-
В эволюции русской эпистолярной прозы в XX - начале XXI вв. можно выделить периоды интенсивного развития (1900-1920-е гг. и 1990-2000-е гг.), характеризующиеся обращением многих авторов к художественному эпистолярному дискурсу, активными поисками новых выразительных возможностей эпистолярной прозы, и кризисный период (с 1930-х до середины 1960-х годов), когда интерес к данному литературному феномену был практически утрачен. Это обусловлено как особенностями культурной ситуации в России в разные периоды XX - начала XXI вв., так и художественным потенциалом самой эпистолярной прозы.
-
Эволюция эпистолярного романа осуществляется посредством усложнения жанровой природы произведений - синтеза романа в письмах и других разновидностей романа (авантюрного, фантастического, романа-монтажа и т.д.), а также иных явлений культуры - мифа, философии, филологического анализа. Это обуславливает расширение (по сравнению с классическим эпистолярным романом) компетенции пишущих героев; меняет характер коммуникации, тематику, круг сочинителей и адресатов посланий, трансформирует хронотоп, эпистолярный сюжет произведения и пр.; определяет иное качество читательской рецепции данных произведений. Тем самым развитие эпистолярного романа осуществляется путем отталкивания от традиции классического романа в письмах.
-
Мы рассматриваем эволюцию романа в письмах как ведущую к диверсификации разновидностей данного жанра (нами были выявлены и охарактеризованы новые гетерогенные жанровые виды - «филологический эпистолярный роман», «философский эпистолярный роман», «фантастический эпистолярный роман», «эпистолярный роман-миф», «эпистолярный роман-антиутопия») и тем самым манифестирующую собой ключевую тенденцию в литературе ХХ века - разрушение жестких жанровых форм.
-
Стратегия развития эпистолярной повести в XX - начале XXI вв. в значительной степени варьируется: в начале двадцатого столетия произведения этого жанра создаются с очевидной ориентацией на традицию, что позволяет обнаружить множественные переклички в эпистолярных повестях указанного периода с повестями в письмах XIX в. (в композиционной организации произведений, интенциях героев, творческом задании автора и рецепции читателя). В конце XX - начале XXI вв. развитие эпистолярной повести манифестирует ту же тенденцию, что и эволюция романа в письмах: происходит сближение поэтики этого жанра с романом и новеллой, демонстрирующее проницаемость жанровых границ.
-
Начало двадцатого века в русской литературе - период становления малых жанров эпистолярной прозы. Они занимают доминантное положение в эпистолярной прозе этого периода, становясь основным «полем» для экспериментов. В силу того, что ключевым событием в этих сочинениях становится рефлексия персонажа по поводу своего положения в мире, а читателю изложенное в письме (письмах) героя(ев) предлагается рассматривать и как уникальный случай, и как проявление неких универсальных закономерностей бытия, жанр большинства проанализированных нами произведений определен как «эпистолярный рассказ».
-
Менее продуктивным оказывается использование эпистолярного дискурса в жанре новеллы: сдвиг приоритетов с рефлексии персонажа на событийный ряд, лимит в постижении себя персонажем и интерпретации изображенного читателем, являющиеся атрибутивными чертами данного жанра, не позволяют реализовать возможности эпистолярного дискурса во всей полноте.
-
Вместе с тем обращение многих авторов к эпистолярному рассказу (и его разновидности - рассказу-эпистолярию) порождает ощущение исчерпанности возможностей данного жанра, в силу чего в литературе второй половины XX - начала XXI вв. этот жанр утрачивает свою популярность.
-
При всем том, что развитие жанров эпистолярной прозы обуславливает синтез в письмах черт эпистолярного дискурса с дневниковым, мемуарным, философским, публицистическим и др., эпистолярный дискурс сохраняет свою уникальность, не сводится к иным разновидностям дискурсивных практик. В системе целеустановок пишущих героев коммуникативная интенция неизменно остается доминантной, что проявляется в ориентации сочинителей посланий на адресата (отборе тем и речевых средств с учетом того, как они будут восприняты эпистолярным «собеседником»); «нон-финалистском» взгляде сочинителей посланий на мир и себя самого.
-
Однако наличие иных задач при создании письма порождает изменение эпистолярной коммуникации: она может быть представлена посланиями одного из участников переписки; носить виртуальный характер. Мнение «собеседника» в этих случаях дается «отраженно» (в посланиях пишущего героя) или гипотетически, допускается фикционализация адресата.
-
Воплощение в произведениях эпистолярной прозы эстетических программ модернизма (декаданса, разных версий символизма) и постмодернизма, их игровое взаимодействие с предшествующими эстетиками (сентиментализмом, романтизмом, барокко, готикой и др.) ведет к усложнению читательской рецепции данных сочинений. В литературе ХХ века манифестируется художественность эпистолярной прозы, в результате чего иллюзия «человеческого документа» снимается. Однако эффект достоверности послания тем же способом может быть и усилен: нагнетание «маркеров» литературности становится средством создания иной иллюзии - нон-фикциональности письма.
2.Логунова, Н.В. Жанры малой эпистолярной прозы начала ХХ в.: особенности жанровой стратегии [Текст] / Н.В. Логунова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – Волгоград, 2009. №7(41). – С.194-198. – 0,4 п.л.
3.Логунова, Н.В. «Zoo, или Письма не о любви, или Третья Элоиза» В. Шкловского как филологический эпистолярный роман [Текст] / Н.В. Логунова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Спб., 2009. №101. – С. 114-122. – 0,5 п.л.
4.Логунова, Н.В. Качественные трансформации эпистолярного нарратива в малых жанрах современной эпистолярной прозы [Текст] / Н.В. Логунова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2009. №3. – С. 213-217. – 0,5 п.л.
5.Логунова, Н.В. Художественный эпистолярный дискурс и иные разновидности литературного нарратива: к проблеме сопоставления [Текст] / Н.В. Логунова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 2009. №5. – С. 128-133. – 0,5 п.л.
6.Логунова, Н.В. Эпистолярный роман в русской литературе XIX века: векторы жанровых трансформаций [Текст] / Н.В. Логунова // Вестник Поморского университета. – Архангельск, 2010. №7. – С.243-248. – 0,5 п.л.
7.Логунова, Н.В. «Пространство Готлиба» Д.М. Липскерова как фантастический эпистолярный роман [Текст] / Н.В. Логунова // Известия Южного федерального университета. – Ростов-на-Дону, 2010. №3. С. 8-15. – 0,5 п.л.
8.Логунова, Н.В. «Анна Гром и её призрак» М. Рыбаковой: синтез эпистолярного романа и романа-мифа [Электронный ресурс] / Н.В. Логунова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – Краснодар, 2010. №64(10). URL: http://ej.kubagro.ru/2010/10/pdf/12.pdf – 0,7 п.л.
9.Логунова, Н.В. «Из писем прапорщика-артиллериста» Ф.А. Степуна как философский эпистолярный роман [Текст] / Н.В. Логунова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2010. № 4. – 0,5 п.л.
10.Логунова, Н.В. Эпистолярная повесть Ю. Алешковского «Синенький скромный платочек» и некоторые жанровые процессы в русской прозе конца ХХ в. [Электронный ресурс] / Н.В. Логунова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.–Краснодар,2011.№65(1).–URL: http://ej.kubagro.ru/2011/1/pdf/12.pdf – 0,8 п.л.
Монография и учебные пособия:
11.Логунова, Н.В. Русская эпистолярная проза XX – начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса: Монография [Текст] / Н.В. Логунова. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 360 с. – 20,92 п.л.
12.Логунова, Н.В. Эпистолярное наследие А.С. Пушкина и проблемы творчества (1834-1836 гг.). Учебное пособие [Текст] / Н.В. Логунова. – Ростов-на-Дону, 1996. – 3,0 п.л.
13.Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII – первой трети XIX вв.: генезис и эволюция. Учебное пособие [Текст] / Н.В. Логунова. – Ростов-на-Дону, 2003. – 5,6 п.л.
Научные статьи, опубликованные в других изданиях:
14.Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской журнальной литературе 2-й половины XVIII в. (Н.И. Новиков, И.А. Крылов) [Текст] / Н.В. Логунова // Известия РГПУ: Сб. науч. тр. Вып.2: Филология. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. – С. 115-121. – 0,5 п.л.
15.Логунова, Н.В. Формирование жанра эпистолярного «путешествия» в русской литературе [Текст] / Н.В. Логунова // Сборник научных трудов аспирантов и молодых преподавателей. Ч. 2: Филология. – Ростов-на-Дону: РГПУ,
2000.– С. 15-20. – 0,4 п.л.
16.Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской прозе конца XVIII в. [Текст] / Н.В. Логунова // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания (Межвузовский сборник). В 2х ч. Ч. 2. – Ростов-на-Дону: РГПУ,
2001.– С. 83-87. – 0,4 п.л.
17.Логунова, Н.В. Проблема формирования эпистолярного жанра в древнерусской литературе [Текст] / Н.В. Логунова // Единицы языка: функционально-коммуникативный аспект: Материалы межвузовской научной конференции. Ч. 2. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 229-235. – 0,3 п.л.
18.Логунова, Н.В. Проблема развития эпистолярного жанра в русской литературе второй половины XVIII в. и «Эмилиевы письма» М.Н. Муравьева [Текст] / Н.В. Логунова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Сб. статей. Вып. 1. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 51-61. – 0,7 п.л.
19.Логунова, Н.В. «Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае» и его место в развитии эпистолярного жанра в древнерусской литературе [Текст] / Н.В. Логунова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Сб. статей. Вып. 2. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 4-9. – 0,4 п.л.
20.Логунова, Н.В. Жанр эпистолярного путешествия в творчестве Ф.Н. Глинки [Текст] / Н.В. Логунова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Сб. статей. Вып. 3. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 9-20. – 0,7 п.л.
21.Логунова, Н.В. Типология эпистолярного жанра в русской литературе XVIII–XIX вв. [Текст] / Н.В. Логунова // Филология в образовательном пространстве Донского региона и ее роль в развитии личности. Сб. 2 – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 13-18. – 0,5 п.л.
22.Логунова, Н.В. Письмо героя как текст в тексте [Текст] / Н.В. Логунова // Язык. Дискурс. Текст. Труды и материалы II Международной конференции. – Ростов-на-Дону, РГПУ, 2005. Ч.1. – С. 167-169. – 0,3 п.л.
23.Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр. К проблеме статуса и термина [Текст] / Н.В. Логунова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Сб. статей. Вып.4. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 8-13. – 0,5 п.л.
24.Логунова, Н.В. Роль письма в структуре художественного текста (на примере романа М.А. Шолохова «Тихий Дон») [Текст] / Н.В. Логунова // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. Вып. V / Под общей ред. акад. РАО Ю.Г. Круглова. – Москва, 2005. – С. 168-172. – 0,3 п.л.
25.Логунова, Н.В. Письмо как художественный прием самохарактеристики героя в «Тихом Доне» М.А. Шолохова [Текст] / Н.В. Логунова // Шолоховские чтения. Творчество М.А. Шолохова в контексте мировой культуры: Сборник статей, посвященный 100-летнему юбилею писателя. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 194-200. – 0,5 п.л.
26.Логунова, Н.В. Художественное время в эпистолярном произведении (на примере «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина) [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 131-137. – 0,4 п.л.
27.Логунова, Н.В. Образ путешественника в эпистолярном травелоге: функциональный аспект [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: типология и синкретизм жанров: Межвузовский сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 154-162. – 0,5 п.л.
28.Логунова, Н.В. Трансформация жанрового канона эпистолярного романа в книге Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» [Текст] / Н.В. Логунова // Русская литература в формировании современной языковой личности. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 24-27 октября 2007 г. Литература в формировании языковой личности: этапы и варианты/ Под ред. П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова. – В 2-х ч. – Ч. 1. – Спб.: МИРМ, 2007. – С. 167-174. – 0,5 п.л.
29.Логунова, Н.В. Изучение эпистолярного романа в научной литературе: основные направления, проблемы, перспективы [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы II Международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 189-194. – 0,5 п.л.
30.Логунова, Н.В. «Голубое сало» В. Сорокина: эпистолярный роман как зеркало русской антиутопии [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы III Международной научной заочной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – С. 164-169. – 0,5 п.л.
31.Логунова, Н.В. Поэтика эпистолярного рассказа в творчестве А.И. Куприна: переосмысление традиций эпистолярной прозы [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы IV Международной научной заочной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – С. 94-100. – 0,5 п.л.
32.Логунова, Н.В. Романизация жанра эпистолярной повести как стратегия «постпостмодернистской» литературы (на материале «Эпистолярной повести» И. Божко) [Текст] / Н.В. Логунова // Литературный текст ХХ века: проблемы поэтики. Материалы III Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Цицеро, 2010. С.172-176. – 0,4 п.л.
33.Логунова, Н.В. Жанровые особенности «Эпистолярной повести» И. Божко) [Текст] / Н.В. Логунова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы V Международной научной заочной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. – С. – 0,4 п.л.