-
уточнены по сравнению с имеющимися определения терминов и понятий: «механизм деятельности естественных монополий в промышленности» (он рассматривается как взаимозависимая совокупность структурных элементов
-
естественной монополии и их организационно-экономических и технологических взаимосвязей, находящихся в динамическом взаимодействии с целью обеспечения производства необходимого количества продукции при заданных требованиях и ограничениях), «состязательность» (она рассматривается как возможность сравнения результатов и регулирования целевых показателей деятельности по показателям «лучшей практики в отрасли») и «квазиконкуренция», которая рассматривается как процесс создания возможности («угрозы») развития конкуренции между операторами при сохранении монопольного состояния рынка;
-
выявлен эффект «новой вертикальной интеграции»; выделены объекты реинтеграции в отраслях естественных монополий; выявлено, что группы, возникающие в ходе реинтеграционных процессов, представляют собой субъекты рынка с особыми поведенческими стратегиями, основанными на синергии видов деятельности; определены основные движущие силы этих процессов - эффекты масштаба и вертикальной интеграции; дана характеристика основных мотивов реинтеграции; выявлены потенциальные риски этих процессов; показано путем анализа эмпирических данных, что такие группы увеличивают рыночную концентрацию и обладают большими возможностями для манипулирования рынком;
-
предложена концепция реформирования естественных монополий, основанная на учете интересов конечных потребителей (переходе к «рынку покупателя»); сформулированы цели и задачи реформирования естественных монополий с позиций потребителей продукции, государства и предприятий; разработаны критерии оценки степени достижения состояния «рынка покупателя»;
-
на основании анализа опыта реформирования в европейских странах выявлено, что после завершения основного этапа структурных изменений приоритеты государственного регулирования смещаются в сторону защиты интересов потребителей услуг естественных монополий;
-
предложен подход к регулированию деятельности предприятий естественных монополий, в отличие от существующего, рассматривающий инструменты технологического управления отраслями не как услугу, предоставляемую участникам рынка, а как элемент общего механизма регулирования деятельности естественных монополий;
-
разработана методика оценки уровней монопольной власти и рыночной концентрации при анализе состояния конкурентной среды не только среди поставщиков услуг, но и среди покупателей на реформированных рынках с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), а также показана возможность применения
-
модификации этой методики для оценки влияния групп, в которых присутствуют и поставщики, и покупатели услуг;
-
теоретически обосновано и доказано с использованием эмпирических данных и рассчитанных аналитических показателей, что рынок товаров (услуг) реформированных естественных монополий можно определить как рынок ограниченной конкуренции (скоординированная олигополия); поэтому система его регулирования должна контролировать входные барьеры, доступ к монопольной инфраструктуре, состояние конкурентных отношений и способность отдельных субъектов (групп субъектов) к манипулированию рынком;
-
разработана и предложена новая модель розничного рынка электроэнергии, позволяющая расширить возможности торговли электроэнергией и преодолеть состояние олигопсонии, сложившееся на оптовом рынке электроэнергии и мощности; модель включает в себя усовершенствованный механизм деятельности сбытовой компании и методику трансляции оптовых цен на розничные рынки, обеспечивающую контроль над волатильностью цен;
-
определены главные направления и принципы поддержания и развития конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии России - стимулирование строительства новых мощностей, изменение топологии магистральных сетей, развитие конкуренции среди покупателей; доказано, что наиболее экономически обоснованным является развитие спроса на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также снятие системных ограничений;
-
предложена новая модель рынка мощности с организацией конкурентного отбора по полным затратам, а не только по постоянным издержкам (как в действующей модели рынка); предложена методика расчета «ценового потолка» для рынка мощности, позволяющая увеличить количество предложений и уровень конкуренции при проведении конкурентных отборов мощности;
-
разработан целостный подход и практические рекомендации по совершенствованию реформированной электроэнергетики, позволяющие перейти к «рынку покупателя» и существенно повысить эффективность ее функционирования в рамках национальной экономики. Приоритеты предложенного механизма: создание системы, обеспечивающей синхронное развитие различных сегментов отрасли; повышение уровня конкуренции за счет снижения влияния групп, объединяющих поставщиков топлива, производителей и продавцов услуг; применение новой концепции рынка мощности, основанной на учете полных затрат; использование инструментов технологического управления для регулирования отрасли; использование модели итерационного регулирования, чередующей разнонаправленные воздействия на объект регулирования; применение новой модели розничного рынка и деятельности сбытовых компаний.
1.Трачук А. В. Реформирование естественных монополий: вопросы целеполагания. [текст]: Монография. - СПб. : ДЕАН, 2008. - 176 с. (12,0 п.л.).
2.Трачук А.В. Регулирование естественных монополий: пути совершенствования [текст]: Монография. – СПб.: Издательский дом «Экономика: наука и практика», 2009. (11,0 п.л.);
3.Трачук А.В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции [текст]: Монография. – M.: Издательство «Магистр», 2010. (8,82 п.л.).
4.Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития [текст]: Монография. – М.: Экономика, 2011. (20,0 п.л.).
Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК для публикации результатов научных
исследований:
1.Трачук А.В. Механизмы стимулирования инвестиций в электрогенерирующих
компаниях [текст] / А.В. Трачук // Вестник АКСОР.- М, 2009. - №4. - с. 189-192. (0,4 п.л.);
2.Трачук А.В. Методы стимулирования инвестиций в инфраструктурные проекты (на примере электроэнергетики) [текст] / А.В. Трачук // Проблемы современной экономики. – СПб., 2009. - №4(32). - с. 350-354. (0,63 п.л.);
3.Трачук А.В. На оптовом рынке электроэнергии. Модель рынка мощности с конкуренцией по полным затратам [текст] / А.В. Трачук // Российское предпринимательство. – М., 2009. декабрь, выпуск 2. - с 88-93. (0,5 п.л.);
4.Трачук А.В. Последствия реформирования электроэнергетики с позиций развития конкуренции [текст] / А.В. Трачук // Вестник Финансовой академии.– М., 2010.
-№1. - с.44-50. (0,59 п.л.);
5.Трачук А.В. Электроэнергетический холдинг: стратегии и выгоды. Рыночные стратегии холдингов, объединяющих генерирующие и сбытовые компании [текст] / А.В. Трачук // Российское предпринимательство. – М., 2010. - №1, выпуск 2. - с.95-99. (0,44 п.л.);
6.Трачук А. В. Анализ конкуренции среди покупателей на оптовом рынке электроэнергии и мощности [текст] / А.В. Трачук // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.. – Саратов., 2010. - № 1. -с. 106—109. (0,45 п.л.);
7.ТрачукА.В. Состояние конкурентных отношений в реформированной электроэнергетике [текст] / А.В. Трачук // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета – Красноярск., 2010. Выпуск 1(27). - с. 203-206. (0,38 п.л.);
8.Трачук А.В. Особенности государственного регулирования олигополии [текст] / А.В. Трачук // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. – Красноярск., 2010. Выпуск 1(27). - с. 207-211. (0,58 п.л.);
9.ТрачукА.В. Конкурентные стратегии поставщиков оптового рынка электроэнергии и мощности [текст] / А.В. Трачук // Контроллинг. – М. 2010.
-№1(34). - с. 76-81. (0,48 п.л.);
10.ТрачукА.В. Конкурентные стратегии покупателей на оптовом рынке электроэнергии и мощности [текст] / А.В. Трачук // Вестник МАДИ (ГТУ). – М., 2010. вып.1(20). - с. 57-61. (0,46 п.л.);
11.Трачук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию [текст] / А.В. Трачук // Экономические науки. – М., 2010. - №1 (62). - с. 183- 188. (0,57 п.л.);
12.ТрачукА.В. Модель деятельности сбытовых компаний для повышения их устойчивости [текст] / А.В. Трачук // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» - М.,2010. - №1. - с. 120-123. (0,46 п.л.);
13.Трачук А.В. Влияние ввода новых генерирующих мощностей на конкуренцию между поставщиками оптового рынка [текст] / А.В. Трачук // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. – М.,2010. - № 2(32).- с. 34-41. (0,42 п.л.);
14.ТрачукА.В. «Новая вертикальная интеграция» в реформированной электроэнергетике [текст] / А.В. Трачук // Энергетик. – М.,2010. - № 8. - с. 6-9. (0,56 п.л.);
15.Трачук А. В. Оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке электроэнергии [текст] / А.В. Трачук // Экономические науки. – М., 2010. - № 5(66). -с. 124–129. (0,65 п.л.);
16.Трачук А. В. Рынок покупателя как цель реформирования естественных монополий [текст] / А.В. Трачук // Сибирская финансовая школа. – Новосибирск., 2010. - № 5. - с. 25-32. (0,91 п.л.);
17.Трачук А.В. Саморегулирование в отраслях инфраструктурных естественных монополий [текст] / А.В. Трачук // Эффективное антикризисное управление. – СПб., 2010. - № 4(63). - с. 46-55. (1,1 п.л.);
18.Трачук А.В. Эволюция механизма деятельности естественных монополий или зачем нужно реформировать монополии [текст] / А.В. Трачук // Вестник Финансовой академии. – М., 2010. - №6. - с.5-13. (0,77 п.л.).