- Одной из ведущих тенденций современного образования является реализация субъектно-деятельностного подхода, обеспечивающего личностное включение учащихся в многообразные сферы актуальной и будущей деятельности. Являясь основой потребностно-мотивационной сферы человека, эмоциональный фактор приобретает главное значение в решении данной проблемы. Эмоциональные процессы, состояния и свойства личности учащихся существенным образом определяют внутреннюю позицию школьника, так или иначе преломляющуюся в тех или иных образовательных условиях и ситуациях. Целенаправленная работа по формированию эмоционально-регуляторных стратегий учащихся с учетом их индивидуальных ресурсов позволяет обеспечить эмоциональное и личностное благополучие школьника.
- Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний позволяет расширить границы их феноменологического описания (вербальные и образные, количественно-качественные, частотно-интенсивные, пространственно-временные, микро- и макросредовые составляющие), способы саморегуляции и нравственные установки в оценке переживания эмоциональных состояний.
- Совокупность субъективных проявлений эмоции страха интегрируется в следующие структурно-типологические группы: обусловленные, индуцированные и внутренне-генерированные, каждая из которых, в свою очередь, может быть специфична по признакам ментальности (территориальная, этническая, профессиональная, конфессиональная и т. д. принадлежность).
- Эмоциональный профиль (спектр эмоциональных состояний) учащихся, сигнально отображающий систему отношений школьника, имеет различия на разных возрастных этапах психического развития в различных социально-педагогических условиях. Эмоции, переживаемые в образовательных учре-ждениях и вне школы, отличаются у детей младшего школьного возраста от эмоций подростков и старшеклассников. Эмоциональное содержание сознания школьников варьируется в зависимости от сферы жизнедеятельности (образовательное учреждение, семейная, внеучебная сферы).
- Содержательные характеристики эмоции страха у детей младшего школьного возраста варьируются в зависимости от территориальных, образовательно-статусных, типологически-депривационных особенностей, а также от личностных характеристик и локуса психической активности (образная и знаково-символическая) репрезентации эмоций.
- Особенности социальной ситуации развития определяют содержательные характеристики детских страхов и способы саморегуляции в ситуации переживания страха. В объективном аспекте социальная ситуация развития проявляется в территориальной специфике (город - село), в специфике образовательных учреждений (гимназия, лицей, МОУ СОШ, детский дом, социально-реабилитационный центр, школа-интернат). Социальная ситуация развития в субъективном аспекте определяется личностными характеристиками и системой отношений (внутренняя позиция) ребенка в определенных условиях микро- и макросреды. Образная и вербальная картины представленности эмоции страха имеют общее и специфическое содержание, а также саморегуляционные особенности.
- Программа формирования амплифицированной системы совладания с негативным эмоциональным состоянием (страхом), основанная на многомерном подходе к изучению детских страхов с учетом интегрированной структурно-типологической классификации страхов, включающая способы регуляции, используемые самими детьми, расширяет саморегуляционный репертуар и возможности детей младшего школьного возраста воспринимать, выражать, интерпретировать и регулировать свои эмоции.
1. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. – Самара : СНЦ РАН, 2003. – 172 с.
2. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности : учеб.-метод. пособие / Л.С. Акопян. – Самара : СГПУ, 2004. – 86 с.
3. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности / Л.С. Акопян. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Самара : СНЦ РАН, 2006. – 98 с.
4. Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция : монография / Л.С. Акопян. – Самара : ПГСГА, 2010. – 164 с.
5. Акопян, Л.С. Эмоциональные состояния и их регуляция у детей (на материале детских страхов) : монография / Л.С. Акопян. – Самара : ПГСГА, 2011. – 218 с.
II. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации:
6. Акопян, Л.С. Территориальная специфика подростковых страхов: мегаполис, малый город, село / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара : СНЦ РАН, 2005. – С. 92–95.
7. Акопян, Л.С. Моделирование работы по социализации страхов детей млад¬шего школьного возраста / Л.С. Акопян, Т.К. Рулина // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара : СНЦ РАН, 2005. – С. 117–119.
8. Акопян, Л.С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Вып. 2. – Самара : СНЦ РАН, 2008. – С. 104–109.
9. Акопян, Л.С. Новый подход к классификации страхов / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 11, № 4 (6). – Самара : СНЦ РАН, 2009. – С. 1472–1475.
10. Акопян, Л.С. Особенности преодоления страхов у детей младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Образование и саморазвитие. – Казань, 2010. – № 1 (17). – С. 214–218.
11. Акопян, Л.С. Невербальная картина детских страхов / Л.С. Акопян // Российский психологический журнал. – Т. 7, № 2. – Ростов н/Д, 2010. – С. 15–22.
12. Акопян, Л.С. Демографическая специфика детских страхов / Л.С. Акопян // Вестник Ярославского государственного университета. – Ярославль, 2010. – № 1. – С. 50–55.
13. Акопян, Л.С. Прогнозирование школьных страхов у детей с разным уровнем психологической готовности к обучению в школе / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 5. – С. 98–102.
б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:
14. Акопян, Л.С. Структурный подход к изучению детских страхов / Л.С. Акопян // Ежегодник Российского психологического общества : мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов (25–28 июня 2003 г.). В 8 т. Т. 1. – СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. – С. 56–60.
15. Акопян, Л.С. Структурированная анкета по выявлению страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики : мат-лы межрегиональной науч.-практ. конф. Казань, 24–25 ноября 2004 г. – Казань, 2004. – С. 3–8.
16. Акопян, Л.С. Детские страхи на рубеже XX–XXI веков / Л.С. Акопян // Смысл жизни: психология и педагогика : межвуз. сб. науч. ст. – Самара : СФ МГПУ, 2005. – С. 68–72.
17. Акопян, Л.С. Сравнительный анализ страхов младших школьников города и села / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ : 60-летию Победы посвящается. – Самара : СГПУ, 2005. – С. 184–187.
18. Акопян, Л.С. Особенности страхов социально дезадаптированных детей / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ. Факультет психологии. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 54–63.
19. Акопян, Л.С. Содержание страхов у больных диабетом I типа / Л.С. Акопян // Личность в современных условиях : сб. науч. тр. – Вып. 11. – Рязань, 2008. – С. 2–6.
20. Акопян, Л.С. Особенности личности представителей молодежных субкультур / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы молодежной субкультуры : сб. науч. ст. – Т. 2 / Под ред. О.В. Красновой. – М. : НОУ ВПО «Московский психосоциальный институт», 2008. – С. 144–147.
21. Акопян, Л.С. Выявление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Здоровая семья – основа формирования здорового образа жизни : мат-лы науч.-практ. конф. (31 октября 2008 г.). – Самара, 2008. – С. 7–12.
22. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов : опыт разработки методики / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ. Факультет психологии. – Самара : СГПУ, 2008. – С. 67–76.
23. Акопян, Л.С. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л.С. Акопян // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология» : сб. науч. ст. – Самара, 2009. – С. 47–55.
24. Акопян, Л.С. Общение как фактор формирования и закрепления детских страхов / Л.С. Акопян // Психология общения. XXI век. 10 лет развития : мат-лы Международ. конф. (8–10 октября 2009 г.). В 2 т. Т. 2. – М.; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2009. – С. 127–129.
25. Акопян, Л.С. Особенности страхов детей 7–10 лет, проживающих в условиях социально-реабилитационного центра / Л.С. Акопян // Высшее гуманитарное образование XXI века : проблемы и перспективы : мат-лы V Международ. науч.-практ. конф. с международным участием. – Самара, 2010. – С. 15–17.
26. Акопян, Л.С. Содержание страхов детей – социальных сирот / Л.С. Акопян // Второй Международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков (10–11 марта 2010 г.). – Пермь, 2010. – С. 21–24.
27. Акопян, Л.С. Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Л.С. Акопян // Телескоп : науч. альманах. – Вып. 23. – Самара, 2010. – С. 68–79.
28. Akopyan, L.S. Nonverbal picture of children’s fears. / L.S. Akopyan // Russian Psychological Journal. – Vol. 7, N 2. – Moscow, 2010. – P. 12–17.
III. Программы и методические рекомендации
29. Акопян, Л.С. Методика исследования словесно-логического мышления (МИСЛМ) : метод. рекомендации / Л.С. Акопян. – Самара : СГПУ, 2001. – 14 с.
30. Акопян, Л.С. Психология детей дошкольного и младшего школьного возра¬ста : программа к спецкурсу / Л.С. Акопян /. – Самара : СГПУ, 2004. – 38 с.
31. Акопян, Л.С. Психологические проблемы дошкольников и младших школьников : программа к спецкурсу / Л.С. Акопян. – Самара : СГПУ, 2007. – 28 с.
IV. Материалы конференций
32. Акопян, Л.С. Определяет ли тест Керна – Йерасека готовность к обучению в школе? / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы подготовки психологов для системы образования : мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Чебоксары, 1993. – С. 9–10.
33. Акопян, Л.С. Историко-психологический анализ страхов / Л.С. Акопян // Городская культура как социокультурное пространство развития личности : мат-лы и тез. док. 111-ой Всероссийской науч.-практ. конф. – Самара, 2001. – С. 106–107.
34. Акопян, Л.С. Исследование образных представлений детских страхов / Л.С. Акопян // Клиническая психология и практическое здравоохранение : мат-лы Юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 10-летию факультета медицинской психологии СамГМУ. – Самара, 2002. – С. 10–12.
35. Акопян, Л.С. Коррекция детских страхов при помощи искусства / Л.С. Акопян // Психология искусства : мат-лы Всероссийской конф. по психологии искусства (3–5 сентября 2002 г.) – Самара : СГПУ, 2002. – С. 92–93.
36. Акопян, Л.С. Образные представления страхов детей младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Психология и психотерапия. Тревога и страх : единство и многообразие взглядов : мат-лы V Ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (8–9 февраля 2003 г.). – СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. – С. 26–27.
37. Акопян, Л.С. Особенности страхов детей города и села / Л.С. Акопян // Подготовка психологов-практиков в высшей школе : проблема и пути решения : мат-лы Международ. науч.-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 54–56.
38. Акопян, Л.С. Социально-психологический тренинг в помощь учителю / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы психологии, этологии и педагогики : сб. науч. работ. – Т. 1, № 3. – ТГУ, 2004. – С. 6.
39. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов в консультировании / Л.С. Акопян // Теория и практика современного психологического консультирования : сб. науч. тр. по мат-лам науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Курск, 2006. – С. 6–7.
40. Акопян, Л.С. Страхи детей с различным уровнем депривации / Л.С. Акопян // Ананьевские чтения : мат-лы науч.-практ. конф. (24–26 октября 2006 г.). – СПб., 2006. – С. 327–328.
41. Акопян, Л.С. Сравнительное исследование страхов детей в различных возрастных группах начальных классов / Л.С. Акопян // Образование в России : психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты : мат-лы XII Всероссийской науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. – Калуга : КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 106–108.
42. Akopyan, L.S. Fears of children with various types of deprivation / Tovard a Science of Consciousness / Budapest, Hungari, 2007. http://tsc 2007. org/TSC abstracts.pdf.
43. Акопян, Л.С. Содержание страхов дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Акопян // Практическая психология : проблемы и перспективы : мат-лы Международ. науч.-практ. конф. (18–20 сентября 2008 г.). – Воронеж, 2008. – С. 319–321.
44. Акопян, Л.С. Сравнительное исследование страхов детей, воспитывающихся в семье и в детском доме / Л.С. Акопян // Социальный мир человека. Человек и мир : социальные миры изменяющейся России : мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (25–26 июля 2008 г.). – Вып. 2. – Ижевск, 2008. – С. 71–72.
45. Акопян, Л.С. Саморегуляция младших школьников в условиях переживания страха / Л.С. Акопян // Личность и бытие : субъектный подход (к 75-летию А.В. Брушлинского : мат-лы 4-ой Всероссийской науч.-практ. конф. (15–16 октября 2008 г.). – М., 2008. – С. 432–435.
46. Акопян, Л.С. Возможности рисуночной пробы в работе с детскими страхами / Л.С. Акопян // Развитие системы здравоохранения и аспекты здорового образа жизни : мат-лы 44-ой Межрегиональной медицинской конференции (21–22 мая 2009 г.). – Ульяновск, 2009. – С. 306–308.
47. Акопян, Л.С. Представления младших школьников о добре и зле / Л.С. Акопян // Психология человека в современном мире. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов : мат-лы Юбилейной всероссийской науч. конф., посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна (15–16 октября 2009 г.). – М. : Институт психологии РАН, 2009. – С. 114–116.
48. Акопян, Л.С. Образование и эмоциональное здоровье современных школьников / Л.С. Акопян // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» : мат-лы V Всероссийской науч.-практ. конф. (27–29 января 2010 г.). – М., 2008. – С. 187–188.