- Творческое наследие Е.И. Замятина для литературы второй половины ХХ - начала ХХI веков целесообразно рассматривать в качестве эстетического ресурса - совокупности художественных компонентов, способных реализоваться в определенной художественной системе при благоприятных культурных условиях. В соответствии с историческими и художественными потребностями эпохи востребованными оказываются своеобразие историософии Замятина, особенности творческого метода, различные положения его теоретической системы, разработки в области типологии конфликта, типологии характера, в сфере языка художественной литературы.
- Творческое наследие Замятина способствует определению векторов развития искусства второй половины ХХ - начала ХХI веков, пониманию закономерностей такого развития. Культурологические концепции писателя действуют как своеобразные литературные коды, которые поддаются объемной расшифровке лишь спустя десятилетия, когда оказывается возможным проверить своевременность и состоятельность социально-художественных прогнозов Замятина (циклический характер движения искусства, явление синтетизма, учение об энтропии и энергии, концепция бесконечности развития).
- Осознание бытия как борьбы противоположных и равнодействующих сил, взаимопроникновение мифа и реальности, новое содержание традиционных мифологем, их интерпретация в соответствии с персональными эстетическими воззрениями, свобода индивидуального сознания в качестве основного принципа создания авторского неомифа, постижение самого механизма его создания - все это легло в основу мифотворчества Замятина и способствовало существенному расширению сферы мифологии и самого понятия мифа в осмыслении их художниками ХХ века. Аспекты замятинского мифотворчества получили развитие во второй половине ХХ столетия, в период массового обращения писателей к мифу (В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матёрой»; Ч. Айтматов «Буранный полустанок»; В. Маканин «Лаз»; П. Крусанов «Дневник собаки Павлова», «Ночь внутри»; рассказы Л. Петрушевской, произведения В. Пелевина). Мифология выступает средством борьбы против нравственной дезориентации массового человека, сферой интуитивного постижения действительности, областью сохранения моральных категорий (памяти, долга, пути, служения) и взаимосвязи человека с миром.
- В первой трети ХХ века Замятин одним из первых обратился к социальной и научной фантастике (роман «Мы», «Рассказ о самом главном»), к изучению фантастической прозы (статьи «Герберт Уэллс», «Генеалогическое древо Уэллса»). Отечественная фантастика, по его оценке, всегда развивается в соответствии с законами нового времени, демонстрируя поворот к фабуле, сюжету, интриге. В то же время фантастическая проза органично вписывается в традиции классической русской литературы, вбирая в себя основные ее тенденции: гуманистический пафос, широту общественной проблематики, сатиру и иронию, попытку социального предвидения. Развитие научной фантастики в середине ХХ века происходило во многом в соответствии с художественными прогнозами Замятина. Гуманистическая и социальная проблематика, логически обоснованный прогноз характеризуют творчество И. Ефремова («Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка»), А. и Б. Стругацких (цикл произведений «Полдень ХХII век», «Хищные вещи века», «Град обреченный»). Фантастика служит средством социальной сатиры в произведениях В. Аксенова («Остров Крым»), В. Войновича («Москва 2042»).
- Роман Замятина «Мы» в творчестве писателя - произведение принципиально программное, доминантное. В нем обобщены основополагающие положения замятинской историософии, проблемы личности, индивидуальной памяти, взаимоотношения личности и государства. В основу произведения заложены перспективы развития отечественной антиутопии, двух ее типов, в которых общество будущего представляет собой либо диктатуру власти, либо мир всеобщего благоденствия. Отдельные авторы второй половины ХХ века (И. Ефремов, братья Стругацкие, В. Аксенов, В. Войнович) обращаются непосредственно к жанру романа-антиутопии, творчество ряда других (В. Маканин, В. Пелевин, Л. Петрушевская) явственно демонстрирует эстетику антиутопии.
- В творчестве Замятина сфокусированы гуманистические идеи первых десятилетий ХХ века: статус и роль человека в мире, поиски ядра личности, центра и основы его бытия. Знаковые герои Замятина воплощают типы «слабого» и «сильного» человека, «интеллигента» Куковерова и Благодетеля. В соответствии с замятинскими интегральными для ХХ века образами Благодетеля и массового человека, «нумера» (роман «Мы»), писатели 1950-2010-х годов пытаются постичь природу сверхличности, проблему свободы и ответственности, взаимоотношения человека и системы («Стол, покрытый сукном и с графином посередине» В. Маканина, «Улитка на склоне», «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «Укус ангела», «Бом-бом», «Американская дырка» П. Крусанова).
1. Борода Е.В. Вариативность антиномии «энтропия – энергия» в романе Е.И. Замятина «Мы» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 4 (0,47 п.л.).
2. Борода Е.В. «Врачу, исцелися сам»: о свободе сверхличности в представлении Павла Крусанова // Вестник Поморского университета. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №14 (0,32 п.л.).
3. Борода Е.В. Художественная интерпретация мифологемы «мать – дочь» в повести Е. Замятина «Наводнение» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. №10 (148) (0,34 п.л.).
4. Борода Е.В. Век ХХI: мир новых возможностей или счастливый сон человечества? (по повести братьев Стругацких «Хищные вещи века») // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология. 2009. №2 (26) (0,41 п.л.).
5. Борода Е.В. Мифологическое пространство северных рассказов Замятина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып.12 (0,38 п.л.).
6. Борода Е.В. От Благодетеля к Прогрессору: модификация образа сверхчеловека в отечественной фантастике ХХ века // Филология и человек. Научный журнал. Барнаул. 2008. №4 (0,38 п.л.).
7. Борода Е.В. Государь и его государство: опыт воплощения идеи в художественном мире Павла Крусанова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2009. №1 (0,5 п.л.).
8. Борода Е.В. Испытание властью как фактор становления характера героя в романе братьев Стругацких «Град обреченный» // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 2009. №3 (0,54 п.л.).
9. Борода Е.В. Петербургский фундаментализм. Павел Крусанов // Вопросы литературы. 2009. Июль – август (0,57 п.л.).
10. Борода Е.В. Поэтический мир провинции в представлении Е.И. Замятина («Уездное» и «Алатырь») // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. Вып.62 (2) (0,37 п.л.).
11. Борода Е.В. «Неомифологическое пространство» романа Павла Крусанова «Ночь внутри» // Филология и человек. Научный журнал. Барнаул. 2010. №1 (0,34 п.л.).
Монографии
12. Борода Е.В. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала ХХ века: братья Стругацкие и Евгений Замятин. Монография / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007 (10,9 п.л.).
13. Борода Е.В. Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI веков. Монография / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010 (21,6 п.л.).
Научные статьи
14. Владимирова Е.В. Поэтика конфликта в замкнутом пространстве рассказа Е. Замятина «Детская» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В XIV кн. Кн. VIII / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000 (0,6 п.л.).
15. Владимирова Е.В. Функция мотива замкнутого пространства в «Рассказе о самом главном» Е. Замятина. Дорда и Куковеров // Там же (0,5 п.л.).
16. Борода Е.В. «Рассказ о самом главном» Е. Замятина: пути развития характеров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2002. Вып. 4 (0,1 п.л.).
17. Борода Е.В. Мотив замкнутого пространства в повести Е.И. Замятина «Островитяне» как средство характеристики героев // Проблемы современной литературы. Челябинск, 2002 (0,6 п.л.).
18. Борода Е.В. Мир догм и правил в повести Е.И. Замятина «Островитяне» // VIII Державинские чтения. Филология и журналистика. Февраль 2003. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 (0,1 п.л.).
19. Борода Е.В. Сюжетообразующая функция мотива замкнутого пространства в рассказах Е.И. Замятина «Мамай» и «Пещера» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня… Кн. XI / Отв. ред. проф. А. Гилднер. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 (0,3 п.л.).
20. Борода Е.В. «Замкнутый круг» военного гарнизона повести Е.И. Замятина «На куличках» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня… Кн. XII / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004 (0,4 п.л.).
21. Борода Е.В. Поэтика замкнутого пространства и ее роль в характеристике героев повести Е. Замятина «На куличках» // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрестке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез. Сборник научных статей Всероссийской конференции. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007 (0,9 п.л.).
22. Борода Е.В. «Энтропия человеческой мысли» и духовная эволюция героев повести Е. Замятина «Уездное» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня... Кн. XIV / Под общ. ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007 (0,7 п.л.).
23. Борода Е.В. Борьба природного и рационального начал в повести Е. Замятина «Наводнение» // Там же (0,5 п.л.).
24. Борода Е.В. Проза В. Пелевина как диагностика социальной энтропии // Материалы XV Международной конференции «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2008 (0,18 п.л.).
25. Борода Е.В. Человек перед лицом прогресса в повести А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Материалы II Международной научной конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008 (0,18 п.л.).
26. Борода Е.В. Концептосфера чудесного в осмыслении отечественных фантастов ХХ века // Одиннадцатые Ефремовские чтения. Концепция современного мировоззрения. Материалы XI Международной конференции. СПб.: ЛЕМА, 2008 (0,2 п.л.).
27. Борода Е.В. Сущность и проблема контакта в художественной картине мира братьев Стругацких (на основе повести «Малыш») // Картина мира в художественном произведении. Материалы Международной научной конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008 (0,23 п.л.).
28. Борода Е.В. Повесть В. Пелевина «Омон Ра» в русле отечественной традиции // Четвертые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее». Материалы Международной научной конференции. Челябинск, 2008 (0,28 п.л.).
29. Борода Е.В. «Мифы нового времени» в петербургской трилогии Е. Замятина // XIV Державинские чтения. Институт русской филологии. Материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2009 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008 (0,14 п.л.).
30. Борода Е.В. «Бытие высшее» и «бытие тварное»: символика времени в романе П. Крусанова «Бом-бом» // Литература и культура в контексте христианства. Образы, символы, лики России. Материалы V Международной научной конференции. Ульяновск: УлГТУ, 2008 (0,27 п.л.).
31. Борода Е.В. «Парни из преисподней»: эволюция образа в творчестве братьев Стругацких // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Материалы III Международной научной конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 (0,18 п.л.).
32. Борода Е.В. Эссе В. Пелевина «Зомбификация». Представление писателя о мире, истории, человеке // Литература в контексте современности. Сб. материалов IV Международной научно-методической конференции. Челябинск: Изд-во «Энциклопедия», 2009 (0,18 п.л.).
33. Борода Е.В. «Полдень ХХII век» Стругацких: роман-увертюра в симфонии будущего // Пушкинские чтения – 2009. Материалы ХIV международной научной конференции / Под ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009 (0,43 п.л.).
34. Борода Е.В. Статья Евгения Замятина «Герберт Уэллс»: к истории отечественной фантастики // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности: материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина / Отв. ред. Л.В. Полякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009 (0,34 п.л.).
35. Борода Е.В. Евгений Замятин и литература второй половины ХХ – начала ХХI веков: к вопросу о литературно-художественной преемственности // Там же (0,36 п.л.).
36. Борода Е.В. Метафора движения в повести В.О. Пелевина «Желтая Стрела» // Res philological: ученые записки. Архангельск: Поморский ун-т. 2009. Вып.6 (0,27 п.л.).
37. Борода Е.В. Метафора движения в рассказе Е.И. Замятина «Дракон» как ресурсная составляющая лейтмотива истории в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких // Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике ХХI века. Сб. материалов Международной научной конференции: В 2 т. / Сост. и отв. ред. Е.В. Алтабаева. Мичуринск: МГПИ, 2008. Т. 2 (0,2 п.л.).
38. Борода Е.В. Русский интеллигент в прозе Е.И. Замятина: к типологии характера // ХV Державинские чтения. Институт русской филологии. Материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2010 г. / Отв. ред. Н.Л. Потанина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010 (0,35 п.л.).
39. Борода Е.В. «Люди» и «людены»: проблема человечности, сущность, истоки и закономерности конфликта в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких // Труды молодых ученых. Научный журнал Воронежского государственного университета. 2009. Вып.1-2 (0,48 п.л.).
40. Борода Е.В. Символика романа Павла Крусанова «Бом-бом» // Там же (0,41 п.л.).
41. Борода Е.В. «Последнего числа – нет…»: концепция бесконечности Е. Замятина и ее отражение в литературе второй половины ХХ века // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала ХХI веков. Сб. науч. трудов. Вып. III / Сост., отв. ред. проф. А.И. Ванюков. Саратов: Изд. центр «Наука», 2010 (0,22 п.л.).