Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предложена концепция системного подхода к оценке доступности и качества высшего образования, в рамках которой разработаны методологические основы формирования организационно-экономического механизма комплексной оценки доступности и качества высшего образования как инструмента для выработки и принятия эффективных управленческих решений. Сущность предложенной концепции  системного подхода заключается в том, что доступность и качество высшего образования автор предлагает рассматривать как сложные организационно-экономические системы, состоящие из структурных элементов, каждый из которых подлежит самостоятельной оценке. Методология формирования механизма оценки доступности и качества предусматривает: позиционирование доступности и качества высшего образования как организационно-экономических систем; структурирование доступности и качества на отдельные элементы; формирование категориально-понятийного аппарата; определение критериев, показателей и разработку методик расчета доступности и качества высшего образования.
  2. Обосновано, что постоянно возрастающие потребности индивидов в доступности и качестве образования имеют не только социально-духовные, но и экономические основы, позволяющие сделать вывод, что возрастание потребностей индивидов в доступности и качестве образования является объективной экономической закономерностью. Построена авторская модель, отражающая экономическую объективность возрастания потребностей индивидов в доступности и качестве образования.
  3. Выявлено и обосновано, что знания как основа качества образования вырабатываются в процессе экономической и научной деятельности индивидов, систематизируются в образовательном портфеле общества и зависят от уровня развития экономики и науки как основных источников их формирования, что позволяет сделать вывод об определяющем влиянии на качество образования  экономики и науки, и о внесении предложения о разработке теории синхронного развития экономики, науки и образования.
  4. Введены в научный оборот новые дополнительные показатели концентрации вузов по регионам РФ - плотность вузов по территории (Пвт) и плотность вузов по населению (Пвн). Сформулированы определения и разработаны методики их расчета, дающие возможность территориальным органам управления образованием повысить объективность оценок доступности высшего образования на подведомственных территориях и принимать наиболее эффективные управленческие решения.
  5. Введена в научный оборот новая социально-экономическая категория - общая доступность высшего образования как совокупность организационных, экономических и академических факторов, а также интеллектуальных способностей и финансовых возможностей индивидов. Сформирован категориально-понятийный аппарат организационной, экономической и академической доступности и смоделирована структура общей доступности высшего образования. Разработаны методики расчета структурных элементов общей доступности высшего образования как инструмент для выработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение общей доступности высшего образования.
  6. Выявлены и уточнены основные результаты образовательной деятельности вуза (образовательные продукты): учебный продукт, услуга по обучению, воспитательная услуга, образовательная услуга, обученность, воспитанность, компетентность, образованность выпускника и сформирован их категориально-понятийный аппарат. Выделена особая группа образовательных продуктов (образовательных товаров), реализуемых вузами на рынке, позволяющая обосновать целесообразность переименования рынка образовательных услуг в образовательный рынок, структурировать образовательный рынок на отдельные сегменты и диверсифицировать деятельность вузов на образовательном рынке. Сформирован категориально-понятийный аппарат качества образовательных продуктов вуза, на основе которого можно перейти от абстрактной оценки качества высшего образования к оценке качества конкретных результатов образовательной деятельности вузов.
  7. Определены критерии, показатели и методики расчета качества основных результатов образовательной деятельности вуза: учебного продукта, услуги по обучению, воспитательной услуги, образовательной услуги, обученности, воспитанности, компетентности и образованности выпускника, являющиеся основой для оценки качества высшего образования и принятия эффективных мер, направленных на повышение качества высшего образования.
  8. В рамках совершенствования методов управления и государственного регулирования системой высшего образования внесены дополнительные предложения, позволяющие скорректировать федеральные и региональные программы развития и модернизации высшего профессионального образования в части мероприятий, обеспечивающих формирование условий для повышения его доступности и качества.
Список опубликованных работ
Авторские и коллективные монографии

1.Сухочев, В.И. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. – 84 с. – (7,4 печ.л., авт. – 3,7 п.л.).

2.Сухочев, В.И. Образовательная услуга – основа формирования финансового портфеля негосударственного вуза / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев, А.М. Сухочева. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. – 112 с. – (8,9 печ.л., авт. − 2,9 п.л.).

3.Сухочев, В.И. Доступность высшего образования: теоретические основы и механизм оценки / В.И. Сухочев. − М.: АПК и ППРО, 2009.− 164 с. − (10,25 п.л.).

4.Сухочев, В.И. Качество высшего образования: теория, методология и механизм оценки / В.И. Сухочев. − М.: АПК и ППРО, 2009. − 194 с.− (12,25 п. л).

5.Сухочев, В.И. Региональная доступность высшего образования и механизмы ее оценки / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев // Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление; Под ред. проф. Л.И. Ерохиной. – М.: Форум, 2010. – 444 с. – (27, 75 печ. л., авт. – 1,9 п. л.).

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

6.Сухочев, В.И. Конкуренция на рынке образовательных услуг: теоретические и практические аспекты / В.И. Сухочев, А.М. Сухочева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2006. – № 4 (12). – С.152−156. – (0,8 печ.л., авт. − 0,75 п.л.).

7.Сухочев, В.И. Организационная доступность высшего образования / В.И. Сухочев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С.138−142. – (1,0 п.л.).

8.Сухочев, В.И. Востребованность выпускников как критерий качества образовательной услуги / В.И. Сухочев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 11 (67). – С. 470–473. – (0,7 п.л.).

9.Сухочев, В.И. Финансовая доступность высшего образования / В.И. Сухочев // Экономика и управление. Российский научный журнал. – 2009. – № 1 (39). – С. 112−115. – (1,0 п.л.).

10.Сухочев, В.И. Экономические интересы и мотивация потребителей на получение качественного образования / В.И. Сухочев // Экономика образования. – 2009. – № 1 (50). – С. 48–6. – (1,0 п.л.).

11.Сухочев, В.И. Административные и экономические методы разрешения проблем высшего образования / В.И. Сухочев // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2009. – № 3. – С. 155−158. – (0,9 п.л.).

12.Сухочев, В.И. Экономические критерии качества высшего образования / В.И. Сухочев // Труды Вольного экономического общества. – 2009. – № 2. – С. 223–242. – (1,0 п.л.).

13.Сухочев, В.И. Экономические категории в сфере образования: продукт, товар, услуга / В.И. Сухочев // Журнал экономической теории. – 2009. – № 2. – С. 117−124. – (1,0 п.л.).

14.Сухочев, В.И. Ценовая доступность высшего образования / В.И. Сухочев // Экономика образования. – 2009. – № 2 (51). – С. 18–32. – (0,8 п.л.).

15.Сухочев, В.И. Государственные гарантии доступности образования в России / В.И. Сухочев // Экономика образования. – 2009. – № 5. – С. 5−19. – (1,0 п.л.).

16.Сухочев, В.И. Факторы обеспечения территориальной доступности высшего образования / В.И. Сухочев // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2009. – № 4. – С. 53–58. – (1,0 п.л.).

17.Сухочев В.И. Экономика и наука как источники формирования образовательного портфеля человечества / В.И. Сухочев, Ш.З. Валиев // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12. – С. 30–36. – (0,8 печ.л., в т.ч. авт. – 0,4 печ.л.).

18.Сухочев, В.И. России нужен эффективный и компетентный менеджмент / В.И. Сухочев, Ш.З. Валиев // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 3. – С. 29–33. – (0,9 печ.л., в т.ч. авт.− 0,45 печ.л.).

19.Сухочев, В.И. Как сформировать и оценить компетентность будущего менеджера? / В.И. Сухочев, Ш.З. Валиев // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 4. – С. 57–61. – (0,9 п.л., в т.ч. авт.− 0,45 печ.л.).

20.Сухочев, В.И. Организационно-отраслевая доступность высшего образования и методика ее расчета / В.И. Сухочев // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2010. – № 2(10). – С. 99–107. – (0,8 п.л.).

21.Сухочев, В.И. Оценка качества учебного продукта, обученности выпускников и услуги по обучению вуза / В.И. Сухочев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2010. – № 2. – С. 7–11. – (0,8 п.л.).

22.Сухочев, В.И. Правовое регулирование контроля качества подготовки выпускников вузов / В.И. Сухочев // Право и образование. – 2010. – № 6. – С. 4–17. – (1,0 п.л.).

23.Сухочев, В.И. Экономические методы оценки качества воспитательной работы вуза / В.И. Сухочев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2010. – № 3. – С. 6–10. – (0,8 п.л.).

24.Сухочев, В.И. Проблема оценки качества компетентности выпускников вузов / В.И. Сухочев // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2010. – № 7. – С. 171–183. – (0,7 п.л).

25.Сухочев, В.И. Экономические методы оценки академической доступности высшего образования в России / В.И. Сухочев // Экономика образования. – 2010. – № 5(60). – С. 20–35. – (0,8 п.л.).

Доклады на конференциях и статьи в научных сборниках

26.Сухочев, В.И. Социально-правовые тенденции развития российской образовательной системы на среднесрочную перспективу / В.И. Сухочев // Социально-правовые тенденции развития российского общества: Материалы науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2005. – С. 249−256. – (0,5 п.л.).

27.Сухочев, В.И. Экономико-правовые основы формирования финансового портфеля негосударственных образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования / В.И. Сухочев // Наука и образование – 2006: Материалы IX Международ. науч.-практ. конф. Т. 8. Экономические науки. – Днепропетровск: Наука и образование, 2006. – С. 42−47. – (0,5 п.л.).

28.Сухочев, В.И. Актуальные проблемы формирования финансового портфеля негосударственных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования / В.И. Сухочев // Наука и образование – 2006: Материалы IX Международ. науч.-практ. конф. Т. 8. Экономические науки. – Днепропетровск: Наука и образование, 2006. – С. 47−53. – (0,6 п.л.).

29.Сухочев, В.И. Методические основы эффективности деятельности профессиональных учебных заведений / В.И. Сухочев, Ш.З. Валиев // Актуальные социально-экономические проблемы развития России: Материалы науч.-практ. конф. Ч. 2. – М.: МФЮА, 2006. –С. 82–85. – (0,3 печ.л., авт. – 0,28 п.л.).

30.Сухочев, В.И. Проблема формирования оптимальной, практико-ориентированной, научно обоснованной цены образовательной услуги / В.И. Сухочев // Актуальные проблемы учета и финансов: Материалы Международ. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ОГАУ и 40-летию кафедры бухгалтерского учета и аудита; Под общ. ред. С.А. Соловьева. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2006. – С. 229−236. – (0,5 п.л.).

31.Сухочев, В.И. Рыночные категории в сфере негосударственного сектора образования / В.И. Сухочев // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы: Cборник научных трудов. Т. 1. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С.94–102. – (0,5 п.л.).

32.Сухочев, В.И. Негосударственный сектор образовательного комплекса России: характеристика организационно-правовых форм / В.И. Сухочев, А.М. Сухочева // Инновационные процессы в системе научно-исследовательской работы: Материалы I Межвузовской науч.-практ. конф., 21–23 февраля. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С.176−183. – (0,5 печ.л., авт. – 0,48 п.л.)

33.Сухочев, В.И. Спрос на образовательные услуги как фактор развития негосударственного сектора образования России / В.И. Сухочев // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы: Cборник научных трудов. Т. 1. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 202−206. – (0,5 п.л.).

34.Сухочев, В.И. Финансовый портфель негосударственных учебных заведений: источники формирования и социально-экономическая сущность / В.И. Сухочев // Инновационные процессы в системе научно-исследовательской работы: Материалы I Межвузовской науч.-практ. конф., 21–23 февраля. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 169−176. – (0,5 п.л.).

35.Сухочев, В.И. Экономические отношения в сфере негосударственного сектора образования / В.И. Сухочев // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов. Т. 1. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 292−297. – (0,5 п.л.).

36.Сухочев, В.И. Штучное производство – секрет успешной работы КИЭП / В.И. Сухочев // Аккредитация в образовании. – 2008. – № 23. – С. 80−81. – (0,2 п. л.).

37.Сухочев, В.И. Проблемы оценки качества высшего образования / В.И. Сухочев // Современное состояние экономики и правовой системы Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. – Кумертау: Кумертауская городская типография, 2009. – С. 3–23. – (1,0 п.л).

38.Сухочев, В.И. Перегрев рынка труда специалистами с высшим образованием / В.И. Сухочев // Образование и наука как основа модернизации социально-экономического развития региона: Сборник научных статей региональной сессии Годовой тематической конференции Новой экономической ассоциации «Образование, наука и модернизация», 7 декабря 2010 г. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – С. 312–317. – (0,5 п. л.)