-
Выявлены закономерности развития налоговых отношений в федеративном государстве и обоснованы преимущества применения модели институционализма для их исследования. Исходя из этого, уточнены понятия «налог», «налоговые отношения», «налоговая конкуренция» и выявлены их институциональные признаки, предложены дефиниции «справедливость налоговых отношений», «налоговая конкурентоспособность».
-
Разработаны теоретические и методологические основы налоговой конкуренции как институциональной нормы налоговых отношений, обоснованы её виды и субъекты, цель, значение и условия развития, осуществлено теоретическое обоснование понятия налоговой конкурентоспособности уровней власти в процессе институциональных преобразований на макроуровне, позволяющее получать прогнозные оценки возможного вектора развития федеративных отношений в России вследствие расширения налоговой автономии региональных органов власти и органов местного самоуправления. Выявлено, что в России имеются необходимые институциональные условия, позволяющие сохранить устойчивость федеративной системы при усилении налоговой конкуренции.
-
Разработана на основе системного анализа методология гармонизации налоговых отношений, базирующаяся на развитии федерализма, включая цель и принципы гармонизации, предложены способы и средства её реализации: инструменты гармонизации.
-
Предложена научно обоснованная концепция налогового федерализма:- дана авторская трактовка дефиниции «налоговый федерализм», а именно: показано,
что в основу разграничения налоговых полномочий и ответственности носителей власти
должна быть положена справедливая политика перераспределения финансовых ресур
сов; обоснованы его принципы; показаны теоретическая и практическая значимость развития налогового федерализма, а также недостаточная проработанность научной основы его реализации в России; доказано воздействие налоговой конкуренции на развитие налогового федерализма, обоснована необходимость создания условий для вертикальной налоговой конкуренции между Федерацией и её субъектами за формирование «правил игры». -
Научно обоснованы и предложены меры, позволяющие находить баланс налоговых интересов публично-правовых образований в России с тем, чтобы обеспечить справедливое перераспределение финансовых ресурсов; уточнена формулировка теоремы Коуза об оптимальном распределении полномочий применительно к разграничению налоговых полномочий между уровнями власти.
-
Доказано, что принятый порядок формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ не обеспечивает условий для расширения налоговой автономии региональных органов власти. Уточнена применяющаяся в зарубежной практике методика расчета степени налоговой независимости субфедеральных властей, необходимая для оценки уровня их налоговой автономии в части состава учитываемых при расчете налогов. Обосновано, что формирование доходов бюджетов территорий преимущественно за счет налоговых источников более рационально, чем за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
-
Выявлены и систематизированы факторы, определяющие налоговую конкурентоспособность территорий в условиях гармонизации налоговых интересов различных уровней власти.
-
Дополнены критерии разграничения налоговых полномочий и разделения налогов между уровнями власти. Предложена модель распределения: полномочий субъектов власти по установлению налогов, а также налоговых поступлений по уровням бюджетов, нацеленная на создание необходимых стимулов для решения вопросов обеспеченности собственной финансовой базы субфедеральными органами власти и органами местного самоуправления и условий для контроля налогоплательщиками расходования налоговых поступлений.
-
На примере особых экономических зон доказано, что в процессе институциональных преобразований на мезоуровне, нацеленных на формирование «точек роста» на специально выделенных территориях, в том числе путем создания благоприятного налогового климата, дальнейшее реформирование развития ОЭЗ следует проводить в направлении создания технологии противодействия недобросовестной налоговой конкуренции между отдельными регионами.
-
Доказано, что принятый механизм финансового выравнивания через распределение налоговых доходов, концентрируемых в федеральном бюджете, не обеспечивает условий для расширения налоговой автономии региональных органов власти и органов местного самоуправления.
-
Выявлено, что коллизии в законодательстве являются основной причиной возникновения налоговых рисков не только налогоплательщиков, но и государства. Предложены меры по реализации программы снижения налоговых рисков. В целях укрепления доходной базы бюджетов публично-правовых образований разработаны с учетом зарубежного опыта предложения по развитию налогового администрирования, нацеленного на снижение налоговых рисков путем применения процедуры фискального рескрипта, внедрения риск-менеджмента, устранения противоречий между федеральными и субфедеральными, между федеральными и муниципальными нормативными правовыми актами.
-
Предложены меры, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за результаты своей социально-экономической и финансовой политики перед налогоплательщиками путем расширения их налоговых полномочий по установлению региональных и местных налогов.
-
Для обеспечения справедливости перераспределения финансовых ресурсов между уровнями управления предложено ввести в научный оборот понятие «финансовой эква-лизации», означающей взаимодействие публично-правовых образований в области реализации их налоговых полномочий, позволяющей сглаживать уровень экономического неравенства субъектов федерации через распределение налоговой базы. В триаде «функции-полномочия-ресурсы» эквализация затрагивает разграничение налоговых полномочий и распределение налоговой базы, а финансовое выравнивание - перераспределение ресурсов. В целях гармонизации налоговых интересов различных уровней власти в Российской Федерации предложено сформировать институт финансовой эква-лизации, обоснованы методология и методика финансовой эквализации.
2.Пинская М.Р. Налоговое регулирование в условиях экономической интеграции (Российская Федерация / Республика Беларусь). / М.Р. Пинская, B.C. Бард, Л.П. Павлова и др., всего 8 чел. // - Минск: БГЭУ, 2003. - 189 с. (11,4 /2,49 п.л.);
3.ПинскаяМ.Р.Налогивусловияхэкономическойинтеграции. (Под ред. проф. B.C. Барда и проф. Л.П. Павловой) / М.Р. Пинская, B.C. Бард, Л.ППавлова и др., всего 8 чел. // - М.: КноРус, 2004. - 288 с. (17,64 /2,75 п.л.);
4.Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. (Под научн. ред. д.э.н., проф. B.C. Барда) / М.Р. Пинская // - М.: Издательство «Палеотип», 2004. - 216 с. (13,5 п.л.);
5.Пинская М.Р. Налоговое регулирование развития особых экономических зон. / М.Р. Пинская // - М.: Финакадемия, 2008. 176 с. (10,23 п.л.);
6.Пинская М.Р. Налогообложение: проблемы науки и практики-2009. (Под ред. проф. Ю.Б. Иванова) / М.Р. Пинская, Л.И. Гончаренко, И.А. Майбуров и др., всего 30 чел. // - Харьков: ФЛП Либуркина Л.М.; ИД «ИНЖЭК», 2009. - 296 с. (18,5 /0,78 п.л.);
7.Пинская М.Р. Развитие налоговой конкуренции в Российской Федерации. / М.Р. Пинская // -М.: Социум, 2010. - 144 с. (9,0 п.л.);
8.Пинская М.Р. Развитие налогового федерализма в России. / М.Р. Пинская // - М.: Социум, 2010. - 178 с. (11,25 п.л.)
Публикации е журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России:
1.Пинская М.Р. Цели и принципы налогообложения [текст] / М.Р. Пинская // Вестник Финан-совой академии. - М.: Финакадемия, 1999. - № 1. - с. 48-56. (0,50 п.л.);
2.Пинская М.Р. Конкурентные преимущества регионов, на территории которых созданы осо¬быеэкономическиезоны:налоговыйаспект. [текст] / М.Р. Пинская // Вестник университета. Серия Развитие отраслевого и регионально¬го управления. - М.: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2007. - № 9 (9).
-с. 97-100. (0,43 п.л.);
3.Пинская М.Р. Налоговая составляющая в особых экономических зонах: российский и зару¬
бежный опыт [текст] / М.Р. Пинская // Налоговая политика и практика. - М., 2008. - № 8(68).
-с. 44-49. (0,61 п.л.);
4.Пинская М.Р. Актуальные вопросы регулирования налоговых полномочий федерального центра и территорий [текст] / М.Р. Пинская // Финансы и кредит. - М., 2008. - № 31. - с. 34-40. (0,79 п.л.);
5.Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления [текст] / М.Р. Пинская // Финансы. -М., 2009. - № 2. - с. 43-46. (0,47 п.л.);
6.Пинская М.Р. К вопросу об отнесении налогов к соответствующим уровням бюджетной системы [текст] / М.Р. Пинская // Вестник Финансовой академии. - М., 2009. - № 3 (51). -с. 57-62. (0,63 п.л.);
7.Пинская М.Р. Об усилении налоговых методов формирования субфедеральных бюджетов [текст] / М.Р. Пинская // Федерализм. - М., 2009. - № 3 (55). - с. 109-116. (0,45 п.л.);
8.Пинская М.Р. Воздействие налоговой конкуренции на формирование моделей налогового федерализма [текст] / М.Р. Пинская // Вестник УГТУ-УПИ - Екатеринбург., 2009. - № 4. - с. 138-143 . (0,42 п.л.);
9.Пинская М.Р. Воздействие характера налоговых отношений в государстве на становление налоговых теорий [текст] / М.Р. Пинская // Горный информационно-аналитический бюлле¬тень.- М.: Издательство МГГУ, 2009. - № 5. -с. 97-107. (0,91 п.л.);
10.Пинская М.Р. Справедливое налогообложение как критерий для перераспределения финан¬совых ресурсов в процессе создания общественных благ [текст] / М.Р. Пинская // Вестник университета. - М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2009. - № 11. -. 58-62. (0,43 п.л.);
11.Пинская М.Р. Методология и методика финансовой эквализации [текст] / М.Р. Пинская // Вестник университета. - М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2009. -№ 23. - с. 47-51. (0,45 п.л.);
12.Пинская М.Р. Реализация принципа федерализма в налоговой системе России [текст] / М.Р. Пинская // Финансы и кредит. - М., 2009. - № 34 (370). - с. 29-32. (0,37 п.л.);
13.Пинская М.Р. Инструменты гармонизации налоговых отношений в федеративном государ¬стве [текст] /М.Р. Пинская//Федерализм. -М., 2010. -№2. - с. 101-112. (0,65 п.л.);
14.Пинская М.Р. Теоретические основы налогового федерализма [текст] / М.Р. Пинская // Налоги и финансовое право. - Екатеринбург, 2010. - № 5. - с. 150-154. (0,38 п.л.);
15.Пинская М.Р. Сочетание налоговых интересов всех уровней власти [текст] / М.Р. Пинская // Финансы. - М., 2010. - № 6. - с. 34-38. (0,61 п.л.);
16.Пинская М.Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию иннова-ционного развития экономики [текст] / М.Р. Пинская, Н.П. Мельникова // Финансы и кре-дит. - М., 2010. - № 39. (0,6 / 0,3 п.л.).
Статьи, опубликованные за рубежом:
1.Pinskaya, M. Funktionsverlagerungen und steuerliche Anreize für Investoren in Russland im Steuerwettbewerb (Перенос деятельности и налоговые стимулы для инвесторов в России в условиях налоговой конкуренции) - в: Konferenz zur Besteuerung russisch-deutscher Wirtschaftsbeziehungen, Moskau, April 2009. Herausgegeben von Prof. Dr. Klaus Dittmar Haase. - Germany. Nordestedt: Herstellung und Verlag: Books on Denmand GmbH, 2009. S. 145-159. (0,84 п.л.);
2.Pinskaya, M. Sonderwirtschaftszonen in Russland - Steuerliche und andere FördermaBnahmen (Особые экономические зоны в России - налоговые и другие меры поощрения)// Germany. Internationale Wirtschafts-Briefe. Nr. 7 vom 9.4.2008, S. 351-360. (0,63 п.л.);
3.Пинская М.Р. Влияние налогообложения прибыли на инвестиционную деятельность пред-принимателей в Российской Федерации [текст] / М.Р. Пинская // Финансы, учет, аудит. -Минск: 2001. -№ 10. - с. 59-63. (1,8 п.л.);
4.Пинская М.Р. Налоги и конкурентоспособность регионов России - в: Интеграция Казахста¬на в мировую систему образования: перспективы развития, проблемы и пути их преодоле¬ния. Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной памя¬ти академика У.А. Джолдасбекова. [текст] / М.Р. Пинская // - Талдыкорган, 2008. - с. 104-107. (0,3 п.л.);
5.Пинская М.Р. Налоговый федерализм как основа для распределения налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы [текст]/ М.Р. Пинская // - Харьков: Бизнес-информ, 2009. - № 4 (2). - с. 72-75. (0,32 п.л.);
6.Пинская М.Р. Соглашения об устранении двойного налогообложения, их место в развитии экономических связей - в: Тезисы докладов на Международной научно-практической кон¬ференции «Проблемы мирового хозяйства и развития международных экономических от¬ношений» 18-19 октября 2001 г. [текст] / М.Р. Пинская // - Минск: Изд-во Белорусского государственного экономического университета, 2001. - с. 85-95. (0,5 п.л.);
7.Пинская М.Р. Тенденции становления и развития налоговых отношений в государстве [текст] / М.Р. Пинская // Управлшня розвитком. Зб1рник наукових робгг. Харюв: Изд. ХНЕУ. (Управление развитием. Сборник научных работ. - Харьков: Изд. ХГЭУ), 2010. - № 4(80). - с. 28-30. (0,27 п.л.).