее инвариантный и вариативный компоненты, причем доля последнего значительно возрастает. Содержание спроектировано на основе государственного образовательного стандарта нового поколения, концепции непрерывного курса информатики, в которой органично совмещены знаниевый и деятельностный подходы и ведущими направлениями развертывания содержательных линий образования являются: «Информация и информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные системы управления», «Сетевая коммуникация»; концепций, обучения, центрированного на личность субъектов образовательного процесса и идей синергетики в образовании, теории и методологии системного мониторинга качества образования; совокупности методик обучения, при применении которых деятельность, заложенная в содержании, становится личностно ориентированной (исследовательская деятельность, метод проектов, портфолио и т.д.); Содержание вариативного компонента зависит от того, на какой ступени (начальная, основная или профильная школа) планируется преподавать информатику. Вариативность обеспечивается также модульным построением содержания, при этом модули необходимо выделять не только по содержанию обучения (содержательные модули), но и по основным видам преподавательской деятельности (методические модули), по организации обучения на различных ступенях школьного курса информатики (структурные модули), а также увеличением профильных и элективных курсов.
- методы, средства и формы подготовки, направленные на формирование личности учителя информатики как субъекта управления системой обучения в соответствии с принципами управления в открытых информационных системах, а именно: формируют личность, умеющую принимать решение о выборе того или иного пути развития педагогической ситуации в зависимости от личностных характеристик обучаемых; создавать и поддерживать устойчивые структуры в учебном коллективе (группы по интересам к учебным предметам, к будущей профессии и т.д.); применять методы модульного и персонализированного обучения, технологии личностно ориентированного обучения; создавать условия для метаиндивидной личностной репрезентации обучающихся.
7. Реализация авторской модели содержания непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов позволяет:
- обоснованно раскрывать проблемы реализации личностно ориентированного обучения в будущей педагогической деятельности (технологии личностно ориентированного обучения информатике; принципы модульного представления учебного материала; учет персональных особенностей учащихся и синергетических свойств среды; обучение методике модификации или проектирования учебного курса, проектирования элективного курса; реализации системного мониторинга качества обучения и другие);
- обоснованно дифференцировать содержание обучения при подготовке учителя информатики начальной, основной и профильной школы, курсов повышения квалификации;
- обеспечивать преемственность подготовки на разных ступенях обучения на основе выделения базового уровня, инвариантного для всех ступеней обучения; сквозных направлений, характерных для всех ступеней обучения; специфики раскрытия этих направлений в школьных курсах информатики различного уровня (пропедевтического, базового, профильного);
- целенаправленно использовать в образовательном процессе методологические основы применения синергии персонализированного и модульного обучения, учебной информационной среды.
8. Применение разработанной методологии в практике подготовки учителя информатики предполагает: реализацию государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки учителей информатики, учебных планов, программ подготовки, повышения квалификации на основе принципов открытости, соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню образования, преемственности, развивающего потенциала подготовки, когерентности компонентов подготовки; проектирование содержания учебных дисциплин с учетом интеграций требований государственного стандарта общего образования, концептуальных основ обучения школьному курсу информатики, теории и методологии системного мониторинга качества образования, дифференциации содержания обучения информатике, методики обучения, при применении которой деятельность, заложенная в содержании, становится личностно ориентированной; разработку стратегии отбора содержания, методов и организационных форм курсов по выбору; оргинизацию подготовки и переподготовки педагогических кадров вуза, способных работать в новых условиях, хорошо ориентирующихся в разнообразии личностно ориетированных педагогических технологий, готовых к творчеству, нелинейному мышлению; организацию развивающего образовательного пространства на основе личностно ориентированных педагогических технологий с целью создания психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного развития и саморазвития личностей обучающихся, гармонизации элементов педагогической системы в структурное целое, взаимное согласование, взаимное дополнение элементов системы подготовки, создания условий для собственной активности обучаемых, их участия в формировании содержания своего образования, саморазвития, самообучения, самообразования, самоопределения и самореализации; создание системы качества подготовки на основе соотнесения социального заказа с возможностями его удовлетворения педагогической системой, поощрения обучения преподавателей, повышения ими квалификации; автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организации мониторинга образования и т.д.
1.Богомолова, Е.В. Персонализированное обучение в системе профессиональной подготовки учителя информатики / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 117-120. 0,4 п.л.
2.Богомолова, Е.В. Теоретические положения, определяющие методологию подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Российский научный журнал. – 2011. – № 1 (20). – С. 24-30. 0,45 п.л.
3.Богомолова, Е.В. Требования к личности учителя информатики в свете синергетического подхода / Е.А. Ракитина, Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 179-182. 0,4 п.л.
4.Богомолова, Е.В. Организация системы подготовки учителей информатики на основе комплексной реализации личностно-ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – № 10. – С. 67-70. 0,4 п.л.
5.Богомолова, Е.В. Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения / Е.В. Богомолова // Вестник Мордовского университета. Серия: Педагогические науки. - 2009.- № 2. – С.146-150
6.Богомолова, Е.В. Особенности непрерывной подготовки учителей информатики за рубежом / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2008. – № 6. – С. 96 – 102. 0,4 п.л.
7.Педагогическая модель непрерывной подготовки учителей информатики в контексте личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Российский научный журнал. – 2008. – № 2 (3). – С. 84–91. . 0,5 п.л.
8.Богомолова, Е.В. Теоретические и методические основы совершенствования системы подготовки учителей в условиях личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Известия Волгоградского госпедуниверситета. – 2008. – № 6(30). – С. 127–130. 0,5 п.л.
9.Богомолова, Е.В. Подготовка преподавателей зарубежных стран к развитию личности обучающихся / Е.В. Богомолова // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. – 2008. – Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. – С. 70 – 76. 0,5 п.л.
10.Богомолова, Е.В. Современные подходы к развитию системы подготовки учителей информатики / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – № 10. – С. 76 – 82. 0,4 п.л.
11.Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – №1. – С. 86 – 99. 1 п.л.
12.Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика профильного обучения информатике» / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – № 3. – С. 92 – 98. 0,75 п.л.
13.Богомолова, Е.В. Непрерывная подготовка учителя информатики в условиях вариативного обучения / Е.В. Богомолова // Педагогическая информатика – 2007. – № 3. – С. 42 – 46. 0,4 п.л.
14.Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика профильного обучения информатике» / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – № 4. – С. 82 – 90. 0,6 п.л.
15.Богомолова, Е.В. Развитие системы профессионально-методической подготовки будущего учителя информатики / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2006. – № 8. – С. 52 – 60. 0,5 п.л.
16.Богомолова, Е.В. Занимательные задания по базовому курсу информатики / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 52–60. 0,5 п.л.
17.Богомолова, Е.В. Курс «Методика преподавания информатики» / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2003. – № 8. – С. 89 – 95. 0,5 п.л.
18.Монографии, учебные и учебно-методические пособия, программы
19.Богомолова, Е.В. Теоретико-методологические основы совершенствования системы подготовки учителей информатики на основе личностно ориентированного и синергетического подходов: Монография / Е.В. Богомолова. – М.: АПКиППРО, 2008. – 208 с. (13 п. л.)
20.Богомолова, Е.В. Современные подходы к совершенствованию системы подготовки учителей информатики: Монография / Е.В. Богомолова.– Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2007. – 228 с. (14,25 п. л.)
21.Богомолова, Е.В. Зарубежный опыт подготовки преподавателей информатики: Монография / Е.В. Богомолова– М.: Изд-во «Книжная палата»; Изд-во «Образование Рязани», 2006. – 76 с. (13 п. л.)
22.Богомолова, Е.В. Теория и методика обучения информатике: программа дисциплины и учебно-методические рекомендации / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2010. – 44 с. (2,75 п. л.)
23.Богомолова, Е.В. Теория и методика профильного обучения информатике: программа курса по выбору и методические рекомендации по проведению семинарских и практических работ / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2006. – 44 с. (2,75 п. л.)
24.Богомолова, Е.В. Теория и методика обучения информатике на начальной ступени: программа курса по выбору и методические рекомендации по проведению семинарских и практических работ / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2006. – 32 с. (2 п. л.)
25.Богомолова, Е.В. Урок информатики в старших классах: Учебно-методическое пособие / Е.В. Богомолова – Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2006. – 56 с. (3,5 п.л.)
26.Богомолова, Е.В. Создание и преподавание элективного курса информатики. Учебно-методическое пособие / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2006. – 40 с. (2,5 п.л.)
27.Богомолова, Е.В. Обучение информатике на старшей ступени школы. Учебно-методическое пособие / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2005. – 76 с. (4,75 п.л.)
28.Богомолова, Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2005. – 67 с. (4,19 п.л.)
29.Богомолова, Е.В. Теория и методика обучения информатике: Программа курса и методические рекомендации по проведению практических и лабораторных работ / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та им. Есенина, 2004. – 56 с. (3,5 п.л.)
30.Богомолова, Е.В. Теория и методика обучения информатике: Курс лекций. Ч I: Теория обучения информатике. Учебное пособие / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пединститута, 2003. – 108 с. (6,75 п.л.)
31.Богомолова, Е.В. Педагогическая практика по информатике: Программа и методические рекомендации / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пединститута им. С.А. Есенина, 2002. – 36 с. (2,25 п.л.)
32.Богомолова, Е.В. Методика преподавания информатики. – программа и методические рекомендации / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пединститута, 2002. – 34 с. (2,125 п.л.)
33.Богомолова, Е.В. Создание составного электронного документа. / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пединститута, 2001. – 16 с. (1 п.л.)
34.Богомолова, Е.В. Методические рекомендации по использованию кодотранспарантов на уроках информатики в средней школе. / Е.В.Богомолова, С.Н. Богомолов. – Рязань: Изд-во. Ряз. гос. пединститута, 1992. – 30 с. (авт. – 1,2 п. л.)
35.Богомолова, Е.В. Авторская программа курса «Оператор-пользователь ЭВМ». / Е.В. Богомолова. – Рязань: Изд. Ряз. ИПКРО, 1993. – 16 с. (1 п.л.)
a.Статьи, опубликованные в других изданиях
36.Богомолова, Е.В. Формы, методы и средства подготовки, направленные на формирование личности преподавателя современного курса информатики. / Е.В. Богомолова // Сборник научных трудов / Под. ред. А.Н. Герасимова: РВАИ. – 2008. – С.198 – 203. 0,4 п.л.
37.Богомолова, Е.В. Реализации личностно ориентированного подхода в системе оценки учебных достижений учащихся / Е.В. Богомолова // Психолого-педагогический поиск. – 2007. – № 2 (6). – С.44 – 46. 0,44 п.л.
38.Богомолова, Е.В. Мониторинг достижений обучающихся и подготовка преподавателей к его реализации / Е.В. Богомолова // Электронное обучение и управление знаниями высшего учебного заведения: статьи межвузовской научно практической конференции. – Рязань: Изд-во РФ МЭСИ, – 2007. – С. 110-112. 0,2 п.л.
39.Богомолова, Е.В. Готовность будущих учителей информатики к построению и реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся как результат их персонализированного обучения / Е.В. Богомолова. Сб. научных трудов РВАИ, Выпуск 16. – Рязань, – 2006. – С. 324 – 329. 0,4 п.л.
40.Богомолова, Е.В. Личностно ориентированная парадигма образования на современном этапе развития общества. / Е.В. Богомолова // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: Сб. науч. статей V Междунар. научно-практ. конф.: В 2 ч. Ч I. Пленарные и секционные доклады.- Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2006. – 363 с. С. 9–11. 0,75 п.л.
41.Богомолова, Е.В. Персонализированные технологии в профессиональной подготовке будущих учителей информатики. / Е.В. Богомолова // Образовательные технологии: Научно-технический журнал – 2006. – № 1 – С. 10 – 13. 0,4 п.л.
42.Богомолова, Е.В. Некоторые подходы к формированию умений применения контекстного обучения в профильном курсе информатики / Е.В. Богомолова // Сб. науч. трудов РВАИ. Выпуск 16. – Рязань: 2006. – С. 329 – 331. 0,2 п.л.
43.Богомолова, Е.В. Подготовка и переподготовка учителей информатики в Ирландии. / Е.В. Богомолова // Ученые записки. Вып. 17. – М.: ИИО РАО, 2005. – 264с., С. 196 – 203. 0,5 п.л.
44.Богомолова, Е.В. «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени»: концепция и опыт преподавания курса по выбору в педвузе. / Е.В. Богомолова // Образовательные технологии: Научно-технический журнал. – Воронеж, Изд-во «Научная книга», 2005. – № 1(14). – С. 3–5. 0,2 п.л.
45.Богомолова, Е.В. Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории. / Е.В. Богомолова // Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал для исследователей и организаторов системы образования. – Орел. – 2005. – № 2. – С. 26–28. 0,2 п.л.
46.Богомолова, Е.В. Персонализированное обучение информатике в школе / Е.В. Богомолова // Ученые записки. Вып. 14 – М.: ИИО РАО, 2004. - С. 75 – 82. 0,5 п.л.
47.Богомолова, Е.В. Спецкурс для студентов педвузов «Научная организация труда учителя информатики» / Е.В. Богомолова // Информатика и прикладная математика: Межвуз. сб. науч. тр. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2003. - 80 с. С. 15 – 17. 0,2 п.л.
48.Богомолова, Е.В. Индивидуальное и групповое обучение информатике в средней школе / Е.В. Богомолова, С.Н. Богомолов // Персонализированное обучение: Межвузовский сб. научных статей по теории и методике обучения. – Москва: Горизонт, 2000. – 50 с., С. 37 – 49. авт. – 0,3 п.л.
49.Богомолова, Е.В. Обучение студентов методике формирования основных понятий информатики / Е.В. Богомолова // Информатика и прикладная математика: Межвуз. сб. науч. тр. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2001. – С. 45 – 47. 0,2 п.л.
a.Материалы конференций
50.Богомолова, Е.В. Компетентность учителя информатики в реализации личностно ориентированного обучения. / Е.В. Богомолова, В.А. Новикова // Материалы XX международной конференции «Применении новых технологий в образовании» 26 – 27 июня 2009, Троицк. – С. 9 – 12. (авт. – 0,2 п.л.)
51.Богомолова, Е.В. Комплексное использование личностно ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа совершенствования системы подготовки учителей информатики. / Е.В. Богомолова // Материалы XIX международной конференции «Применении новых технологий в образовании» 26 – 27 июня 2008, Троицк. С. 88 – 93. 0,4 п.л.
52.Богомолова, Е.В. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателей в условиях реализации личностно ориентированного обучения. / Е.В. Богомолова // Информационные процессы в системе высшего профессионального образования: Мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им С.А. Есенина. – 2008. – С. 24 – 26. 0,2 п.л.
53.Богомолова, Е.В. Концептуальные основы подготовки учителей информатики в современных условиях. / Е.В. Богомолова // Материалы VII Международной научной конференции (28-28 февраля 2008 г.) / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2008. – С. 34 – 35. 0,125 п.л.
54.Богомолова, Е.В. Модель подготовки преподавателей в условиях модернизации образования. / Е.В. Богомолова // Информационные процессы в системе высшего профессионального образования: Мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань, 2008. – С. 26 – 27. 0,125 п.л.
55.Богомолова, Е.В. Развитие системы подготовки преподавателей в условиях модернизации образования. / Е.В. Богомолова // Материалы VII Международной научной конференции (28 – 28 февраля 2008 г.) / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2008. С. 392 - 395. 0,25 п.л.
56.Богомолова, Е.В., Особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности преподавателей при подготовке к реализации личностно ориентированного обучения. / Е.В. Богомолова // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф «Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала XXI века», 12-16 ноября 2007, Пермь. С. 492–496. 0,3 п.л.
57.Богомолова, Е.В., Учитель информатики как субъект управления системой личностно ориентированного обучения. / Е.В. Богомолова // Материалы XVII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании» 27 – 28 июня 2007., Троицк. – С. 268 – 271. 0,25 п.л.
58.Богомолова, Е.В., Использование информационных и коммуникационных технологий при подготовке будущих учителей информатики. / Е.В. Богомолова // Дошкольник и младший школьник в системе современного естественно-математического образования: сб. докладов межрегиональной научно практической конф., Белгород, 7-9 ноября 2006. – Белгород: Изд-во «Велес», 2007. – С.8–9. 0,1 п.л.
59.Богомолова, Е.В. Комплексное использование методов обучения при подготовке будущего учителя информатики. / Е.В. Богомолова // Пути совершенствования качества учебного процесса с внедрением учебно-информационной локальной вычислительной сети: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. - Рязань: Выс. воен. дис. уч. им. В.Ф. Маргелова, 2006. – С. 167-169. 0,2 п.л.
60.Богомолова, Е.В. Развитие личности будущего учителя информатики посредством проектирования учебных задач. / Е.В. Богомолова // Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист. –2006. – Ч. 1 – 608 с., С. 392 - 395. 0,25 п.л.
61.Богомолова, Е.В. Методика обучения в курсе по выбору «Теория и методика профильного обучения информатике». / Е.В. Богомолова // Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Материалы межвузовской научно-методической конф. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им С.А. Есенина, 2006. – С. 37 – 40. 0,25 п.л.
62.Богомолова, Е.В. Тренинг по организации проектного обучения информатике». / Е.В. Богомолова // Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Материалы межвузовской науч.-метод. конф.– Рязань, 2006. – С. 41 – 42. 0,125 п.л.
63.Богомолова, Е.В. Компетенции учителя информатики младшей школы. / Е.В. Богомолова // Новые технологии в образовании (по итогам XIV Междунар. электронной научной конф.). – Воронеж: Изд-во «Научная книга», Воронежский государственный педагогический университет, 2006. – С. 3 – 4. 0,125 п.л.
64.Богомолова, Е.В. Модель учителя современного вариативного курса информатики в контексте личностно ориентированной парадигмы образования / Е.В. Богомолова // Мат-лы XVII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2006, Троицк. – С.398 – 400. 0,25 п.л.
65.Богомолова, Е.В. Концепция подготовки учителя информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования. / Е.В. Богомолова // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. – М.: Рособразование, 2006. – С. 154 – 155. 0,125 п.л.
66.Богомолова, Е.В. Подготовка кадров профильного образования. / Е.В. Богомолова // Современные информационные технологии в научных исследованиях, образовании и управлении. Сб. трудов по материалам III межвузовской науч.-метод. конф.,– Смоленск: РГОТУПС, 2005. – С.14 – 16. 0,2 п.л.
67.Учебно-методическое и программное обеспечение курса «Теория и методика обучения информатике». / Е.В. Богомолова //Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса. Тезисы докладов межвузовской науч.-метод. конф. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2005. – С. 35. 0,1 п.л.
68.Богомолова, Е.В. Персональные исследования как средство развития профессиональной компетенции будущего учителя информатики. / Е.В. Богомолова // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании. – М.: ИИО РАО, Уч. записки. Вып. 16, 2005. – С. 135 – 136. 0,125 п.л.
69.Богомолова, Е.В. Уровневая подготовка учителей информатики. / Е.В. Богомолова // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании. – М.: ИИО РАО, Ученые записки. Вып. 16, 2005. – С. 145 – 147. 0,2 п.л.
70.Богомолова, Е.В. О целесообразности применения принципов модульного обучения в подготовке учителя информатики. / Е.В. Богомолова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании. – М.: ИИО РАО, Ученые записки. Вып. 17, 2005. – С. 161 – 162. 0,125 п.л.
71.Богомолова, Е.В. Теоретические основы подготовки учителя информатики в педвузе / Е.В. Богомолова // Материалы XVI Междунар. конф. «Применении новых технологий в образовании» 28 – 29 июня 2005г., Троицк. – С. 315 – 317. 0,2 п.л.
72.Богомолова, Е.В. Развитие системы подготовки учителя информатики на основе модульного и персонализированного обучения / Е.В. Богомолова // Теория и практика преобразования педагогических систем: Материалы межрегиональной науч. конф. – Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. – 434 с. – С. 75 – 77. 0,2 п.л.
73.Богомолова, Е.В. Управление качеством обучения / Е.В. Богомолова // Стратегия управления в информационном обществе: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Ряз. Обл. ин-т развития образ, 2005. – С. 49 – 50. 0,125 п.л.
74.Богомолова, Е.В. Спецкурс «Теория и методика профильного обучения информатике»: цели и содержание обучения. / Е.В. Богомолова // Стратегия управления в информационном обществе: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Ряз. Обл. ин-т развития образования, 2005. – С. 47 – 49. 0,2 п.л.
75.Богомолова, Е.В. Роль спецкурсов в подготовке студентов педвузов к преподаванию профильных и элективных курсов по информатике / Е.В. Богомолова // Образовательная среда сегодня и завтра: Мат-лы II Всероссийской науч.-практ. конф. – М.: Рособразование, 2005. – С. 154 – 155. 0,125 п.л.
76.Богомолова, Е.В. Основные направления развития системы подготовки учителя информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования / Е.В. Богомолова // XV Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2005): Сб. трудов участников конф. Часть II. –«БИТ про», 2005. – С.143 – 147. 0,3 п.л.
77.Богомолова, Е.В. Информатизированное рабочее место учителя информатики / Е.В. Богомолова // Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций: Мат-лы 12-й Междунар. науч.-техн. конф. Рязань: Рязанская гос. радиотехническая академия, 2004. – С. 114-115. 0,125 п.л.
78.Богомолова, Е.В. Развитие у студентов педвузов умений использования информационной среды для организации занятий по информатике / Е.В. Богомолова // Научно - методические проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Тезисы докладов межвузовской науч.-метод. конф. «XI Рязанские педагогические чтения». – Рязань, 2004 – 256 с. – С. 182-184. 0,2 п.л.
79.Зарубежный опыт подготовки и профессионального развития учителей информационных и коммуникационных технологий и возможности его использования в России / Е.В. Богомолова // Научно - методические проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. «XI Рязанские педагогические чтения». – Рязань, 2004.– С. 181–182. 0,125 п.л.
80.Богомолова, Е.В. Некоторые походы к преподаванию курса «Теория и методика профильного обучения информатике» / Е.В. Богомолова // Материалы всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации образования: региональный аспект», - Чебоксары, 2004. – 300 с., – С. 274 – 275. 0,125 п.л.
81.Богомолова, Е.В. Сайт по теории и методике обучения информатики в системе подготовки учителя / Е.В. Богомолова // Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании». – Калининград: Уч. записки. Вып. 13. – М.: ИИО РАО, 2004. – С. 299-322. 0,25 п.л.
82.Богомолова, Е.В. Проектирование игровых заданий как средство развития профессиональных умений у будущих учителей информатики / Е.В. Богомолова // Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса Тезисы докладов межвузовской науч.-метод. конф. «XII Рязанские педагогические чтения». – Рязань, 2005 – 367с. - С. 34. 0,1 п.л.
83.Богомолова, Е.В., Комплексный подход к формированию у учащихся навыков и умений работы со средствами НИТ в процессе изучения авторского курса «Оператор-пользователь ЭВМ». / Е.В. Богомолова // Тез. докл. региональной науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании». – Рязань: Ряз. Обл. ин-т развития образования, 1994. – С.98-99. 0,125 п.л.
84.Богомолова, Е.В.,Изучение информационных технологий на уроках информатики в условиях телекоммуникации. / Э.И. Кузнецов, Е.В. Богомолова // Тез. докл. 1 Всерос. науч.-практ. конф. «Современные информационные технологии в образовании». – Рязань: Ряз. Обл. ин-т развития образования, 1996. – С. 11 – 13. авт. – 0,1 п.л.
85.Богомолова, Е.В., Телекоммуникации в подготовке и переподготовке учителей. / Е.В. Богомолова, [и др.] // Конференция ассоциации научных и учебных организаций-пользователей сетей передачи данных Relarn . 16-17 декабря (тезисы докладов). – Н.Новгород, 1997. – С.60-62. 0,2 п.л.
86.Богомолова, Е.В., Богомолов С.Н.Телекоммуникации в организации самостоятельной работы студентов педуниверситета. / Е.В. Богомолова // Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань, 1998. – С. 65–67. 0,2 п.л.
87.Богомолова, Е.В., Изучение информационных технологий в профильном курсе информатики / Э.И Кузнецов, Е.В. Богомолова // Тезисы докладов 2-ой Всероссийской науч.-практ. конф. «Современные информационные технологии в образовании». – Рязань: Ряз. Обл. ин-т развития образования, 1998. – С. 29-30. 0,125 п.л.
88.Богомолова, Е.В. Требования к организации изучения способов интеграции информационных технологий в системе профильных курсов по информатике средней школы. / Е.В. Богомолова // Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы. Тезисы докладов межвузовской науч.-метод. конф. – Рязань, 1999. – С. 175 – 176. 0,125 п.л.
89.Богомолова, Е.В., Организация изучения способов интеграции информационных технологий в системе профильных курсов по информатике средней школы. / С.А. Жданов, Е.В. Богомолова // Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы. Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань, 1999. – С. 176 – 177. 0,125 п.л.
90.Богомолова, Е.В. Изучение интеграции информационных технологий в курсе «Информатика» в педагогическом университете / Е.В. Богомолова // Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы. Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань, 1999. – С. 177-178. 0,125 п.л.
91.Богомолова, Е.В. Учебная деловая игра в подготовке студентов к преподаванию информатики. / Е.В. Богомолова // Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность. Тезисы докладов межвузовской науч.-метод. конф. – Рязань, 1999. – С. 230 – 231. 0,125 п.л.
92.Богомолова, Е.В. О важности обучения студентов гуманитарных факультетов специальным приемам работы со средствами информационных технологий. / Е.В. Богомолова // IV региональная научно-практическая конференция «Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России». – Рязань, 2002. – С. 50-51. 0, 125 п.л.
93.Богомолова, Е.В., Формирование понятия информации в школьном курсе информатики (по материалам педагогической практики) / Е.В. Богомолова, Н.А. Денисова // Творческий подход к реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань, 2001. – С. 144 – 145. 0,125 п.л.
94.Богомолова, Е.В. Повышение квалификации учителей информатики. / Е.В. Богомолова // Проблемы совершенствования информационно-методического обеспечения учебного процесса в институте. Тезисы докладов науч.-метод. конф. – Рязань: 2003. – С. 226 – 232. 0,4 п.л.
95.Богомолова, Е.В. Дискуссии и диалоги: подготовка преподавателей к их организации. / Е.В. Богомолова // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: Мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. – Рязань: РИЦ РГРТУ, 2009. – С. 33 – 35. 0,2 п.л.
96.Богомолова, Е.В. Методология подготовки учителей к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов. / Е.В. Богомолова //Содержательные, технологические и нормативно-правовые аспекты перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и реализаций положений болонской декларации, 4 марта 2009 г. (XVI Рязанские педагогические чтения). – Рязань, 2009. – C. 10 – 11. 0,125 п.л.