- Гражданское общество - такое политико-правовое и социально-экономическое состояние (качество) целостной системы жизнедеятельности людей и одновременно арена добровольных коллективных действий, которые свидетельствуют об обеспечении свободы и достоинства личности, удовлетворении частных и публичных интересов, а также реализации индивидуальных и коллективных прав и свобод. В институциональном плане формирование гражданского общества осуществляется через систему институтов и отношений, призванных обеспечивать условия для самоорганизации (формирования гражданской инициативы и активности) и самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных и публичных интересов и потребностей в рамках действующего права, т.е. осуществление интеракции (взаимодействия) между людьми, постоянно обеспечивающей воспроизводство самых различных общественных отношений, в рамках которой личность (человек) реализует свободу выбора образа жизни.
- Гражданское общество - это сфера деятельности не только частных лиц и негосударственных объединений, но и политических организаций, включая государство. Гражданское общество и все его структурные компоненты действуют в правовом пространстве под воздействием «государственного регулирования». Гражданское общество и государство - это взаимосвязанные политико-правовые явления, своего рода тандем, где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо гражданское общество выступает источником государства. Государство в свою очередь оказывает то или иное воздействие на гражданское общество (и достаточно активное), но оно должно соизмеряться с особенностями отношений в этом обществе, с уровнем их зрелости и характером социокультуры.
- Личностный аспект права выражается в притязании индивида на самореализацию, способную обеспечить его право на конкретные действия государственных структур по удовлетворению и защите его прав и интересов. Право в известной степени служит тем фоном, на котором протекает реальная жизнь индивида. Воздействие права на общественные отношения преломляется через призму индивидуального и общественного сознания. Право влияет на социальную активность личности, на ее социализацию независимо от того, стремится к этому сам человек или нет. Иными словами, предназначение права в гражданском обществе обеспечить активность и самореализацию личности.
- Предназначение и целеполагание права в гражданском обществе определяется рядом системообразующих функций, которые вытекают из основной задачи права - поддержания упорядоченности отношений между государством и обществом, между обществом и личностью. Это предполагает урегулированность и стабильность общественных связей внутри гражданского общества, так и их преобразование, и развитие в духе обеспечения самореализации личности. Среди этих функций следует выделить:- познавательно-воспитательная функция (подготовка каждого нового поколения к восприятию правовых ценностей);- регулятивно-стабилизирующая функция (смягчение противоречий и устранение социального напряжения в обществе);- интегративно-коммуникационная функция (объединение людей и обеспечение, с одной стороны, равенства возможностей при отсутствии фактического равенства (которое в любом обществе невозможно), а с другой - социализации личности посредством информирования индивидов о социальных ценностях, взятых под охрану государства); - контрольно-императивная функция (поддержание целесообразного и должного поведения индивидов и функционирования институтов гражданского общества).
- Роль права в самореализации личности проявляется, в частности: в воздействии на сознание и формирование мировоззрения личности; в закреплении правового положения личности и очерчивании границы свободной социальной активности, в том числе путем предоставления широких прав и свобод; в установлении механизма защиты интересов личности; в установлении рамок свободного поведения личности, по принципу "разрешено все, что не запрещено законом"; в разрешении разного рода конфликтов и споров; в предоставлении личности возможности воздействовать на государственные органы; в поддержании динамического равновесия между интересами личности и интересами общества; в закреплении процедур проявления личностных инициатив.
- Анализ роли права в гражданском обществе позволяет сделать следующий вывод - все субъекты гражданского общества, включая государство, взаимодействуют между собой в различных сферах жизнедеятельности (социологический подход) на основе законодательства (позитивистский подход), закрепляющего формальное равенство, свободу выбора, осуществление неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, правовых предписаний всеми (философский, либертарно-юридический подход). Таким образом, здесь целесообразен смешанный подход к решению данного вопроса, ибо все вышеуказанные научные подходы к правопониманию ведут к одному - гражданское общество - это общество правовых возможностей, т.е. возможностей пользоваться тем или иным благом.
- В гражданском обществе личность отвечает за выбор своего поведения. Свобода - всегда ответственность за свою собственную судьбу, готовность действовать абсолютно свободно в рамках возможного. Ответственность - это правовая активность при реализации субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, умение управлять своим поведением в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к нему окружающие и общество в целом. Речь идет о гражданской (неюридической) ответственности, носящей индивидуальный и коллективный характер. Отличительной ее чертой является направленность в будущее. Гражданское общество - это «шанс» преодолеть отчуждение.
1.Право и самореализация личности в гражданском обществе. М., 2007 – 13 п.л. (монография).
2.Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М,. 2005 – 7, 5 п.л. (монография).
3.Личность и самоуправление. Деп. ЮНИОН № 47510 от 31 декабря 1992 – 10,0 п.л. (монография).
4.Территориальные органы общественной самодеятельности // Органы общественной самодеятельности как форма социалистической демократии. М., 1985 – 3,2 п.л. – (глава в коллективной монографии).
5.Конституционные права и обязанности общественных объединений в сфере социального развития и культуры // Конституционный статус общественных объединений. М., 1983 – 2,0 п.л. – (глава в коллективной монографии).
Статьи в рецензируемых журналах
6.Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. 2006. № 1 – 1 п.л. (статья).
7.Соотношение политико-правовой активности личности и функционирования гражданского общества // Право и политика. 2006. № 12 – 1 п.л. – (статья).
8.Право и личность в гражданском обществе // Право и государство: теория и практика. 2007. № 3 – 1 п.л. – (статья).
9.Права и свободы личности как субъекта политической жизни // Государство и право. 2007. № 7 – 1 п.л. (статья).
10.Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. № 5– 0,7 п.л. – (статья).
11.Гражданское общество как многоуровневая система // Право и политика. 2007. № 5 – 1 п.л. – (статья).
12. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. № 6 – 0,5 п.л. (научное сообщение).
13.Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. № 7 – 0,5 п.л. (научное сообщение).
Иные публикации
14.Личность в гражданском обществе // Феноменология государства. Вып. 2. М., 2004 – 1 п.л. – (статья).
15. Социальный и политический плюрализм // Политические проблемы теории государства. М., 1993 – 1 п.л. (статья).
16.Возможно ли достижение гражданского согласия в России: за и против // Право и жизнь. 1992. № 3 – 1 п.л. (статья) – в соавторстве.
17.Общественные объединения в СССР. М., 1991 – 3,6 п.л. (брошюра) – в соавторстве.
18.Разнообразие общественно-политической активности - закономерность становления гражданского общества // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991 – 0,7 п.л. (статья).
19.Расширение территориального общественного самоуправления – важнейшая тенденция современного развития политической системы социализма // Советы в условиях реформы политической системы. М., 1989 – 1,2 п.л. (статья) – в соавторстве.
20.Личность и социалистическое самоуправление народа // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. М., 1988 – 1 п.л. (статья).
21. О роли личности в самоуправлении // Советское государство и право. 1989. № 1 – 0,1 – (круглый стол).
22. Гарантии для неформалов. // Литературная газета. 1989. 13 сентября – 0,2 – (круглый стол).
23. Общественные формы самоуправления по месту жительства // Советское государство и право. 1988. № 2 – 0,5 – в соавторстве.
24. Домовые, уличные и квартальные комитеты: организационно-правовые аспекты деятельности // Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985 – 1 п.л. (статья).
25.Органы общественной самодеятельности // Советское государство и право. 1984. № 5. – 0,5 п.л. (статья) – в соавторстве.
26.Массовые общественные организации и молодежь // Государство, право и молодежь. М., 1985 – 0,5 п.л. (статья).
27.Роль общественных организаций в решении социально-культурных задач // Общественные организации в условиях развитого социализма. М., 1982 – 1 п.л. (статья).
28.Общественные организации, право и личность // Советское государство и право. 1978. № 6. – 0,2 п.л. (научное сообщение).