- Основными экстралингвистическими признаками для выделения того или иного стиля являются функции языка, ситуация общения и оценочно-познавательная установка говорящего. Функция научного стиля - коммуникативно-информативная. Специфика этой деятельности позволяет установить закономерности речевого отбора и функциональные задачи данного стиля.
- Овладение языком наиболее успешно происходит на основе значимого и актуального контекста. Для достижения в процессе обучения целей следует непрерывно балансировать между занятием, сфокусированным на содержание учебного предмета, и занятий по специфической языковой направленности.
- Работа по изучению терминологической лексики в отличие от других категорий слов языка имеет свою специфику и представляет одну из сложных проблем обучения лексике русского языка в неязыковом вузе. Сложным является, прежде всего, усвоение студентами национальных групп терминов, представляющих собой ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных значений, каждый из которых обладает конкретным лексическим значением, чем и обусловлена характерная особенность функционирования его в системе языка.
- В обучении русскому языку студентов-таджиков важен учёт роли и места родного языка. В процессе формирования русской речи в качестве метаязыка транспозиционного фактора выступает родной язык. Однако, известно, что при усвоении русского языка у студентов-таджиков могут также произойти различные нарушения норм пользования им. Эти ошибки могут быть вызваны интерферирующими причинами, как внешними, так и внутренними.
- Для создания лингвометодической основы и системы обучения языку специальности важен строгий отбор языкового материала, который позволяет максимально интенсифицировать процесс обучения русскому языку в связи с избранной специальности студентами. Следует отобрать наиболее частотные лексические единицы, типовые синтаксические конструкции и расположить их в определенном порядке, овладение которыми предполагает активную познавательную работу студентов по усвоению и последующему их употреблению в реальной коммуникации.
- Выбрать наиболее эффективный тип учебного терминологического словаря необходимо в зависимости от конечных целей обучения. Речь идет об овладении русской физической терминологией. Учебный словарь-минимум состоит из конкретного количества лексических единиц, поэтому изучение лексики должно быть организовано и проведено в плане последовательности введения и актуализации словарного материала. Эта последовательность обеспечивает доступность и посильность в обучении, способствует уменьшению или предупреждению трудностей усвоения слов- терминов.
- Обучение терминологической лексике принято рассматривать в соответствии с этапами формирования умений и навыков, в связи с чем используется следующая последовательность: введение лексики- подготовительные упражнения (языковые)- речевые упражнения. Использование подготовительных и речевых упражнений ускоряет механизм овладения необходимым языковым материалом ( в данном случае- лексическим) и совершенствования умений и навыков во всех четырех видах речевой деятельности ( аудировании, говорении, чтении и письме). Уточнение содержания указанных этапов рассматривает введение лексики не как одномоментный акт иллюстрации и систематизации, а как целостную систему вводных упражнений , систематизирующих и закрепляющих новую лексическую дозу.
1. Учебные задания для практических занятий по русскому языку с учетом языка специальности студентов-физиков в таджикском вузе/ Методическое пособие.- Душанбе, 1991. - 92 с.
2. Учебный толковый русско-таджикский словарь физической терминологии/ Учебное пособие.- Душанбе, 2008.-66 с.
3. Обучение научному стилю речи студентов национальных групп/ Монография.- Душанбе,2009-130с.
4. Научные основы обучения терминологической лексике в неязыковом вузе /Монография.- Душанбе: ООО «Авесто», 2010-240 с.
5. Программа курса «Методика преподавания русского языка в национальной школе».- Душанбе, 2010.-18 с.
6. Программа курса «Методика преподавания русской литературы в национальной школе».- Душанбе, 2010.- 23с.
Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:
7. Активизация терминологической лексики в речи студентов национальных групп// Известия Академии наук Республики Таджикистан.- № 3. – Душанбе, 2005 . -С. 77 – 84
8. О параметрах надежности усвоения русской лексики в неязыковом вузе// Вестник Таджикского национального университета-№4(60).-Душанбе, 2010.- С.229-232
9. Проблема отбора лексического минимума для обучения языку специальности в неязыковых вузах.- Вестник Центра международного образования Московского госуниверситета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика.- М.: Изд-во ЦМО МГУ им.М.В.Ломоносова, 2010.-С.54-59
10. Проблемы обучения научному стилю речи : психолингвистический аспект////Вопросы психологии и педагогики.-№5.Курган-тюбе, 2010.-С.94-100.
11. Совершенствование русской речи студентов национальных групп с учетом лексических особенностей научного стиля речи//Вопросы психологии и педагогики.-№6.Курган-тюбе, 2010.-С.98-102.
12.Роль терминологии в формировании русской профессиональной речи// Вестник Таджикского национального университета-№5(61), 2010 С.123-128
13. Перевод как один из способов семантизации терминологических единиц в двуязычном терминологическом словаре// Вестник Таджикского национального университета-№7(63).-Душанбе, 2010.- С.35-39
14. Биллингвальное описание терминологической лексики в процессе обучения русскому языку// Вестник Таджикского национального университета-№7(63).-Душанбе, 2010.- С.66-70
Статьи, опубликованные в других изданиях и материалы конференций
15. Межпредметные связи на занятиях по русскому языку на математическом и физическом факультетах// Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 70-летию Великого-Октября (тезисы докладов и сообщений).- Душанбе, 1987. С.30 – 31.
16. Обучение русскому языку студентов-физиков таджикского педвуза с учетом реальных коммуникативных потребностей// Тезисы докладов на научно-методической конференции «Интенсификация обучению русскому языку как народному». -Ташкент, 1989.- С.135 -136
17. Профессиональная направленность обучения русскому языку студентов-физиков в условиях двуязычия// Сб. тезисов докладов на научно-практической конференции «Язык и культура речи». -Куляб, 1989.-С.53 – 54.
18. Ролевая игра при обучении русскому языку// Материалы научно-методической конференции «Интерактивная методика преподавания наук».-Куляб, 2001. - С.17 – 18
19. Совершенствование русской речи студентов-таджиков при обучении русскому языку// Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы и пути их решения /Материалы международной конференции. -Душанбе, 18-19 сентября 2001г.- С.141 – 142.
20. Совершенствование русской речи студентов с учетом лексико-грамматических особенностей подъязыка специальности //Совершенствование учебно-воспитательного процесса гуманитарных наук: проблемы, рекомендации, предложения/ Материалы докладов научно-методической конференции.- Куляб, 2001.- С.126 – 128
21. Роль и место работы по обучению терминологии в формировании навыков профессиональной речи.// Преподавание русского и иностранного языков в вузах Республики Таджикистан /Тезисы докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции.- Душанбе:: ТГНУ, 2004.- С.92 – 93.
22. Профессиональная направленность процесса обучения русскому языку// Модернизация учебного процесса по высшей школе, посвященная 70-летию Худжандского госуниверситета/ Тезисы докладов международной научной конференции- Худжанд, 2002.- С. 58 – 60
23. Роль и место работы по обучению терминологии в формировании навыков профессиональной речи// Республиканская конференция «Актуальные проблемы общего языкознания и методика преподавания языков.(26-27 марта, 2003 г.)-Душанбе: РТСУ, 2003.- С.220-222
24. Работа с терминологической лексикой на практических занятиях по русскому языку// Модернизация процесса обучения языкам в вузе и актуальные вопросы языкознания./Материалы республиканской научно-практической конференции Курган-тюбе, 27 мая 2005.- С.34 – 37
25. Вопросы обучения русскому языку студентов – нефилологов в условиях двуязычия //Вестник университета. –Душанбе: РТСУ, 2006.- С.146-151
26. Некоторые вопросы обучения русскому языку студентов национальных групп с учетом специальности// Материалы международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в государствах Средней Азии»(Душанбе,23-24ноября 2005г.,).-Душанбе: РТСУ,2005.-С.33-59
27.Исследование синтаксической структуры текстов по специальности в методических целях// Материалы республиканской научно-практической конференции.- Душанбе, 2007.- С.87-93
28. Некоторые проблемы обучения русскому языку студентов-таджиков неязыковых вузов// Материалы научно-теоретической конференции,. –Куляб, 2008.- С.99-104
29. Пути преодоления грамматической интерференции в русской речи студентов-таджиков// Материалы республиканской конференции, посвященной 1150-летию со дня рождения А. Рудаки и Году таджикского языка.- Курган-тюбе, март 2008.- С.174-178
30. Проблема обучения русскому языку на неязыковых факультетах// Материалы научной конференции «Русский язык и литература в содружестве независимых государств».-Душанбе: РТСУ, 2009.- С.163-167
31.Обучение терминологической лексике студентов- таджиков в с связи со специальностью// Материалы международной конференции «Русский языка и литература в образовательном пространстве. -Душанбе: ТНУ, 29-30 октября 2009.- С.194-196
32. О некоторых приемах работы по лексике при обучении студентов-иностранцев //Материалы международной конференции «Таджикистан-Китай: культурно- исторические предпосылки и стратегические перспективы»( Душанбе, 21-22 мая 2010г.- С.110-113
33.Психологические факторы обучения русскому языку студентов-таджиков//Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы функционирования и преподавания русского языка в Центральной Азии стран СНГ»(Душанбе, 18-19 октября 2010г.)- С.297-301
34. Учет специфики терминологической лексики при обучении студентов национальных групп неязыковых факультетов// Материалы Международной научно-теоретической конференции «Новый подход к образованию, педагогическим проблемам и культурно-техническим ценностям.-Душанбе, 2010.- С.127-132