- Системность давно уже признана отечественным правоведением важнейшим свойством права. Применительно к конституционно-правовому регулированию иммиграционных процессов в федеративном государстве система представляет последовательную совокупность динамически развивающихся средств юридического воздействия на социально значимые, общественные отношения в сфере внешней миграции населения. Наряду с принципами, целями и способами она включает формы правового регулирования, направленные на достижение положительного эффекта от миграции в экономической, демографической, социальной сферах, обеспечение национальной безопасности с соблюдением тех юридических гарантий, которые лежат в основе законных интересов граждан страны, постоянного населения. Рассматриваемая система является составной частью более общей системы правового регулирования миграционных процессов, базирующаяся на таких принципах, как: недопущение депопуляции населения, обеспечение государственной безопасности и общественного порядка, защита национальных интересов Российской Федерации.
- В работе представлено авторское видение развития миграционного законодательства на основе принципов: демократизма; законности; гуманизма; гласности; всеобщности; научности; интеграции; системности; соблюдения основных прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией; обеспечения соответствия законодательства Российской Федерации в сфере миграции населения общепризнанным принципам и нормам международного права, а также целей, задач, субъектов и механизма реализации государственной миграционной политики. Все эти принципы в их совокупности образуют концептуальную идею рамочного федерального закона «О государственной миграционной политике Российской Федерации», предложенную автором.
- На основе существующих доктринальных достижений о структуре системы российского права аргументирована необходимость выделения миграционного права как комплексного межотраслевого института, имеющего ярко выраженную конституционно-правовую основу. Конституционно-правовые нормы устанавливают основополагающие цели, задачи, принципы регулирования миграционных процессов, базовые категории миграционного права, определяют основные права, обязанности мигрантов и механизм их реализации через отношения с органами публичной власти. Отсюда миграционное право Российской Федерации - это комплексный межотраслевой институт российского права, объединяющим фактором входящих норм которого необходимо рассматривать их тесную связь с реализацией мигрантами личных и социально-экономических конституционных прав человека и их соответствие общепризнанным нормам и принципам международного права. Сущностными признаками обособления миграционного права в качестве комплексного межотраслевого института следует рассматривать не только совокупность миграционных отношений, но и закрепленные в Конституции Российской Федерации личные и социально-экономические права человека, в том числе конституционное право мигранта на свободу передвижения в рамках ограниченного национального правового режима. В этом заключается ведущий элемент конституционно-правового регулирования миграции населения.
- Предложена структура миграционного права. Она включает Общую и Особенную части. Общая часть содержит нормы, закрепляющие цели, принципы, права, обязанности беженцев, вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов, соотечественников, переселяющихся из-за рубежа и других категорий мигрантов, общее определение понятий «миграция», «мигрант» и определение их отдельных видов. Особенная часть структурирована на разделы, содержащие нормы материального и процессуального миграционного права: а) закрепляющие целевую направленность, права, обязанности, иные элементы статуса отдельных видов мигрантов; б) направленные на реализацию государственной миграционной политики, посредством наделения соответствующими полномочиями органов публичной власти и их взаимодействия с национально-культурными автономиями, диаспорами и другими объединениями, нацеливающими себя на выражение интересов мигрантов; в) устанавливающие основные направления государственной миграционной политики и определяющие механизм ее реализации.
- Обоснован вывод о том, что в качестве основных принципов конституционно-правового регулирования иммиграционных процессов в федеративном государстве надлежит рассматривать не только принцип приоритета норм международного права над внутренним законодательством, но и принцип социально-экономических интересов принимающей страны, значение которого в условиях мирового финансово-экономического кризиса становится доминирующим в осуществлении государственной миграционной политики.
- Выявлены существующие тенденции и закономерности развития миграционного законодательства. В ряду закономерностей та, что миграционное законодательство характеризуется значительным отставанием от опыта правового регулирования внешней миграции населения в наиболее развитых федеративных государствах, имеет фрагментарный характер, содержит значительное количество устаревших норм, не в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров в сфере прав и свобод человека и гражданина. Такое состояние анализируемого законодательства во многом обусловлено не только его недостаточным научно-практическим прогнозированием и незавершенностью разграничения полномочий в сфере миграции населения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, но и отсутствием законодательно закрепленных предмета, метода и принципов регулирования отношений в области государственной миграционной политики Российской Федерации.
- Доказано, что миграционный режим пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации заключается в регулировании иммиграционных процессов в Российской Федерации совокупностью организационно-правовых средств, используемых для закрепления их социально-правового состояния и направленных на обеспечение устойчивого функционирования указанных процессов. Миграционный режим пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации - это комплексный правовой режим, имеющий конституционную основу. На современном этапе российского федерализма этот режим характеризуется: снижением роли организационной (административной) составляющей миграционного режима; претворением в деятельность должностных лиц Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов таких основополагающих принципов, как открытость, гласность и высшая ценность человека, его прав и свобод (статья 2 Конституции РФ); повсеместным принятием в ходе административной реформы должностных регламентов сотрудников федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции населения.
- Содержание миграционного режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации раскрывается через теоретический анализ норм, регулирующих отношения в сфере пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от времени нахождения на территории России. Данные нормы включают: три категории иностранных граждан - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие; основания для отказа в разрешении на пребывание в Российской Федерации; особое регулирование для отдельных категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерация (соотечественники, военнослужащие); механизм регистрации, учета, контроля и надзора за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Эффективность указанных норм в значительной степени зависит от состояния таких институтов, как: миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, выступающий одной из форм регулирования иммиграционных процессов; система квотирования для регулирования и контроля численности иностранных граждан на территории Российской Федерации, прибывших для осуществления трудовой деятельности; система органов государственной власти, включающей федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих государственные услуги в сфере миграции населения.
- Обоснован вывод о том, что базовым ориентиром совершенствования государственной миграционной политики должно стать стремление к достижению положительного эффекта от миграции в экономической, демографической, социальной сферах, обеспечение национальной безопасности при обязательном условии осуществления в стране пребывания соответствующих адаптационных мероприятий, направленных на гармонизацию иммиграционных процессов. В их числе: содействие органам публичной власти, общественным объединениям, религиозным конфессиям и средствам массовой информации воспитанию толерантности местного населения по отношению к лицам иной национальности и вероисповедания; взаимодействие властных структур с национальными общинами, в первую очередь с национально-культурными автономиями и другими национально-культурными объединениями (диаспорами), уделяя особое внимание в приграничных регионах крупным и портовым городам, а также территориям с низкой плотностью населения.
- Сформулирована теоретическая концепция рамочного федерального закона «О государственной миграционной политике Российской Федерации». Такой закон мог бы стать основой для проведения единой государственной миграционной политики Российской Федерации. Его принятие будет не только поводом для легальной формализации принципов миграционной политики и норм международного права, но и позволит учесть мнение субъектов Российской Федерации и интересы муниципальных образований.
- Обоснован вывод о том, что федеративное устройство Российской Федерации предопределило необходимость участия субъектов Федерации в регулировании иммиграционных отношений. Однако предусмотренная действующим российским законодательством роль регионов в этих процессах не позволяет учесть специфику экономического развития каждого из субъектов Российской Федерации для наиболее эффективного привлечения и использования на их территории внешних иммиграционных ресурсов. В этой связи необходимо установить разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере миграции населения через рамочное законодательство. В частности, по правовому регулированию статуса пограничной зоны (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и пределов ограничения прав в этих границах как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволит субъектам Российской Федерации законодательно регулировать такие сферы деятельности иностранных граждан в приграничных территориях, как торговля, туризм, образование, аренда жилых и нежилых помещений, использование автомобильного транспорта. Одним из перспективных направлений в этой связи представляется правовое регулирование социальной поддержки отдельных категорий мигрантов (например, соотечественников, переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа).
- Обосновывается необходимость с учетом принципа федерализма и существующей в Российской Федерации четкой вертикали власти, законодательного закрепления возможности наделения органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации государственными полномочиями по осуществлению контроля (совместно с органами государственной власти) за реализацией государственной миграционной политики на их территории и по обеспечению интересов местного населения, особенно в приграничных территориях, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.
- Аргументирована необходимость законодательного закрепления механизма реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, включающего в себя: разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере миграции населения; обязанность Правительства Российской Федерации ежегодно заслушивать доклад федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о состоянии миграции в Российской Федерации и не реже одного раза в пять лет принимать или корректировать Стратегию (концепцию) государственной миграционной политики Российской Федерации и федеральные целевые программы в области государственной миграционной политики; обязанность федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществлять оперативный мониторинг рынка труда, организовывать многофункциональные центры по оказанию услуг аутсорсинга и правовой помощи работодателям по документационному оформлению привлечения иностранных работников.
- Аргументированы основные задачи органов государственной власти по оздоровлению миграционной ситуации и приданию иммиграционным процессам в Российской Федерации позитивной направленности:- активное стимулирование притока в Россию квалифицированных мигрантов, и прежде всего соотечественников;- адекватное государственное регулирование иммиграции, соответствующей реальным экономическим потребностям государства, путем использования таких инструментов, как квотирование иностранной рабочей силы, иммиграционный контроль, создание благоприятных правовых и экономических условий интеграции и адаптации иммигрантов в российское общество, а также разработка мер по формированию у населения Российской Федерации толерантного отношения к ним;- целевое управление внешней трудовой миграцией;- проведение государственной протекционистской политики в отношении количества и качества иммиграционных потоков, а также расселения мигрантов в приграничных и северных территориях нашей страны, отток населения из которых противоречит национальным интересам и безопасности государства.
1.Особенности рассмотрения в суде административных дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации // Международное публичное и частное право. – 2005. – № 3. – 0,2 п.л. (в соавторстве).
2.Особенности правового регулирования экономической иммиграции в федеративных государствах // Правовая политика и правовая жизнь. – 2007. – № 3. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
3.Транзитный проезд иностранных граждан через территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы // Правовая политика и правовая жизнь. – 2008. – № 1.– 0,8 п.л. (в соавторстве).
4.О некоторых вопросах совершенствования законодательства в сфере развития застроенных территорий // Российский юридический журнал. – 2008. – № 6. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
5.Особенности правового режима временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан // Правовая политика и правовая жизнь. – 2008. – № 1. – 0,6 п.л. (в соавторстве).
6.К вопросу об ограничении прав иностранных граждан и лиц без гражданства в региональном законодательстве // Право и политика. – 2008. – № 4. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
7.Научные школы как компонент образовательной среды: прошлое и настоящее // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 1. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
8.Пределы законодательства субъектов Российской Федерации о мировых судьях // Власть. – 2009. – Февраль. – № 2. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
9.Основные направления развития комплексного межотраслевого института миграционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 14. – 0,7 п.л. (в соавторстве).
10.Проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях мировыми судьями // Вестник финансовой академии. – 2009. – № 5. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
11.К вопросу о системном подходе государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6. – 0,4 п.л.
12.Миграционный режим пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: состояние и перспективы // Власть. – 2009. – № 9. – 0,8 п.л.
13.Об особенностях реализации государственной жилищной политики в России на современном этапе // Власть. – 2009. – № 11. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
14.Системный подход государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Право и политика. – 2009. – № 11. – 0,8 п.л.
Монографии:
15.Административная ответственность иностранных граждан в миграционной сфере. Монография /Под ред. профессора А.П. Сунцова. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2004. – 12,75 п.л.
16.Административно-правовое регулирование режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Монография. Под общ. ред. профессора А.П. Сунцова. Тюмень: Тюменский государственный университет. 2004. – 11,25 п.л. / 8,5 п.л. (в соавторстве).
17.Миграционные процессы в федеративном государстве: конституционно-правовое исследование / Под общей редакцией заслуженного юриста Российской Федерации, д.ю.н., профессора, Г.Н. Чеботарева. Тюмень: ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2009. – 24,0 п.л.
Учебные пособия:
18.Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Учебное пособие. Под общ. ред. профессора А.П. Сунцова. – Тюмень: Тюменская областная Дума, ТГУ. 2004. – 12,5 п.л.
19.Основы конституционно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Учебное пособие. Под общ. ред. профессора А.П. Сунцова. – Тюмень: Тюменская областная Дума, 2007. – 12,5 п.л./ 8,5 п.л. (в соавторстве).
20.Голосование на выборах в Российской Федерации: правовые основы и административная ответственность. Тюмень: Тюменская областная Дума. 2007. – 13,5 п.л. / 3,5 п.л. (в соавторстве).
Научно-практические комментарии, энциклопедии:
21.Научно-практический комментарий к Закону Тюменской области «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений»: Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск. Тюмень: Тюменская областная Дума. 2004. – 12,75 / 1,0 п.л. (в соавторстве).
22.Малая энциклопедия народов Тюменской области. Краткий словарь-справочник. Тюмень, 2005. – 28,7 п.л. / 8,5 п.л. (в соавторстве).
23.Научно-практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях». Тюмень: Избирательная комиссия Тюменской области. 2005. – 12,78 п.л. / 4,2 п.л. (в соавторстве).
24.Комментарий к Уставу Тюменской области / Под ред. С.Е. Корепанова. Тюмень: Тюменская областная Дума, Правительство Тюменской области. 2007. – 18 п.л. / 2,8 п.л. (в соавторстве).
25.Методические рекомендации «Меры социальной поддержки, предоставляемые в Тюменской области различным категориям граждан» / Под ред. С.Е. Корепанова. Тюмень: Тюменская областная Дума. 2008. – 7,25 п.л. / 0,5 п.л. (в соавторстве).
26.Комментарий к Кодексу Тюменской области об административной ответственности (научно-практический) / Под общей редакцией заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина. Тюмень: Тюменская областная Дума. 2008. – 11,52 п.л. / 1,0 п.л. (в соавторстве).
Основные публикации в иных изданиях:
27.Юридический механизм возмещения убытков при нарушении коммерческих договоров // Юридическая наука и юридическое образование в России на рубеже веков. Часть 2. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. – 0,4 п.л.
28.О правовом регулировании вопросов охраны окружающей среды в Тюменской области. О проблемах охраны окружающей среды в Тюменской области. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002.– 0,2 п.л.
29.Сравнительно-правовой анализ принципов избирательного права стран-участниц СНГ. Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002. – 0,2 п.л.
30.Действующие и модельные составы административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Сборник по материалам Межрегиональной научно-практической конференции «Административное право: состояние, проблемы, перспективы» (21–22 ноября 2003 г). Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 0,6 п.л.
31.К вопросу о правовой природе депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. Выпуск 6. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 0,25 п.л.
32.Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Конституции России 10 лет: опыт реализации» (11–13 сентября 2003 г.). Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 0,3 п.л.
33.Понятие и сущность административных правонарушений в сфере режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Научный вестник Тюменского юридического института МВД России. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2004. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
34.Действующие и модельные составы административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан в России. Проблемы юридической ответственности: история и современность. Статьи по итогам Всероссийской научной практической конференции / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Часть 2. Тюмень, 2004. – 0,6 п.л.
35.Виды административных наказаний за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы». Тюмень: Тюменская областная Дума, ТГУ, 2004. – 0,7 п.л.
36.Понятие и сущность режима пребывания в Российской Федерации временно проживающих иностранных граждан. Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», ТГУ, 2004. – 0,4 п.л.
37.Правовое регулирование субъектами Российской Федерации режима пребывания иностранных граждан: теория и практика. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации» (7–8 октября 2004 г.). Часть 1. Тюмень: «Мединфо», 2004. – 0,45 п.л. (в соавторстве).
38.Особенности рассмотрения в суде административных дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. М.: «Спарк», – 2005, – № 3. – 0,25 п.л. (в соавторстве).
39.Правовые проблемы внешней миграции. Модернизация образования в условиях глобализации: круглый стол «Университет и гуманитарные проблемы региона», 14–15 сентября 2005 г. Тюмень: Изд-во Тюм.ГУ, 2005. – 0,25 п.л. (в соавторстве).
40.Некоторые особенности судебного рассмотрения дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск: Материалы научно-практического семинара «Правовое регулирование миграционных процессов: модель взаимодействия на региональном уровне». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2005. – 0,7 п.л. (в соавторстве).
41.Административное право: Учебно-метод. комплекс. – Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», 2005. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
42.Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации (на примере статей 18.8 и 18.10 КоАП РФ). Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск: Материалы научно-практического семинара «Правовое регулирование миграционных процессов: модель взаимодействия на региональном уровне». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2005. – 0,7 п.л.
43.Миграционная преступность: понятие, сущность, субъекты. Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Материалы II Международно-практической конференции. Часть 1. Тюмень, 9–11 октября 2006 г. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006. – 0,8 п.л.
44.Современные национально-культурные общественные объединения: к проблеме реализации прав в регионе. Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Материалы II Международно-практической конференции. Часть 2. Тюмень, 9-11 октября 2006 г. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
45.Этноязыковая политика в России и регионах. Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Материалы II Международно-практической конференции. Часть 3. Тюмень, 9-11 октября 2006 г. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
46.Отношение иностранных граждан к избирательному праву: история и современность. Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 26-27 октября 2007 года). Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
47.Ограничение прав иностранных граждан и лиц без гражданства в избирательной сфере. Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 26–27 октября 2007 года). Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007. – 0,4 п.л.
48.Организационно-правовые аспекты обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Материалы Международно-практической конференции. Выпуск № 4. Тюмень: Издательство ТГИМЭУП, 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
49.Административное право: Учебно-метод. комплекс. Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», 2008. – 1,8 п.л. (в соавторстве).
50.Основные классификации правонарушений в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2008. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
51.К вопросу обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2008. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
52.Конституционное право: Учебно-метод. комплекс. Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», 2005. – 2,8 п.л. (в соавторстве).
53.Конституционные основы регулирования внешней миграции в России. Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21-22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, 2008. – 0,7 п.л. (в соавторстве).
54.Основы законодательства Тюменской области: Учебно-метод. комплекс. Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», 2008. – 4,4 п.л. (в соавторстве).
55.Зарубежный опыт правового регулирования миграционных процессов в федеративных государствах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2009. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
56.Особенности правового регулирования миграционных процессов в приграничных территориях Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2009. – 0,8 п.л.
57.Роль научных школ при подготовке управленческих кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2009. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
58.К вопросу о профессиональной подготовке кадрового состава Федеральной миграционной службы Российской Федерации и ее территориальных органов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». Тюмень: Тюменская областная Дума, 2009. – 0,8 п.л.
59.Административное право: Учебно-метод. комплекс. – Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», 2009. – 5,8 п.л. (в соавторстве).
60.Особенности участия органов местного самоуправления в правовом регулировании миграционных процессов в приграничных территориях. Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса: Материалы Тюменского социологического Форума. Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет. 2009. – 0,5 п.л.
61.Проблемы реализации социально-экономических прав временно-проживающих иностранных граждан в Российской Федерации. Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса: Материалы Тюменского социологического Форума. Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет. 2009. – 0,5 п.л.
62.Убеждение как основополагающий метод семьи по освобождению подростка от наркотизации. Молодежь – будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях (часть 1). Тюмень: Тюменская областная Дума, Правительство Тюменской области, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2009. – 0,4 п.л.
63.Особенности законодательного регулирования субъектами Российской Федерации молодежных общественных объединений. Молодежь – будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях (часть 1). Тюмень: Тюменская областная Дума, Правительство Тюменской области, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2009. – 0,7 п.л.