- Разработана методология организационно-экономического управления процессами в многоуровневой системе подготовки профессиональных кадров, ориентированная на поиск оптимальных стратегий вуза, как метаагента мультиа-гентной системы, с учетом изменения ролей её субъектов в условиях их конкурентного и согласованного взаимодействия при реализации компетентностной модели обучения.
- Сформирована модель выбора стратегии вуза при его взаимодействии с конкурентами на рынке образовательных услуг, в которую включены параметры, отражающие дифференциацию услуги по качеству, что позволяет при нахождении объема услуг и рыночной стоимости обучения определить условия экономической устойчивости деятельности вуза в рыночной среде.
- Предложен механизм формирования заказа на целевую подготовку специалистов сбалансированного по объему инвестиций работодателя и затратам вуза с позиции поиска компромисса между ценой и качеством образовательной услуги, что обеспечивает экономическую эффективность обоих субъектов.
- Получен математический инструментарий для интегральной компетент-ностной оценки эффективности квалификации специалиста, позволяющий определить значимость компетенции на рынке труда и проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателя к результатам обучения.
- Создана математическая модель компетентностно-ориентированного процесса обучения, основанная на отображении динамики формирования компе тенции как сочетания этапов итеративного и креативного содержания, позволяю щая оценить затраты образовательных ресурсов с учетом индивидуальных спо собностей обучаемых и эффекта от технологий активного обучения.
- Разработаны модели и механизмы управления ресурсами при проектировании и реализации процесса формирования заданного уровня квалификации специалиста на основе представления образовательного цикла как динамической активной системы со связанными периодами функционирования, обеспечивающие рациональное распределение ресурсов.
- Предложена методика адаптации модельного аппарата МОЭУ к информационной системе управления вузом, основанная на функциональном моделировании процессов по SADT-технологии, отражающей причинно-следственные связи в образовательном цикле и позволяющая получать экономически обоснованные управленческие решения.
- Разработаны алгоритм и программный модуль имитационного моделирования динамической системы управления ресурсами вуза при переходе на компе-тентностную модель обучения, обеспечивающий их рациональное распределение по образовательному циклу.
1.Дровянников, В.И. Модели и механизмы управления компетентностно- ориентированными процессами подготовки профессиональных кадров [Текст]/ В.И. Дровянников: монография. - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2008.- 153 с.
2.Дровянников, В.И. Инструментальные средства организационно-экономического управления образовательным процессом в вузе [Текст]/ В.И. Дровянников: монография. - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2009.- 128 с.
3.Дровянников, В.И. Мультиагентный подход к моделированию системы подготовки профессиональных кадров [Текст]/ В.И. Дровянников: монография. - Самара: Между¬ народный институт рынка, 2010.- 168 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей
аттестационной комиссией
4.Дровянников, В.И. Мультиагентный подход к исследованию системы подготовки профессиональных кадров [Текст]/ В.И. Дровянников // Экономические науки. – М., 2010. - №11 (72). – С.274-277.
5.Дровянников, В.И. Методика проектирования механизма управления ресурсным обеспечением компетентностно-ориентированного образовательного процесса [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Экономические науки. – М., 2010. - №11 (72). – С.270-273.
6.Дровянников, В.И. Разработка методологии и модельного аппарата для синтеза управления вузом в условиях модернизации экономики [Текст]/ В.И. Дровянников // Вестник Самарского государственного экономического университета. – Самара, 2010. -№ 11 (73).– С.21-28.
7.Дровянников, В.И. Особенности интеграции экономико-математического инструмен-тария в информационную систему управления вуза [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Вестник Самарского государственного экономического университета. – Самара, 2010. - № 12 (74).– С.16-21.
8.Дровянников, В.И. Моделирование компетентностно-ориентированного процесса обучения [Текст]/ В.И. Дровянников // Экономические науки. – М., 2010. - №1 (62). – С.445-449.
9.Дровянников, В.И. Моделирование конкурентного взаимодействия вузов на рынке образовательных услуг [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Вестник Самар¬ского государственного экономического университета. – Самара, 2010. - № 1 (63).– С.23-27.
10.Дровянников, В.И. Оптимизация процесса управления формированием компетенций при обучении специалиста [Текст]/ В.И. Дровянников // Вестник Самарского государст¬ венного экономического университета. - Самара, 2009. - №7 (57) – С.31-35.
11.Дровянников, В.И. Моделирование процесса компетентностно-ориентированного обучения [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович// Вестник Самарского государст-венного экономического университета. - Самара, 2009. - №6 (56) – С.26-29.
12.Дровянников, В.И. Модель оценки уровня компетентности профессиональных кад-ров [Текст]/ В.И. Дровянников // Экономические науки. – М., 2009. - №3 (52) – С. 322-324.
13.Дровянников, В.И. Экономико-математический механизм организационного управ-ления согласованным взаимодействием бизнеса и вуза при реализации компетентностного подхода к обучению [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Экономические науки. – М., 2009. - №8(57)– С.300-302.
14.Дровянников, В.И. Поиск области компромисса при согласовании экономических интересов структур бизнеса и вуза [Текст]/ В.И. Дровянников // Экономические науки. – М., 2009. - №8(57) – С.312-315.
15.Дровянников, В.И. Определение равновесной цены и количества обучающихся в ус-ловиях олигополии на рынке образовательных услуг [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Экономические науки. – М., 2009. - №9(58) – С.377-379.
16.Дровянников, В.И. Применение математического моделирования обучения в коман¬де в организационно-экономическом управлении образовательным процессом компе-тентностной направленности [Текст]/ В.И. Дровянников // Экономические науки. – М., 2009. - №9 (58) – С.321-325.
17.Дровянников, В.И. Разработка модели компетентностно-целевого управления обра-зовательным процессом [Текст]/ В.И. Дровянников // Вестник Самарского государст-венного экономического университета. - Самара, 2008. - №11 (49) – С.22-26.
18.Дровянников, В.И. Разработка механизма организационного согласованного управ-ления компетентностно-ориентированной образовательной системой [Текст]/ В.И. Дро-вянников // Вестник Самарского государственного экономического университета. - Са¬мара, 2008. - №12 (50) – С.19-22.
Публикации в других изданиях
19.Дровянников, В.И. Методологические основы исследования процессов в мультиа-гентной активной образовательной системе [Текст]/ В.И. Дровянников // Вестник Меж¬дународного института рынка. - Самара, 2010. - №1 – С.13-19.
20.Дровянников, В.И. Концепция организационно-экономического управления процес-сами в системе подготовки профессиональных кадров [Текст]/ В.И. Дровянников // Вестник Международного института рынка. - Самара, 2010. - №1 – С.20-25.
21.Дровянников, В.И. Методология организационно-экономического управления про-цессами компетентностно-ориентированной подготовки специалистов [Текст]/ В.И. Дровянников: тез. докл. V Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» - Самара: МИР, 2010. – С. 227.
22.Дровянников, В.И. Инновационные методы в заочном обучении студентов [Текст]/ В.И. Дровянников, Н.Я. Лищинский: тез. докл. Междунар. науч. – метод. конф. «Реали-зация инноваций в высшем профессиональном образовании» - Самара: Изд-во «Самар-ский университет», 2010. – С. 282-284.
23.Дровянников, В.И. Разработка модели и механизма взаимодействия участников про-цесса подготовки профессиональных кадров при переходе на компетентностно-ориентированную форму обучения [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович: Сб. ма¬тер. Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов в новом десятилетии» - Уральск, Евразийская Ака¬демия, институт «Евразия», 2010. – С. 172-177.
24.Дровянников, В.И. Реализация командного подхода при компетентностно- ориентированном обучении [Текст]/ В.И. Дровянников: Вестник Международного ин¬ ститута рынка.- Самара, 2009. - №1.- С.298-304.
25.Дровянников, В.И. Модель функционирования команд в образовательной системе [Текст]/ В.И. Дровянников: Вестник Международного института рынка.- Самара, 2009. - №2.- С.293-297.
26.Дровянников, В.И. Моделирование оценки уровня компетентности персонала [Текст]/ В.И. Дровянников: сб. стат. XVIII Междунар. науч. – метод. конф. «Педагоги¬ ческий менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» - Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. – С. 168-171.
27.Дровянников, В.И. Инновационные подходы в системе согласованного взаимодейст-вия рынка профессиональных образовательных услуг и рынка рабочих мест [Текст]/ В.И. Дровянников, Т.В. Никитина: тез. докл. XVIII Междунар. науч. – практич. конф. «Управление в социальных и экономических системах» - Минск: изд-во МИУ, 2009. – С. 163-164.
28.Дровянников, В.И. Проектирование модуля электронного документооборота в сис-теме управления вузом [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович: тез. докл. XVIII Междунар. науч. – практич. конф. «Управление в социальных и экономических систе-мах» - Минск: изд-во МИУ, 2009. – С. 201-203.
29.Дровянников, В.И. Электронный документооборот в системе управления вузом [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович: тез. докл. 4 Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» -Самара: МИР, 2009. – С. 233-234.
30.Дровянников, В.И. Механизм организационного согласованного управления компе-тентностно-ориентированной образовательной системой вузом [Текст]/ В.И. Дровянни-ков: тез. докл. 4 Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы современно¬го социально-экономического развития» - Самара: МИР, 2009. – С. 235-236.
31.Дровянников, В.И. К вопросу согласованного взаимодействия вуза с рынком труда [Текст]/ В.И. Дровянников, В.Г. Чумак, Т.В. Никитина: тез. докл. 4 Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы современного социально-экономического разви-тия» - Самара: МИР, 2009. – С. 283-284.
32.Дровянников, В.И. Проблемы и перспективы развития инновационной модели выс-шего образования [Текст]/ В.Г. Чумак, В.И. Дровяников // Вестник Международного ин-ститута рынка.- Самара, 2008. - №1.- С. 188-190.
33.Дровянников, В.И. Взаимодействие вуза с рынком труда и работодателями [Текст]/ В.Г. Чумак, В.И. Дровянников, Т.В. Никитина //Вестник Международного института рынка.- Самара, 2008. - №1.- С. 191-196.
34.Дровянников, В.И. Механизм управления образовательной системой с учетом реали-зации компетентностно-ориентированного подхода [Текст]/ В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович: тез. докл. III Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы со-временного социально-экономического развития». - Самара: МИР, 2008. – С. 194.
35.Дровянников, В.И. Вопросы развития системы управления качеством деятельности вуза [Текст]/ В.И. Дровянников, В.Г. Чумак // Вестник Международного института рын-ка.- №1.Часть 1.-Самара, 2006. - С.227-231.
36.Дровянников, В.И. Перспективы использования региональной мультисервисной сети в решении задач формирования кадрового потенциала региональных органов государст-венной власти и местного самоуправления [Текст]/ В.И. Дровянников, В.Г. Чумак, С.Б. Неудахин: тез. докл. II Междунар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы со-временного социально-экономического развития». - Самара: МИР, 2006. – С. 107-108.
37.Дровянников, В.И. Болонский процесс и перспективы российского высшего образо-вания [Текст]/ В.И. Дровянников, А.А. Макаров, Л.В. Макарова: сб. научн. тр. «На пути к Болонскому процессу и реформированию университетов».- Самара: СГЭУ, 2005. - С. 41-51.
38.Дровянников, В.И. Качественное экономическое образование – базовый фактор раз-вития общества [Текст]/ В.И. Дровянников, Н.Я. Лищинский: тез. докл. Междунар. науч. практич. конф. «Проблемы современного социально-экономического развития обще-ства». - Республика Казахстан, г. Уральск. Западно-Казахстанский институт языков и менеджмента «Евразия», 2004.– С. 89-90.
39.Дровянников, В.И. Модель эффективного взаимодействия предприятия, его товаро-производящей сети и вуза [Текст]/ В.И. Дровянников, М.М. Васильев: тез. докл. Между-нар. науч. – практич. конф. «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития: образование, наука, производство». - Самара: МИР, 2004. – С. 262-263.
40.Дровянников, В.И. Особенности формирования корпоративных систем обучения на основе опыта работы Международного института рынка [Текст]/ В.И. Дровянников, В.П. Хитров: сб. научн. тр. «Рыночная экономика: состояние, проблемы, перспективы». Выпуск 5, Ч. II – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2004. - С. 170-175.
41.Дровянников, В.И. Организационно-методическое и квалиметрическое обеспечение комплексного мониторинга качества подготовки специалистов в Международном ин-ституте рынка [Текст]: научно-практическое пособие / В.И. Дровянников, Л.В. Макаро¬ва, А.А. Макаров, В.М. Рамзаев, В.Г. Чумак - М.: Исследовательский центр проблем ка-чества подготовки специалистов, 2001. – 62 с.
42.Дровянников, В.И. Образовательные аспекты инновационной деятельности [Текст]/ В.И. Дровянников: сб. научн. тр. «Рыночная экономика: состояние, проблемы, перспек-тивы». Выпуск 4, часть 2. – Самара, 2000. - С. 213-218.
43.Дровянников, В.И. Проблемы подготовки менеджеров для реинжиниринга бизнес-процессов предприятия [Текст]/ В.И. Дровянников, А.П. Быков: сб. научн. тр. «Рыноч¬ная экономика: состояние, проблемы, перспективы». Выпуск 3. – Самара. ИПО СГАУ, 1999. - С. 510-514.
44.Дровянников, В.И. Совершенствование бизнеса компаний на базе системы ком-плексной автоматизации менеджмента [Текст] / В.И. Дровянников, А.П. Быков: тез. докл. Всероссийской межвузовской науч. конф. «Наука. Бизнес. Образование». - Сама¬ра, 1999. - С. 41-42.
45.Дровянников, В.И. Проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе авиационного профиля в современных условиях [Текст]/ В.И. Дровяников, А.П. Быков: тез. докл. Российской науч. – практич. конф. «Проблемы эффективности высшего тех-нического образования». Ч. 1 – Рыбинск: РГАТА, 1997. - С. 34-35.
46.Дровянников, В.И. Организация профессионального обучения специалистов по до¬ полнительному высшему образованию в рамках негосударственного учебного заведения [Текст]/ В.И. Дровянников: тез. докл. науч. – метод. конф. «Формы и методы организа¬ ции учебного процесса в современных условиях» - Самара: СГТУ, 1996. – С. 10-11.
47.Дровянников, В.И. Особенности развития профессионального образования в сфере бизнеса [Текст]/ В.И. Дровянников, В.Г. Чумак, В.М. Рамзаев: тез. докл. выставки- конференции «Особенности развития профессионального образования в сфере бизнеса» - Самара: СГА, 1996.-С.12-13.