- Базовые причины манипуляции средствами массовой информации связаны с все возрастающей их ролью в решении многих общественно-политических и социально-экономических проблем посредством организации потоков информации, производства и распространения смыслов, одновременного воздействия на значительную часть населения страны, включая экранирование от сведений, представляющих вызовы для политического и экономического статус-кво. Существуют субъективные и объективные обстоятельства, позволяющие социальным субъектам существенным образом влиять на содержание СМИ. Субъективные связаны преимущественно со специфическими представлениями о роли СМИ и журналистики у тех, кто осуществляет контроль над информационными потоками. Объективные - с тем, что всякое государство не может позволить абсолютную транспарентность в области информационного обмена, а «общество не может вынести полную свободу информации»
- Власть и бизнес рассматривают СМИ в качестве инструмента реализации собственных задач и источника доходов, контролируя и направляя потоки информации с помощью различных практик.
- Использование СМИ в качестве одного из инструментов политических технологий имеет следствием ограничение или отсутствие доступа граждан к необходимому и достаточному объему и качеству информации, позволяющей удовлетворить общественный интерес.
- Существующее многоообразие внутрикорпоративных деонтологических представлений работников СМИ о предназначении журналистики, ее функциях и целях позволяет им конвертироваться одновременно в субъекта и объекта манипуляций.
- Опасности, связанные с развивающимися технологиями манипулятивного влияния на СМИ, минимизируются посредством совершенствования законодательства в сфере СМИ, выработки конвенциональных форм общественного контроля за их деятельностью, повышения эффективности различных форм внутрикорпоративного саморегулирования.
- Результативность противодействия манипулятивным технологиям влияния на содержание СМИ достигается благодаря отработке свода профессиональных стандартов, позволяющих отличать журналистику от других смежных профессий; освоению правил «техники безопасности» в процессе сбора, обработки и распространения информации журналистом; методике самоаудита и самозащиты.
2. Лозовский Б. Н. Экономика манипулирования // Вестник Московского университета. Сер. 10 Журналистика. 2005. №2 С. 76–93.
3. Лозовский Б. Н. Журналистика как специфическая репрезентация действительности // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 40. С. 27–38.
4. Лозовский Б.Н. От стандартов образовательных – к стандартам профессиональным // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2007. № 52. С. 45–51.
5. Лозовский Б. Н. Аудитория и СМИ: взаимодействие и манипулирование // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 56. С. 277–291.
6. Лозовский Б.Н. Манипулируемые манипуляторы: круговорот информации в природе // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.2009. № 3. С. 57–63.
7. Лозовский Б.Н. Манипулируемые манипуляторы: творим реальность сами // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 4. С. 41–48.
Монографии, отдельные издания
8. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2008. – 210 с.
9. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2007. – 306 с.
10. Лозовский Б. Н. Журналистика: профессиональные стандарты., Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2007. – 93 с.
11. Лозовский Б. Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург : 2001. – 174 с.
12. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург : 2004. – 116 с.*
13. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Издательство «Вектор Бук», Тюмень:2004. – 116 с.
14. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург : 2000. – 84 с.
15. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Изд. 2-е, испр. и доп. Изд-во «Вектор Бук», Тюмень: 2004. – 72 с.
16. Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. Изд-во Урал. ун-та, Свердловск : 1991. – 115 с.
17. Лозовский Б. Н. Журналистское воздействие на молодежь. Изд-во Урал. ун-та, Свердловск : 1986. – 96 с.
18. Лозовский Б. Н. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия . Изд-во Высшая школа, М.: 1993. – 303 с.
19. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Издание Областного суда, Екатеринбург: 2007. – 24 с.
Статьи в других изданиях
20. Лозовский Б. Н. Коммуникативные качества журналиста // Проблемы современной советской печати. Свердловск, 1979. С. 80–91.
21. Лозовский Б. Н. Способы влияния журналиста на молодежь // Журналистика развитого социализма. Свердловск, 1980. С. 34–47.
22. Лозовский Б. Н. Секреты переубеждения // Молодой коммунист. 1981. № 7. С. 56–60.
23. Лозовский Б. Н. Доверие без всяких «но» // Комсомольская жизнь. 1983. № 17. С. 10–12.
24. Лозовский Б. Н. Просто ли быть собеседником // Журналист. 1985. № 8. С. 20–21.
25. Лозовский Б. Н. Восхождение к «Да!» // Журналист. 1986. № 10. С. 20–21.
26. Лозовский Б. Н. Об искусстве аргументировать // Молодой коммунист. 1986. № 10. С. 19–25.
27. Лозовский Б. Н. Не орудие, а трибуна // Журналист. 1989. № 9. С. 24–25.
28. Лозовский Б.Н. Когда пресса теряет невинность // Журналист. 1990. № 11. С. 34–35.
29. Лозовский Б. Н. Не надо нас воспитывать (в соавторстве с В.Ф.Олешко) // Журналист, 1991. № 4. С. 19–20.
30. Лозовский Б. Н. Четвертая власть: постперестроечный пейзаж // Земля Сибирь. 1992. № 1. С. 22–26.
31. Лозовский Б. Н. Чтоб ты не жил на одну зарплату // Журналист. 1993. № 3. С. 22–21.
32. Лозовский Б. Н. Власть ли пресса или средство осуществления власти // Четвертая власть. 1996. № 4. С. 31-34.
33. Лозовский Б. Н. Пятьдесят лет в партийном строю и еще десять лет, которые потрясли СМИ // Российская журналистика от «Колокола» до «Спид-инфо». Екатеринбург, 1996. С. 3–11.
34. Лозовский Б. Н. Конец «мутного» рынка? Кризис самодостаточности прессы как следствие обвала рубля // Факс. 1998. № 1-2. С. 3-4.
35. Лозовский Б. Н. Типы журналистов // Власть, зеркало или служанка? Т. 1. М. : 1988. С. 219–222.
36. Лозовский Б. Н. Нужна ли журналисту профессиональная этика // Факс. 1999. № 1-2. С. 3–4.
37. Лозовский Б. Н. Портрет профессии в этическом интерьере // Журналистика в 1998 году. Тезисы научно-практической конференции. Ч. Ш. М.: 1999. С. 41–45.
38. Лозовский Б. Н. Вред и польза журналистских разборок // Факс. 1999. № 3–4. С. 8–10.
39. Лозовский Б. Н. Умирает ли журналистика в период выборов // Журналистика в 1999 году. Тезисы научно-практической конференции. М.: 2000. С. 11–13.
40. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. СПб : 2000. С. 79–95.
41. Лозовский Б.Н. Этическое решение - и искусство, и технология // Журналистское образование в ХХ1 веке. Екатеринбург: 2000. С. 72–76.
42. Лозовский Б. Н. Техника безопасности журналиста // Профессия: журналист. 2000 № 7. С. 11–13.
43. Лозовский Б. Н. Инструкция для ньюсмейкеров // Профессия: журналист. 2000. № 12. С. 13–16.
44. Лозовский Б. Н. При своих ли интересах читатель // Российская журналистика на старте ХХ1 века: приобретения и потери. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2001. С. 5–11.
45. Лозовский Б. Н. Можно ли переспать с информатором // Профессия: журналист. 2001. № 2. С. 11–13.
46. Лозовский Б. Н. Горят ли в огне честь и достоинство // Профессия: журналист. 2001. № 9. С. 13–15.
47. Лозовский Б. Н. СМИ как объект манипуляции // Журналистика в 2000 году. Материалы научно-практической конференции. М.: 2001. С. 15–17.
48. Лозовский Б. Н. Возможен ли этический аудит журналистской работы // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Ч 1Х. М.: 2001. С. 17–19.
49. Лозовский Б. Н. Техника безопасности работы с журналистами // Милиция и масс-медиа. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург : 2001. С. 48–53.
50. Лозовский Б. Н. СМИ: ресурсы общественного согласия // Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2001. С. 8–15.
51.Лозовский Б. Н. Техника безопасности в работе журналиста // Журналист. 2002. № 5. С. 53–55.
52. Лозовский Б. Н. СМИ как объект манипуляции // 300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа. М.: 2002. С. 43–45.
53. Лозовский Б. Н. Толерантность к закону как условие журналистского профессионализма // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. Независимый институт коммуникативистики, М.: 2002. С. 175–177.
54. Лозовский Б. Н. О вечно бабьем в душе российского журналиста // Журналист. 2003. № 6. С. 81–83.
55. Лозовский Б. Н. Прививки от манипуляции // Журналист. 2003. № 9. С. 9–11.
56. Лозовский Б. Н. Профессионально-этический аудит журналистских текстов // Союз журналистов. 2003. № 4. С. 8.
57. Лозовский Б. Н. Власть как субъект манипуляции СМИ // Журналистика и политика. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2004. С. 55–68.
58. Лозовский Ю. Н. Картина мира – по эскизам заказчика // Журналистика и медиарынок. 2004. № 7. С. 4–7.
59. Лозовский Б. Н. По законам большого муравейника // Журналистика и медиарынок. 2004. № 10. С. 4–7.
60. Лозовский Б. Н. Хозяева дискурса или торжественный марш политтехнологов // Журналистика и медиарынок. 2005. № 3. С. 46–50.
61. Лозовский Б. Н. Экономика манипулирования // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. №2. С. 76–93.
62. Лозовский Б. Н. Лекарство от манипуляций? – Профессиональные стандарты! В сб.: Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. Под ред. Олешко В.Ф. Издательство Уральского университета, Издательский дом «Филантроп», Екатеринбург: 2005. С. 130–150.
63. Лозовский Б. Н. Техника безопасности в работе журналиста // «АЗ, БУКИ, ВЕДИ…» Энциклопедия жизни современной российской журналистики в 2-х томах. Т.1 М.: 2007. С. 270–302.
64. Лозовский Б. Н. Журналистика как таковая // Профессиональная культура как фактор информационной безопасности. Под ред. В.Ф.Олешко. Екатеринбург: 2008. С. 32–48.
65. Лозовский Б. Н. Средства массовой информации и информационная безопасность общества // Проблемы обеспечения геополитической безопасности России. Екатеринбург: 2009. С. 110-115.
66. Лозовский Б. Н. Недостаточность зеркала // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе. Челябинск: 2010. С. 372–374.
67. Лозовский Б. Н. Возвращение к профессии // Предисловие к книге: Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: 2010. С. 7–10.
68. Пътища към младите читатели // Съвременна журналистика: проблеми, опит, анализи, теория, обзори. 1982. № 3. С. 9–13. (На болгарском языке).
69. Is Journalism Still On The Agenda? Following the media’s make-up in the epoch of globalization // Issues in Mass Communication: A non-Western Perspective/ Antalya, Akdeniz University, 2008, № 8. P. 107-114.
70. The Russian Media: Changing the Paradigm // The 6th Sino-Russia Conference on Mass Media. Beijing, 2010. P. 14-15.
Остальные тридцать наименований статей и тезисов выступлений на конференциях опубликованы в других изданиях.
Программы курсов
1.Введение в специальность. Программа курса. Екатеринбург, 2006. – 0,5 п.л.
2.Основы творческой деятельности журналиста. Программа курса. Екатеринбург, 2006. – 0,5 п.л.
3.Профессиональная этика журналиста. Программа курса. Екатеринбург, 2006. – 0,5 п.л.
4.Актуальные проблемы современности и журналистика. Программа курса. Екатеринбург, 2006. – 0,3 п.л.
5.Медиакритика (средства массовой информации как предмет журналистики). Программа курса. Екатеринбург, 2006. – 0,5 п.л.
Редакторско-составительская работа
1.Право и этика в работе журналиста. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 1993. 8,2 п.л.
2.Право и этика в работе журналиста. Изд-во Урал. ун-та.,Екатеринбург: 1996. 15,6 п.л.
3.Технология работы журналиста. Изд-во Урал. ун-та, Екатеринбург: 2000. – 6,3 п.л.
4.ФАКС. Журнал уральских журналистов. – Председатель редакционной коллегии с 1996г.