- Дано авторское понятие коммерческого оборота, который является разновидностью гражданско-правового оборота и представляет собой совокупность сделок по передаче товаров, работ и услуг в чужую собственность в целях получения прибыли.
- Сформулировано научное определение коммерческого права, которое, по мнению автора, является подотраслью гражданского права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих коммерческие отношения и связанные с ними некоторые некоммерческие отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности.
- Предложен авторский законопроект структуры Торгового кодекса Российской Федерации, с включением следующих основных разделов: I. Общие положения. II. Правовое обеспечение государственного регулирования коммерческого оборота. III. Классификация субъектов коммерческих отношений. IV. Правовые режимы объектов коммерческого оборота. V. Коммерческие (торговые) договоры. VI. Правовое регулирование защиты прав потребителей. VII. Юридическая регламентация электронной торговли. VIII. Внешнеторговые отношения. IX. Юридическая ответственность в торговых отношениях.
- Научно сформулированы и обоснованы принципы коммерческого права, как подотрасли гражданского права: 1) принцип свободной экономической деятельности; 2) принцип единого экономического пространства; 3) принцип юридического равенства форм собственности и равенства их защиты; 4) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости коммерческой деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию; 5) принцип свободы торгового договора; 6) принцип приоритета прав потребителей.
- Обосновано положение о том, что товарораспорядительные документы, исключая коносамент, как объекты коммерческого оборота не могут являться ценными бумагами, поскольку они являются лишь выражением права на ценность.
- В целях обеспечения правового режима средств индивидуализации товаров предложено: - конкретизировать в ходе официального толкования оценочные категории «тождество», «сходство», «смешение», используемые законодателем в главе 76 части IV ГК РФ; - использовать термин «идентичность» для разрешения вопроса о тождестве при реализации права на защиту фирменного наименования товарного знака.
- В целях защиты участников коммерческого оборота предложено внести изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: - исключить из статьи 4 пункта 9 Закона категории «разумность», «добропорядочность», «добрая совесть», характеризующие содержание морали и не использовать их в качестве оценочных в гражданском праве.
- Предложено в целях совершенствования правоприменительной практики внести изменения в Федеральный Закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: - о дополнении наименования этого Закона, назвав его в новой редакции Федеральным законом «О техническом регулировании продукции, работ и услуг»; - о дополнении этого Закона перечнем критериев качества продукции, работ и услуг.
- Обоснован вывод о том, что гражданско-правовая ответственность имеет предупредительно-воспитательное значение для укрепления договорной дисциплины, в связи с чем в целях защиты прав и законных интересов участников коммерческого оборота, сформулированы предложения о целесообразности дополнения ГК РФ статьей 15-1 «Гражданско-правовая ответственность» в следующей редакции: «Граждане (физические лица) и юридические лица, чьими действиями причинен вред (убытки) иным лицам, обязаны восстановить положение, существовавшее до причинения такого вреда (убытков). Законом или договором такая обязанность может быть возложена на граждан (физических лиц) или юридических лиц, непосредственно не причинивших последствия, указанные в пункте первом настоящей статьи».
- В связи с тем, что в коммерческом обороте в правоприменительной практике получило распространение одновременное взыскание с должника как договорной неустойки, так и процентов по статье 395 ГК РФ, в целях защиты прав участников коммерческого оборота предложено внести дополнения в содержание статьи 394 ГК РФ в следующей редакции: «Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства установлена неустойка, то кредитор вправе требовать по своему выбору взыскания с должника либо неустойки (пени, штрафа), либо процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса».
- Обоснован вывод о том, что коммерческие (торговые) договоры (договор коммерческой концессии, договор коммерческой комиссии, договор поручения, договор агентирования и др.) должны быть изъяты из Гражданского кодекса РФ и сконцентрированы в Торговом кодексе Российской Федерации[1].
- Аргументирован вывод о том, что торговля, заключение сделок в электронной сети, в том числе, через сеть Интернет, происходят в бездокументарной форме (при отсутствии соответствующего закона), что нередко ведет к нарушению прав и законных интересов участников коммерческого оборота и порождает существенные правовые проблемы сформулировано предложение о необходимости принятия Закона «Об электронной торговле» для регулирования отношений во внешней и внутренней торговле, с последующим возможным включением этого Закона в модель Торгового кодекса Российской Федерации.
- Выявлено, что глава 54 ГК РФ не содержит термина «франчайзинг», но часто используется в практике коммерческого оборота и определяет предмет договора коммерческой концессии, в связи с чем, предложено в статью 1027 ГК РФ внести следующие изменения: - ввести термин «франчайзинг»; - исключить право на фирменное наименование, подлежащее передаче по договору; - исключить из текста статьи коммерческое обозначение, так как оно не определено терминологически и в соответствии с существующим законодательством не подлежит защите.
- В целях повышения эффективности взаимодействия франчайзера и франчайзи, а также функционирования всей системы коммерческого оборота предложено внести в статью 1027 ГК РФ дополнение в следующей редакции: «По договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (франчайзер) оказывает пользователю (франчайзи) постоянное техническое и консультационное содействие в объеме, предусмотренном договором». «Правообладатель (франчайзер) осуществляет контроль качества товаров, работ, услуг, продаваемых или производимых пользователем (франчайзи) на основании договора коммерческой концессии (франчайзинга), а также контроль методов ведения предпринимательской деятельности».
- Разработана и предложена авторская классификация договоров транспортного экспедирования по следующим критериям: а) в зависимости от вида транспорта; б) по субъектному составу; в) в зависимости от объема услуг экспедитора; г) по срокам действия (долгосрочный договор и разовый договор).
- Обоснован вывод о том, в ГК РФ отсутствуют нормы, позволяющие четко определить, в каких случаях вещь можно признать индивидуально-определенной, и на этой основе сформулировано предложение о дополнении пункта 1 статьи 901 ГК РФ в следующей редакции: «Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение индивидуально-определенных вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным ст. 401 настоящего Кодекса».
- Аргументированы предложения, направленные на устранение недостатков и совершенствование правовой регламентации договора железнодорожной перевозки товаров и иных грузов: а) об усилении ответственности перевозчика путем введения штрафных санкций в виде неустойки за каждую единицу; б) при прямых смешанных перевозках все претензии по поводу ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обязательств должны представляться непосредственно к транспортной организации, выдавшей груз получателю.
1. Коваленко В. Н. Концептуальные пути становления и совершенство-вания коммерческого права: организационно-правовые аспекты. Монография. Волгоград, Волг. науч. изд-во, 2008. (17,7 п. л.).
2. Коваленко В. Н. Теория и практика коммерческого права: Монография / Под общ. ред. проф. А. А. Власова. М.: Изд-во «Социум», 2009. (9,0 п. л.).
Публикации в периодических научных изданиях, входящих в перечень ВАК МО РФ
3. Коваленко В. Н. Торговый кодекс – основа коммерческого права // Закон и право. 2008. № 12. (0,3 п. л.).
4. Коваленко В. Н. Спорные вопросы предмета регулирования коммерческого права // Закон и право. 2009. № 5. (0,3 п. л. ).
5. Коваленко В. Н. Проблемы правового регулирования электронной торговли // Закон и право. 2009. № 7. (0,3 п. л. ).
6. Коваленко В. Н. Некоторые исторические этапы торгового (коммерческого) права // Практическое законоискусство. Ставрополь. 2009. № 1. (0,5 п. л.).
7. Коваленко В. Н. Договор коммерческой концессии: законодательное толкование // Практическое законоискусство. Ставрополь, 2009. № 1. (0,5 п. л.).
8. Коваленко В. Н. Проблемы развития коммерческого права как науки // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 6. (0,5 п. л.).
9. Коваленко В. Н. Актуальные проблемы совершенствования средств индивидуализации товаров // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 7 (34). (0,5 п. л.).
10. Коваленко В. Н. Проблемы развития коммерческого права как учебной дисциплины // Вестник Российского государственного торгово-экономичес-кого университета. 2009. № 9 (36). (0,5 п.л.).
11. Коваленко В. Н. Совершенствование правовой регламентации договора железнодорожной перевозки грузов // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 11 (38). (0,5 п. л.).
Учебники и учебные пособия
12. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник для вузов /Под ред. Ю. Е. Булатецкого и Н. А. Машкина. М.: «Норма», 2007. (1,5 п. л. – авторство разделенное).
13. Коваленко В. Н. Коммерческое право. Волгоград: Волг. науч. изд-во, 2005. (13,84 п. л.).
14. Коваленко В. Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Волгоград: Волг. науч. изд-во, 2006. (8,5 п. л.).
15. Коваленко В. Н. Организационно-правовые и психологические вопросы менеджмента в торговых структурах. Волгоград: «Перемена», 2003. (4,3 п. л.).
16. Коваленко В. Н. Право (новый курс). Волгоград: «Перемена», 2003. (10,8 п. л.).
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях
17. Коваленко В. Н. Свобода договора в условиях рыночных отношений // Сб. научных трудов Омского юрид. института МВД РФ. Омск, 1994. (0,4 п. л.).
18. Коваленко В. Н. Нормативность торговых правоотношений // Науч. труды Хабаровского юрид. института МВД РФ. Хабаровск, 1996. (0,4 п. л.).
19. Коваленко В. Н. Некоторые вопросы взаимосвязи предпринимательского и торгового права // Сборник науч. трудов Нижегородского юрид. института МВД РФ. Нижний Новгород, 2000. (0,4 п. л.).
20. Коваленко В. Н. Некоторые вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности // Сборник науч. трудов ВФ МГУК. Волгоград, 2001. (0,5 п. л.).
21. Коваленко В. Н. Использование передового зарубежного опыта в торговой деятельности // Сборник науч. статей ВФ МГУК. Волгоград, 2001. (0,4 п. л.).
22. Коваленко В. Н. Организационно-правовые формы субъектов международного торгового оборота // Сборник науч. статей ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2002. (0,5 п. л.).
23. Коваленко В. Н. Понятие и сущность коммерческого (торгового) права // Сборник науч. статей ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2002. (0,5 п. л.).
24. Коваленко В. Н. Понятие международного частного права и его роль в регулировании внешнеторговой деятельности // Сборник науч. трудов «Проблемы и перспективы развития предпринимательства», ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2005. (0,5 п. л.).
25. Коваленко В. Н. О некоторых проблемах гражданско-правовой ответ-ственности в предпринимательской сфере // Сборник науч. трудов «Российское предпринимательство: опыт и проблемы развития потребительского рынка в России», ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2006. (0,5 п. л.).
26. Коваленко В. Н. Проблемы совершенствования коммерческого права // Сборник науч. трудов «Российское предпринимательство: опыт и проблемы развития потребительского рынка в России», ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2006. (0,5 п. л.).
27. Коваленко В. Н. Современное состояние и проблемы развития коммерческого права как науки // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Российское предпринимательство: совре-менное состояние и перспективы развития», ВФ РГТЭУ. Волгоград, 2007. (0,5 п. л.).
28. Коваленко В. Н. Торговое право – путеводитель кооператора // Деловой вестник «российской кооперации». М., 2007. № 5 (77). (0,3 п. л.).
29. Коваленко В. Н. Кого считать коммерсантом // Деловой вестник «российской кооперации». М., 2009. № 3. (0,3 п. л.).
30. Коваленко В. Н. О методе правового регулирования коммерческого права // Новая правовая мысль. Волгоград: НИИ современного права ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. № 2 (33). (0,3 п. л.).
31. Коваленко В. Н. О принципах коммерческого права // Новая правовая мысль. Волгоград: НИИ современного права ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. № 3 (34). (0,4 п. л.).
32. Коваленко В. Н. Правильное оформление договора поставки товаров – гарантия его выполнения // Деловой вестник «российской кооперации», М., 2009. № 11. (0,4 п. л.).
33. Коваленко В. Н. Место коммерческого права в российской правовой системе // Новая правовая мысль. Волгоград: НИИ современного права ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. № 4 (35). (0,3 п. л.).
34. Коваленко В. Н. Проблемы заключения и исполнения договора транс-портной экспедиции // Новая правовая мысль. Волгоград: НИИ современного права ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. № 5 (36). (0,5 п. л.).
35. Коваленко В. Н. Проблемы совершенствования договора хранения на товарном складе и его правоприменение в коммерческом обороте // Новая правовая мысль. Волгоград: НИИ современного права ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. № 6 (37). (0,5 п. л.).
36. Коваленко В. Н. Договор коммерческой комиссии: проблемы правоприменения // Деловой вестник «российской кооперации», М., 2009. № 12. (0,3 п. л.).
37. Коваленко В. Н. Правоприменение агентского договора в коммерческом обороте // Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Волгоград, 2009. (0,3 п.л.).
38. Коваленко В.Н. Основные экономические, социально-политические и правовые факторы как детерминанты современного коммерческого (торгового) права. Научные труды РГТЭУ. М., 2009. (1 п.л.).