Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих этику поведения личности. Генеалогическая культура характеризует субъективный мир человека и включает: генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях исследования истории семьи, о приемах составления генеалогической структуры рода и установления генеалогической идентичности личности с предками; генеалогическую грамотность как осведомленность о фактах из истории происхождения семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниках поиска недостающей информации по истории семьи; умения систематизации родоведческих сведений по истории семьи; эмоциональную составляющую, как способность человека к переживанию, сопереживанию, состраданию к предкам; ценностные ориентации, отражающие интересы и мотивы изучения истории семьи; умения устанавливать отношения и регулировать взаимодействия между родственниками, понять и принять современниками предков и предвосхитить ими связь с потомками; умения исследовательской деятельности, позволяющие показать родственные связи, раскрыть семейные традиции, выявить гражданские, нравственные, моральные позиции родовых поколений, их профессиональный и социально-ролевой статус в истории семьи, рода, Отечества; умения творческого осмысления и оформления результатов генеалогических изысканий в форме семейной монографии.

2. Эффективное формирование генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы обеспечивает ценностно- генеалогический подход, ориентированный на генеалогические исследования семьи, на раскрытие ценностей семьи, рода, на выявление многообразных типов связей семьи и социума, ее элементов, сведение их в единую целостную картину становления семьи, и определяющий основные направления влияния семьи и школы на формирование генеалогической культуры личности. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как результат установления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом. Важнейшими характеристиками ценностно-генеалогического подхода выступают: комплексность, интегративность, целостность, мотивированность, активность, личностная направленность.

Генеалогическая идентификация является устойчивой личностной характеристикой, детерминирована потребностью воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков, включает самоощущение собственной жизни и ее проекцию на микроисторию семьи, историю Отечества, предполагает развитие индивидуального сознания личности через усвоение семейных ценностей. Нарушение/отсутствие генеалогической идентификации переживается старшеклассником как состояние психологического дискомфорта, которое возникает при отсутствии необходимых сведений, подтверждающих принадлежность личности к определенной ветви рода, роду, имеющим конкретные семейные ценности и традиции.

3. Целостная образовательная среда семьи и школы как системное образование обусловливает взаимодействие её субъектов (старшеклассники, учителя, родители); основана на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания; обеспечивает современные формы взаимодействия семьи, школы и социальных институтов; направлена на усвоение старшеклассниками семейных ценностей, хранителем которых выступает семья: супружество, материнство, отцовство, культура межличностных семейных отношений, преемственность поколений, почитание старших. В качестве основных системных функций целостной образовательной среды семьи и школы выступают: трансляционная (передача и переосмысление опыта предшествующих поколений), аксиологическая (постижение нравственных ценностей семьи), образовательная (формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для поисково-исследовательской работы), деятельностная (активизация сбора, систематизация информации по истории семьи); воспитательная (формирование нравственности, гражданственности и др.) и развивающая (развитие аналитического мышления, настойчивости, организаторских способностей, деловитости).

4. Генеалогическая культура, сформированная у старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы, определяется следующей совокупностью ценностей: общечеловеческие ценности, отражающие связи с семьей, принадлежность к семье; государственные и общественные ценности, отражающие осознание причастности к стране и роли предков в истории Отечества; патриотические и гражданские ценности, влияющие на духовно-нравственное развитие личности. Систематизация генеалогических ценностей старшеклассниками должна осуществляться под руководством педагога с участием членов семьи, в совместной работе с которыми учащиеся смогут осознать принадлежность к семье, ее прошлому и настоящему, причастность к истории Отечества, а также признать и открыть для себя трудовые, военные, научные, культурные достижения предков и современников и научиться строить свои жизненные планы как будущие субъекты семьи.

5. Важнейшими принципами формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы являются принцип сохранения преемственности поколений, предполагающий формирование сознания старшеклассника в традициях российских духовных и нравственных ценностей семьи, ветви рода, рода в целом; принцип соблюдения толерантности, означающий терпимость в оценке места своих предков в иерархии ветви рода, понимание ценности и роли, которую данная личность играет в генеалогической структуре рода; принцип полиинформативности, опосредующий межпредметные связи гуманитарного цикла учебных дисциплин, специальных прикладных исторических дисциплин и обеспечивающий достоверность информации ценностно-генеалогической направленности, получаемой из различных источников: школьных образовательных программ; библиотечных, архивных, музейных материалов; семейных документов, реликвий и устных преданий т.п.; принцип культуроцентричности, предполагающий взаимосвязь в становлении генеалогической и нравственной культур старшеклассника, опору на индивидуальный уровень развития генеалогической культуры, имеющей как рациональную, так и иррациональную составляющие; принцип единства духовно-нравственных знаний, эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы и деятельности. Это позволяет ценностно-генеалогический подход в педагогике рассматривать как одно из стратегических направлений формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы.

6. Основными педагогическими условиями эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода являются:

Организационно-педагогические условия достижения поставленных целей. Организация воспитывающего воздействия целостной образовательной среды обеспечивается на уровне целенаправленного взаимодействия семьи и школы; на уровне целостного представления об изучаемом явлении из истории семьи; на уровне подготовки родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности по изучению истории семьи; на уровне подготовки учителей к деятельности по изучению истории семьи; на уровне обобщения и анализа собранного материала из истории семьи. Организация многообразной по видам, формам и содержанию взаимосвязанной деятельности учащихся, учителей и родителей и направленность этой деятельности на изучение истории семьи, на развитие генеалогической идентичности старшеклассников является системообразующим фактором целостной образовательной среды семьи и школы.

Мотивационные условия, формирующие мотивацию генеалогической деятельности, мотивацию получения генеалогических знаний и родоведческой информации и мотивацию достижения конечного результата. Мотивационная сфера выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность и активность личности. В качестве мотивов личности, исследующей свою генеалогию в целостной образовательной среде семьи и школы, выступают идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности, связанные в представлении старшеклассника с жизнью и деятельностью его родителей и предков.

Социально-педагогические условия как обстоятельства, учитывающие особенности взаимодействия целостной образовательной среды семьи и школы с внешней социальной средой, в результате чего микроистория семьи рассматривается во взаимосвязи с историей района, города, региона, страны.

Условия, способствующие формированию нравственно-психологических качеств и свойств личности и содействующие реализации праксиологического аспекта подготовленности старшеклассников к генеалогической деятельности. Установочные, логико-структурные и инструментально-технологические условия, способствующие формированию генеалогической культуры и генеалогической идентичности личности.

7. Взаимодействие педагогики и генеалогии в культурно-образовательном пространстве целостной образовательной среды семьи и школы оказывает воспитывающее влияние при исследовании старшеклассниками истории семьи и реализуется в следующих междисциплинарных функциях: гностическая (обучающая), содержательная, организационная, информационная, координирующая, систематизирующая, развивающая и воспитывающая. Эти функции проявляются в формировании: необходимых генеалогических знаний для построения родословной (поколенной росписи); умений планирования исследования по истории семьи; использования различных источников по родоведению для получения информации; ее ранжирования по значимости, объективности, достоверности; потребностей, мотивов и интереса к проведению генеалогических исследований, определяющих отношение к их результатам как генеалогическим ценностям. Они способствуют раскрытию генеалогического смысла рассматриваемых исторических процессов: популяризации и уточнения исторических сведений через микроисторию конкретных семей; систематизации сведений о родословной семьи; установлению достоверности этих сведений, фиксации исторической информации о гражданах России; соблюдению исторической преемственности поколений.

8. Концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода отображает интеграцию в становлении генеалогической и нравственной культур личности в целостной образовательной среде семьи и школы, которая представлена в виде двух блоков, отражающих внутренние и внешние связи субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья - школа - государственные учреждения и общественные организации). Посредством этих связей происходит осознание старшеклассником истории развития гражданского общества через микроисторию семьи. Систему педагогического обеспечения в модели представляют целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты формирования генеалогической культуры старшеклассников:

  • целевой компонент раскрывает основную цель формирования генеалогической культуры личности - приобщение к моральным ценностям, этическим нормам предков и дополняется задачами развития индивидуальной генеалогической культуры;
  • содержательный компонент фиксирует изменения и коррективы в образовательных и в воспитательных программах, акцентируя внимание на генеалогических аспектах;
  • деятельностный компонент направлен на организацию учебно-воспитательного процесса, а также взаимодействие субъектов целостной образовательной среды семьи и школы, их сотрудничество, управление поисковой работой и взаимодействие с учреждениями и организациями, владеющими информацией об истории семьи старшеклассника;
  • результативный компонент отражает эффективность протекания процесса изучения и описания истории семьи старшеклассника, а также констатацию изменений, происходящих в генеалогической культуре личности учащегося, в его поведении и деятельности.

9. В качестве критериев сформированности генеалогической культуры старшеклассников выявлены блоки (модули), характеризующие индивидуальную генеалогическую культуру личности:

  • ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;
  • научно-познавательный, характеризующий знания школьниками генеалогических понятий, терминов, установок, умения поисковой деятельности;
  • эмоционально-нравственный (сопереживание, эмоциональное отношение);
  • творчески-созидательный (исследовательская деятельность, творческое оформление результатов).

На основе экспертных оценок с учетом разработанных критериев выявлены пять уровней развития генеалогической культуры старшеклассников:

  • потенциальный (уровень возможностей);
  • ценностно-ориентированный, характеризующийся осознанием и принятием семейных ценностей;
  • познавательно-технологический, отражающий наличие нравственно-генеалогических знаний и умений, а также готовность к поисковой деятельности;
  • осознанно-мотивированный, проявляющийся в высоком уровне заинтересованности в исследовании истории семьи, мотивации к проведению генеалогических исследований, интерпретации результатов поисковой деятельности;
  • культурно-творческий, предполагающий активное участие в составлении генеалогических документов (родословной, интерпретацию ее в поколенную роспись), культурно-просветительскую работу среди сверстников, творческое оформление результатов генеалогических изысканий.

10. Технология генеалогического изыскания основывается на взаимодополняемости этапов изучения преемственности поколений с учётом временного фактора, осознании сопричастности личности к историческому процессу страны и к реалиям современной жизни. Педагогические технологии включают ознакомление с практическими аспектами генеалогии, методикой поиска генеалогической информации, организацию работы старшеклассников в библиотеках, архивах, музеях, муниципальных учреждениях, хранящих родоведческую информацию; обучение составлению собственной родословной (поколенной росписи), ее оформление и направлены на овладение семейными ценностями и освоение ценностей генеалогической культуры.

Список опубликованных работ
Научные статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях:

1.Извеков, И.Н. Элективный курс «Генеалогия и история семьи» [Текст] / И.Н. Извеков // Народное образование. Серия «Школа и воспитание». – М., 2006. - № 5. - С. 208 - 214 (0, 4 п.л.)

2.Извеков, И.Н. Система нравственного воспитания школьников: генеалогический аспект [Текст] / И.Н. Извеков // Философия образования. – Новосибирск, 2008. - № 3 (24). - С. 157 - 163 (0,5 п.л.).

3.Извеков, И.Н. К вопросу о нравственном воспитании молодёжи [Текст] / И.Н. Извеков // Вестник Московского университета МВД России. – М., 2008. - № 10. - С. 89-93 (0,23 п.л.).

4.Извеков, И.Н. Духовно-нравственное воспитание в системе среднего профессионального образования [Текст] / И.Н. Извеков // Среднее специальное образование. – М., 2008. - № 7. - С. 118- 124 (0,34 п.л.).

5.Извеков, И.Н. История семьи как фактор нравственного воспитания школьников [Текст] / И.Н. Извеков // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – Тамбов, 2008. – Вып. 4 (60). - С. 148 – 154 (0,4 п.л.).

6.Извеков, И.Н. Генеалогический подход к нравственному воспитанию молодежи [Текст] / И.Н. Извеков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика». – Волгоград, 2008. - № 7 (33). - С. 62 –66 (0,4 п.л.).

7.Извеков, И.Н. Познай свою семью [Текст] / И.Н. Извеков // Народное образование. Серия «Школа и воспитание». – М., 2008. - № 5. - С. 236 - 241 (0,5 п.л.)

8.Извеков, И.Н. Генеалогическая культура – нравственная ценность в воспитании школьников [Текст] / И.Н. Извеков // Человек и образование. Серия «Актуальные проблемы современного образования». - СПб., 2008. - № 2. - С. 26 – 29 (0,34 п.л.).

9.Извеков, И.Н. Развитие генеалогической культуры личности [Текст] / И.Н. Извеков // Гуманизация образования. – Сочи, 2009. № 4. – С. 29 – 34 (0,4 п.л.).

10. Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры учащейся молодежи [Текст] /И.Н. Извеков // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – Тамбов, 2010. – Вып. 11 (91). - С. 148 – 158 (0,6 п.л.).

Монографии

11.Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников [Текст]: монография / И.Н. Извеков. - Сочи: – ИОТ РАО. - 2010. - 320 с. (18 п.л.).

12.Извеков, И.Н. Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьников [Текст]: монография / И.Н. Извеков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2008. - 210 с. (11.7 п.л.).

13.Извеков, И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи» [Текст]: монография / И.Н. Извеков. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. -2008. - 180 с. (10 п.л.).

14.Извеков, И.Н. 500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней [Текст]: монография / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов. – СПб.: Наука, 2002. – 599 с., ил. (33.63 п.л.).

15.Извеков, И.Н. Из веков. Дворянский род Извековых [Текст]: монография / И.Н. Извеков, А.И. Извеков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. - 133 с., ил. (7,8 п.л.).

16.Извеков, И.Н. Зиновьевы в истории Российского государства: (Тысяча лет древнему роду) [Текст]: монография / И.Н. Извеков, В.В. Зиновьев, С.Ю. Баранов. - Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во. 2006. – 272 с., ил. (15.13 п.л).

Научно-методические, методические пособия, программы

17.Извеков, И.Н. Методические заметки в помощь желающим приступить к составлению родословной [Текст] : метод. пособие / И.Н. Извеков, Л.В. Бирюкова, И. Новицкая, Г. Кочкарина. Собств. Текст – 0, 6 п.л. - Казань: Фонд «Ватан». 2007. - 54 с. (3 п.л.).

18.Извеков, И.Н. Нравственное воспитание школьников в процессе изучения элективного курса "Генеалогия и история семьи" [Текст]: науч.-метод. пособие / И.Н. Извеков. - Сочи 2007. – 130 с. (7.3 п.л.).

19.Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры учащихся в целостной образовательной среде семьи и школы [Текст] : науч.-метод. пособие / И.Н. Извеков. - Великий Новгород: Комитет образования, науки и молодежной политики; Новгородский региональный центр развития образования, 2008. - 124 с. (7 п.л.).

20.Извеков, И.Н. Знаю ли я свою родословную? // Сервер сайта Новгородского государственного университета: Родословные разыскания как фактор духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи: [Электронный ресурс]. – Великий Новгород, 2003. – Режим доступа: http://genealogy.ok.nov.ru/

21.Извеков, И.Н. Программа элективного курса «Генеалогия и история семьи» для старшеклассников // Сайт Новгородского регионального центра дистанционного образования: [Электронный ресурс]. – Великий Новгород, 2006. – Режим доступа: http://method rcde. nov.ru / getblob.asp?id=500001587/

22.Извеков, И.Н. Образовательная программа дополнительного образования детей «История моей семьи» [Текст] / И.Н. Извеков научный руководитель, творческая группа учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 «Олимп» Великого Новгорода. - Великий Новгород: Новгородский областной Комитет образования, науки и молодежной политики, 2008. - С. 21 – 53. (1,8 п.л.).

Публикации материалов конференций

23.Извеков, И.Н. Духовное наследие Рюриковичей – Троицкий Михайло-Клопский монастырь на Новгородчине в XXI веке [Текст] / И.Н. Извеков // Семьи Рюриковичей в истории России: Материалы международных VII Новгородских генеалогических чтений. - Великий Новгород; НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 250 с., ил. - С. 92 – 117. (1,4 п.л.).

24.Извеков, И.Н. Сост. и предисловие, Седьмые Новгородские генеалогические чтения «Семьи Рюриковичей в истории России» [Текст] / И.Н. Извеков // Семьи Рюриковичей в истории России: Материалы международных VII Новгородских генеалогических чтений. - Великий Новгород; НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 250 с., ил. (15,6 п.л.) 2005. - С.7 – 15. (0,5 п.л.)

25.Извеков, И.Н. Об элективном курсе «Генеалогия и история семьи» в средней школе [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Баикина // Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX междунар. науч. конф. Рос. гос. гуманитарный университет, Историко-архивный институт, Кафедра. источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. – М., 2007. - С. 65 – 68. (0,17 п.л.)

26.Извеков, И.Н. К вопросу о критериях формирования генеалогической культуры молодежи [Текст] / И.Н. Извеков // Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма: Итоги Международной конференции / Москва, 25-27 ноября 2005 г. – М.: Изд-во дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 26 - 30 (0,23 п.л.).

27.Извеков, И.Н. Генеалогия и истории семьи: проблемы преподавания в региональном контексте [Текст] / И.Н. Извеков // Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания: Материалы XX междунар. науч. конф. Москва, 30 янв. - 2 февр. 2008 г.: Рос. гос. гуманитарный университет, Историко-архивный институт, Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. - М.: РГГУ, 2008. - С.198 - 202 (0,23 п.л.).

28.Извеков, И.Н. Дворянский род Зиновьевых в Новгородском крае в XIV – XIX вв. [Текст] / И.Н. Извеков, В.В. Зиновьев, С.Ю. Баранов // «Новгородика 2006» Ф: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 сент. 2006, г.), - Великий Новгород: Комитет культуры и туризма Новгородской области; НовГУ им. Ярослава Мудрого; Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2007. - С. 12 – 18 (0,34 п.л.)

29.Извеков, И.Н. Генеалогия и ее духовно-нравственный ресурс как философская основа жизни, воспитания гражданственности и патриотизма [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Баикина// «Новгородика 2006» : Материалы международной научно-практической конференции (20-22 сент. 2006, г.). - Великий Новгород: Комитет культуры и туризма Новгородской области; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого; Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2007. – С. 19 – 29 (0,56 п.л.)

30.Извеков, И.Н. Место и роль вспомогательных исторических дисциплин в духовно-нравственном становлении молодежи современной России [Текст] / И.Н. Извеков // «Новгородика 2006. К 100-летию академика Д.С. Лихачева»: материалы международной научно-практической конференции (20-22 сент. 2006, г.). - Великий Новгород 2007. - С. 63 –69 (0,34 п.л.).

31.Извеков, И.Н. От истории семьи к генеалогическому исследованию ветвей рода, рода в целом [Текст] / И.Н. Извеков // Материалы международной научно-практическая конференция «Генеалогия на Русском Севере: История и современность». – Архангельск, 2003. – С. 89 – 93 (0,23 п.л.).

32.Извеков, И.Н. Духовно-нравственное становление личности школьника: генеалогический аспект [Текст] / И.Н. Извеков // Личность как субъект управленческой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов.- Выпуск 2. – Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2008. С 63 – 66 (0,17 п.л.).

33.Извеков, И.Н. К вопросу восстановления родословной Орловского дворянского рода Извековых [Текст] / И.Н. Извеков // Интеллигенция Новгородской земли: проблемы и судьбы: Материалы науч. конф., 18 нояб. 1997 г. Сборник. – Великий Новгород, 1998. –С. 86 – 91 (0,28 п.л.).

34.Извеков, И.Н. Генеалогия в школьном образовании современной России: (опыт Великого Новгорода) [Текст] / И.Н. Извеков // Вспомогательные исторические дисциплины: Класс. наследие и новые направления: Материалы XVIII науч. конф. Москва, 26 – 26 янв. 2006. – М.; РГГУ, 2006. – С. 216 – 218 (0,11 п.л.).

35.Извеков, И.Н. От истории фамилии, рода к истории страны [Текст] / И.Н. Извеков // Третьи Тюменские родословные чтения: Материалы и тезисы межрегион. науч.-практ. конференции. – Тюмень: 2003. – С. 20 – 24 (0, 23 п.л.).

36.Извеков, И.Н. Знание истории семьи как основа развития нравственных качеств личности [Текст] / И.Н. Извеков // Актуальные труды Уральского Учебно-научного центра. – Екатеринбург, 2006, (0,3 п.л.).

37.Извеков, И.Н. Расселение представителей рода дворян Извековых в Европейской части России с конца XVI по начало XX века [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов // Научная конференция: Архивы России и проблемы региональной истории. – Великий Новгород, 1999. (0,4 п.л.).

38.Извеков, И.Н. Программа элективного курса «Генеалогия и история семьи» для старшеклассников [Текст] / И.Н. Извеков // II Всероссийская гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», 23 – 25 марта 2005 г. Казань: Семейные летописи: сборник по итогам II Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции. - Казань, «Идел-пресс», 2007. С. 226 – 234 (0.45 п.л.).

39.Извеков, И.Н. Программа элективного курса «Генеалогия и история семьи» [Текст] / И.Н. Извеков, А.Г. Померанцев, М.А. Смирнова // Шестые Тюменские родословные чтения: Материалы и тезисы Межрегиональной науч.-практ. конференции. – Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2006. - С. 210 – 219 (0.51 п.л.).

40.Извеков, И.Н. Хроника одного дня: 28 сентября 2006 года, С.-Петербург [Текст] / И.Н. Извеков // Седьмые Тюменские родословные чтения: Материалы и тезисы Межрегиональной научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2007. – С. 218 – 224 (0, 34 п.л.).

41.Извеков, И.Н. Особенности формирования генеалогической культуры среди молодежи Новгородского региона [Текст] / И.Н. Извеков // «Новгородика – 2008. Вечевая республика в истории России»: Материалы международ. науч.-практ. конференции (21-23 сент. 2008, г.). - Великий Новгород 2007. - С. 286 - 297 (0,62 п.л.).

42.Извеков, И.Н. Семейные ценности как основа формирования генеалогической культуры и нравственности учащейся молодежи в просвещении России XXI века [Текст] / И.Н. Извеков // Духовные начала русского искусства и просвещения («Никитские чтения», 10–13 мая 2009 г.) : Материалы Девятой международной научной конференции. - Великий Новгород, 2009. - С 112 – 117 (0,28 п.л).

43.Извеков, И.Н. Проблема воспитания молодежи при изучении ими истории своей семьи [Текст] / И.Н. Извеков // Сборник статей научного симпозиума: «Коммуникативная культура и формирование толерантности в полиэтнической образовательной среде». Май 2009, Черкесск-Домбай, Карачаево-Черкесское научное отделение ГАН «Российская академия образования», 2009. –С 156 – 159 (0,17 п.л.).

44.Извеков, И.Н. Генеалогический феномен самореализации личности [Текст]/И.Н.Извеков //Антропологические основы субкультуры детства: нормы, ценности и практика/ Материалы VI Международной конференции, 26-27 ноября 2009г. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – С. 32-35 (0,2 п.л.).

45.Извеков, И.Н. Нравственные ценности в воспитании молодежи [Текст]/ И.Н. Извеков //Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-23 октября 2009г.- М.: Финансы и статистика, 2010. – С. 460-466 (0.3 п.л.).

46.Извеков, И.Н. Ценностно-генеалогический подход в нравственном воспитании молодежи [Текст] /И.Н. Извеков //Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Международной научно-практической конференции, МГУТУ, 18 - 19 ноября 2009г.- М.: Финансы и статистика, 2010. – С. 432 – 436(0.4 п.л.).

47.Извеков, И.Н. Система нравственного воспитания молодежи: генеалогический аспект [Текст] /И.Н.Извеков //Антропологические основы субкультуры детства: нормы, ценности и практика/ Материалы VII Международной конференции, 26-27 ноября 2010г. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – С. 32-42 (0,6 п.л.).

48.Извеков, И.Н. Роль генеалогической культуры в идентификации молодежи России [Текст] / И.Н. Извеков //Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Международной научно-практической конференции, МГУТУ, 18 - 19 ноября 2010г.- М.: Финансы и статистика, 2010. – С. 185 – 193 (0.6 п.л.).

Статьи в журналах

49.Извеков, И.Н. Генеалогия – ресурс человеческой памяти [Текст] / И.Н. Извеков // Гербовед. - 2003. - № 5 (65). - С. 132 – 135 (0,17 п.л.).

50.Извеков, И.Н. К вопросу происхождения священнослужителей Извековых в России [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов // Гербовед. - 2004. - № 1 (67). - С. 50 – 55 (0,4 п.л.).

51. Извеков, И.Н. От истории семьи к генеалогическому исследованию ветвей рода, рода в целом [Текст] / И.Н. Извеков // Гербовед. - 2003. - № 1 (61). - С. 129 – 135 (0.34 п.л.).

52. Извеков, И.Н. Отклики на книгу «500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней» [Текст] / И.Н. Извеков // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 18 – 36 (1,0 п.л.).

53. Извеков, И.Н. Генеалогия как средство формирования культурной идентичности [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 37 - 41 (0,3 п.л.).

54. Извеков, И.Н. Поколенные росписи ветвей рода Извековых [Текст] / И.Н. Извеков // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 73 – 118 (2,53 п.л.).

55. Извеков, И.Н. Восстанавливая историю древнего дворянства: Зиновьевы в истории России [Текст] / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 119 – 133 (0,8 п.л.).

56. Извеков, И.Н. К вопросу проведения генеалогического исследования и его трансформации в форму литературного произведения [Текст] / И.Н. Извеков // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 134– 141 (0,4 п.л.).

57. Извеков, И.Н. «Генеалогия и история семьи»: Программа элективного курса для молодежи [Текст] / И.Н. Извеков, А.Г. Померанцев, М.А. Смирнова // Гербовед. - 2007. - № 96. - С. 134– 157 (1,3 п.л.).

58. Извеков, И.Н. Генеалогическое исследование как средство духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / И.Н. Извеков, // Генеалогический вестник. - 2005. - № 23. - С 17 – 23 (0,34 п.л.).

59. Извеков, И.Н. О новом генеалогическом сайте в Интернете [Текст] / И.Н. Извеков, // Генеалогический вестник. // 2004. - № 17. - С. 32 – 34 (0,11 п.л.).

60. Извеков, И.Н. «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии» И.В. Аничкова как генеалогический раритет [Текст] / И.Н. Извеков, // Генеалогический вестник. - 2003. - № 13. - С. 25 – 34 (0,5 п.л.).

61. Извеков, И.Н. Долгая дорога к своим корням [Текст] / И.Н. Извеков // Время открытий: Науч.-попул. журн. «Новгородский университет». – Великий Новгород, 2005. - № 37. - С. 7 – 10 (0,17 п.л.).

62. Извеков, И.Н. Методика генеалогического исследования: родословные таблицы и поколенные росписи [Текст] / И.Н. Извеков // Чело: Альманах / Новг. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - № 3 (48). - С. 42 - 49 (0.4 п.л.).

63. Извеков, И.Н. История семьи – история страны [Текст] / И.Н. Извеков, Г.Н. Ботвинин, И.В. Падусеп, Ж.С. Леонтьева, И.А. Мельников // Чело: Альманах / НовГу им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - № 1. - С. 52 – 70 (2.0 п.л.).