Научная тема: «КОДИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Специальность: 12.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основании проведенного в работе анализа и сопоставления различных способов систематизации законодательства сделан вывод о том, что оптимальным способом совершенствования законодательства о социальном обеспечении является его кодификация. Необходимость именно кодификации, а не иных способов систематизации, объясняется содержательным и технико-юридическим состоянием отраслевых правовых нормативных актов, свидетельствующим о бесперспективности их упорядочения в предметом, хронологическом и ином порядке вне концептуального пересмотра самой их системы.
  2. Исследование различных форм и видов кодификации позволило обосновать целесообразность единой отраслевой кодификации законодательства о социальном обеспечении в форме федерального кодекса социального обеспечения, позволяющая совместить оптимальную централизацию правового регулирования с правовой определенностью и прямым действием отраслевых норм. Кодификация в форме основ законодательства о социальном обеспечении менее желательна, главным образом, ввиду слишком высокого уровня нормативных обобщений, присущего этой форме, не позволяющего с достаточной полнотой урегулировать данную область общественных отношений. В отличие от предлагаемой в науке поэтапной кодификации, обосновываются преимущества единой отраслевой кодификации, в результате которой значительно возрастает шанс принять логически целостный кодекс, избежать несогласованности между разновременно принятыми кодифицированными актами.
  3. На основании существующей в теории права методологии отбора актов для систематизации законодательства установлены принципы отбора актов для их исследования с целью последующего размещения в кодексе социального обеспечения РФ. В частности, указано на необходимость отбора для этих целей только действующих нормативных правовых актов; обосновывается целесообразность нормативного закрепления перечня видов актов, подлежащих отбору; доказывается, что при формировании перечня необходимо исходить из максимальной полноты охвата нормативных актов, но вместе с тем, отбора для последующего размещения в кодексе только важнейших из них, имеющих системообразующее значение; «ведомственные» нормативные акты, по общему правилу, не должны входить в перечень, но окончательное решение этого вопроса зависит от анализа конкретного нормативного материала; такое же решение должно быть принято по вопросу отбора временных актов (норм временного характера), включение которых в кодекс нежелательно по причине их нестабильности.
  4. Значение судебной практики для кодификации законодательства о социальном обеспечении проявляется в формулировании практикой правоположений, содержащих в себе прообразы будущих правовых норм, либо в выявлении фактов, свидетельствующих о необходимости изменения или принятия новых норм права. Методологически верно рассматривать в таком значении только практику высших судебных органов - Пленума Верховного Суда РФ, связанную с разъяснением применения законодательства, и Конституционного Суда РФ. Несмотря на выявленные в исследовании недостатки в организации и нормативном обеспечении взаимодействия законодателя и судебных органов, сделан вывод о том, что большинство правоположений и «законодательных предложений» учитываются в законотворчестве посредством их интеграции в содержание законов. Вместе с тем, для надлежащего учета судебной практики в законотворчестве необходимо регламентарное обеспечение процесса взаимодействия судебных органов и российского парламента и перевод его на систематическую основу. Практика Европейского суда по правам человека имеет самостоятельное значение, выражающееся в прямом воздействии на законотворчество РФ. Такое воздействие обусловлено спецификой механизма исполнения решений Европейский суда, связанных с принятием мер общего характера, требующих корректировки положений национального законодательства для предотвращения в будущем новых нарушений подобных тем, которые Европейский суд констатировал в своем постановлении.
  5. Понятие «законодательство о социальном обеспечении РФ» предлагается рассматривать обобщенно, понимая под ним совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, что согласуется с текущей законодательной практикой в данной сфере и отвечает цели формирования единой системы отраслевых нормативных источников, охватываемых общей правовой категорией. В соответствующей статье кодекса социального обеспечения предлагается закрепить перечень актов, в которых могут содержаться нормы права социального обеспечения, определить их иерархию, решить вопросы разграничения нормотворческих полномочий между различными субъектами нормотворческой деятельности, в особенности, между законодательными и исполнительными органами.
  6. В целях кодификации в структуре законодательства РФ о социальном обеспечении выделены три группы нормативных правовых актов: сугубо отраслевые акты, прямо и непосредственно регулирующие отношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан; межотраслевые (комплексные) акты, направленные на социальную защиту населения; акты иных отраслей законодательства, включающие в себя отдельные важные нормы права социального обеспечения. Выявление указанных групп актов в структуре отраслевого законодательства позволяет использовать максимально широкий подход к отбору нормативных правовых актов, выявить основные межотраслевые законодательные связи, определить оптимальные способы кодификации различных нормативных положений. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что в законодательстве о социальном обеспечении, представленном отраслевыми актами первой группы, сформировалось структурное ядро в форме базовых федеральных законов кодификационного типа с выраженными общими положениями. Наличие этого структурного ядра служит предпосылкой и одновременно основой дальнейшей кодификации.
  7. Сформулировано положение о том, что реально действующая в государстве система права социального обеспечения и система законодательства о социальном обеспечении является результатом взаимодействия ряда факторов, как объективных, так и субъективных. Среди них решающее значение имеет вид регулируемых отношений (предмет правового регулирования), а кроме этого - процесс формирования по отношению к ним функций права. Вместе предметно-функциональный подход позволяет с достаточной полнотой раскрыть структуру отрасли права социального обеспечения и соответствующей ему отрасли законодательства.
  8. Доказано, что между системой права социального обеспечения и системой законодательства (и их структурой), рассматриваемыми с позиций предметно-функционального подхода, не может быть существенных отличий и противоречий. При этом не отрицается самостоятельное значение системы законодательства, если исследовать ее по иным критериям: в зависимости от видов нормативных правовых актов, их юридической силы, федеративного устройства. Предметно-функциональная общность системы права и системы законодательства о социальном обеспечении не означает их полной идентичности, но делает весьма желательным стремление к тому, чтобы развитие и систематизация отраслевого законодательства осуществлялись в возможно более точном соответствии с системой отрасли права. Для кодификации отраслевого законодательства это имеет решающее значение, поскольку позволяет ориентироваться на структуру отрасли права как на объективно обусловленную правовую категорию, вне учета которой состав и соотношение подразделений структуры планируемого кодекса будут не столь эффективными в практической реализации.
  9. Вывод о принципиальном (в основном) совпадении системы права и системы законодательства о социальном обеспечении и их структуры позволил опровергнуть существующее в правовой доктрине мнение об отсутствии у совокупности отраслевых нормативных актов системы. Доказано, что эта система существует и в своих принципиальных положениях соответствует системе права социального обеспечения, но ввиду низкого уровня кодификации структура законодательства недостаточно развита, несовершенна, интегрирующие ее факторы выявлены не полностью. Преодолеть указанные недостатки как раз и призвана отраслевая кодификация законодательства о социальном обеспечении.
  10. Исследование общетеоретических подходов к систематизации права, анализ факторов, определяющих систему и структуру права социального обеспечения, показали, что субъективные факторы играют здесь заметную роль. Это проявляется, во-первых, в правовой доктрине, создающей научные основы систематизации права и законодательства; во-вторых, в законотворческой деятельности - через усмотрение законодателя при принятии им законодательных решений, способных повлиять на структуру права (таковым может стать и решение о принятии кодифицированного акта). Сделан вывод о том, что главным препятствием к осуществлению кодификации законодательства о социальном обеспечении, служит именно субъективный фактор - отсутствие заинтересованности в этом российского законодателя.
  11. Выявлены основные цели, которые должна преследовать кодификация законодательства о социальном обеспечении: технико-юридические, социальные и познавательные. В рамках указанных целей должны решаться задачи: упорядочения, интеграции и стабилизации законодательства; содействия социальной сплоченности российского общества и повышению престижа социальной сферы; роста правовых знаний населения в сфере социального обеспечения, стимулирования научных исследований в данной области общественных отношений и отрасли права.
  12. Принципы, которым должна следовать кодификация законодательства о социальном обеспечении, в зависимости от объема сферы их действия, предложено классифицировать на 1) принципы правотворчества, общие для любой его разновидности, в том числе и для кодификации (законности, демократизма, научности, гласности и др.); 2) собственно принципы кодификации, являющиеся общими для любой кодификации вне зависимости от специфики ее форм и видов (плановости, системности, целесообразности, концептуальной целостности, доктринальности и др.); 3) принципы кодификации законодательства о социальном обеспечении (полноты, федерализма, преемственности правового регулирования, учета международного и зарубежного опыта кодификации законодательства о социальном обеспечении, соответствия системы законодательства системе права). Выявлено содержание принципов кодификации. Обоснована необходимость опоры на принципы в их многообразии: принципы права, доктринальные, практически-прикладные принципы.
  13. Учитывая отсутствие опыта отраслевой кодификации, при разработке структуры кодекса социального обеспечения следует исходить из максимально широкого подхода к выявлению критериев структурирования и возможных образцов для этого. Плодотворно обращение к анализу структуры ряда действующих кодексов РФ, международных и зарубежных кодифицированных источников. Кроме того, структура кодекса социального обеспечения должна быть приближена к строению права социального обеспечения, которое выявлено и обосновано отраслевой наукой; должна учитывать состояние действующего отраслевого законодательства (наличие в нем структурного ядра в виде базовых федеральных законов, определенный уровень его кодификации, основные межотраслевые законодательные связи, исторические особенности развития и т.п.); должна ориентироваться на структуру Классификатора правовых актов, который является связующим звеном между абстрактной теоретической конструкцией и конкретными правовыми реалиями.
  14. Значение законодательной техники и ее особенности при подготовке кодекса социального обеспечения обусловлены спецификой, целями и задачами создания кодекса, его ориентированностью, в первую очередь, на широкие слои населения. Обоснованы технико-юридические требования, способствующие доступности и согласованности норм кодекса социального обеспечения, в частности: необходимости обеспечения ясности, простоты и научности законодательного языка; использования дефиниций, полно раскрывающих существенные юридические признаки понятия; ограничения использования дефиниций с открытым перечнем, оценочных понятий и определений; недопустимости проектирования статей (частей статей) с чрезмерно большим объемом структурных единиц, использования сложных формул; ограничения количества отсылочных норм; отказа от отсылок к несуществующим нормативным правовым актам, общих отсылок к законодательству без уточнения хотя бы его предметной области и др.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия:

1.Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Монография. Пермь, 2009.– 21,16 п.л.

2.Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации: Учебное пособие. Пермь, 2009. - 21,16 п.л.

3.Васильева Ю.В. Источники трудового права // Российское трудовое право: учебное пособие/отв. ред. Л.Ю. Бугров. М., 2003.- 9,0 п.л. (вклад автора - 0,3 п.л.).

4.Васильева Ю.В. (Варламова Ю.В.) Воздействие творчества на правоотношения в связи с пенсионным обеспечением ветеранов науки // Творчество и трудовое право: Монография /под ред. Л.Ю. Бугрова. Пермь, 1995.- 7,6 п.л. (вклад автора - 1,0 п.л.).

5.Васильева Ю.В. (Варламова Ю.В.) Основы трудового законодательства // Основы государства и права: Учебное пособие / отв. ред. В.П. Реутов. Пермь, 1992. Объем – 8,0 п.л. (вклад автора - 0,4 п.л.).

6.Васильева Ю.В. (Варламова Ю.В.) Основы трудового законодательства // Основы государства и права: Учебное пособие / отв. ред. В.П. Реутов. Пермь, 1994. Объем – 7,9 п.л. (вклад автора - 0,4 п.л.).

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК России:

7.Васильева Ю.В. К вопросу о роли преамбулы нормативно-правового акта (на примере законодательства о социальном обеспечении) // LEX RUSSICA. 2009. №1. - 0,6 п.л.

8.Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Правоведение. 2009. № 4. - 0,5 п.л.

9.Васильева Ю.В. Проблема отражения в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 5. - 0,45 п.л.

10.Васильева Ю.В. Сроки исполнения решений Конституционного Суда РФ и защита прав граждан на социальное обеспечение: некоторые проблемы и противоречия // Российская юстиция. 2009. № 5. - 0, 35 п.л.

11.Васильева Ю.В. Воздействие практики Конституционного Суда РФ на законотворчество в сфере права социального обеспечения // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 3. - 0,5 п.л.

12.Васильева Ю.В. Кодекс социального обеспечения: отраслевой или комплексный? // Российский юридический журнал. 2008. № 5. - 0,5 п.л.

13.Васильева Ю.В. К вопросу о систематизации российского законодательства о социальном обеспечении // Черные дыры Российского законодательства. 2008. № 4. - 0,5 п.л.

14.Васильева Ю.В. Некоторые методологические вопросы кодификации законодательства о социальном обеспечении // Право и государство: теория и практика. № 10. 2008. - 0,5 п.л.

15.Васильева Ю.В. Страховой стаж в праве социального обеспечения РФ // Кадровик. 2008. №5. - 0,6 п.л.

16.Васильева Ю.В. Пенсия как основная категория российского права социального обеспечения: история, современность, перспективы // Российский юридический журнал. № 1. 2000. - 1 п.л.

17.Васильева Ю.В. Основания для дифференциации правового регулирования пенсионных отношений // Правоведение. 1998. №3. - 0,5 п.л.

Статьи, опубликованные в прочих изданиях

18.Васильева Ю.В. Проблемы и перспективы кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Съвременно право (Болгария). 2008. № 6. - 0,6 п.л.

19.Васильева Ю.В. К вопросу о языке законов в сфере права социального обеспечения // Юридическая техника. 2009. № 3. - 0,5 п.л.

20.Васильева Ю.В. К вопросу кодификации и учета наднациональных правовых актов в российском законодательстве (на примере законодательства о социальном обеспечении) // Вестник трудового права и права социального обеспечения. Вып.4. Международное трудовое право и право социального обеспечения / под ред. А.М. Лушникова, М.В.Лушниковой. Ярославль, 2009. - 0,5 п.л.

21.Васильева Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. Вып. 3 (5). - 0,5 п.л.

22.Васильева Ю.В. Недостатки законодательной техники в российском законодательстве о социальном обеспечении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. Вып. 1 (3). - 0,5 п.л.

23.Васильева Ю.В. Некоторые особенности отбора актов для кодификации законодательства о социальном обеспечении // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Матер. межд. науч.-практ. конф. Н.Новгород, 2009. - 0,5 п.л.

24.Васильева Ю.В. Некоторые методологические вопросы кодификации законодательства о социальном обеспечении // Аграрное и земельное право. 2009. № 3. - 0,5 п.л.

25.Васильева Ю.В. Дифференциация российского законодательства о социальном обеспечении: федеральный и региональный аспект (вопросы кодификации) // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Матер. межд. науч.-практ. конф. М., 2009. - 0,5 п.л.

26.Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: реальность и возможность // Доклады и выступления. Конференция, посвященная 100-летию профессора Н.Г. Александрова 19-20 июня 2008 года. М., 2008. - 0,4 п.л.

27.Васильева Ю.В. О правоотношениях в праве социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Вып. 6 (22). 2008.- 0,6 п.л.

28.Васильева Ю.В. О понятии «реабилитация инвалидов» в праве социального обеспечения и законодательстве Российской Федерации // Российский ежегодник трудового права. 2007. № 3. СПб., 2008. - 0,8 п.л. ( вклад автора - 0,4 п.л).

29.Васильева Ю.В. Некоторые проблемы систематизации законодательства о социальном обеспечении в свете права каждого человека на достойную жизнь // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения: Матер. межд. науч.-практ. конф. М., 2008. - 0,4 п.л.

30.Васильева Ю.В. О системе права социального обеспечения // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: Матер. межд. науч.-практ. конф. М., 2007. - 0,3 п.л.

31.Васильева Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения: Матер. межд. науч.-практ. конф. М., 2006. - 0,4 п.л.

32.Васильева Ю.В. Некоторые проблемы международно-правового регулирования социального обеспечения // Проблемы международного и сравнительного трудового права и права социального обеспечения: Матер. межд. науч.-практ. конф. Омск, 2006. - 0,4 п.л.

33.Васильева Ю.В. О необходимости сохранения служебных пенсий для сотрудников государственных органов правоохраны // Юридическая наука и проблемы ее совершенствования: Сб. науч. тр. Пермь, 2005. - 0,5 п.л. (вклад автора - 0,3 п.л.)

34.Васильева Ю.В. Об относительной бедности пенсионеров по старости // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Матер. всерос. науч.-практ. конф. М., 2004. - 0,4 .л.

35.Васильева Ю.В. О принципах права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2003. Вып. 3. - 1,0 п.л. (вклад автора - 0,5 п.л.).

36.Васильева Ю.В. Рецензия на книгу М.Л. Захарова, В.Б. Савостьяновой, Э.Г. Тучковой «Комментарий к новому пенсионному законодательству». (М., 2002. 334с.) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2003. Вып. 3. - 0,2 п.л.

37.Васильева Ю.В. Коллективные соглашения как класс источников трудового права и права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2001. Вып. 2. - 1,4 п.л. (вклад автора - 0,5 п.л.).

38.Васильева Ю.В. Об особенностях пенсионного обеспечения депутатов Государственной Думы // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий. Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2001. - 0,4 п.л.

39.Васильева Ю.В. Проблемы пенсионного обеспечения преподавателей Вузов // Юридическое образование – важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2001. - 0,2 п.л.

40.Васильева Ю.В. Процедурные правоотношения по назначению пенсий // Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные проблемы: Сб. науч. тр. юрид. ф-та. Пермь, 2000.- 1,0 п.л. (вклад автора - 0,5п.л.).

41.Васильева Ю.В. Право на пенсию в связи с театральным творчеством // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 1999. - 1,0 п.л.

42.Васильева Ю.В. Право на пенсию в связи с педагогической деятельностью // Современные проблемы управления, экономики и права: Сб. науч. тр. Пермь, 1999. – 0, 7 п.л.

43.Васильева Ю.В. (Варламова Ю.В.) Творчество как общественно-научная проблема // Опыт социального подхода к решению теоретических вопросов трудового права и права социального обеспечения. Деп. рукопись. М.: ИНИОН АН СССР.1991. - 0,7 п.л. (вклад автора – 0,35 п.л.).