- Историософский роман становится одной из доминантных сфер репрезентации национального в русской литературе ХХ века. Это мотивировано его корреляцией с феноменом «рубежности», отличительной приметой которого является активизация процессов нациоконструирования.
- Историософский роман представляет собой один из вариантов «жанровой генерализации» (В.А. Луков), обеспечивающей вариативность его художественного воплощения в литературе рубежа XIX - ХХ и ХХ - XXI веков. Жанровое своеобразие историософского романа обусловлено ослаблением романного начала и активизацией исторической составляющей, а также тенденцией интеллектуализации.
- Тотальный характер десемантизации истории, ее превращение лишь в один из способов «рассказывания» делает «текст истории» формой конструирования национального «воображаемого». При этом история как способ «рассказывания» предполагает выделение «кода истории» и «мифа истории». «Код истории» в историософском романе начала ХХ века создает символическую модель, а на рубеже ХХ - XXI веков - симуляционную модель. «Миф истории» отражает гиперисторический уровень и, как следствие этого, становится способом репрезентации содержания национального мифа.
- Разность репрезентаций «кода истории» и «мифа истории» в историософском романе начала и конца ХХ века мотивируется его сопряжением с двумя основными художественными парадигмами - символистской и постмодернистской. Репрезентация национального мифа в историософском романе начала ХХ века определяется структурой мифопоэтического сюжета, основу которого составляет взаимодействие эсхатологического и апокалиптического сюжетов. Первый из них ориентирован на архетипический сюжет поглощения Небесным Отцом сына, второй - на сюжет о Спящей Царевне. Эсхатологический и апокалиптический сюжеты включают в себя систему мифологем, структурируемых мифологемой России.
- Формой реализации сферы национального в историософском романе рубежа ХХ - XXI веков становится сложное соотнесение фикционального дискурса истории и национального нарратива, реализующего индивидуально-авторские представления о национальном «воображаемом».
- Основным способом деконструкции исторического дискурса в историософском романе рубежа ХХ - XXI веков на авторском уровне становится структурирование истории по принципу палимпсеста, на сюжетно-образном уровне - стратегия карнавализации истории, формами которой выступают карнавальный хронотоп, пронизывающий все уровни текста, и интердискурсивная стратегия, предполагающая замещение исторического дискурса дискурсом политическим.
- Преодоление тотальности исторического метанарратива, претендующего на телеологичность и сакральность, в историософском романе конца XX - XXI веков обеспечивается декодированием интеллигентского и цивилизаторского дискурсов.
- Моделирование национального мифа в историософском романе рубежа XX - XXI веков происходит в контексте трех основных нарративов: цивилизационного, мессианского и культурного, содержание которых зачастую характеризуется авторской индивидуализацией.
1.Бреева, Т.Н. Национальный миф в историософском романе Серебряного века [Текст] / Т.Н. Бреева // Рус. словесность: научно-теоретич. и методич. журнал. – 2006. – № 3. – С. 21 – 29.
2.Бреева, Т.Н. Национальный миф в исторических реконструкциях В. Аксенова и М. Брэдбери [Текст] / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина // Гуманит. исследования. – 2009. – № 3 (31). – С. 124 – 129.
3.Бреева, Т.Н. Цивилизаторский дискурс в историософском романе конца ХХ – начала XXI веков (В. Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки») [Текст] / Т.Н. Бреева // Вестник Челябин. гос. пед. ун-та: науч. журнал. – 2009. – № 11. – С. 220 – 228.
4.Бреева, Т.Н. Мифологема Россия в историософском романе начала ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Гуманит. исследования. – 2010. – № 1(33). – С. 145 – 151.
5.Бреева, Т.Н. Образ «воображаемой» России в современном историософском романе [Текст] / Т.Н. Бреева // Изв. Урал. гос. ун-та. – 2010. – № 1 (72). – Сер. 2. Гуманит. науки. – С. 63 – 74.
6.Бреева, Т.Н. Мессианский нарратив в романе В. Шарова «Репетиции» [Текст] / Т.Н. Бреева // Вест. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: науч. журнал. – 2010. – № 2. – Т. 1. Филология. – С. 72 – 79.
7.Бреева, Т.Н. Мифологема «Большая игра» в историософском романе конца ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. – 2010. – Т. 152, кн. 2. – С. 85 – 92.
8.Бреева, Т.Н. «Викторианская Россия» в структуре национального мифа (на материале русского историософского романа конца ХХ века) [Текст] / Т.Н. Бреева // Вест. Тат. гос. гуманит.-пед. ун-та. – 2010. – № 1 (19). – С. 30 – 39.
9.Бреева, Т.Н. Жанровые границы историософского романа ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Вест. Тат. гос. гуманит.-пед. ун-та. – 2010. – № 2 (20). – С. 138 – 148.
Монографии:
10.Бреева, Т.Н. Национальный миф в русской и английской литературе [Текст] / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 612 с.
11.Бреева, Т.Н. Национальный миф в русском историософском романе рубежа ХХ – XXI веков [Текст] / Т.Н. Бреева. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. – 272 с.
Другие публикации:
12.Бреева, Т.Н. Поэтика библейской реминисцентности в прозе русского символизма [Текст] / Т.Н. Бреева // Библия и национальная культура: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Н.С. Бочкарева. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005. – С. 53 – 57.
13.Бреева, Т.Н. Жанровые границы историософского романа в русской литературе ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Дергачевские чтения – 2008: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Проблема жанровых номинаций: матер. IX Междунар. науч. конф.: в 2 т. / сост. А.В. Подчиненов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – Т. 2. – С. 29 – 35.
14.Бреева, Т.Н. Инонациональный компонент в структуре национального мифа России (на материале русского историософского романа ХХ века) [Текст] / Т.Н. Бреева // Дергачевские чтения – 2006: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: матер. междунар. науч. конф.: в 2 т. / сост. А.В. Подчиненов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – Т. 2. – С. 56 – 66.
15.Бреева, Т.Н. Специфика функционирования имперского топоса в историософском романе «серебряного века» [Текст] / Т.Н. Бреева // Дергачевские чтения – 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Проблема жанровых номинаций: матер. междунар. науч. конф. / сост. А.В. Подчиненов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 177 – 183.
16.Бреева, Т.Н. Образ Другого в русской и английской литературе XIX века [Текст] / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина // Матер. XXXI Зональной конф. литературоведов Поволжья: в 3 ч. / предисл. А.М. Калимуллина. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – Ч. 3. – С. 24 – 37.
17.Бреева, Т.Н. Палимпсест как способ моделирования национального мифа в романе Т. Толстой «Кысь» [Текст] / Т.Н. Бреева // Движение художественных форм и художественного сознания ХХ и XXI веков: матер. Всерос. научно-метод. конф. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 280 – 287.
18.Бреева, Т.Н. Своеобразие историософской концепции в романе В. Аксенова «Остров Крым» [Текст] / Т.Н. Бреева // Русская литература XX – XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: матер. Междунар. науч. конф. / ред.-сост. С.И. Кормилов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – С. 77 – 81.
19.Бреева, Т.Н. Исторический код в русской историософской прозе ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Синтез художественного и документального в литературе и искусстве: сб. ст. и матер. междунар. науч. конф. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. – С. 307 – 314.
20.Бреева, Т.Н. Функционирование оппозиции «имперского» и «провинциального» текста в структуре национального мифа России [Текст] / Т.Н. Бреева // Коды русской классики: «Провинциальное» как смысл, ценность и код: матер. II Междунар. научно-практич. конф. – Самара: Изд-во «Самар. ун-т», 2008. – С. 43 – 51.
21.Бреева, Т.Н. Идеологическое и национальное в русской литературе 1940 –1950-х годов [Текст] / Т.Н. Бреева // Вест. Тат. гос. гуманит.-пед. ун-та. – 2009. – № 1 (16). – С. 17 – 25.
22.Бреева, Т.Н. Реконструкция истории в романах М. Брэдбери «В Эрмитаж!» и В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» [Текст] / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина // Синтез художественного и документального в литературе и искусстве: сб. ст. и матер. междунар. науч. конф. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – С. 56 – 64.
23.Бреева, Т.Н. Национальный миф России в цикле Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина» [Текст] / Т.Н. Бреева // Литература: миф и реальность. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 145 – 151.