Научная тема: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.  В сфере методологии:

1.1. Деятельностный подход в проектировании образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности, реализованный в интеграции с проектным, аксиологическим, личностно-ориентированным подходами и, определяя логику исследования, выступает:

  • способом понимания образовательного пространства субъекта как системы мест его проживания, экспликации его личностных качеств, проявляющихся в результате смылопорождающего деятельностного освоения (выбора) элементов образовательной среды (культуры) в качестве цели деятельности и средств ее достижения;
  • ориентиром определения приоритетных направлений в организации процесса проектирования и исходных позиций, основанном на  представлении о самоопределении как о деятельности в ситуации затруднения в реализации жизнедеятельности, направленном на выработку, в ходе диалогического взаимодействия образуемого (ученика) с носителем культуры (педагогом), индивидуальной оценочной системы, составляющей основу развивающегося механизма выбора;
  • методологическим регулятивом в организации базовых процедур проектирования образовательного пространства субъекта, основанном на  представлениях о цикличности проектирования (замысел-реализация-рефлексия) и акте деятельности (предмет-средства-продукт);
  • научно-педагогической основой построения содержания практики образования, обеспечивающей проектирование образовательного пространства субъекта и его индивидуальной образовательной траектории в существующей образовательной среде;
  • системным основанием педагогических технологий, ориентированных на становление образовательного пространства субъекта;
  • критериальной базой для оценки эффективности управления процессом проектирования образовательного пространства субъекта.

1.2. Основным критерием эффективной реализации в проектирования образовательного пространства субъекта выступает рост его способности к самоопределению на основе самостоятельного и ответственного выбора, проявляющегося: в ответственности будущего специалиста за свои решения и действия, умении формировать индивидуальные цели и устанавливать приоритеты в своем образовании, понимании карьерных возможностей, обеспечении собственной занятости.

2. В сфере теории:

2.1.Теоретическое осмысление сущности образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности раскрывается с позиций деятельностного подхода с использованием результатов феноменологических исследований с опорой на культурно исторические предпосылки, отражающие специфику переживаемого периода общественного развития, проявляющуюся: в переходе к постиндустриальному этапу, связаннному с явно выраженной тенденцией развития полипарадигмальности в переживаемой социокультурной ситуации, в изменении способов научного описания действительности (от классической к неклассической и постнеклассической рациональности); в востребованности сферой образования гуманистических подходов, ориентированных на создание условий для личностного развития человека.

2.2. Понятие «образовательное пространство субъекта», являясь ключевым в исследовании, рассматривается как системная совокупность мест проявления личности, в которой переход из одного места в другое связано с изменением личностного качества и которая проявляется в интегральном единстве реализованных, актуальных и потенциальных целей деятельности и средствах их достижения. Образовательное пространство субъекта формируется путем выбора и последующего присвоения элементов образовательной среды (культуры). Обеспечивающая свободный и ответственный выбор, оценочная система субъекта, включающая аспект оценки, шкалу оценки и оценочный стереотип, формируется в процессе диалогического взаимодействия с представителем культуры (педагогом). Выработка субъектом в ходе диалогического взаимодействия с носителем культуры (педагог) новых аспектов рассмотрения действительности и включение их в имеющуюся оценочную систему переживается субъектом как совместное бытие с ним (носителем культуры) или со=бытие. Как динамическое явление образовательное пространство субъекта содержит в себе информацию о действительном и возможном целостном образе субъекта, который можно рассматривать и как результат, так и как перспективу его образования.

2.3. Концепция проектирования образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности базируется на идее о том, что целостность образовательного пространства субъекта на всех уровнях реализации деятельностного подхода закономерно обеспечивается интерграцией проектного, культурологического, аксиологического, личностно-ориентированного подходов, при сохранении системообразующей роли первого и предполагает выражение результата в показателях: субъектности, позиционности и рефлексивности (готовности к свободному и ответственному выбору, трансформации оценочных систем, диалогичности взвамодействий)

Концепцией проектирования образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности полагается то, что проектирование образовательного пространства субъекта является его деятельностью по созданию образа желаемого будущего и средств его достижения, связанной с преодолением возникающих в процессе жизнедеятельности затруднений; при этом необходимой предпосылкой проектирования в условиях полипарадигмальной культурной ситуации является готовность субъекта к свободному и ответственному выбору

2.4. Ядро концепции проектирования образовательного пространства субъекта детерминировано следующими закономерностями, представляющими онтологию и генез образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности:

  • смысло-деятельностная детерминация, реализуемая через взаимосвязь и взаимообусловленность, составляющих образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности, мест, каждое из которых дуально-ортогонально детерминировано, во-первых, образовательной средой (культурой) и, во-вторых, спецификой ее деятельностного включения в систему представлений субъекта о действительности;
  • целостность жизнедеятельности субъекта, проявляющаяся в смысловой детерминации образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности его целостной жизнедеятельностью, вследствие иерархической упорядоченности смыслообразования, подчиняющегося логике восхождения от абстрактного к конкретному и осуществляемого через соотнесение целей и средств их достижения, в процессе реализации субъектом деятельности по самоопределению;
  • событийность проектирования образовательного пространства субъекта, заключающаяся в том, что процесс проектирования образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности детерминирован субъектно-ориентированными критериями, становление которых происходит в имеющем событийный характер процессе его диалогического взаимодействия с субъектом, являющимся носителем культуры и презентирующим образовательную среду;
  • взаимосвязь свободы и ответственности субъекта в проектировании является проявлением взаимообусловленность свободы и ответственности субъекта в составляющей основу его самоопределения, деятельности выбора;
  • цикличность реализации проектировочного процесса, воплощаемая через последовательное и возобновляемое прохождение этапов замысла, реализации и рефлексии, является необходимым условием становления образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности.

2.5. Концептуальная модель проектирования образовательного пространства субъекта:

  • обеспечивает построение субъектом смысла образования на основе самоопределенческой деятельности через сопряжение (согласование) ее различных уровней (жизненное самоопределение, самоопределение относительно ОУ, самоопределение относительно учебной дисциплины; самоопределение относительно темы и самоопределение в учебной ситуации);
  • сконструирована на принципах: смыслового единства, диалогичности; событийности; рефлексивности, цикличности;
  • выполняет в образовательном процессе следующие функции: обеспечивает выработку субъектом собственной стратегии образовательного процесса, способствует определению критериев и показателей эффективности образовательной деятельности субъекта; задает основания для отбора адекватных педагогических средств (технологий).

3.В сфере практики:

3.1. Проектирование образовательного пространства субъекта возможно при соблюдении следующих принципов его реализации на практике:

  • смысловое единство образования и жизнедеятельности;
  • диалогичность;
  • событийность;
  • рефлексивность;
  • цикличность.

3.2.Реализация проектирования образовательного пространства субъекта предполагает следующее:

  • самоопределение субъекта на всех уровнях реализации образовательного процесса (от жизненного при входе в образовательное учреждение до конкретно-ситуативного в процессе реализации образовательной деятельности);
  • самостоятельную выработку критериев уровня освоения учебного материала через диалогическое согласование с нормативными требованиями;
  • обязательную и полноценную рефлексивную работу, предполагающую следующие этапы: реконструкция, ценностный анализ, концептуальный анализ, критику, выработку новой нормы деятельности;
  • реализацию цикла проектирования (замысел - реализция - рефлексия), предполагающего переход от рефлексивной фазы к проектированию замысла и далее к реализации и последующей рефлексии и т.д.;
  • безусловное обеспечение возможностей для реализации диалогического взаимодействия.

3.3. Проектные гуманитарные технологии, обеспечивающие реализацию проектирования с позиций необходимого для этого согласования совместной образовательной деятельности субъектов - участников образовательного процесса (педагога и учащихся)  предполагают соблюдение этапности процедур, учет временных и материальных ресурсов, осуществление индивидуального мониторинга, создание определенных педагогических условий. К ним относятся:

  • коллективная мыследеятельность;
  • когнитивно-ориентированные технологии;
  • деятельностно-ориентированные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии.
Список опубликованных работ
I. Монографии и учебные пособия

1. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПК и ПРО, 2003. 156с.

2. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 196 с.

3. Профессиональное образовательное пространство субъекта и возможности его проектирования // Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: коллективная монография / Под ред. Э.Ф.Зеера. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. унт-т», 2008. С. 23-38.

4. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. унт-т», 2008. 96 с.

5. Метод проектирования в социологической практике: учеб. пособие. Москва: Изд-во РГСУ, 2010. 116 с.

II. Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК Минобразования РФ для публикацииосновных результатов исследований на соискание ученой степени доктора наук

6. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4. С. 36 - 43.

7. Кризис идентичности и образование в период взрослости // Мир психологии. 2004. № 2. С. 98 - 106.

8. Диктует время // Народное образование. 1995. № 6. С.22 - 26.

9. Освобожденный классный руководитель: От чего? Для чего? Какой? // Народное образование. 1998. № 7. С. 117 - 119.

10. Риторическая компетентность: надо ли это учителю? // Народное образование. 2005. № 1. С. 46 - 52.

11. Образование саморазвивающейся личности в системе культуры неклассической рациональности // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2003. № 5 (23). С. 31 - 46.

12. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: теоретико-методологические предпосылки // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2004. № 5(29). С. 119 - 131.

13. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: основные подходы к практической реализации // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2005. № 2. С. 118 - 130.

14. Проектирование и инновационные процессы в образовании // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2000. № 3. С. 74 - 85.

15. Личность и инновации в образовании // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2000. № 4. С. 207 - 212.

16. Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2001. № 5(11). С. 38 - 54.

17. Образование саморазвивающейся личности в культуре классической и неклассической рациональности // Вест. развития образования и повышения квалификации пед. кадров при Челяб.гос.пед. ун-те. Сер. 3. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. С. 363 - 369.

18. Проектирование в дизайн-образовании // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. «Образование, здоровье, физическая культура». Вып. 6. № 15. 2005. № 2. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2005. С. 201 - 204.

19. Проектирование профессионального образования в условиях инновационного развития // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2011. № 1. С. 107 - 112.

III. Статьи в сборниках научных трудов и журналах

20. Самоопределение и ответственность в раннем юношеском возрасте Сб. науч. тр. // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. С. 42 - 51.

21. Некоторые подходы к проектированию практики образования ИРО // Методико-технологическое обеспечение инновационных процессов в ВПТУ-2: Сб.ст. / Ин-т развития регион. образования. Екатеринбург, 1995. С. 5 - 13.

22. Некоторые подходы к обеспечению инновационных процессов в образовательном учреждении // Создание условий для развития качества образования: Сб.ст./ Ин-т развития регион. образования. Екатеринбург, 1995. Екатеринбург,1995. С. 56 - 59.

23. Профессиональное досамоопределение как пропедевтика устойчивости профессионального выбора // Проблемы развития качества образования ПТО: Сб.ст./ Ин-т развития регион. образования. Екатеринбург, 1995. Екатеринбург, 1995. С. 36 - 44.

24. Имидж НПО как фактор его развития // Вест. Учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию. 2002 Вып. 1(30). С. 193 - 197.

25. К вопросу об основаниях проектирования саморазвивающейся личности // Личностно-ориентированный подход в процессе профессионального становления студентов среднего профессионального образования: Материалы науч-практ. конф., Нижний Тагил, 19 апр. 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та., 2003. С. 13 - 20.

26. Проектирование предпосылок становления профессиональной компетенции // Специалист. 2005. № 5. С. 9 - 12.

27. Концептуальные основания проектирования художественного образования с позиций дизайн-образования // Педагогическая система К.С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 15 - 17 августа 2005 г., Хвалынск, Саратовской области. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 186 - 193.

28. Риторика или культура речи: что нужно педагогу профессионалу?//Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. З.Г. Нигматова, Р.Ш. Маликова. Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. Вып. 6. С.227 - 230.

29. К основаниям рассмотрения пространства в образовании // Саморазвитие человека: единое образовательное пространство: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 11 - 13 апреля 2006 г., В 2 ч. Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. Ч. 2. С. 102 - 111.

30. Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. Тр./ Под науч.ред. Г.Д.Бухаровой и О.Н.Арефьева; ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т» Екатеринбург, 2008. –вып. 5. С. 371-389

31. Образовательное пространство субъекта: методология проектирования // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы: Материалы Междунар. Науч.-практ.конф., 5 февраля 2009, г.Челябинск/ отв.ред. Н.Н.Тулкибаева. – Челябинск: Цицеро, 2009. – С. 40-43.

32. Дизайн ориентированный подход в проектировании образования в течении жизни // Акмеология профессионального образования: Материалы 6-й Всерос.науч.-практ.конф., 19-20 мая 2009 г. Екатеринбург/ ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т» Екатеринбург, 2009. С.256-264.

33. Дизайн ориентированное образование: теоретико-методологические предпосылки и возможность реализации // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. Тр./ Под науч.ред. Г.Д.Бухаровой и О.Н.Арефьева; ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т» Екатеринбург, 2010. –вып. 6. С. 371-389

IV. Методические пособия, рекомендации и программы

34. Конфликтология образования: Пособие к спецкурсу / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 96 с.

35. Мониторинг личностного развития: Рабочая прогр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1994. 51 с.

36. Образовательная программа повышения квалификации педагогов «Основы проектирования имиджа профессионала» / Ин-т развития регион. образования. Екатеринбург, 1998. 16 с.

37. Психологические основы организации работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в молодежной среде: Учебн. прогр. и метод. рекомендации / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 45 с.

38. Основы конфликтологии образования: Метод. рекомендации / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 26 с.

V. Материалы докладов и выступлений на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях

39. Индивидуально ведущая деятельность как условие формирования творческой индивидуальности специалиста //Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов в вузе: Мат. докл. Всесоюзной науч.-метод. конф. Грозный, 7 - 9 сент. 1989 г. / Чечено-Ингушский гос. ун-т. Грозный, 1989. С. 38 - 40.

40. Личностно ориентированное образование с позиций конфликтологии // Повышение уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Мат. докл. 6-й Рос. науч.-практ. конф. 7 - 11 дек. 1998 г. Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. С. 135 - 136.

41. Выбор как основа реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Мат. докл. Рос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 - 28 нояб. 1997 г. Екатеринбург, 1997. С. 82 - 84.

42. Психолого-педагогическое обеспечение самоопределения как предпосылка эффективности образования взрослых // Образование взрослых - шаг России в XXI век.(Импульс V Гамбурской конференции по образованию взрослых): Мат. докладов Междунар. науч.-практ. конф. 20 -24 апр. 1999 г. В 2 ч. Н.Новгород.1999. Ч. 2. С. 83 - 84.

43. Особенности проектирования образования в изменяющихся условиях // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 2000. С. 15 - 16.

44. Проектирование образования в современных условиях // Университетское образование специалистов - потребность современного производства: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та путей сообщения, 2000. С. 40 - 42

45. Выбор как основа проектирования образования саморазвивающейся личности//Образование в ХХI веке: Материалы Всерос. науч. заоч. конф. / Твер. гос. техн. ун-т. Тверь, 2001. С. 169 - 170.

46. К проблеме технологизации диалога в образовательном пространстве // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 2001. С. 28 - 29.

47. Толерантность и саморазвитие растущего человека: к постановке проблемы // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Киров: Изд-во Вят. гос. пед. ун-та, 2002. Ч. 1. С. 55 - 56.

48. Кризис идентичности как предпосылка проектирования образования взрослых // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Мат. докл. 11-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 - 27 мая / Рос.гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 145 - 147.

49. Проектирование в дизайн-образовании // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Мат. докл. 12-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 - 26 мая 2005 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 149 - 150.

50. Самообразование: к проблеме проектирования // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. С. 234-235.

51. Кризис компетентности в непрерывном образовании: постановка проблемы // Образование и воспитание социально ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 15 - 16 нояб. 2005 г. Казань: «Отечество», 2005. С. 246.

52. Болонский процесс и проектирование образования // Болонський процес: модернiзацiя змисту природничоi педагогiчноi освiти // Материалы междунар. науч.-практ. конф , апрель 2005. Полтава: АСМI, 2005. С. 82 - 83.

53. О вере и доверии в образовательном диалоге// Диалог культур-культура диалога: материалы международной научно-практической конф.- Кострома, 1-7 сентября 2007г./отв. ред. Л.Н.Ваулина.- Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007.-C 234-237

54. Проектирование непрерывного образования личности: дизайн ориентированный подход. // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-пратической конференции.(15-16 мая 2009г.; г.Липецк): в 3 ч.-Липецк: ЛГПУ, 2009.Ч.1.- C. 133-137

55. Методологические основания социологического анализа механизмов становления коммуникативной компетентности // Диалог культур-культура диалога: материалы международной научно-практической конф.- Кострома, 1-5 сентября 2009г./отв. ред. Л.Н.Ваулина.- Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009.-C 234-237