Научная тема: «КОММУНИКАТИВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Речевой поступок как базовое понятие в системе коммуникативно-нравственного развития личности в отличие от речевого действия, речевого акта имеет нравственную основу, демонстрирует индивидуальные нравственные качества личности и общественные моральные установки.
  2. Речевой поступок являет собой намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата (в том числе и на себя) в кризисной ситуации общения  (повлиять на мнение, на отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие  решения  и т.п.).
  3. В основе обучения эффективному профессиональному общению лежит риторический подход, ориентированный на познание и реализацию риторических законов современной общей риторики, в том числе нравственных законов (добродетели). В речевом поступке воплощаются взаимоопределяющие основные этические категории совесть,  добро / зло.
  4. Осведомлённость обучающихся о сущности речевого поступка, его базовых категорий и видов РП (реальный / ментальный; имплицитный / эксплицитный; прямой / косвенный и др.) способствует повышению ответственности будущих учителей за сказанное слово, влияет на более осознанное использование речевых средств и выбор определённого речевого жанра в ситуациях педагогического общения, позволяет гибко варьировать собственное речевое поведение и конструктивно решать проблемные ситуации общения, создаёт условия для интроспекции и рефлексии, совершенствования личности в нравственном смысле.
  5. Методическая реализация обозначенной проблемы возможна при условии разработки целенаправленной системы риторического образования и прежде всего включения рассматриваемого вопроса в основной курс риторики; создания в педвузах элективных курсов коммуникативно-нравственной направленности;  разработки приёмов и средств обучения, которые развивают у студентов требовательность к речевому оформлению высказывания, способствуют актуализации нравственных ценностей.        
  6. Важнейшим условием осуществления коммуникативно-нравственного аспекта риторического образования является развитие специальных коммуникативных умений обучаемых, стимулирующих адресантов к совершению речевых поступков в реальной действительности.
  7. В основе коммуникативно-нравственного развития личности (от предшкольного до последипломного уровня) лежит принцип непрерывности и преемственности обучения, что способствует более глубокому раскрытию значимых аспектов данного направления на основе осмысления внутрипредметных и межпредметных связей.
Список опубликованных работ
Монографии и коллективные монографии

1.Курцева, З.И. Речевой поступок в педагогическом общении / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2010. – 224 с. 15,8 п.л.

2.Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе риторического образования / З.И. Курцева. – М.: МИОО, 2007. – 128 с. 8,0 п.л.

3.Курцева, З.И. Голос совести и ментальный речевой поступок / П.Ф. Ивченков, А.С. Киселёва, З.И. Курцева // Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой, Ю.В. Щербининой – М.: «Прометей», МПГУ, 2005. – С. 39-47. 0,6 п.л.

4. Курцева, З.И. Речевой поступок – привилегия личности / М.Р. Савова, О.Ю. Князева, З.И. Курцева и др. // Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография. Выпуск II / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой. – М.: Баласс, 2010. – С.19-25. 0,5 п.л.

5. Курцева, З.И. Совершенствование речевой культуры учителя / Л.В. Костюков, А.А. Кунарёв, З.И. Курцева и др. // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Коллективная монография по материалам научно-методической конференции. – М.: МИОО, 2009. – С. 133-139. 0,5 п.л.

6. Курцева, З.И. Роль риторики в коммуникативно-нравственном развитии учащихся / А.К. Михальская, С.В. Меньшенина, З.И. Курцева и др. // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография / сост. Дмитриевская Л.Н. – М.: МИОО, 2009. – С. 83-90. 0,6 п.л.

7. Курцева, З.И. Эвфемия в речи современных студентов – иллюзия или реальность? / Г.В. Александрова, Л.Г. Антонова, З.И. Курцева и др. // Современная риторика: в круге идей. Коллективная монография / Под ред. Ю.В. Щербининой. – М.: АВК-Групп, 2010. – С. 85-90. 0,5 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

8.Курцева, З.И. Речевой поступок в педагогическом общении: Раздел учебника / З.С. Смелкова, Т.А. Ладыженская, З.И. Курцева и др. // Риторика: учеб. / Под. ред. Н.А. Ипполитовой – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 230-247. 1,1 п.л.

9. Курцева, З.И. Риторика и этика: Раздел практикума / З.С. Зюкина, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Педагогическая риторика: Практикум / Под общей редакцией Н.А. Ипполитовой. – М.: ООО «Агентство «КРПА» «Олимп», 2003. – С. 382-396. 1,0 п.л.

10.Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2004. – 64 с. 4,0 п.л.

11.Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко… (Варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием) / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2001. – 94 с. 6,0 п.л.

12.Курцева, З.И. Древняя и современная риторика: Раздел учебника; задания рубрики «Наедине с собой» / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, З.И. Курцева и др. // Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Баласс, Ювента, 2005. – С. 10-30; 17, 22, 24, 37, 51, 70, 154, 155, 172, 182. 2,0 п.л.

13.Курцева, З.И. Древняя и современная риторика; Познай самого себя: Разделы методических рекомендаций / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, З.И. Курцева и др. // Риторика: 10 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Изд. Дом «С-инфо»: Изд-во «Баласс», 2002. – С. 15-18; 26-38. 1,0 п.л.

14.Курцева, З.И. «Наедине с собой»: Раздел учебника / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова, З.И. Курцева и др. // Риторика. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2004. – С. 10, 16, 19-20, 26, 51-52, 77, 87, 95-96, 103, 112, 138, 191. 0,8 п.л.

15.Курцева, З.И. Наедине с собой / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова, З.И. Курцева и др. // Риторика. 11 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2004. – С. 8-9. 0,4 п.л.

16.Курцева, З.И. Загадки трех «К»: Раздел учебника / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. Изд.2-е, перераб. – М.: «Баласс», «Ювента», 2005. – С. 26-39. 0,9 п.л.

17. Курцева, З.И. Загадки трех «К»: Методические рекомендации / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Риторика: 9 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Изд. Дом «С-инфо»: Изд-во «Баласс», 1999. – С. 33-40. 0,5 п.л.

18. Курцева, З.И. Можно ли управлять спором?: Раздел учебного пособия / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова, З.И. Курцева и др. // Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч. Ч. 1 / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Изд. Дом «С-инфо»: Изд-во «Баласс», 1999. – С. 115-122. 0,5 п.л.

19. Курцева, З.И. Можно ли управлять спором?: Раздел методического комментария / Т.А. Ладыженская, Л.Г.Антонова, З.И. Курцева и др. // Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс. Методический комментарий / Под ред. Т.А.Ладыженской – М.: Дрофа, 1998. – С. 97-104. 0,5 п.л.

20. Курцева, З.И. Виды общения: Раздел методических рекомендаций / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО «С-инфо»: ООО «Баласс», 1998. – С. 28-37. 0,6 п.л.

21.Курцева, З.И. Виды общения: Раздел учебного пособия / З.И. Курцева // Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы в 2-х ч. Часть 1 – Изд. 2-е, перераб. / Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Баласс, Ювента, 2005. – С. 35-50. 0,9 п.л.

22.Курцева, З.И. Виды общения: Раздел учебного пособия / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы в 2 ч. Часть 1 / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: «Баласс», «С-инфо», 2003. – С. 26-37. 0,7 п.л.

23. Курцева, З.И. Виды общения: Раздел методических рекомендаций / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева и др. // Риторика: 8 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: «С-инфо», «Баласс», 2002. – С. 28-33. 0,4 п.л.

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, включённых в перечень научных изданий ВАК РФ

24. Курцева, З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 9. – С. 6-9. 0,4 п.л.

25. Курцева, З.И. Речевой поступок / З.И. Курцева // Русская словесность. – 2004. – № 5. – С. 69-73. 0,5 п.л.

26.Курцева, З.И. Этическая направленность риторической подготовки магистрантов / З.И. Курцева // Наука и школа. –2009. – № 5. – С.25-28. 0,5 п.л.

27. Курцева, З.И. Риторика и воспитание / З.И. Курцева // Русская словесность. – 2006. – № 1. – С. 70-73. 0,4 п.л.

28. Курцева, З.И. Роль педагога ДОУ и школы в развитии коммуникативных умений учащихся / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 4. – С. 13-18. 0,5 п.л.

29. Курцева, З.И. Роль непрерывного курса риторики в воспитании и развитии личности / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 1. – С. 18-20. 0,4 п.л.

30. Курцева, З.И. Профессиональное развитие личности в системе риторического образования / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 6. – С. 37-42. 0,5 п.л.

31. Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19. 0,5 п.л.

32. Курцева, З.И. Наставления учащим и учащимся риторике: взгляд Квинтилиана / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 2. – С. 6-10. 0,5 п.л.

33. Курцева, З.И. Сила слова / З.И. Курцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 102-106. 0,5 п.л.

34. Курцева, З.И. Можно ли научить добродетели? / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – № 5. – С. 14-16. 0,4 п.л.

35. Курцева, З.И. Нормативность как главный показатель культуры речи / З.И. Курцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 100-103. 0,4 п.л.

36. Курцева, З.И. «Что такое хорошо и что такое плохо» с точки зрения современных дошкольников / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. –2002. – № 12. – С. 7-10. 0,4 п.л.

37. Курцева, З.И. Статус современной школы и стандарты второго поколения / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 8. – С. 3-6. 0,4 п.л.

38. Курцева, З.И. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (На примере курсов русского языка и риторики) / Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 11. – С. 3-7. 0,5 п.л., авторский вклад 0,2 п.л.

Научные статьи, материалы выступлений и докладов, опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах и сборниках

39.Курцева, З.И. Ментальный речевой поступок / З.И. Курцева // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. – 2009. – № 5 (29). – Киев: УАПРЯЛ, 2009. – С. 37-40. 0,5 п.л.

40.Курцева, З.И. Речевой поступок учителя как фактор эффективного педагогического общения / З.И. Курцева // Русская словесность в школах Украины. – Киев: «Педагогiчна преса», 2009. – № 3. – С. 10-14. 0,6 п.л.

41. Курцева, З.И. Пути развития коммуникативно-речевых умений будущего учителя-словесника / З.И. Курцева // Профессор Фатима Мусабекова и вопросы языкознания и методики: Материалы междун. науч.-теретич. конфер. – г. Алматы; ТОО Издательство «Баянжурек», 2009. – С. 238-240. 0,5 п.л.

42. Курцева, З.И. К вопросу о речевом поступке / З.И. Курцева // Риторика общения: Школа Т.А. Ладыженской: Межвузовский сборник научных статей / Сост. Н.В. Ладыженская, Г.Д. Ушакова – Вып. 1. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского ГУ, 2002. – С. 71-77. 0,45 п.л.

43.Курцева, З.И. Речевой поступок как риторическая категория / З.И. Курцева // Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов: Материалы докладов участников XII Международной научной конференции по риторике (Москва, 29-31 января 2008 г.) / Под ред. М.Р. Савовой, Ю.В. Щербининой. – М.: МПГУ, 2008. – С. 193-197. 0,4 п.л.

44.Курцева, З.И. Речевой поступок и речевые жанры / З.И. Курцева // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. – Ярославль: изд-во «Истоки», 2005. – С. 41-44. 0,3 п.л.

45.Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственный аспект курса риторики / З.И. Курцева // Риторика в модернизации образования. Материалы докладов участников VIII Международной конференции по риторике. – М.: МПГУ, 2004. – С. 137-139. 0,3 п.л.

46.Курцева, З.И. Ментальный речевой поступок – условие развития нравственной культуры личности / З.И. Курцева // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х Международной конференции по риторике / Науч. ред.-сост. В.И.Аннушкин, В.Э. Морозов. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 192-196. 0,4 п.л.

47.Курцева, З.И. Человек – «родитель» своих поступков: взгляд Аристотеля / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М.: ГНО Издательство Прометей», МПГУ, 2006. – С. 204-208. 0,4 п.л.

48.Курцева, З.И. Речевой поступок: история и современность / З.И. Курцева // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 года / Под ред. В.И. Аннушкина. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 229-234. 0,5 п.л.

49.Курцева, З.И. Учить риторике – значит учить добродетели / З.И. Курцева // Через тернии к звездам: Сб. статей к 100-летию А.В.Текучева / Сост. И.В.Текучева. – М.: МАКС Пресс, 2003. – С. 186-191. 0,5 п.л.

50.Курцева, З.И. Речевой поступок и категория вежливости / З.И. Курцева // Риторика и культура речи: наука, образование, практика : материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / Под ред. Г.Г. Глинина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 118-120. 0,4 п.л.

51.Курцева, З.И. Речевой поступок учителя / З.И. Курцева // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. – М.: МИОО, 2008. – С. 133-141. 0,6 п.л.

52.Курцева, З.И. Воспитание и курс риторики / З.И. Курцева // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – С. 53-55. 0,3 п.л.

53.Курцева, З.И. Система непрерывного риторического образования / З.И. Курцева // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 8 апреля 2010 г.) / Сост. и отв. ред. С.Н. Вачкова. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 352-357. 0,5 п.л.

54.Курцева, З.И. Риторика, грамматика и учитель во времена Квинтилиана / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М.: ГНО Издательство «Прометей», 2005. – С. 69-72. 0,3 п.л.

55.Курцева, З.И. Опыт проведения занятий по риторике в дошкольном учреждении / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки. – М.: Прометей, 1997. – С. 93-95. 0,3 п.л.

56. Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко (о дошкольной риторике) / З.И. Курцева // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. – №11. – С. 7-9. 0,3 п.л.

57. Курцева, З.И. О курсе дошкольной риторики / З.И. Курцева // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – № 8. – С. 52-54. 0,4 п.л.

58.Курцева, З.И. Обучение школьников речевым жанрам в курсе риторики / З.И. Курцева // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. – М.: МИОО, 2009. – С. 156-165. 0,6 п.л.

59.Курцева, З.И. Речевая и информационная культура школьника / З.И. Курцева, Родькина Н.А., Устинова Н.Ю. // II Московские методические чтения – 2009. Сборник научно-методических материалов. – М.: Русская школа, 2010. – С. 45-50. 0,6 п.л., авт. вклад 0,25 п.л.

60.Курцева, З.И. Программа дошкольного курса риторики; Риторику – дошкольникам / З.И. Курцева // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. – № 3. – С. 44- 46; 46-49. 0,6 п.л.

61.Курцева, З.И. Риторика и этика / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М.: Прометей, 2003. – С. 90-92. 0,25 п.л.

62.Курцева, З.И. Вопросы коммуникативно-нравственного воспитания дошкольников в курсовой подготовке будущего специалиста / З.И. Курцева // Риторика в системе гуманитарного знания. Тезисы VII Международной конференции по риторике. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2003. – С. 170-173. 0,3 п.л.

63.Курцева, З.И. К вопросу о нравственном воспитании в курсе риторики / З.И. Курцева // Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Материалы V Международной научной конференции по риторике. – Воронеж, 2001. – С. 126-127. 0,2 п.л.

64.Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственный аспект развития современной социальной культуры / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М.: Прометей, 2002. – С. 28-29. 0,2 п.л.

65. Курцева, З.И. Нравственная основа как проблема государственных стандартов / З.И. Курцева // Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах. Тезисы докладов участников VI Международной конференции по риторике. – М.: МПГУ, 2002. – С. 50-51. 0,2 п.л.

66. Курцева, З.И. Курс «Культура речи» в дошкольном учреждении / З.И. Курцева // Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки. – М.: Прометей, 1999. – С. 157-158. 0,2 п.л.

Программы учебных курсов

67.Курцева, З.И. Риторика и этика; Русский язык и культура речи (для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция») / З.И. Курцева // Риторика. Русский язык и культура речи: Сборник программ. – М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - С.187-195; 274-284. 1,5 п.л.

68.Курцева, З.И. Риторика для факультета дошкольного воспитания педагогических вузов / З.И. Курцева // Сборник программ учебных курсов «Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика)». – М.: Флинта, Наука, 1998. – С. 79-84. 0,5 п.л.

69.Курцева, З.И. Программа специального курса «Коммуникативно-нравственное воспитание дошкольников» / З.И. Курцева // Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100»: Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 137-141. 0,4 п.л.

70.Курцева, З.И. Программа дошкольной подготовки по риторике / З.И. Курцева // Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.: Баласс, 2001. – С. 103-109. 0,6 п.л.