Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция профессионально ориентированной подготовки лингвистов, являющаяся средством развития и модернизации традиционной подготовки будущих специалистов в вузе на основе интеграции разных типов знаний о языке, речи и речевой деятельности, актуализирующая понятие концепта как основной единицы описания языка.

2. Авторская научная концепция профессионально ориентированной подготовки специалистов-лингвистов, получившая обоснование в исследовании на следующих трех уровнях:

  • на методологическом уровне определены исходные положения современной концептологии, обеспечивающие профессиональную подготовку будущего специалиста-лингвиста;
  • на теоретическом уровне представлены концептуальные основы описания языка, речи, речевой деятельности, направленные на профессионально ориентированную подготовку специалиста;
  • на практическом уровне разработаны способы реализации созданной концепции.

3.  Модель профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов в русле концептуального подхода, системообразующим компонентом которого выступает концептуальное описание языковых единиц; основными принципами обучения являются следующие: системно-интеграционный, ситуационно-субъектный («человек в языке»), когнитивно-оценочный, контекстный, культурологический; результатом является становление профессиональной языковой личности.

4. Совокупность педагогических технологий (репродуктивно-иллюстративной, задачной, тренинговой), характеризующихся диалоговой направленностью, обеспечивает формирование профессиональной языковой личности будущего лингвиста.

5. Совокупность организационно-педагогических условий профессионально ориентированной языковой подготовки будущего лингвиста в русле концептуального подхода, включающих:

  • информационное обеспечение предмета будущей профессиональной деятельности лингвиста, то есть разработку концептуального содержания дисциплины;
  • этапы освоения предмета будущей деятельности специалиста-лингвиста (адаптивный, репродуктивно-творческий, творческий) то есть, трехэтапную организацию овладения концептуальным содержанием дисциплины;
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (поддержание положительной мотивации, установление диалогического взаимодействия, стимулирование самостоятельности и творческой активности студентов).

6.    Профессиональное лингвистическое образование в целом рассматривается как средство разрешения основного противоречия между изменившимся статусом современного специалиста и традиционной предметно-центрированной парадигмой образования. Принятое в исследовании концептуальное описание образовательного процесса обеспечивает снятие культурной неопределенности, выступает механизмом управления познавательной деятельностью, формирования профессионально-личностных регуляторов понимания, профессиональных функций будущего специалиста.

7. «Смысл» профессионального педагогического образования в логике концептуально-ориентированного подхода состоит в конкретизации социальной миссии специалиста по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», интегральной модели образования, актуализации его содержания, активности личности как уникальной индивидуальности, в педагогическом управлении освоением, усвоением и присвоением продукта профессиональной деятельности, осуществляемой кумулятивным способом восхождения студентов от конкретного к абстрактному, а также посредством организации многоуровневого культурно обусловленного диалога.

Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ для публикации результатов диссертационных исследований

1.Макшанцева, Н.В. Концепт «любовь» в русском языке [Текст] / Н.В. Макшанцева // Вестник Университета Российской академии образования. № 1. – М., 2008. С.112-117.

2.Макшанцева, Н.В. Лингвокогнитивное описание концепта «Политика» [Текст] / Н.В. Макшанцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Вып. 2 (5). – Н.Новгород, 2006. С.184-191.

3.Макшанцева, Н.В. Лингвокогнитивный подход к описанию концепта в учебных целях (на примере концепта «совесть» [Текст] / Н.В. Макшанцева // Наука и школа. № 6. – М., 2007. С.33-35.

4.Макшанцева, Н.В. Моделирование концептной системы слова в обучении русскому языку [Текст] / Н.В. Макшанцева // Интеграция образования. № 2. – Саранск, 2006. С.172-177.

5.Макшанцева, Н.В. Педагогические условия освоения студентами-лингвистами концепта «милосердие» [Текст] / Н.В. Макшанцева // Наука и школа. № 1. – М., 2010. С.86-90.

6.Макшанцева, Н.В. Семантические модели производных значений слова красота как способ концептуализации предметов и явлений внешнего мира [Текст] / Н.В. Макшанцева // Наука и школа. № 4. – М., 2008. С.37-39.

7.Макшанцева, Н.В. Системные характеристики концепта (на примере лексемы «Рябина») [Текст] / Н.В. Макшанцева // Наука и школа. № 1. – М., 2009. С.43-46.

8.Макшанцева, Н.В. Формирование языковой личности будущего специалиста-лингвиста в высшей школе на основе концептуального подхода [Текст] / Н.В. Макшанцева // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. № 1. – Н.Новгород, 2010. С.43-46.

9.Макшанцева, Н.В. Диалоговые технологии как средство формирования профессиональной языковой личности [Текст] / Н.В. Макшанцева // Вестник Университета Российской академии образования. № 5. – М., 2010. С.31-35.

10.Макшанцева, Н.В. Моделирование процесса организации профессионально ориентированной подготовки будущих специалистов на основе концептуального подхода к описанию языка [Текст] / Н.В. Макшанцева // Преподаватель XXI века. № 1. – М., 2011. С.141-145.

11.Макшанцева, Н.В. Технологический аспект реализации концептуального подхода в профессиональной подготовке будущих лингвистов [Текст] / Н.В. Макшанцева // Преподаватель XXI века. № 1. – М., 2011. С.146-151.

Монография

12.Макшанцева, Н.В. Теория и практика концептуального описания языковых единиц в вузовском образовании [Текст]: Монография / Н.В. Макшанцева – Н.Новгород, 2008. (12,8 п.л.)

Учебные пособия

13.Макшанцева, Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе изучения языка: Учебное пособие. Гриф УМО. Разделы: Межкультурная коммуникация в изучении языка; Русское; Соборность; Воля; Удаль; Беспредельность; Тоска; Вера [Текст] / Н.В. Макшанцева и др.– Н.Новгород, 2001. (3 п.л.)

14.Макшанцева, Н.В. Родной язык и речь. Ч. 1. Стилистика русского языка (теоретические основы курса). Ч. 2. Практикум по стилистике русского языка и культуре речи. Ч. 3. Риторика. [Текст] / Н.В. Макшанцева и др. / Ответственный редактор – Н.Новгород, 2007. (36 п.л.)

15.Макшанцева, Н.В. Добро пожаловать в Нижний Новгород: Пособие для иностранных студентов. [Текст] / Н.В. Макшанцева и др. / Ответственный редактор – Н.Новгород, 2007. (25 п.л.)

16.Макшанцева, Н.В. Русский мир. Культура и язык: Учебное пособие для работы с иностранными студентами [Текст] / Н.В. Макшанцева и др. // Член авторского коллектива. Ответственный редактор – Н.Новгород, 2008. (8,2 п.л.)

17.Макшанцева, Н.В. Русский язык в многополярном мире. Запад – Восток: Учебное пособие для работы с иностранными студентами [Текст] / Н.В. Макшанцева и др. / Ответственный редактор – 2009. (10,1 п.л.)

Статьи и тезисы в журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций и симпозиумов

18.Макшанцева, Н.В. Deutsche in der Geschichte der Region Nishnij Novgorod [Текст] / Н.В. Макшанцева // Kommunication unter FREUNDEN. Russische und Deutsche Sprache und Literatur im Vergleich. 2001. (0,7 п.л.)

19.Макшанцева, Н.В. Frame of national concept as the basic for linguistic and intercultural communication [Текст] / Н.В. Макшанцева // Developing Cultural с. 71 / Awareness and Building Communication Proceedings/ 7 Th Annual NNELTA Conference. – N.Novgorod 2001. (0,5 п.л.)

20.Макшанцева, Н.В. Базовые концепты русского мира [Текст] / Н.В. Макшанцева // В сб.: Язык в системе мультикультурного общества. – Н.Новгород, 2003. (0,3 п.л.)

21.Макшанцева, Н.В. Влияние культурных факторов на процесс межэтнической коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Межэтническая коммуникация в современном социокультурном пространстве. – Н.Новгород, 2001. (0,3 п.л.)

22.Макшанцева, Н.В. Женские образы и языковые средства выражения внешности в русском фольклоре [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык. Культурные концепты. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. / Ответственный редактор – Н.Новгород, 2007. С.62-71.

23.Макшанцева, Н.В. К вопросу о роли национальной культурной семантики языковых единиц в изучении художественного текста [Текст] / Н.В. Макшанцева // Тезисы докладов научной конференции «Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе». – Н.Новгород, 1993. (0,1 п.л.)

24.Макшанцева, Н.В. Ключевые концепты русской культуры [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык и культура. Мост – Набережные Челны и Нижний Новгород, 2001. (0,5 п.л.)

25.Макшанцева, Н.В. Концепт «Fate» «Fortune» в английской лингвокультуре [Текст] / Н.В. Макшанцева // Мост. Bridge. Language&Culture Набережные Челны – Н.Новгород, 2004. (0,5 п.л.)

26.Макшанцева, Н.В. Концепт «личность» в культуре и языке [Текст] / Н.В. Макшанцева // Психолингвистические основы словоупотребления на уроках иностранного языка. – Н.Новгород, 2004. (0,5 п.л.)

27.Макшанцева, Н.В. Концепт «Любовь» в русской литературе. Художественная реальность и литературный концепт [Текст] / Н.В. Макшанцева – Н.Новгород, 2007. (0,5 п.л.)

28.Макшанцева, Н.В. Концепт «Рябина» в русском языковом сознании [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык. Культурные концепты. Текст: Межвузовский сборник научных трудов / Ответственный редактор - Н.Новгород, 2005. С. 78-86.

29.Макшанцева, Н.В. Концепт «соборность» в русской культуре [Текст] / Н.В. Макшанцева // Филологический сборник «Христианство и русская культура» – Киев, 2001. (0,5 п.л.)

30.Макшанцева, Н.В. Концепт «совесть» в русском и английском языках [Текст] / Н.В. Макшанцева // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: Материалы международной научной конференции. Ч. II. – Н.Новгород, 2003. С.18-19.

31.Макшанцева, Н.В. Концепт «судьба» в контексте русской культуры [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык. Культурные концепты. Текст: Межвузовский сборник научных трудов / Ответственный редактор – Н.Новгород, 2003. (0,5 п.л.)

32.Макшанцева, Н.В. Концепт «тоска» в контексте русской и английской культур [Текст] / Н.В. Макшанцева // В сб.: Проблемы языка перевода в межкультурной коммуникации – Н.Новгород: Изд-во «Вектор», 2002. (0,5 п.л.)

33.Макшанцева, Н.В. Концепт «тоска» в русской культуре [Текст] / Н.В. Макшанцева // Формирование активной языковой личности в современных условиях. – С-П., 2002. (0,4 п.л.)

34.Макшанцева, Н.В. Концепт истины повести А. Платонова «Котлован» [Текст] / Н.В. Макшанцева // Научная конференция. – Каменец-Подольский. Выпуск 3. Филологические науки, 2000. (0,3 п.л.)

35.Макшанцева, Н.В. Концепт как основа формирования вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции РОПРЯЛ – Н. Новгород: ННГУ, 2002. (0,1 п.л.)

36.Макшанцева, Н.В. Концепт как основа формирования языковой личности в межкультурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Фундаментальное университетское образование. II Международный симпозиум ЮНЕСКО. – Н.Новгород, НГУ им. Н.И. Лобачевского. 2000. (0,2 п.л.)

37.Макшанцева, Н.В. Концептуальное описание языковых единиц в учебных целях [Текст] / Н.В. Макшанцева // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: Сборник материалов международной научной конференции 10-11 декабря 2009 г. Ч. II. – Н.Новгород, 2010. С.27-33.

38.Макшанцева, Н.В. Концептуальное описание языковых единиц как способ организации учебного материала в процессе овладения русским языком иностранными студентами [Текст] / Н.В. Макшанцева // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. Вып. 7 Лингвистика и межкультурная коммуникация – Н.Новгород, 2009. С.116-125. (0,5 п.л.)

39.Макшанцева, Н.В. Концепты русского мира [Текст] / Н.В. Макшанцева // Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международного семинара. Ч.I. – Н.Новгород, 2000. (0,3 п.л.)

40.Макшанцева, Н.В. Личностная профессиональная значимость как системная характеристика будущего специалиста-лингвиста [Текст] / Н.В. Макшанцева // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 26 – Н.Новгород, 2009. (0,5 п.л.)

41.Макшанцева, Н.В. Межкультурная коммуникация: подходы к обучению (лингводидактический аспект) [Текст] / Н.В. Макшанцева // Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений: Материалы IV международной научно-практической конференции по региональной культуре. – Н.Новгород, 2002. (0,3 п.л.)

42.Макшанцева, Н.В. Национальная концептосфера как основа языковой и культурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. III, Ч. II, – Н.Новгород, 2001. (0,5 п.л.)

43.Макшанцева, Н.В. Нижний Новгород как концепт русской культуры [Текст] / Н.В. Макшанцева // Продвижение имиджа нижегородского региона: опыт и перспективы: Материалы V Международной конференции по региональной культуре. – Н.Новгород, 2003. (0,2 п.л.)

44.Макшанцева, Н.В. Обучение русскому языку как средству формирования поликультурной языковой личности в условиях глобализации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей – Буэнос-Айрес, 2010. (0,4 п.л.)

45.Макшанцева, Н.В. Приемы работы над фразеологизмами в иноязычной аудитории [Текст] / Н.В. Макшанцева // Тезисы доклада на международной конференции «Освоение семантического пространства русского языка иностранцами» – Н.Новгород, 1997. (0,1 п.л.)

46.Макшанцева, Н.В. Пушкинские принципы заимствования «иноплеменных слов» (к проблеме «своего» и «чужого» в культуре и языке) [Текст] / Н.В. Макшанцева // Французский язык и культура Франции в России XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. – Н.Новгород, 27-28 апреля 2004. (0,2 п.л.)

47.Макшанцева, Н.В. Региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному на краткосрочных курсах [Текст] / Н.В. Макшанцева // Тезисы доклада на международной конференции «Освоение семантического пространства русского языка иностранцами» – Н.Новгород, 1997. (0,2 п.л.)

48.Макшанцева, Н.В. Роль лексики с национально-культурным семантическим компонентом при изучении художественного текста в иноязычной аудитории [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык и социум. III Международная научная конференция – Минск. 2001. (0,3 п.л.)

49.Макшанцева, Н.В. Роль национально-культурных концептов в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / Н.В. Макшанцева // Гуманизм и духовность в образовании: Материалы второй Международной конференции «Гуманизм» и духовность в образовании» – Н.Новгород, 2001. (0,2 п.л.)

50.Макшанцева, Н.В. Роль художественного текста в формировании коммуникативной компетенции студентов-иностранцев [Текст] / Н.В. Макшанцева // Тезисы докладов IV международной симпозиума по лингвострановедению. – М., 1994. (0,1 п.л.)

51.Макшанцева, Н.В. Русский язык в аспекте межкультурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции РОПРЯЛ – Н. Новгород: ННГУ, 2002. (0,1 п.л.)

52.Макшанцева, Н.В. Стереотипы женственности и языковые средства их выражения в русском фольклоре [Текст] / Н.В. Макшанцева // Женщина и/как другой «Миф», фигуры женственности в русской литературе и культуре XX-XXI вв. (в европейском контексте). – Люблин, 2008. (0,5 п.л.)

53.Макшанцева, Н.В. Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений). – Н.Новгород, 2004. (0,5 п.л.)

54.Макшанцева, Н.В. Фразеологизмы с концептом «Воля» как отражение истории и культуры русского народа [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык. Речь. Деятельность: Межвузовский сборник. Вып. III. Ч.2. – Н.Новгород, 2000. (0,5 п.л.)

55.Макшанцева, Н.В. Функции разговорной фразеологии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [Текст] / Н.В. Макшанцева // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Межвузовский сборник научных трудов, выпуск 25. – Н.Новгород, 2007. (0,3 п.л.)

56.Макшанцева, Н.В. Художественный текст на уроке русского языка (к проблеме обучения чтению иностранных студентов) [Текст] / Н.В. Макшанцева // Тестирование и оценка: Материалы третьей международной конференции – Н.Новгород, 2003. (0,2 п.л.)

57.Макшанцева, Н.В. Язык. Культурные концепты [Текст] / Н.В. Макшанцева // Сборник научных трудов / Ответственный редактор – Н.Новгород, 2005, 2007, 2009.

58.Макшанцева, Н.В. Языковые концепты в межкультурной коммуникации [Текст] / Н.В. Макшанцева // Филология и культура: Материалы III международной конференции. Ч. II. – Тамбов, 2001. (0,1 п.л.)

59.Макшанцева, Н.В. Внутренняя форма слова-репрезентанта концепта как транслятор культурного смысла [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык и языковая политика: Проблемы языковой интеграции в мировом образовательном пространстве. Международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей – Буэнос-Айрес, 2010. (0,4 п.л.)

60.Макшанцева, Н.В. Обучение студентов-лингвистов русскому языку на основе концептуального подхода [Текст] / Н.В. Макшанцева // Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур. Вып. V. Международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей – Белгород, 2010. (0,3 п.л.)