Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Авторская концептуальная модель административного надзора, основывающаяся на представлениях о современном федеративном правовом государстве с рыночным укладом экономики. Содержание данной модели образует согласованная уникальная система следующих сущностных характеристик данного вида государственного контроля: 1) является одной из основных правовых форм административной деятельности, тесно связанной с правовым нормированием, административно-правовыми разрешениями и запретами, с юридической ответственностью; 2) является одним из наиболее масштабных способов обеспечения законности в самых разнообразных областях общественной жизни; 3) является одним из основных средств правоохраны; 4) оказывает внешневластное воздействие на управляемых субъектов права, не подчиненных надзорным органам; 5) является важнейшей административно-правовой гарантией нормального развития гражданских, трудовых, семейных, земельных и других отраслевых правоотношений; 6) обеспечивает необходимую связь норм права с (юрисдикционными) правоприменительными актами в целостный механизм правового регулирования, «заполняя» правовое пространство между правовым нормированием и юридической ответственностью за правонарушения.
  2. Выделение административного надзора в самостоятельный вид государственного контроля объективно обусловлено внутренней логикой развития права и основывается на следующих концептуальных идеях: 1) в правовом государстве права и свободы могут быть ограничены, а обязанности возложены исключительно законом, а в Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ - федеральным законом; 2) предмет административного права образуется совокупностью двух разнородных областей общественных отношений: внутриаппаратных и внешних. Эта разнородность требует использования различных методов административно-правового регулирования административного надзора и контроля - простое механическое приложение методов внутриаппаратного регулирования на внешние отношения недопустимо; 3) во внешних отношениях государство может контролировать исключительно законность (правомерность) поведения граждан и организаций, в то время как во внутриаппаратных отношениях в предмет контроля включается также целесообразность действий и исполнение разного рода распоряжений.
  3. Административный надзор, сохраняя генетическое родство с контролем, в то же время предстает самостоятельной правоохранительной функцией органов исполнительной власти, впервые формально-юридически выделенной в этом качестве Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и отнесенной наряду с разрешительной и административно-юрисдикционной функциями к группе «функций по контролю и надзору». Данным Указом осуществлена юридическая формализация реформаторских идей о новой конструкции исполнительной власти в России, построенной на основе функциональной специализации каждого из трех видов федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы, агентства).
  4. В настоящее время в российском административном праве сформировался массив федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих более или менее полное правовое регулирование однородных общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением административного надзора, что позволяет охарактеризовать его как самостоятельный административно-правовой институт. Анализ нормативных источников данного института свидетельствует об их разобщенности, пробельности, несогласованности и разноуровневости, наличии множества коррупциогенных факторов. В настоящее время институт административного надзора переживает период активного, но в некоторой степени стихийного развития. Автор обосновывает необходимость его развития по следующим основным направлениям:- формирования единой законодательной основы, образующей Общую часть этого правового института;- структуризации и внутренней организации данной правовой общности;- выявления и устранения имеющихся юридических дефектов;- унификации административных процедур и взаимосвязи правового регулирования отдельных видов административного надзора;- развития процессуально-правового регулирования административного надзора;- повышения уровня (юридической силы) нормативных источников института административного надзора.
  5. Ретроспективный анализ развития органов административного надзора свидетельствует о наличии общей тенденции, заключающейся в обретении ими все большей функциональной специализации, самостоятельности, независимости от органов, осуществляющих функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью. Новый этап развития начат Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в ходе административной реформы федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которым основными субъектами административного надзора были определены федеральные службы. Административно-надзорная функция выделяет федеральные службы из системы федеральных органов исполнительной власти, определяет особый характер их статуса. Вместе с тем, по мнению автора, строгое следование исторически сложившейся тенденции требует дальнейшей оптимизации статуса субъектов административного надзора, закрепления в концептуальных актах Президента РФ и Правительства РФ указанных принципов в форме, не допускающей отступлений в угоду личным и корпоративным интересам. В то же время, предусмотренное допущение в специально оговоренных случаях возложения надзорной функции на иные органы исполнительной власти обеспечивает необходимую гибкость государственного управления.
  6. Возникшая в результате приспособления административно-командной системы исполнительно-распорядительных органов надведомственного контроля СССР совокупность органов административного надзора остается неэффективной в принципиально иных условиях рыночной экономики. Перспективы ее развития автор связывает с системной организацией, характеризующейся: - функциональной специализацией субъектов административного надзора;- унификацией их организационно-правовых форм;- вертикальной и горизонтальной организацией их взаимодействия; выработкой объективных критериев оценки эффективности административно-надзорной деятельности.
  7. Становление муниципальной власти в качестве самостоятельного вида публичной власти в условиях неопределенности категории «вопросы местного значения» и распространения практики делегирования государственных функций органам местного самоуправления обусловливает создание структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, осуществляющих наряду с контролем за соблюдением гражданами и юридическими лицами обязательных требований муниципальных правовых актов переданную им (а в отдельных случаях «присвоенную») государственную функцию административного надзора. Реализация исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями приобретенной государственной функции, в отличие от осуществления ими муниципально-правового контроля в сфере ведения местного самоуправления, имеет административно-правовую природу.
  8. Основной целью организации системы субъектов административного надзора следует признать достижение баланса интересов личности, общества и государства. Все предпринимавшиеся до настоящего времени организационные меры были направлены на усиление «административной опеки» над хозяйствующими субъектами, гражданами и некоммерческими организациями. В результате административный надзор становится одной из самых коррупционных сфер деятельности исполнительной власти, создает непреодолимые «административные барьеры», препятствующие экономическому развитию страны, и при этом не решает своей главной задачи по обеспечению безопасности. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о недостаточной эффективности и противоречивости обусловленных необходимостью скорейшего выхода из системного экономического кризиса и направленных на упорядочение административно-надзорной деятельности законодательных новелл, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Решение проблемы видится, во-первых, в возложении функции координации административно-надзорной деятельности на Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и на Министерство экономического развития РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, государственной статистической деятельности, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, во-вторых, в создании правовых механизмов, «понуждающих» субъектов административного надзора к теснейшему взаимодействию.
  9. Административно-надзорные полномочия входят в компетенцию должности государственного инспектора, статус которого определяется совокупностью факторов, придающих ему специальный характер: властность, принудительность, направленность вовне, к неподчиненным субъектам - гражданам и организациям. Названные полномочия в силу своей государственной и правоохранительной природы обусловливают принадлежность должности государственного инспектора к определенному виду государственной службы - государственной правоохранительной службе. Это обстоятельство требует отказаться от избранного в действующем федеральном законодательстве о государственной службе смешанного критерия выделения государственной правоохранительной службы, не позволяющего однозначно определить круг государственных должностей данного вида государственной службы, в пользу функционального критерия, определяемого юридической природой функций, осуществляемых указанными должностными лицами. Единство функциональной компетенции должности государственного инспектора, сходные условия, а также правоохранительный характер его деятельности требуют унификации административно-правовых статусов государственных инспекторов как государственных служащих государственной правоохранительной службы независимо от того, в штате какого органа существует данная должность.
  10. Юридической процессуальной формой административного надзора, обеспечивающей его формальную определенность и гарантирующей права и законные интересы поднадзорных объектов, является административно-надзорное производство - комплекс урегулированных правом взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений; требуют установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств административно-надзорного дела; обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных результатов в соответствующих процессуальных актах-документах. Многогранность административного надзора и особенности его процессуально-правового регулирования обусловливает выделение трех видов административно-надзорных производств: 1) ординарное административно-надзорное производство, осуществляемое в форме плановых проверок в соответствии со Сводным планом, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ; 2) экстраординарное административно-надзорное производство, осуществляемое в форме внеплановых проверок, назначаемых с согласия прокурора при возникновении определенных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ обстоятельств, в том числе, при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) особые административно-надзорные производства, порядок осуществления которых устанавливается другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
  11. Административный надзор, являясь способом обеспечения законности и правопорядка, в то же время сам нуждается в обеспечении законности, как обязательном условии его эффективности и недопущения использования его в коррупционных и политических целях. Законность осуществления административного надзора должна обеспечиваться сочетанием традиционных и новых методов: - повышением качества нормативного правового регулирования;- обязательной антикоррупционной экспертизой проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, образующих институт административного надзора;- государственным контролем (включая прокурорский надзор) и общественным контролем за реализацией функции административного надзора; - прозрачностью и публичностью административно-надзорной деятельности;- юридической, прежде всего административной, ответственностью должностных лиц органов исполнительной власти; - административной юстицией, включая развитие досудебных процедур разрешения споров.
  12. Административный надзор в экономически развитых зарубежных странах осуществляется, как правило, независимыми агентствами, наделенными значительными властными полномочиями, нередко носящими дискреционный характер. Вместе с тем, низкий уровень коррупции, в совокупности с высоким доверием населения к государству и его исполнительным органам, а также соответствующий уровень социальной защищенности должностных лиц надзорных органов, компенсируют негативное влияние административно-надзорной деятельности на частный бизнес и, напротив, создают условия для его развития. Перечисленные качества должны быть поставлены в качестве целей реформирования (модернизации) административно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
  13. На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих административный надзор, выявлен ряд существенных юридических пробелов и коллизий, предложены пути их устранения, в том числе: 13.1. Концепция и авторский проект федерального закона «Об административном надзоре». 13.2. Внести следующие изменения в КоАП РФ: - исключить п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.7 КоАП РФ;- дополнить статьей 19.30 следующего содержания: «Статья 19.30. Нарушение порядка проведения государственного контроля (надзора) или муниципального контроля 1. Издание приказа (распоряжения, постановления, предписания) о проведении плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя вопреки Сводному плану либо о проведении внеплановой проверки с нарушением порядка, установленного федеральным законом, - влечет наложение на руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля...2. Самоуправное, без приказа (распоряжения, постановления, предписания) руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля проведение должностным лицом проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя - влечет наложение ...3. Нарушение должностным лицом органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля установленного федеральным законом порядка проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе, отказ от внесения в книгу учета проверок записи о проведенной проверке,- влечет наложение...». - дополнить ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ после слов «19.29,» словами «19.30,». 13.3. Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следующие изменения:- изложить часть 2 статьи 13 названного Федерального закона в следующей редакции: «В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.»;- дополнить перечень оснований для проведения внеплановой проверки, данный в ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона пунктом 3 следующего содержания: «3) проведение контроля за деятельностью органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.»; - дополнить названный Федеральный закон статьей 18.1 следующего содержания: «18.1. Обеспечение законности деятельности органов государственного контроля (надзора) 1. Надзор за деятельностью органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры. 2. Контроль за деятельностью органов государственного контроля (надзора) осуществляют вышестоящие органы государственного контроля (надзора). 3. Прокурорский надзор и контроль вышестоящих государственных органов осуществляются путем проведения повторных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после проведения плановой или внеплановой проверки контролируемым органом государственного контроля (надзора) или муниципального контроля на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом для внеплановых проверок. 4. Повторным проверкам могут подвергаться не более 10% от общего числа проверенных органом государственного контроля (надзора) или муниципального контроля юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 5. В случае выявления в результате повторной проверки правонарушений, не обнаруженных в ходе плановой или внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) или муниципального контроля к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не применяются меры юридической ответственности, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом установленного вступившим в законную силу приговором суда сговора между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и должностным лицом органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. В случае выявления угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды прокурор или вышестоящий орган государственного контроля (надзора), проводящие повторную проверку, принимают меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.».
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Зырянов С. М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – 136 с. (8,5 п.л.);

2. Зырянов С. М. Административный надзор милиции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 111 с. (7,0 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК:

1. Зырянов С. М., Мазеин В. Т. Защищенная полиграфическая продукция и ее незаконный оборот (по материалам борьбы с незаконным оборотом бланков трудовой книжки // Российский следователь. 2004. № 10. С. 25 – 28. (0,5 (0,25) п.л.);

2. Зырянов С. М. Административная реформа надзорных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 10. С. 12 – 14. (0,6 п.л.);

3. Зырянов С. М., Шайхутдинова Т. Ф. Особенности пересмотра постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях в арбитражном суде // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 11. С. 29 – 33. (0,5/0,2 п.л.);

4. Зырянов С. М. Современное состояние и перспективы развития административного надзора // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Право. 2008. № 2. С. 156 – 162. (0,6 п.л.);

5. Зырянов С. М. Административный надзор. Вопросы терминологии // Закон и право. 2008. № 4. С. 50 – 51. (05 п.л.);

6. Зырянов С. М. Цель как элемент статуса субъекта административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 11. С. 96 – 100. (0,5 п.л.);

7. Зырянов С. М. Функции органов административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 12. С. 64 – 68. (0,6 п.л.);

8. Зырянов С. М. Становление системы субъектов административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 1. С. 84 – 89. (0,6 п.л.);

9. Зырянов С. М. Административно-надзорные правоотношения: содержание и развитие // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. Труды Института государства и права РАН. 2009. № 1. С. 90 – 100. (0, 6 п.л.).

10. Зырянов С. М. Структура и содержание административно-правового статуса государственного инспектора // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 17 – 26. (0,6 п.л.);

11. Зырянов С. М. Развитие административно-надзорных правоотношений // Ломакина В. Ф. Административно-правовые отношения («Лазаревские чтения») // Государство и право. 2009. № 2. С. 9 – 23. (0,1 п.л.);

12. Зырянов С. М. Административно-правовой статус государственного инспектора как субъекта административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 162 – 168. (0,6 п.л.);

13. Зырянов С. М. Проблемы упорядочения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в области осуществления предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 39 – 49. (0,6 п.л.).

14. Зырянов С. М. Вопросы организации деятельности субъектов административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 9. С. 159 – 165. (0,5 п.л.);

15. Зырянов С. М. Административная реформа и система субъектов административного надзора // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 11. С. 143 – 150. (0,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в иных журналах и изданиях:

1.Зырянов С. М. Проблемы применения мер административного воздействия за невыполнение требований правил, нормативов и стандартов, регламентирующих ремонт и содержание улично-дорожной сети // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 6. – М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 56 – 62 (0,3 п.л.);

2.Зырянов С. М. Система субъектов обеспечения безопасности дорожного движения // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 7. – М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 109 – 120 (0,5 п.л.);

3.Зырянов С. М. О необходимости совершенствования правового регулирования надзорной деятельности ГИБДД МВД России // «Насилие. Личность. Общество». Тезисы научно-практической конференции. – М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 28 – 37. (0,4 п.л.);

4.Зырянов С. М. Особенности административного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Ч. I. – М.: Московская академия МВД России, 2001. С. 51 – 54. (0,4 п.л.);

5.Зырянов С. М. О соотношении административно-надзорной и лицензионно-разрешительной деятельности // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Сборник научных трудов. – М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. С. 260 – 265. (0,3 п.л.);

6.Зырянов С. М. Постатейный комментарий к главам 12, 28, 31, 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.П. Шергина. – М., ЗАО «Библиотечка РГ», 2002. – 640 с. (40/2,9 п.л.);

7.Зырянов С. М. Административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник тезисов статей. – М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 233 – 235. (0,1 п.л.);

8.Зырянов С. М. Освидетельствование на состояние опьянения – административно-правовой аспект // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва,16 мая 2003 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С. Г. Стеценко. – М., 2003. С. 254 – 257. (0,4 п.л.);

9.Зырянов С. М. Регулирование порядка возбуждения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 10. – М.: ГУООП МВД России, ВНИИ МВД России, 2003. С. 10 – 17. (0,3 п.л.);

10.Зырянов С. М. К вопросу о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сборник статей (по материалам 2-ой научно-практической конференции молодых ученых к 40-летию НИИ Генеральной прокуратуры РФ). – М.: НИИ ГП РФ, 2003. С 132 – 133. (0,15 п.л.);

11.Зырянов С. М. Административно-правовые проблемы направления на медицинское освидетельствование // Наука и практика: Материалы «круглого стола» «Проблемы административно-процессуального обеспечения борьбы с правонарушениями, связанными с наркотическими средствами и психотропными веществами». 28 марта 2003. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2003. № 3 (14). С. 29 – 34. (0,24 п.л.);

12.Зырянов С. М. Управление транспортным средством в состоянии опьянения: административно-правовой аспект // Обеспечение безопасности и правопорядка в транспортном комплексе России: Тезисы выступлений на международной научно-практической конференции 4 – 5 ноября 2003 г. – М., 2003. С. 92 – 96. (0, 24 п.л.);

13.Зырянов С. М. Деятельность участкового уполномоченного милиции по борьбе с нарушениями правил дорожного движения // Справочник участкового уполномоченного милиции / Под общ. ред. А. А. Чекалина. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. – 456 с. (39/3,2 п.л.);

14.Зырянов С. М. О понятии административного надзора // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 3. Том III. – М., 2003. С. 333 – 342. (0, 65 п.л.);

15.Зырянов С. М. Административный надзор как способ обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 марта 2004 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С. Г. Стеценко. – М., 2003. С. 77 – 79. (0,33 п.л.);

16.Зырянов С. М., Абдурахманов А. А., Поспелова Л. И. Анализ практики применения КоАП РФ сотрудниками органов внутренних дел // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 11. – М.: ГУООП СОБ МВД России, ВНИИ МВД России, 2004. С. 3 – 9. (0,5/0,2 п.л.);

17.Зырянов С. М. В заколдованном круге: вправе ли потерпевший подать жалобу // Ваше право. 2004. № 35. (0,2 п.л.);

18.Зырянов С. М. Личное участие: обвиняемый, находясь под стражей, имеет право на защиту // Ваше право. 2004. № 36. (0, 25 п.л.);

19.Зырянов С. М., Мазеин В. Т. Защищенная полиграфическая продукция и ее незаконный оборот // Право и экономика. 2004. № 11. С. 73 – 77. (0,5/0,25 п.л.);

20.Зырянов С. М. Эвакуация транспортного средства – мера обеспечения производства или наказание? // Административное право и процесс. 2005. № 1. С. 30 – 32. (0,25 п.л.);

21.Зырянов С. М. О концепции административной политики // Актуальные вопросы административно-деликтного права: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А. П. Шергина. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 390 – 393. (0,2 п.л.);

22.Зырянов С. М. Квалификация административных правонарушений против порядка управления, подведомственных органам внутренних дел. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 44 с. (2,75 п.л.);

23.Зырянов С. М. Проблемы реформирования системы субъектов административного надзора. // Научные труды российской академии юридических наук. Вып. 5. – М., 2005. С. 300 – 305. (0,5 п.л.);

24.Зырянов С. М., Лучникова Т. В. О борьбе с проституцией в зарубежных странах // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник. № 12 – М.: ГУООП СОБ МВД России, ВНИИ МВД России, 2005. С. 86 – 91. (0,8/0,5 п.л.);

25.Зырянов С. М. Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Материалы международной дистанционной научно-практической конференции. В 2 т. Т. I / Под общ. науч. ред. проф. В. Г. Татаряна – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. С. 145 – 152. (0,4 п.л.);

26.Зырянов С. М. Постатейный комментарий к статьям 12.1 – 12.30, 12.37, 14.2 – 14.27, 19.1 – 19.3, 19.8 – 19.19, 19.21 – 19.26, 23.1 – 23.31, 23.35 – 23.46, 23.48 – 23.63, главе 28, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. А.П. Гуляева, Л.Л. Попова – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 864 с. (86/16 п.л.);

27. Зырянов С. М. Квалификация административных правонарушений против порядка управления, подведомственных органам внутренних дел – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 44 с. (2,75 п.л);

28.Зырянов С. М., Горбунов Д. В. Новое административное наказание для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – вопросы применения // Юридическая мысль. 2005. № 5 (30). С. 9 – 12. (0,3/0,2 п.л.);

29. Зырянов С. М. Административно-надзорные полномочия в компетенции органов исполнительной власти // Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. докт. юрид. наук, профессора И. Ш. Килясханова. – М.: МосУ МВД России, 2006. С. 99 – 109. (0,6 п.л.);

30.Зырянов С. М. Обеспечение прав граждан и юридических лиц при осуществлении органами внутренних дел (милицией) административного надзора // Закон Российской Федерации «О милиции»: 15 лет на защите прав и свобод граждан. // Материалы научно-практической конференции 21 апреля 2006 г. – М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2006. С. 149 – 155. (0,3 п.л.);

31. Зырянов С. М. Постатейный комментарий к статьям 7.21, 12.1 – 12.30, 12.37, 14.2 – 14.27, 19.1 – 19.3, 19.8 – 19.19, 19.21 – 19.26, 23.1 – 23.31, 23.35 – 23.46, 23.48 – 23.63, 27.1, 27.16, 27.17, главе 28, статьям 29.6, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях – 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.П. Гуляева, Л.Л. Попова – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 895 с. (89/20 п.л.);

32. Зырянов С. М., Зеко Л. П. Постатейный комментарий к статьям 14.1, 19.4 – 19.7, 19.20, 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях – 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.П. Гуляева, Л.Л. Попова – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 895 с. (89/1,2/0,6 п.л.);

33.Зырянов С. М. О соотношении административного надзора с другими видами контрольно-надзорной деятельности // Полицейское право. 2007. № 2 (10). С. 60 – 65. (0,6 п.л.);

34.Зырянов С. М. КоАП Москвы: первые впечатления // ЭЖ-Юрист. 2007. № 42. (0,3 п.л.);

35. Зырянов С. М. Неоднозначное извещение // ЭЖ-Юрист. 2008. № 2. (0,2 п.л.);

36.Зырянов С. М. Новые тенденции развития законодательства об административных правонарушениях // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора И. И. Веремеенко. – М., 2008. С. 174 – 177. (0,4 п.л.);

37.Зырянов С. М. Основные направления развития административно-правового регулирования административно-надзорной деятельности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2008. № 1 (2). С. 36 – 47. (0,6 п.л.);

38.Зырянов С. М. К вопросу о содержании термина «административный надзор» // Правовое государство: от идеи до ее материализации: Материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию академика М. С. Бесбаева. В 2 частях. – Часть 1. – Алматы: Юридическая литература, 2008. С. 48 – 56. (0,4 п.л.);

39.Зырянов С. М., Лукинов Д. В. К вопросу о правовой природе контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок // Полицейское право. 2008. № 1 (11). С. 49 – 53. (0.6/0,3 п.л.);

40.Зырянов С. М. Современное состояние административно-правового регулирования административно-надзорной деятельности в российском праве. Вопросы терминологии // Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в государствах - участниках содружества независимых государств. Материалы международной дистанционной научно-практической конференции. В 2-х томах. Т. 2 Вып. № 4. – М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2008. С. 159 – 168. (0,5 п.л.);

41.Зырянов С. М. Новая кодификация административно-процессуальных норм становится реальной // Вестник Евразийской академии административных наук. 2009. № 1 (6). С. 13 – 16. (0,3 п.л.).

42.Зырянов С. М. Функции как элемент статуса органов административного надзора // Российская правовая система и ее развитие на современном этапе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. / Под редакцией к.ю.н., доцента Баева А. А. – М.: Институт сервиса (г. Москва) (филиал) Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), 2009. С. 157 – 162. (0,6 п.л.);

43. Зырянов С. М. Постатейный комментарий к главам 12, 14, 15, 19, 23 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта милиции Н.А. Овчинникова – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 925 с. (104/30 п.л.);

44.Зырянов С. М. Разграничение предметов ведения субъектов административного надзора // Эффективность законодательства и современные юридические технологии (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. Москва, 19 – 31 мая 2008 г.) Отв. редактор Т. Я. Хабриева. – М., 2009. С. 126 – 128. (0,3 п.л.);

45.Зырянов С. М., Шайхутдинова Т. Ф. Рассмотрение дел об административных правонарушениях требует оптимизации // Административное право и процесс. 2009. № 3. С. 25 – 27. (0,5/0,2 п.л.);

46.Зырянов С. М. К вопросу о координации государственного контроля и надзора // Актуальные проблемы правового обеспечения государственного управления: Сборник научных статей / Под ред. В. А. Козбаненко и С. М. Зубарева. – М.: Финакадемия, 2009. С. 44 – 54. (0,5 п.л.).

47. Зырянов С. М. Новая книга об административном процессе: рецензия на монографию М. Я. Масленникова «Российский административный процесс: перспективы легитимизации, централизации и систематизации» (М., 2009. 275 с.) // Право и образование. 2009. № 7. С. 161 – 167 (0,2 п.л.).