-
Академическая свобода - это комплексная категория, характеризующая социальное пространство самостоятельности и независимости академического сообщества в рамках академической деятельности. Понятие академической свободы включает свободу как личности, так и сообщества. В этой связи, для более глубокого раскрытия идеи академической свободы мы уточняем понятие академической автономии в качестве сферы самостоятельного и независимого принятия решений академическим сообществом относительно содержания научных исследований и образования, методов познания и обучения, а также правил достойного поведения, норм рациональности, стандартов научности и образованности. Академическая автономия есть право и ответственность в первую очередь сообщества. В этом свете можно трактовать понятие академической ответственности, как системы поощрений и взысканий, принятых в академическом сообществе, которые существуют в качестве академического этоса. К академическому сообществу мы относим преподавателей, ученых, а также студентов, аспирантов, слушателей и проч., т. е. всех тех, кто занят академической деятельностью непосредственно. К академическому сообществу не принадлежат те, кто выполняет в университете сервисные по отношению к науке и образованию функции.
-
Академическая свобода как предмет философской рефлексии - это универсалия культуры. Философия, выявляя смысл универсалий культуры, выступает как теоретическое ядро мировоззрения, а по отношению к академической свободе рационализирует основания академической культуры. Категория академической свободы представляет собой связующее звено науки, образования и общества. Академическая свобода характеризует человека как субъекта социальных отношений, с его личностным отношением к ценностному измерению общества. Философия рассматривает университет не только в рамках его внутренней прагматики, но и в его взаимосвязи с обществом, наукой, культурой. Этим философия выходит за рамки таких отраслей научного знания как, например, социология, общая педагогика и даже педагогическая теория, хотя и не остается равнодушной к их достижениям, поскольку принимает во внимание и исследует более широкий мировоззренческий контекст.
-
Социокультурными и мировоззренческими факторами генезиса акаде мической свободы являются профессионализация и обмирщение интеллекту ального труда в Средние века; потребность со стороны светских правителей и церковных иерархов в рациональной и символической легитимации власти; рождение университетской корпорации; десакрализация письменного текста; утверждение представления об универсальности знания, в силу чего оно не мо жет служить чьим-либо интересам, будь то интересы светской власти или Церкви; понимание университета как наднационального учреждения вслед ствие признания принципа универсальности знания; теоретичность знания, в силу чего оно не может служить практическим целям и является ценностью са мо по себе; индивидуальный характер познания. Идея академической свободы в период ее генезиса сводилась к корпоративной независимости и не включала свободу индивида в рамках корпорации.
-
Основными социокультурными тенденциями, оказавшими влияние на историческую динамику идеи академической свободы в доклассический период университетского образования, явились политизация академической деятельно сти; аристократизация академического сообщества; потеря университетами наднационального статуса в силу локализации их влияния и разрушения сложившихся форм научной коммуникации; осознание языка научной коммуникации в качестве фильтра селекции научного и учебного знания; утверждение идеала светского по своему характеру знания; переориентация, под влиянием гуманизма, ценностных оснований образовательной деятельности в направлении прагматизации знания (познание оказывается необходимым условием дальнейшей карьеры); распад средневекового идеала учености, основанного на единстве исторических, естественных, политических и теологических проблем и соответствующих дисциплин; утрата университетами функции производства знания, которая переходит к вновь созданным академиям наук.
-
Историческая и философская перспектива рождения современного типа университета в XIX веке демонстрирует, что государство в то время стремилось к тому, чтобы университет обеспечил достижение двух взаимосвязанных целей - национального производства знания и укрепления национального единства. Университеты явились неотъемлемой частью того же самого процесса, что по родил индустриальный экономический порядок и национальное государство как типичную форму политической организации. Решающим шагом в истори ческом развитии европейских университетов является признание и формальное закрепление университета в качестве государственного учреждения со специ фической областью социальной ответственности по обеспечению специфиче скими знаниями и формализации знания, необходимого для утверждения пат риотизма и, следовательно, фиксации гражданских обязанностей для широких масс населения. С развитием национального государства университет был установлен на вершине учреждений, определяющих национальную специфику. Становление национальных государств сопровождалось, таким образом, «наци онализацией» культуры, науки и образования.
-
Онто-гносеологическое основание в составе системы философских ос нований академической свободы включает следующие моменты. Во-первых, академическая свобода выступает как необходимое условие поиска и обретения объективной научной истины. Во-вторых, поиск и распространение объектив ной научной истины есть основная миссия университета. В-третьих, академическая свобода есть выражение сущности академической деятельности, а университет есть институциализация принципа академической свободы.
-
Коль скоро миссия университета заключатся в поиске объективной истины в качестве самостоятельной ценности, развитии, сохранении и трансляции знания свободного от внешних предписаний, то академическая свобода является онтологическим атрибутом академической деятельности. Академическая свобода есть только там где есть поиск научной истины научными методами и на основе научной рациональности.
-
Академическая свобода, таким образом, есть профессиональная обязанность членов академического сообщества, а не право, которым можно воспользоваться или не воспользоваться. Социо-аксиологическое основание академической свободы раскрывают следующие положения. Во-первых, важная цель университета - воспитание человека как активного и ответственного участника в жизни общества, в деле сохранения и непрерывного созидания цивилизации для общего блага. Чтобы быть способным играть эту роль университет должен осуществлять не только профессиональное обучение, но обязан также дать мировоззренческий кругозор, формируя ответственную личность и находясь, таким образом, на службе всего человечества. Во-вторых, академическая свобода в своем этическом измерении - условие социальной ответственности академического сообщества в целом и отдельных его членов. Академическая свобода является необходимым ценностным принципом научного этоса, формирующим условия реализации идеалов и норм научной деятельности и академической идентичности. В-третьих, стремление к познанию является естественной потребностью человека, удовлетворение которой прямо зависит от степени свободы в личном поиске истины. В силу того, что академическое сообщество является весьма многочисленной частью современного общества, обеспечение академической свободы в демократическом обществе есть обязанность властных инстанций. Ценность знания и академической свободы как условия его обретения, сохранения и развития в данном случае измеряется его объективной значимостью для широких слоев населения.
2.Тенденции Болонского процесса // Высшее образование в России. №10. 2005. С. 156–164. 0,7 п.л.
3.Университетская автономия и академическая свобода // Высшее образо¬вание в России. №6. 2008. С. 147–155. 0,8 п.л.
4.Как нельзя говорить о русской модели университета // Высшее образова¬ние в России. №2. 2009. С. 126–131. 0,75 п.л.
5.Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. №3. 2009. С. 9–11. Соавт. Гущин В.В., Демин В.А. 0,4 п.л.
6.Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах // Высшее образование в России. №3. 2010. С. 149–152. 0,5 п.л.
7.О признании теологии в качестве отрасли научного знания // Высшее об¬разование в России. №5. 2010. С. 112–119. 0,8 п.л.
8.Современные идеологии и социокультурные противоречия высшего об¬разования // Социология образования. №5. 2010. С. 58–68. 0,6 п.л.
9.Эссе об университете в философском смысле // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. №6. С. 28–33. 0,75 п.л.
Монографии
10.Университетская автономия: привилегия, право, ответственность – М., 2006. 11,75 п.л.
11.От модернизации высшего образования к модернизации российского об¬щества: Монография. – М., 2008. В соавт. 4,0/22,25 п.л.
12.Философские основания академической свободы. – М., 2010. 17 п.л.
Учебные пособия
13.Образование в современном мире: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2006. 8,0 п.л.
14.Основы религиоведения: Учебное пособие. – М., МГИУ. 2007. 22,25 п.л.
15.Образование. Общество. Личность: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2008. 7,75 п.л.
Статьи и тезисы докладов на международных конференциях
16.Образовательная парадигма в условиях глобализации // Вестник МГИУ. Серия: Гуманитарные науки. №2. 2002. С. 19–20. 0,1 п.л.
17.«Круглый стол» по проблемам глобализации // Вестник РФО. №4. 2002. С. 116–118. 0,2 п.л.
18.Тенденции развития глобализации высшего образования // Качество ди¬станционного образования. Концепции, проблемы, решения: Сборник трудов международной научно-практической конференции. – М.: МГИУ, 2003. С. 223–246. 1,5 п.л.
19.Социально-гуманитарное образование в контексте Болонского процесса // Вестник МГИУ. Серия: Гуманитарные науки. №2. 2003. С. 17–25. 0,5 п.л.
20.Образование в эпоху постиндустриализма: контуры постинформационного образования // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, эконо¬мических и технических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып. 2. Т. 1. – М.: МГИУ, 2003. С. 72–82. 0,65 п.л.
21.Мировой кризис образования: природа и перспективы преодоления // Вестник МГИУ. Серия: Гуманитарные науки. №1. 2003. С. 38–45. 0,5 п.л.
22.Аксиология образования в условиях становления информационного об¬щества // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 7 февраля (г. Москва). – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003. С. 78–79. 0,1 п.л.
23.Сопоставительный анализ систем высшего образования стран-участниц Болонского процесса // Вестник МГИУ. Серия: Гуманитарные науки. №1. 2004. С. 71–81. 0,65 п.л.
24.Проблема целеполагания и качество образования // Качество дистанци-онного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы между¬народной научно-практической конференции. – М., 2004. С. 239–243. 0,25 п.л.
25.Социально-гуманитарное образование в контексте формирования единого образовательного пространства стран-участников СНГ // Проблемы и пер¬спективы сотрудничества государств-участников СНГ в формировании единого (общего) образовательного пространства. Труды международной научно-практической конференции. – М., 2004. С. 617–621. 0,3 п.л.
26.Высшее образование России и стран "Сорбоннской декларации": сравни¬тельный анализ // Сборник трудов Международной научной конференции "Высшее образование для XXI века", МосГУ. – М., 2004. 0,5 п.л.
27.Журнал "Международное высшее образование" в Бостоне // Вестник МГИУ. Серия гуманитарные науки. №2, 2004. С. 214–231. 1,0 п.л.
28.Государство, рынок и высшее образование: вызовы нового столетия // Вест¬ник МГИУ. Серия гуманитарные науки. №1, 2005. С. 17–25. 0,5 п.л.
29.Глобализация образования: динамика и перспективы // Альманах гумани¬тарных исследований. №3. – М., 2005. С. 80–99. 1,2 п.л.
30.Образование и глобализация: тенденции, проблемы, перспективы // Обра¬зование: философия, история, право, экономика. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 2005. С. 44–62. 1,15 п.л.
31.Россия и Болонский процесс // Образование: философия, история, право, экономика. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 2005. С. 230– 243. 0,85 п.л.
32.Великая хартия университетов и ее Обсерватория // Известия МГИУ. №1. 2005. Социальные и гуманитарные науки. С. 110–114. 0,6 п.л.
33.Университет: между ответственностью и автономией // Известия МГИУ. №1.
2005.Социальные и гуманитарные науки. С. 12–17. 0,75 п.л.
34.Университетская автономия и образовательная политика // Известия МГИУ. №2. 2006. Социальные и гуманитарные науки. С. 63–69. 0,9 п.л.
35.Университет в поисках истины: к 60-летию "Идеи университета" Карла Ясперса // Известия МГИУ. №2. 2006. Социальные и гуманитарные науки. С. 106–107. 0,25 п.л.
36.Университеты и власть в европейской истории // Известия МГИУ. №3.
2006.Социальные и гуманитарные науки. С. 34–40. 0,9 п.л.
37.Философия и практика университетской автономии // Философия и соци¬альная теория: Сборник научных трудов: Вып. 5 / Сост., отв. ред. Г.Г. Ки¬риленко; гл. ред. издат. проекта В.М. Быченков; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, филос. ф-т, каф. филос. гумм. ф-тов. – М., 2006. С. 414–435. 1,2 п.л.
38.Идея автономии в образовательной политике // Альманах гуманитарных исследований №4. – М., 2007. С. 185–195. 0,7 п.л.
39.Университетская автономия в системе ответственности // Альманах гума¬нитарных исследований №4. – М., 2007. С. 196–204. 0,6 п.л.
40.Социально-философский характер проблемы университетской автономии // Ломоносовские чтения 2007: Основные направления реализации нацио¬нальных проектов РФ в системе квалификации преподавателей: в 2-х ча¬стях. Часть 1 / Научная конференция. Сборник докладов / Под общей ред. проф. Л.Н. Панковой. – М., ТЕИС, 2008. С. 87–93. 0,4 п.л.
41.Социальное значение идеи университетской автономии // Ломоносовские чтения 2007: Основные направления реализации национальных проектов РФ в системе квалификации преподавателей: в 2-х частях. Часть 1 / Научная конференция. Сборник докладов / Под общей ред. проф. Л.Н. Панковой. – М., ТЕИС, 2008. С. 93–97. 0,3 п.л.
42.Философско-методологические основания автономии учреждений выс-шего образования // Вестник МГТУ «Станкин». №2(2), 2008. С. 155–161. 0,9 п.л.
43.Социокультурные факторы генезиса академической свободы // Известия МГИУ. №4. 2008. Социальные и гуманитарные науки. С. 37–42. 0,75 п.л.
44.Антропологический аргумент за свободу науки и его значение в совре-менном социальном контексте // Известия МГИУ. №2. 2009. Социальные и гуманитарные науки. С. 8–11. 0,4 п.л.
45.Кантианский аргумент за свободу науки // Молодые ученые – промыш-ленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов VIII Международной научно-практической конференции. – М.: МГИУ, 2009. С. 588–591. 0,25 п.л.
46.Антропологический аргумент как обоснование научной свободы // Каче¬ство дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Ма¬териалы XI Международной научно-практической конференции 4 декаб¬ря 2009 г. – М.: МГИУ, 2009. С. 225–229. 0,3 п.л.
47.Консеквенциальный аргумент как обоснование научной свободы // Каче¬ство дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Ма¬териалы XI Международной научно-практической конференции 4 декаб¬ря 2009 г. – М.: МГИУ, 2009. С. 229–232. 0,25 п.л.
48.Проблема обоснования академической свободы // Качество дистанцион¬ного образования: концепции, проблемы, решения: Межвузовский сбор¬ник научных трудов. – М.: МГИУ, 2009. С. 328–341. 0,9 п.л.