Научная тема: «СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЯХ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция целостного изучения индивидуальности, включает в себя системный разноуровневый анализ свойств в условиях опасной профессии. Она дает возможность наметить новые подходы к формированию экипажей с учетом их психодинамической, характерологической, социально-психологической и профессионально-деятельностных характеристик, а также содействовать в составлении научно-обоснованных программ развития профессионально важных качеств и личностных свойств летного состава гражданской авиации.
  2. Существует связь индивидуально-психологических свойств (темперамента и инициативности) с акцентуациями характера и типами межличностных отношений у летного состава.
  3. Темперамент и инициативность как профессионально важное качество летчика имеют специфические особенности в психологических проявлениях у представителей опасных профессий.
  4. Группы хорошо и высокопрофессиональных летчиков различаются по степени выраженности ригидности в интеллектуальной и коммуникативной сферах проявлений темперамента, эгоцентричности и критичности межличностных отношений, циклотимической и застревающей акцентуациями характера, энергичности и интернальной регуляцией инициативных проявлений.
  5. Существуют особенности проявлений регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых аспектов инициативности в зависимости от выраженности свойств темперамента летного состава.
  6. Программа обучения летного состава в области человеческого фактора с учетом разноуровневых характеристик индивидуальности является эффективной и состоятельной.
  7. Особенности связей инициативности отражаются в специфике соотношений регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых ее переменных с показателями личностной и учебно-профессиональной активности.
  8. Имеются значимые количественные и качественные различия в степени выраженности различных компонентов инициативности в зависимости от личностной и учебно-профессиональной активности курсантов-пожарных.
  9. Реализация инициативности в учебно-профессиональной деятельности выражена больше у высокоактивной группы курсантов и носит социально-ориентированный характер. Профессиональная же активность малоинициативных курсантов в большей степени эгоцентрирована, что сказывается на продуктивности деятельности.
  10. Компенсирующие механизмы взаимоотношений разных уровней индивидуальности в целях более объективной оценки потенциальных (ресурсных) возможностей в обеспечении успешности профессиональной деятельности - это их учет при подборе и комплектовании экипажей.
Список опубликованных работ
1.Связь свойств темперамента с особенностями характера у летного состава гражданской авиации РФ // Вестник Российского университета дружбы народов. - М.: Изд-во РУДН. – 2006. - №1(3). – 0,7 п.л.

2.Индивидуальные различия и факторная структура свойств темперамента, инициативности, акцентуаций характера и межличностных отношений у летного состава гражданской авиации // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. Приложение №1(1) 2006. – 0,8 п.л.

3.Связь продуктивно-смысловых признаков инициативности и свойств темперамента летного состава ГА // Вестник Челябинского гос. пед ун¬та. Челябинск, Челябинский гос. пед. ун-т.- 2006.- №6.2-43. – 0,8 п.л.

4.Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2006.- №6(42). - 0,7 п.л.

5.Связь регуляторно-динамических признаков инициативности со свойствами темперамента у летного состава гражданской авиации // Вестник Российского университета дружбы народов. - М.: Изд-во РУДН. – 2007. - №1. – 0,6 п.л.

6.Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях: монография.-Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2006. – 20,16 п.л.

7.Полет без стрессов: человеческий фактор в авиации: Учебно - метод. пособие. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2005. – 7,0 п.л.

8.Факторная структура инициативности личности//Практическая психология – 98: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 31 марта-3 апреля 1998 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. -0,1 п.л.

9.Связь различных переменных инициативности и показателей профессиональной деятельности курсантов пожарно-технического училища // Практическая психология – 98: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 31 марта-3 апреля 1998 г. /Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1998 - 0,1 п.л.

10.Соотношение различных переменных инициативности и показателей активности профессиональной деятельности курсантов пожарно-технического училища МВД // Психология и практика: Материалы 11 съезда Росс. психол. общества: Ежегодник / Ярославск. гос. ун-т. -Ярославль, 1998. – Т.1., Вып. 3. - 0,2 п.л.

11.Соотношение различных переменных инициативности и показателей активности профессиональной деятельности в специфических условиях // Международное университетское сотрудничество в области образования и культуры в Уральском регионе: тез. докл. конф., Екатеринбург, 27-30 апреля 1998 г. /Урал. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1998. - 0,2 п.л.

12.К проблеме профессионально важных качеств пожарного // Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16-17 февраля 1999г./Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1999. - 0,2 п.л.

13.Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных / Институт Молодежи, М., 1999.-1,0 п.л.

14.Сравнительнаяхарактеристикаразличныхкомпонентов инициативности у высоко- и малоактивных групп курсантов-пожарных // Пасхи. Психологический журнал/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. – 1,0 п.л.

15.Психологический анализ трудностей в проявлении инициативности курсантов-пожарных//Психологическоеобеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: сб. тезисов выступлений участников региональных семинаров практических психологов / М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. -0,2п.л.

16.Графическое изображение средних значений инициативности у различных групп курсантов-пожарных // Практическая психология 2000: Ежегодник: материалы регион. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 30 марта – 1 апреля 2000г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000.-Т.3. - 0,3 п.л.

17.Индивидуальные различия в профессионально-личностной активности у различных групп курсантов // Практическая психология 2000: Ежегодник: материалы регион. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 30 марта – 1 апреля 2000г. / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург,2000. -0,3 п.л.

18.Психология человека: метод. рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000.- 3,0 п.л.

19.Пути совершенствования системы психологической подготовки экипажей к действиям в особых ситуациях полета // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 8-й науч.-практ. конф., Екатеринбург, 21-23 ноября 2000г. / Урал. гос. профес.-пед. ун-т.- Екатеринбург, 2000. - 0,2 п.л.

20.Личность пилота в особой ситуации // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: материалы всеросс. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 29-30 мая 2001г. / Магнитогорский гос. ун-т.- Магнитогорск, 2001. - 0,2 п.л.

21.Факторный анализ инициативности и показателей личностной активности курсантов-пожарных // Проблема личности в современной психологии: методология, теория и практика: материалы Х психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов и студентов/ Московская гуманитарно-социальная академия.- Москва, 2001 - 0,2 п.л.

22.Основы психологии безопасности полетов и психологического анализа ошибок в лётном деле // Практическая психология-2001: Ежегодник: материалы региональной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27-28 марта 2001 г./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. - 0,3 п.л.

23.Психолого-педагогический практикум: метод. рекомендации // Рабочая книга по педагогической психологии / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2001.- 0,7 п.л.

24.Практикум по педагогической психологии: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001- 3,0 п.л.

25.Психология личности: практикум: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун¬т. - Екатеринбург, 2001.- 5,7 п.л.

26.Практикум по психодиагностике (учеб. пособие) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.- 6,0 п.л.

27.Профессионально-деятельностные характеристики инициативности летного состава // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Бийск, 27-28 июня 2002г./ Науч.-исслед. центр Бийского гос. пед. ун-та.- Бийск, 2002. - 0,2 п.л.

28.Мотивационные характеристики инициативности летного состава // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы международной науч.-практ. конф., Москва, 16-18 октября 2003 г. – Москва, 2003. - 0,2 п.л.