2. Педагогическая система как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов охватывает: учебную, методическую, научную и воспитательную работу; обеспечивает взаимодействие субъекта и объекта, определяет целеполагание, закономерности и принципы, содержание, методы, формы, средства их реализации, управление, виды контроля и оценки результатов и включает обучение основам военной службы, вооружение призывников знаниями, практическими навыками и умениями, формирование морально-психологических и физических качеств, позитивного отношения к военной службе, патриотизма, ответственности за защиту Отечества.
Характерными чертами системы являются: военно-патриотическая направленность подготовки, комплексность решения задач, проблемно-деятельностная технология, корректирование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и общественных организациях по линии обратной связи «школа, вуз - армия, силовые структуры».
Закономерностями педагогической системы подготовки молодежи к военной службе являются: зависимость от социально-экономических и научно-технических условий общества, его Вооруженных Сил; качества допризывной подготовки от соответствия предпринимаемых педагогических мер познавательным интересам, возможностям и характеру деятельности учащихся, степени моделирования в процессе занятий реальных ситуаций военной службы; умелого сочетания начальной военной подготовки, военно-патриотического воспитания, психологической и физической закалки будущих военнослужащих.
Логической формой исследуемой системы выступает модель образовательного процесса ориентированного на подготовку молодежи к военной службе.
Содержание педагогической системы подготовки молодежи к военной службе включает: ее цели, изучение общеобразовательных предметов (обществознания, филологии, физической культуры и др.); военно-патриотическое воспитание молодежи; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы; повышение педагогической культуры и мастерства организаторов процесса подготовки молодежи к военной службе; научно-исследовательские процессы в допризывной подготовке; современную педагогическую технологию; комплексное учебно-методическое обеспечение учебных занятий; анализ и оценку результатов подготовки; педагогические условия социализации, демократизации и гуманизации подготовки молодежи к военной службе; учебно-материальную базу процесса подготовки юношей к военной службе.
3. Разработанная концепция модернизации педагогической системы подготовки молодежи к военной службе представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок, приоритетных направлений подготовки молодежи, приведения содержания, организации и методики функционирования системы в соответствие с современными требованиями. Реализация данной концепции предполагает взаимодействие и распределение функций (полномочий) руководящего и преподавательского состава, учащихся по руководству, проведению, всестороннему обеспечению и повышению эффективности процесса подготовки молодежи к военной службе, а также его координацию в целях обеспечения качества.
Опытно-экспериментальным путем проверена программа реализации данной концепции, состоящая из программно-целевого, научно-методического, организационно-практического блоков и осуществляемая комплексом мер военно-патриотической и военно-профессиональной направленности, в ходе обязательной и добровольной подготовки молодежи к военной службе. Основные ее положения отражались в программах общеобразовательных организаций и общественных объединений, в которых раскрывалось содержание каждого мероприятия, сроки проведения и ответственные за исполнение.
4. Научно-педагогическая категория «уровень подготовки к военной службе» представляет интегральное качество личности молодого человека, цель и конечный результат подготовки обучающихся по основам военной службы. Ее основные признаки: ответственное отношение к военному делу; морально-психологические, физические черты личности, присущие военнослужащим. Выявлено 3 уровня подготовки молодежи к армейской службе: высокий, средний, низкий. Критериями оценки эффективности подготовки учащихся к военной службе стали: ориентировочно-целевой, интерактивный, содержательный, управленческий, продуктивный.
5. Основными приоритетными направлениями работы по повышению продуктивности педагогической системы подготовки российской молодежи к военной службе являются: усиление социально-педагогической деятельности государственных и общественных организаций по подготовке допризывной молодежи к военной службе; оптимизация содержания работы общеобразовательной школы по военно-патриотическому воспитанию в процессе подготовки учащихся к военной службе; активизация военной подготовки студентов высших образовательных учреждений; совершенствование деятельности военкоматов по организации допризывной подготовки молодежи к военной службе.
6. Комплекс практических рекомендаций в адрес органов, учреждений, организаций, а также руководящего и преподавательского состава представляет собой разработанные на основе теоретических выводов систему мер по модернизации на федеральном, региональном и муниципальном уровне, направленных на повышение эффективности подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации.
1. Поляков, С.П. Зарубежный опыт подготовки кандидатов для службы в армии и на флоте: монография/С.П. Поляков, В.Н. Богданов, М.Г. Лёшин. – М.: ИВИ МО РФ, 2009. – 316 с. (29,06 п.л., из них авторских 34%).
2. Поляков, С.П. Концептуальны положения педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в России: монография/ С.П. Поляков. – М.: ИВИ МО РФ, 2008. – 237 с. (11,34 п.л.).
3. Поляков, С.П. Немеркнущая слава: от воинов-интернационалистов до миротворцев: монография (авторство не разделено)/С.П. Поляков, В.А. Азаров, В.А. Гаврилов, М.М. Слинкин, А.Н. Спирин, В.М. Шевченко, В.А. Яременко. – М.: Изд. дом «Звонница – МГ», 2004. – 424 с. (30,5 п.л.).
4. Поляков, С.П. Россия (СССР) в войнах второй половины XX века: монография (авторство не разделено)/С.П. Поляков, В.А. Гаврилов, И.А. Амосов, Н.С. Дуров, И.А. Ждаркин, С.А. Ильенков, В.Г. Исакова, А.Я Коломийцев, М.М. Матвеева, И. В. Шальнев. – М.: Триада – фарм, 2002. – 494 с. (31,0 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ
5. Поляков, С.П. Становление социально-педагогической системы подготовки допризывной молодежи к службе в Советских Вооруженных Силах/ С.П. Поляков // Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2007. – № 8. – С. 174–178. (0,8 п.л.).
6. Поляков, С.П. Построение концепции педагогической системы подготовки российской молодежи к военной службе/ С.П. Поляков // Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2007. – № 11. – С. 71 – 77. (0,8 п.л.).
7. Поляков, С.П. Характеристика сущности и структуры процесса подготовки молодежи к военной службе/ С.П. Поляков // Социальная политика и социология. – М., 2008. – № 2 (38). – С. 260–273. (0,9 п.л.).
8. Поляков, С.П. О подготовки российской молодежи к военной службе в конце XIX-начало XX века/ С.П. Поляков // Военно-исторический журнал. – М., 2008. – № 8. –С.50– 54. (0,9 п.л.).
9. Поляков, С.П. Усиление социально-педагогической деятельности государственных и общественных организаций по подготовке допризывной молодежи к военной службе/ С.П. Поляков // Российский научный журнал. – М., 2009. – № 2 (9). – С. 118 – 123. (0,8 п.л.).
10. Поляков, С.П. Характеристика современного состояния подготовки российской молодежи к военной службе/ С.П. Поляков // Вестник Военного университета. – М., 2009. – № 1. – С. 76-81. (0,8 п.л.).
11. Поляков, С.П. Оптимизация содержания работы общеобразовательной школы по подготовке учащихся к военной службе в Российской Федерации/ С.П. Поляков // Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2009. – № 18. – С. 94–97. (0,8 п.л.).
12. Поляков, С.П. По специальной теме/ С.П. Поляков// Труды Академии. – М., 2008. – № 52 – С. 301- 311. (0,9 п.л.).
13. Поляков, С.П. По специальной теме/ С.П. Поляков // Труды Академии.– М., 2009. – № 53. – С. 255-264. (0,8 п.л.).
14. Поляков, С.П. По специальной теме/ С.П. Поляков // Труды Академии.– М., 2009. – № 54. – С. 166- 174. (0,8 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
15. Поляков, С.П. Специфика самовоспитания и перевоспитания в военно-учебном заведении: учебник/ С.П. Поляков, Н.И. Гамыла //Педагогика высшей военной школы – М.: ВУ, 2001. – С. 73 –84. (0,9 п.л., из них авторских 75%).
16. Поляков, С.П., Специфика организации воспитания офицерского состава, прапорщиков (мичманов) части: учебное пособие/ С. П. Поляков, Ю.А. Ленев // Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – М.: ВУ, 2003. С. 136–154. (1,0 п.л., из них авторских 75 %).
Сборники статей, статьи в научных журналах
17 Поляков, С.П. Дисциплинированность воина – залог высокой боевой готовности и успешной службы/ С.П. Поляков.//Ориентир. № 12. – М., 1998. - С. 54–56. (0,6 п.л.).
18. Поляков, С.П. История военной психологии/ С.П. Поляков // Вестник военного и морского духовенства. № 1. – М., 2004. – С. 77–82. (0,5 п.л.).
19. Поляков, С.П. Место подвига – Афганистан/ С.П. Поляков, В. А. Стрельников // Ориентир. № 1. – М., 2004. – С. 50–54. (0,6 п.л., из них авторских 75%).
20. Поляков, С.П. Зарубежный опыт подготовки молодежи к военной службе (на примере США, Великобритании, Германии, Франции) / С.П. Поляков //Вестник военной истории. 2007. № 1. – М.: ИВИ МО РФ, 2007. – С. 141–154. (1,0 п.л).
21. Поляков, С.П. Социальные аспекты подготовки российской молодежи к военной службе в Российской Федерации (к формированию концепции педагогической системы) / С.П. Поляков // Социология образования, № 11. – М., 2007. – С. 58-69. (0,9 п.л).
Материалы конференций
22. Поляков, С.П. По специальной теме./ С. П. Поляков//Материалы научно-практической конференции - Голицыно: Пограничный институт ФСБ России, 2009. – С. 79-81 (0,5 п.л.).
23. Поляков, С.П. Современное состояние системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации/ С. П. Поляков // Материалы секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодежи»: сб. докладов, выступлений, науч.-метод., информ.- справ. и организ.- практ. материалов.– М., 2009. – С. 114 – 123. (0,9 п.л.).