2. Во избежание отождествления чрезвычайных ситуаций с непреодолимой силой в законодательном определении чрезвычайной ситуации необходимо указать на цель - определить наличие угрозы чрезвычайного явления гражданам и организациям. В дальнейшем, при составлении различных отраслевых норм и нормативно-правовых актов в РСЧС необходимо учитывать то, что понятие чрезвычайной ситуации, исходящее в своей основе из публично-правовых положений, следует четко отличать от понятия непреодолимой силы, в основу которой, наоборот, вкладываются частноправовые начала. Несмотря на сходные признаки и общую терминологию, применяемую к обоим понятиям, их обобщающее значение и цели формирования рассматриваемых понятий являются различными. В отличие от чрезвычайной ситуации непреодолимой силе сопутствует цель - определение предела (границы) ответственности лица за совершенное правонарушение.
3. Общие нормы о РСЧС и ее подразделениях должны быть отражены в едином кодифицированном центре, основой которого может стать Кодекс чрезвычайных ситуаций РФ (КЧС РФ). В указанном Кодексе следует выделить нормы, регулирующие специфические виды общественных отношений в сфере РСЧС, объединяющих общую и особенную части, состоящие из соответствующих институтов и субинститутов. Его принятие послужит основой объединения действующей совокупности различных законов и иных нормативно-правовых актов в сфере РСЧС, поможет устранить имеющиеся недостатки в содержательной части и структуре законодательства РСЧС.
КЧС РФ должен быть комплексным нормативным актом, включающим в свой состав нормы как публичноправового, так частноправового характера. Отличительной чертой КЧС РФ как высшего акта, действующего в системе РСЧС, будет являться закрепление в нем целого ряда общих норм, определяющих, в частности, виды и основные задачи подразделений РСЧС, понятия, основные функции и принципы системы РСЧС и ее подразделений, разработку и реализацию мер по взаимодействию с подразделениями РСЧС. Предлагаемый к принятию КЧС РФ должен заменить собой действующие в настоящее время разрозненные и подчас не согласующиеся друг с другом федеральные законы, посвященные отдельным аспектам деятельности подразделений РСЧС. Разработанные в диссертации предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ныне законы в сфере РСЧС могут быть реализованы при разработке проекта КЧС РФ.
4. Значительный объем нормативно-правовых актов, а также обширный объект правового регулирования (отношения, связанные с чрезвычайными ситуациями) позволяет говорить о формировании отрасли законодательства РСЧС, имеющей комплексный характер, Указанная комплексная отрасль законодательства основывается на паритетности соотношения императивных и диспозитивных начал, присутствии в ней множества норм различных отраслей права, объединяющим началом которых служит их связь с чрезвычайными ситуациями.
5. В договорной деятельности профессиональных подразделений РСЧС недопустимо оформление на основе договора тех отношений, в которых непосредственно реализуются функции подразделений, деятельность которых финансируется государством, за исключением случаев, на которые прямо указывает специальное законодательство РСЧС. В этих целях следует включить в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» статью следующего содержания: «Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут в целях реализации требований законодательства РСЧС, а также в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполнять по договорам работы и оказывать услуги, кроме тех, которые являются функциями таких подразделений, за исключением случаев, предусмотренных специальным законодательством».
6. Классификация различных по своей направленности и сущности договоров, заключаемых в сфере РСЧС, должна производиться исходя из содержания непосредственной деятельности подразделений РСЧС, соответственно разделяясь на три основные группы: 1) обеспечительные (имущественные); 2) организационные; 3) смешанные.
К обеспечительным (имущественным) договорам можно отнести те, которые направлены на удовлетворение подразделений РСЧС в различных имущественных благах. Их отличительной чертой служит направленность на получение имущества или иного имущественного блага, достигаемого исполнением обязательства. Цель договоров этой группы должна исходить из непосредственных специальных функций и задач подразделений РСЧС и быть направлена на материальное обеспечение подразделений РСЧС, что будет способствовать их эффективному, мобильному функционированию и развитию.
К организационным договорам следует относить те, которые предназначены создать предпосылки, предусмотреть возможности взаимодействия и сотрудничества в области решения вопросов и задач, связанных с чрезвычайными ситуациями.
К смешанным договорам следует относить те, в которых сочетаются элементы двух предыдущих групп договоров (обеспечительных (имущественных) и организационных). Данная классификация может быть использована и подразделениями МВД России, при реализации своих специфических целей и задач.
7. В пункте 2 статьи 779 ГК РФ в целях устранения неясности в определении юридической природы спасательных договоров в сфере РСЧС, наряду с услугами связи, медицинскими, ветеринарными и иными, необходимо включить и спасательные услуги. В практической сфере деятельности подразделений РСЧС это поможет не только применять положения ГК РФ о соответствующих видах договоров к реально складывающимся правоотношениям, но и устанавливать надлежащие юридические связи при оформлении договоров в подразделениях РСЧС, не подменяя их подрядными или иными договорами, не соответствующими их правовой природе.
8. Договоры на пожарную охрану объектов нуждаются в классификации в практической деятельности РСЧС. В зависимости от основных функций и видов деятельности, выполняемой подразделениями пожарной охраны по договору (профилактика и тушение пожаров), в указанной сфере можно выделить три устойчивых договорных вида:
1). Договор на охрану от пожаров различных объектов (где функции профилактики и тушения пожаров обобщены).
2). Договор на охрану от пожаров различных объектов, с непосредственным тушением возникших пожаров.
3). Договор на пожарно-профилактическое обслуживание различных объектов.
В зависимости от места создания того или иного подразделения пожарной охраны три вышеназванных вида договоров дифференцируются на подвиды:
а) договор на пожарную охрану обслуживаемых объектов без непосредственного создания на них того или иного подразделения пожарной охраны;
б) договор на пожарную охрану обслуживаемых объектов с созданием на их имущественной базе соответствующего подразделения пожарной охраны.
9. Формулировку пункта 2 статьи 969 ГК РФ, предписывающую осуществление обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих (в том числе и сотрудников РСЧС), необходимо изложить в следующей редакции: «Обязательное государственное страхование осуществляется страховщиками и страхователями на основании договоров страхования, в соответствии с условиями, установленными законом и иными правовыми актами о таком страховании». Используемая в настоящее время формулировка не позволяет четко отграничить обязательства по социальному страхованию и обязательства по обязательному государственному страхованию, что неизбежно ведет к смешению данных понятий, к возникновению проблем в правоприменительной деятельности.
10. На законодательном уровне необходимо решить вопрос об эффективном взаимодействии и сотрудничестве подразделений РСЧС с различными организациями, в том числе и подразделениями МВД России, Минобороны России, ФСБ России, и других связанных с правоохранительной деятельностью, которое может складываться посредством двух форм:
1). При помощи договоров о взаимодействии и сотрудничестве.
2). При помощи административно-правовых предписаний (приказов, распоряжений, инструкций, утверждаемых положений), предусматривающих дальнейшее взаимодействие и сотрудничество.
Надлежащее развитие первой формы возможно с включением в главу 3 «Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», наряду с нормами управляющего и координационного воздействия, нормы частноправового характера, позволяющей урегулировать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления как между собой, так и с другими органами, организациями и формированиями, не относящимися к системе РСЧС. Указанная норма могла бы иметь следующее содержание: «По вопросам разграничения полномочий, взаимодействия и четкого функционирования, иных вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность во взаимодействии на основе соглашений между собой, а также с другими органами, организациями и формированиями, не относящимися к РСЧС».
Договор о взаимодействии и сотрудничестве, заключаемый подразделениями РСЧС, представляет собой добровольное объединение его участников без образования юридического лица, взаимно обязывающий их к определенным действиям, ведущим к достижению единой цели, непосредственно связанной с деятельностью РСЧС. Такому договору присущи характерные черты договора простого товарищества (гл. 55 ГК РФ), традиционно отождествляемые с отношениями, вытекающими из договора о совместной деятельности (п. 1 ст. 1041 ГК РФ).
11. Договорное взаимодействие и сотрудничество подразделений РСЧС с гражданами, наряду с административно-властным их привлечением, возможно с установлением в законодательстве РСЧС нормы следующего содержания: «Договорное взаимодействие и сотрудничество подразделений РСЧС с гражданами возможно в рамках реализации специальных целей и задач, установленных законодательством РСЧС». Данную формулировку можно предусмотреть либо в Кодексе чрезвычайных ситуаций, либо одним из пунктов ст. 14 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
12. В Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», распространяющих свое воздействие на все подразделения РСЧС, следует установить отсылочные правила об ответственности подразделений РСЧС на случай причинения вреда их противоправными действиями гражданам и организациям. В соответствии с такими правилами, подразделения РСЧС возмещают убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за вред, причиненный гражданам и организациям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей в соответствии с законодательством РФ. За противоправные действия подразделений РСЧС, которые отвечают признакам актов власти, ответственность должна нести казна РФ, казна субъектов РФ и казна муниципальных образований.
В свою очередь, в общих руководящих принципах деятельности всех подразделений РСЧС, определяемых в настоящее время ст. 3 Закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», необходимо предусмотреть и принцип недопущения необоснованного вреда гражданам и организациям при осуществлении своей профессиональной деятельности.
13. Подразделения РСЧС и иные публично-правовые образования, обладающие властью, способны, согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ, также как граждане и юридические лица, стать потерпевшими от незаконных действий или бездействия других органов государственной власти или их должностных лиц, при наличии определенных условий, установленных в законодательстве РСЧС.
Во-первых, при отношениях, складывающихся внутри самой государственной деятельности, носящей властный характер, стороны не должны находиться в прямой служебной подчиненности, определяемой и предписанной им каким-либо законодательным актом, и, соответственно, должны обладать равным правовым статусом с определяемыми признаками юридического лица.
Во-вторых, соответствующие отношения складываются, как правило, на базе государственного имущества, закрепленного за соответствующими органами и подразделениями на каком-либо вещном праве, которому и может быть нанесен вред. Но данные условия в соответствии со статьей 305 ГК РФ не отрицают как возможности использования соответствующего имущества, так и возможности обращения за защитой своего нарушенного гражданского права, в том числе и тех лиц, которым это имущество не принадлежит на праве собственности.
В-третьих, сама деятельность, в рамках которой может быть причинен вред, должна быть незаконной, т. е. выходить за рамки функций и задач, предписанных таким органам и подразделениям их специальным законодательством, иначе соответствующая деятельность окажется правомерной.
14. В Кодексе чрезвычайных ситуаций или в действующем ныне законодательстве РСЧС следует установить норму, согласно которой «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате противоправных действий (бездействия) подразделений РСЧС, их органов либо должностных лиц, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону, подлежит возмещению независимо от вины».
1. Гольцов В.Б. К вопросу о возникновении гражданско-правовых отношений в деятельности ОВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. № 4 (16). – С. 175-178. - 0,5 п. л.
2. Гольцов В.Б., Афанасьев А.В. Основные перспективные направления социальной работы в ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2003. № 3 (19). – С. 129-138. - 0,7 (0,6) п. л.
3. Гольцов В.Б., Вележев С.И. О договорных проблемах страхования в ОВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2004. № 1 (21). – С. 113-117. - 0,4 (0,1) п. л.
4. Гольцов В.Б. О понятии договора в гражданском праве // Правоведение. 2005. № 4. – С. 46-56. - 1,0 п. л.
5. Гольцов В.Б. Разграничение договора и соглашения в гражданском праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 3 (27). – С. 165-173. - 0,9 п. л.
6. Гольцов В.Б. Отличие договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заключаемых в подразделениях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ, от других схожих договоров гражданско-правового характера // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 4 (28–2). – С. 376-380. -0,8 п. л.
7. Гольцов В.Б. Место законодательства, регулирующего деятельность подразделений МЧС РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 3 (31). – С. 307-313. - 0,9 п. л.
8. Гольцов В.Б. Участие подразделений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий в частноправовых отношениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4 (32). – С. 180-184. - 0,9 п. л.
9. Гольцов В.Б. Перспективные направления совершенствования иерархической структуры законодательства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ // История государства и права. 2009. № 1. – С.2-5. - 0,7 п. л.
10. Гольцов В.Б. Юридические проблемы структуры законодательства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ // История государства и права. 2009. № 2. – С. 2-5.- 0,7 п. л.
11. Гольцов В.Б. Чрезвычайная ситуация – теория или юридический факт (проблемы законодательного определения) // Юридический мир. 2009. № 2. – С.49-54.- 0,7 п. л.
12. Гольцов В.Б. Спорные вопросы вины гражданско-правовой ответственности подразделений по чрезвычайным ситуациям за вред, причиненный гражданам и организациям при осуществлении профессиональной деятельности // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2010. № 17 (27) – С. 44-50. – 0,6 п.л.
13. Гольцов В.Б. Особенности работы полиции земли Северный Рейн Вестфалия (Германия) при возникновении чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 3 (47) – С. 31-33. – 0,3 п. л.
14. Гольцов В.Б. О необходимости классификации договоров, заключаемых в подразделениях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской федерации // Закон и право 2010. № 12/10. – С. 52-53. – 0,3 п. л.
II. Монографии, учебники и пособия
15. Гольцов В.Б. Договор страхования и чрезвычайные ситуации: монография. СПб.: Санкт Петербургский университет МВД России, 2005.- 97с. - 6,1 п. л.
16. Гольцов В.Б. Частноправовые отношения в деятельности подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ: монография. Ханты-Мансийск.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, 2008. – 448с. - 44,0 п. л.
17. Гольцов В.Б., Озеров В.С. Трудовое право России (с особенностями правоохранительной деятельности): учебник. Ханты-Мансийск: Изд-во «Печатное дело». 2008. – 365с. - 18,0 (17,0) п. л.
18. Гольцов В.Б. Гражданское право (в схемах): учебно-практическое пособие: часть первая. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. – 118с.- 7,5 п. л.
19. Гольцов В.Б. Гражданское право (в схемах): учебно-практическое пособие: часть вторая. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. – 98с. - 6,25 п. л.
III. Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах, опубликованные в других изданиях
20. Гольцов В.Б., Скопинов Д.А. Актуальные проблемы лизинговых отношений и пути использования лизинга системой МВД // МВД России - 200 лет. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 года. Часть 2 / под общ. ред. О.М. Латышева, В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998. – С.154-159.- 0,2 (0,1) п. л.
21. Гольцов В.Б. Преподавание гражданского права в учебных заведениях системы правоохранительных органов // Актуальные проблемы совершенствования преподавания гражданского права в современных условиях: материалы конференции (Санкт-Петербург, 23–24 марта 1999 г.). СПбГУ, 1999. – С.14-17.- 0,3 п. л.
22. Гольцов В.Б. Договор ОВД на пожарную охрану предприятий подразделениями Государственной противопожарной службы МВД РФ // Актуальные проблемы гражданско-правого регулирования деятельности ОВД. Сборник научных статей. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России. 2000. – С.23-26.- 0.5 п.л.
23. Гольцов В.Б. О проблеме договорной формы страхования в системе государственной службы // Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности: сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей: Вып. 16 / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2002. – С.154-159.- 0,5 п. л.
24. Гольцов В.Б., Шило В.Н. Основные принципы безопасного движения транспортных средств // Труды военной прокуратуры – войсковая часть полевая почта 62507: сб. научных трудов / под общ. ред. П. Л. Николаева. Душанбе: Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа, 2002. – С.44-50.- 0,4 (0,2) п. л.
25. Гольцов В.Б. Роль договора в социально-правовой защите сотрудников ОВД // Социально-правовая защита сотрудников ОВД: состояние и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26 июня 2003 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. – С.74-76.- 0,4 п. л.
26. Гольцов В.Б., Шило В.Н. Борьба с паникой и продолжительным ужасом людей-заложников // Вестник Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе». № 11. 2003. – С.18-22.- 0,3 (0,2) п. л.
27. Гольцов В.Б. Правовые трудности в определении чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2 (34). С. 68-73. - 0,6 п. л.
28. Гольцов В.Б. Об актуальности вопроса правовой природы и места договора в подразделениях МЧС России // Развитие гражданского законодательства стран – участниц Содружества Независимых Государств на современном этапе: материалы международной научно-практической конференции (Белгород, 15–16 ноября 2007 г.). Белгород: БГУ, 2009. – С. 24-28.- 0,5 п. л.
29. Гольцов В.Б. Актуальные проблемы государственного управления: О природе общественных отношений в системе МЧС РФ // Пути повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления в условиях современной административной реформы: материалы международной научно-практической интернет-конференции (Орел, ноябрь 2007 г.). Орел: Орловская региональная академия государственной службы, 2007. – С.15-23. - 0,6 п. л.
30. Гольцов В.Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике // Современное российское законодательство: законотворчество и правоприменение: сб. научных трудов РАЮН. № 8. М.: МГУ, 2007. – С.137-147.- 0,7 п. л.
31. Гольцов В.Б. О видах и природе договоров на пожарную охрану, заключаемых в подразделениях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы права в современной России: Сб. статей международной межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2008 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2008. – С.33-39.- 0,7 п. л.
32. Гольцов В.Б. О проблемах взаимодействия и сотрудничества подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ с организациями силовых ведомств МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ и других // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-теоретической конференции адъюнктов и докторантов (Санкт-Петербург, 27 июня 2008 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – С.96-102.- 0,7 п. л.
33. Гольцов В.Б., Канюков С.К. Об особенностях страхования в системе силовых структур государственной службы России // Управленческое консультирование. 2008. № 3. - С. 26-39. – 0,9(0,2) п.л.
34. Гольцов В.Б. Некоторые проблемы организационного единства в правосубъектности добровольных подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Военно-юридический журнал. 2009. № 1. - С. 4-11. - 1,1 п.л.
35. Гольцов В.Б. Особенности договорных отношений в воинских подразделениях при подготовке к возникновению чрезвычайных ситуаций // Экономико-правовые проблемы современной России: Материалы секции 6-й международной научно-практической конференции «Проблемы естествознания и безопасности человека» (Санкт-Петербург, 6–7 декабря 2008 г.). СПб.: Всемирная научная ассоциация (Санкт-Петербургское отделение); Международная академия «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе», 2008. – С.13-26. - 1,0 п. л.
36. Гольцов В.Б. Проблемные вопросы правового статуса фондов в РСЧС (на примере деятельности фонда развития системы безопасности «Защита Югры» // Правовая регламентация правозащитной деятельности в Российской Федерации (теория и практика реализации предписаний Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека): материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10–11 декабря 2008 г.). СПб.: Академия управления и экономики, 2008. – С.230-234.- 0,6 п. л.
37. Гольцов В.Б. Рекомендации командирам воинских и иных подразделений по заблаговременному договорному взаимодействию и сотрудничеству в чрезвычайных ситуациях // Актуальные проблемы обязательственного права: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29 апреля 2009 г.). СПб.: Северо-западный филиал Российской правовой академии Минюста России, 2009. – С.92-104.- 1,1 п. л.
38. Гольцов В.Б. Некоторые особенности договорных отношений между подразделениями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданами // Проблемы реализации норм гражданского права в России: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 21 мая 2009 г.). СПб.: Санкт-Петербургская юридическая академия, 2009. – С.61-65.- 0,4 п. л.
39. Гольцов В.Б. Актуальность исследования частноправовых вопросов связанных с безопасностью общества и предупреждением чрезвычайных ситуаций // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2009): материалы конференции (Санкт-Петербург, 28-30 октября 2009 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009.- С.26-27.- 0,3 п. л.
40. Гольцов В.Б. О необходимости создания Кодекса чрезвычайных ситуаций в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Вестник Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе». 2009. № 4 (34). – С.14-29.- 1,6 п. л.
41. Гольцов В.Б. О необходимости совершенствования норм деликтной ответственности в законодательстве Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации // Вестник Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе обществе» 2010. № 1 (43). С.18-27.- 0,8 п.л.
42. Гольцов В.Б. Вина в механизме гражданско-правовой ответственности за причинения вреда в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2010. № 2 (7). – С.73-75. – 0,4 п.л.
43. Гольцов В.Б. Опыт Земли Северный Рейн-Вестфалия в чрезвычайных условиях // На страже закона № 5 (119) май 2010. – С. 10. – 0,2 п.л.
44. Гольцов В.Б. Экология, чрезвычайные ситуации и особенности специальных подразделений полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии // Правовые проблемы охраны окружающей среды: Сб. статей по материалам 9 международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 9 июня 2010 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. – С. 70 – 75.- 0,5 п.л.