-
Контекстуально-уровневая модель ценностно-смысловой регуляции жизнедеятельности человека как субъекта жизни включает следующие уровни-пространства ее осуществления: пространство со-бытийных общностей, с которыми человек соотносит смысл своей жизни; пространство жизни человека как целостности; пространство сфер жизни; пространство отдельной деятельности и общения; пространство действия. Каждое из уровней-пространств представляет собой структурно-функциональную систему, функционирующую по принципу открытого регуляторного кольца, и имеет свой специфический состав, механизмы и закономерности организации и регуляции активности человека, а их совокупность задает ценностно-смысловую организацию жизненного пространства личности.
-
Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта с содержательной стороны определяется иерархизированной системой личностных ценностей, являющихся источниками смыслообразования, с динамической - векторами напряжений, возникающими при сопоставлении ценностно-насыщенных экзистенциальных ожиданий с воспринимаемой субъектом степенью реализации личностных ценностей в жизни. Единство содержательных и динамических сторон жизненного пространства личности определяет его ценностно-смысловой рельеф, имеющий социокультурно-, воз-растно-, гендерно- и профессионально обусловленную специфику.
-
Возможность динамики реализации ценностей, наряду с универсальными пространственно-временными ограничениями бытия человека в мире, задается функциональной взаимосвязью личностных ценностей и потребностей. Поскольку ценностное содержание включено в структуру каждой конкретной потребности, а одна и та же потребность одновременно входит в зону действия разных ценностей, то реализация личностных ценностей может происходить при удовлетворении широкого спектра потребностей.
-
Функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей регулирует смену экзистенциальной установки на смысловую открытость (или закрытость) человека в соответствии с фазами его развития в цикле экзистенциального взаимодействия с миром. Они определяют осмысление субъектом динамики реализации ценностей, проявляющейся в воспринимаемой им степени рассогласования меры важности ценности и оценки ее доступности. Преобладание реализуемости ценностей выражается в смысловой установке человека на согласование меры важности ценности с воспринимаемой степенью ее доступности, а барьерности - на рассогласование данных параметров. Сочетание выраженности реализуемости и барьерности определяет типы смыслообразования в контексте личностных ценностей: свободно-реализуемый, барьерно-реализуемый, барьерный, барьерно-проблемный, нейтральный.
-
Функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей, действуя в деятельностном слое образа мира, проявляется в работе механизмов его семантического и перцептивного слоев, и определяет «объемность», фигуро-фоновый рельеф, степень освоенности, ориентацию на расширение или стабилизацию, центрированность (вовне или вовнутрь) жизненного пространства личности. Он сопряжен с психологическим временем, перманентными психическими состояниями и составляющими стратегии жизни субъекта.
-
Индивидуальная мера выраженности реализуемости-барьерности личностных ценностей является относительно (в психометрическом пони мании) устойчивой характеристикой личности, не связанной с уровнем ее инструментальных проявлений (черт характера, уровня интеллекта) и пре обладанием мотивационных тенденций достижения или избегания неудачи, при этом она чувствительна к качественным изменениям социальной ситуа ции развития субъекта.
-
Фиксация в ходе развития человека как субъекта жизни одного из по люсов экзистенциальной установки (барьерности или реализуемости лично стных ценностей) приводит к появлению целостных типологических вариантов ценностно-смысловой организации жизненного пространства личности, имеющих специфику содержательных и темпоральных характеристик, выражающуюся в особенностях иерархии личностных ценностей и оценки доступности некоторых из них, особенностях временной трансспективы, проявляющейся в параметрах психологического возраста и реализованности жизни, в оценке эмоциональной насыщенности жизни в целом.
1.Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценно¬стей. – Казань: Казан. ун-т, 2005. – 128 с. (7,44 п.л.).
2.Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространст¬ва личности. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – 452 с. (26,7 п.л.).
Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
3.Салихова Н.Р. Гендерные особенности смыслообразования в контексте личностных ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 5 / под ред. Е.Е.Сапоговой. В 2-х частях. – Ч. 1. – Тула: ТулГУ, 2005. – С. 167-178 (0,52 п.л.).
4.Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьер-ности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 6 / под ред. Е.Е.Сапоговой. – Тула: ТулГУ, 2006. – С. 149-165 (0,85 п.л.).
5.Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных цен¬ностей и защитных механизмов личности // Известия Тульского государст¬венного университета. Серия «Психология». Вып. 7 / под ред. Е.Е.Сапоговой. – Тула: ТулГУ, 2006. – С. 163-182 (0,93 п.л.).
6.Салихова Н.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей как ди¬намическая характеристика ценностно-смысловой сферы личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – Т. 149, кн. 1. – С. 180-195 (1,31 п.л.).
7.Салихова Н.Р. Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценнос-тей в юности // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 3-12 (0,6 п.л.).
8.Салихова Н.Р. К проблеме динамических аспектов функционирования лич¬ностных ценностей // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Т. 150, кн. 3. – С. 64-82.(1,56 п.л.).
9.Салихова Н.Р. Реализуемость личностных ценностей в ситуации жизненного кризиса // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 1. – С. 44-51 (1,0 п.л.).
10.Салихова Н.Р. Специфика смысложизненных состояний личности в про¬цессе профессиональной подготовки // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79-89 (совместно с С.А.Соловьевой) (0,7 п.л. ) (авт. участие 50 %).
11.Салихова Н.Р. Реализуемость личностных ценностей в становлении жиз¬ненного мира человека // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 32. – С. 40-46 (0,7 п.л.).
12.Салихова Н.Р. Соотношение реализуемости личностных ценностей и ког¬нитивных стилей // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 3 (13). – С. 199-205 (совместно с С.А.Терентьевой) (0,7 п.л.) (авт. участие 50 %).
13.Салихова Н.Р. Понятийные оппозиции описания жизненного мира чело¬века // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 151, кн. 5, ч. 1. – С. 211-226 (1,3 п.л.).
14.Салихова Н.Р. Контекстуально-уровневая модель жизненного простран¬ства личности // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитар¬ные науки». – 2010. – Т. 152, кн. 5. – С. 183-199 (1,3 п.л.).
Статьи в международных изданиях:
15.Салихова Н.Р. Соотношение психологического возраста и реализуемости личностных ценностей // Время пути: исследования и размышления / под ред. Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.Г.Злобиной, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева. Киев: Институт социологии НАН Украины, 2008. – С. 179-193 (1,0 п.л.).
16.Salikhova N.R. The realizability of personal values as a dynamic feature of the value-sense sphere of personality // Journal of Russian & East European Psychol¬ogy, 2010. – Vol. 48. – № 2. – С. 79-94 (1,0 п.л.).
Статьи в научных сборниках и журналах:
17.Салихова Н.Р. Типы функционирования ценностей в смысловой сфере личности // Социальная психология в XXI столетии. Т.2 / под ред. В.В.Козло¬ва. – Ярославль, 2003. – С. 171-173 (0,17 п.л.).
18.Салихова Н.Р. Согласованность и функционально-смысловая классифика¬ция ценностей // Психология в Казанском университете / отв. ред. Л.М.Попов. – Казань: Казан. ун-т, 2004. – С. 97-118 (0,9 п.л.).
19.Салихова Н.Р. Взаимосвязь психических состояний с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности // Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 5 / под ред. А.О.Прохорова. – Казань: Центр инноваци¬онных технологий, 2004. – С. 141-156 (0,93 п.л.).
20.Салихова Н.Р. Психические состояния в анализе содержательных и дина¬мических особенностей ценностно-смыслового мира личности // Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 6 / под ред. А.О.Прохорова. – Казань: Казан. ун-т, 2006. – С. 136-150 (0,91 п.л.).
21.Салихова Н.Р. Критерии и типы смыслообразования в контексте личност¬ных ценностей // Вопросы социальной психологии. Вып. 2 (7): Сборник науч¬ных трудов / под ред. В.И.Страхова. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 110-127 (1,11 п.л.).
22.Салихова Н.Р. Соотношение типов смыслообразования в контексте обще¬человеческих и групповых ценностей в студенческом возрасте // Казанский педагогический журнал. – 2006. – № 3. – С. 37-45 (0,5 п.л.).
23.Салихова Н.Р. Специфика типов смыслообразования в контексте личност¬ных ценностей и в связи с особенностями профессии // Психологические ис¬следования личности и ее ценностного мира в современном российском об¬ществе. Сборник научных трудов / ред.-сост. И.М.Городецкая / отв. ред. Б.С.Али-шев, А.Л.Журавлев, М.Г.Рогов. – Казань: КГТУ, 2007. – С. 177-184 (0,48 п.л.).
24.Салихова Н.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей, Эго-идентичность и жизненный выбор в юности // Вопросы социальной психоло¬гии. Вып. 3 (8): Сборник научных трудов / под ред. В.И.Страхова. – Саратов: Наука, 2007. – С. 124-138 (0,91 п.л.).
25.Салихова Н.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей и субъ¬ективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в жизненном пространстве лич¬ности // Психосфера. Сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ. Выпуск второй / под ред. Е.Е.Сапоговой. – Тула: ТулГУ, 2008. – С. 146-159 (совместно с С.А.Терентьевой) (0,67 п.л.) (авт. участие 50 %).
26.Салихова Н.Р. Механизм барьерности-реализуемости личностных ценно¬стей в структурировании жизненного мира человека // Вестник Новосибир¬ского государственного университета. Серия «Психология». – 2008. – Т. 2. – Выпуск 1. – С. 36-40 (0,64 п.л.).
27.Салихова Н.Р. Уровневый подход к переживанию // Бехтеревские пси-хологические традиции в Казанском университете / отв. ред. Л.М.Попов. – Казань: Отечество, 2010. – С. 224-237 (0,91 п.л.).