-
Проблема демократии со второй половины XIX века становится цент-ральной в научных изысканиях либеральных представителей как развивающегося в рамках идеализма естественно-правового, так и эволюционирующего в рамках позитивизма социологического направлений отечественной юриспруденции. Осмысление и интегрирование идеи демократии либерализмом позволяет говорить о возникновении концепции либеральной демократии в России.
-
Концепт «либеральная демократия», введенный в научный оборот Б.Н.Чичериным для обозначения одной из разновидностей политического режима, в современной юридической науке должен трактоваться как форма государства, основанная на принципах, ценностях и идеалах либерализма.
-
Концепция либеральной демократии представляет систему взглядов на демократию как форму правления, форму государственно-правового режима, форму государства, политико-правовой идеал, ценность общественного сознания.
-
Ассоциация Б.Н.Чичериным демократии со свободой как главной ценностью человеческой личности, позитивное отношение к историческим формам и институтам демократии, признание логически обоснованной закономерности установления демократического правового государства позволяет его считать основателем концепции либеральной демократии в России.
-
Анализ теорий демократического прогресса Б.Н.Чичерина, нравственного и социального прогресса П.И.Новгородцева, системно-социальных изменений В.И.Сергеевича, общественного и государственного прогресса А.Д.Градовского, всеобъемлющего прогресса М.М.Ковалевского позволяет трактовать демократию как закономерную, прогрессивную и перспективную форму, начиная с древнейших времен органично вписывающуюся в логику развития государственно-правовых явлений. Осмысление эволюционирующих в рамках сформированного конституционализмом правового поля «народных монархий» и представительных демократий Нового времени дает основание интерпретировать демократию как форму государства, в направлении которой движутся не только наиболее развитые европейские страны, но и все человечество.
-
Изучение организации и функционирования властных и управленческих структур Афинской и Римской республик позволяет либеральным представителям российской юридической науки определить форму участия народа в делах государства как прямую демократию. Под прямой демократией понимается форма правления, для которой характерны: принадлежность верховной государственной власти всем полноправным гражданам, осуществляющим ее посредством народного собрания; принятие политических решений совокупностью всех граждан или их подавляющим большинством; наличие развитой процедуры выборов высших советов и магистратов; наличие представительных органов власти и управления; разумное распределение полномочий между различными органами государства; функционирование системы сдержек и взаимного контроля властей. Осмысление античных форм демократии производится отечественными правоведами с точки зрения основных ценностей либерализма - политической свободы, формального равенства и законности.
-
Исследование работ российских либеральных ученых позволяет заключить, что в период Средних веков демократия находит выражение как в качестве формы политической организации общества (республики-муниципии), так и в виде отдельных институтов раннефеодальных и сословно-предста-вительных монархий. Общими чертами республик-муниципий являются: наличие народных собраний; исключение членов народных собраний из числа субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; наличие противоборствующих партий; порядок единогласного (или подавляющим большинством голосов) принятия вечевых решений; иерархия органов народовластия, разный уровень их компетенции. В качестве отличительных признаков западноевропейских городских демократий можно назвать: их аристократический характер; более высокий и сложный уровень организации органов народовластия; наличие, наряду с институтами прямой демократии, демократии представительной.
-
В сословно-представительной монархии демократическое начало нашло выражение в наличии системы свободно заключаемых договоров; признании самостоятельного политического значения за торгово-промышленным сословием; формировании системы общественного самоуправления; появлении закрепленных на нормативном уровне перечней гражданских прав; складывании системы сословного представительства, появлении идеи связанности государства правом.
-
Утверждение формального понятия закона как акта, принимаемого королем совместно с народным представительством и обладающего в силу этого приоритетной значимостью по сравнению с другими актами государственной власти, в период Средневековья было характерно только для правовой системы Англии. Приобщение народных представителей к законодательной деятельности и закрепление за парламентом законодательной власти свидетельствуют о реализации в данном государстве принципа народного суверенитета.
-
Наличие в Англии системы разделения властей, народного представительства, процедуры разработки и утверждения законов от имени и в интересах народа, независимости судебной власти, ответственности министерства перед парламентом, свободы подданных от административного произвола, развитого всесословного местного самоуправления позволяет отечественным либеральным юристам считать ее центром европейской средневековой демократии.
-
Период Нового времени характеризуется многообразием политических форм демократии: парламентарная демократическая монархия (Англия), президентская (дуалистическая) республика (США), демократический цезаризм (Франция в период империй), парламентарная демократическая республика (Франция), дуалистическая монархия (Германия, Россия), представительная демократия (Швейцария).
-
Очевидно, что отечественные правоведы прекрасно понимали специфику организации верховной государственной власти в монархиях и республиках, однако при интерпретации политических форм Нового времени определяющим критерием является демократический государственно-правовой режим, трактуемый не только в качестве совокупности приемов и методов осуществления государственной власти, но и как явление, предопределяющее особенности функционирования демократической политической системы общества в целом. Критерием размежевания демократических государственных форм служит характер отношений между законодательной и исполнительной властью. Данный подход исключает из спектра демократий Нового времени советскую «демократию», поскольку провозглашенные в ней принципы народного суверенитета, свободы, равенства, законности, прав человека носят чисто декларативный характер.
-
Применительно к периоду Нового времени демократия интерпретируется российскими либеральными юристами как форма государства, основанная на институтах, принципах, ценностях и нормах конституционализма. Под конституционализмом понимается сложное политико-правовое явление, включающее конституционное законодательство, конституционную практику, систему конституционных принципов и методов, направленных на формирование модели государственной власти, в наибольшей степени отвечающей правам и интересам граждан. Конституционным, с точки зрения ученых, является государство, основанное на принципах народного суверенитета, законности, разделения властей, народного представительства, незыблемости прав и свобод граждан, нормативно закрепленных в конституции, либо законах, имеющих конституционное значение.
-
Методологические ориентиры отечественных правоведов (объективный идеализм Б.Н.Чичерина, нравственный идеализм П.И.Новгород-цева, позитивизм В.И.Сергеевича, А.Д.Градовского, М.М.Ковалевского), являясь определяющими при разработке моделей прогресса, в значительной мере утрачивают свое влияние при интерпретации исторических форм демократии. Доминантное значение в научном дискурсе приобретает либеральная идеология, в которой определяющую роль играют принципы свободы, формального равенства, законности, разделения властей, народного суверенитета.
-
Теория нелинейного демократического прогресса Б.Н.Чичерина представляет уникальное явление в истории юридической науки. Свобода, будучи движущей силой прогресса, олицетворяет собой демократию, в той или иной мере свойственную всем «образам правления» и эпохам развития человечества. Демократический прогресс Нового времени исследователь видит в развитии всеобщей нравственной, гражданской и политической свободы; в существенном расширении круга лиц, ставших полноправными участниками политического процесса; в развитии институтов представительной демократии в рамках утверждающегося в Европе конституционализма.
-
Б.Н.Чичерин констатирует завершение процесса юридического развития общества в странах, где сложился общегражданский правовой порядок. Утверждение принципов свободы и равенства, а следовательно, достижение демократического идеала гражданским обществом закономерно ставит проб-лему соответствия общегражданскому строю строя политического. В связи с этим автор фиксирует неудержимое развитие демократии во всех европейских государствах, основанных на общегражданском порядке, отдавая безусловное предпочтение демократии либеральной.
-
Либеральное понимание демократии не означает признания безусловного и однозначного приоритета прав и свобод человека в системе государственно-правовых координат. Свобода, с точки зрения отечественных исследователей, должна быть разумно соизмеряема с интересами общества в рамках правового поля, в равной мере защищающего права и законные интересы всех граждан. Обоснование этой идеи производится в рамках концепции общественной солидарности, в той или иной форме, нашедшей своих приверженцев в лице Б.Н.Чичерина, П.И.Новгородцева, А.Д.Градовского и М.М.Ковалевского.
-
Именно в рамках концепции общественной солидарности А.Д.Гра-довским впервые было обосновано важнейшее демократическое требование равномерного распределения духовных и материальных благ в массе всего населения, позднее сформулированное В.Соловьевым и развитое П.И.Нов-городцевым как право на достойное человеческое существование. Таким образом, с конца XIX века либеральные представители российской юриспруденции (за исключением Б.Н.Чичерина) генерируют идею социальной защищенности граждан как необходимой предпосылки стабильного развития демократических политических систем.
-
Переход от формального провозглашения прав и свобод человека к системе юридических гарантий, обеспечивающих социальную защищенность, достойное человеческое существование и общественную солидарность всех граждан, представляет критерий, который позволяет отечественным либеральным исследователям рассматривать правовое государство как высший этап развития демократического конституционного государства. В.М.Гессе-ну, П.И.Новгородцеву, Н.И.Лазаревскому, С.А.Котляревскому, М.М.Кова-левскому и Н.И.Палиенко свойственно понимание правового государства как соответствующей парламентаризму высшей стадии развития демократического конституционного государства.
-
Изучение концепций российских либеральных юристов второй половины XIX - начала XX века позволяет выделить следующие тенденции демократических конституционных государств Нового времени: распространение всеобщего избирательного права; развитие социальной функции государства; повышение уровня образованности, политической и правовой культуры граждан; развитие парламентаризма; сосредоточение власти в руках избранного круга профессионально подготовленных политиков; усиление зависимости исполнительной власти от общественного мнения; распространение институтов прямой демократии, в частности референдума. Таким образом, усиление процессов демократизации политической жизни идет рука об руку с процессом профессионализации государственного управления, что выдвигает на первый план проблему соотношения партийности и демократии, оптимальную модель решения которой дает английский парламентаризм.
-
Сущностью идеи демократии для либеральных правоведов второй половины XIX - начала XX века являются свобода (политическая и гражданская), формальное равенство, законность (нормативно закрепленное ограждение прав индивида от произвола государственных органов и должностных лиц, признание верховенства закона как акта высшей юридической силы), разделение властей и гармоничное сочетание институтов прямого и представительного народовластия. Однако теоретико-методологические взгляды ученых, их принадлежность к различным правовым школам предопределили наличие специфики осмысления сущности демократии. Так, для Б.Н.Чичери-на демократия немыслима без нравственной свободы индивида и наличия среднего класса - фундамента зрелого гражданского общества; для П.И.Нов-городцева - без нравственного совершенствования личности; для А.Д.Гра-довского, Н.М.Коркунова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А.Котляревского- без местного самоуправления; для С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Н.И.Лазаревско-го- без гражданского общества; для М.М.Ковалевского - без общественной солидарности.
-
Осмысление концептуальных подходов либеральных представителей отечественной юридической науки второй половины XIX - начала XX века позволило выделить ряд принципов, которым должны соответствовать современные демократии. К числу основных либеральных стандартов демократии мы относим следующие: незыблемость прав и свобод человека и гражданина, нормативно закрепленных и гарантируемых конституцией, либо законами, имеющими конституционное значение; функционирование саморегулирующегося гражданского общества, обеспечивающего посредством системы социальных институтов каждому гражданину оптимальные условия для реализации его интересов, прав, свобод и способностей; наличие обеспечиваемого государством твердого легитимного порядка, направленного на сохранение мира, пресечение любых форм насилия и охрану накопленных народом материальных благ; политическая организация общества на основе институтов, принципов, ценностей и норм конституционализма; наличие устойчивого среднего класса; наличие общественной солидарности, достигаемой посредством разумного соизмерения свободы отдельных индивидов с интересами общества в рамках правового поля, в равной мере защищающего права и законные интересы всех граждан; обеспечение государством права на достойное человеческое существование посредством равномерного распределения духовных и материальных благ; развитие местного самоуправления; достаточно высокий уровень гражданской зрелости, политического и правового воспитания народа.
-
Выявленные либеральные стандарты демократии могут способствовать определению магистральных направлений развития народовластия в России и послужить отправной точкой формирования отечественной демократической государственно-правовой доктрины.
1.Грязнова Т.Е. Теория прогресса П.И. Новгородцева // Российский юридический журнал. – 2007. – № 5. – С. 31–36.
2.Грязнова Т.Е. Демократия в свете теории прогресса В.И. Сергеевича // Российский юридический журнал. – 2008. – № 1. – С. 32–39.
3.Грязнова Т.Е. Концепция Октябрьской революции П.Н. Милюкова // История государства и права. – 2009. – № 2. – С. 45–47.
4.Грязнова Т.Е. Концепция демократии Б.Н. Чичерина // Юристъ-Пра-воведъ. – 2009. – № 2. – С. 102–106.
5.Грязнова Т.Е. Концепция советской демократии П.Н. Милюкова // Философия права. – 2009. – № 1. – С. 50–54.
6.Грязнова Т.Е. Теория демократического прогресса Б.Н. Чичерина // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2010. – № 1. – С. 33–41.
7.Грязнова Т.Е. Теория происхождения государства в российской социологической юриспруденции конца XIX – начала XX в. // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6. – С. 24–32.
8.Грязнова Т.Е. Государство с историко-социологической точки зрения: либеральная мысль России конца XIX – начала XX века // История государства и права. – 2010. – № 1. – С. 39–42.
9.Грязнова Т.Е. Политико-правовые взгляды М.М. Ковалевского в контексте теории прогресса // Государство и право. – 2010. – № 4. – С. 48–56.
10.Грязнова Т.Е. Концепция демократии П.Н. Новгородцева // Российский юридический журнал. – 2010. – № 4. – С. 36–40.
Монографии:
11.Грязнова Т.Е. Идея политической демократии в контексте теории прогресса: либеральная мысль России второй половины XIX – начала XX века: Монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2008. – 179 с.
12.Грязнова Т.Е. Идея демократии в российской либеральной правовой мысли второй половины XIX – первой половины XX века: Монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2010. – 284 с.
Учебные пособия:
13.Грязнова Т.Е. История политических и правовых учений. – Омск: Омский юридический институт, 2000. – 137 с.
14.Грязнова Т.Е. История зарубежной политико-правовой мысли. – Омск: Омский юридический институт, 2001. – 160 с.
15.Грязнова Т.Е. Хрестоматия по истории политических и правовых учений: В 4 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2003. – Ч. IV: Политические и правовые учения России второй половины XIX – начала XX в. – 460 с.
Иные публикации:
16.Грязнова Т.Е. П.Н. Милюков о закономерности второй русской революции // Этническая история и культура народов Советской страны: Материалы всесоюзной научной конференции молодых ученых. – Омск: Омский государственный университет, 1991. – С. 173–175.
17.Грязнова Т.Е. Проблема причинности исторического процесса в творчестве П.Н. Милюкова // Материалы научной конференции памяти Н.М. Ядринцева. – Омск: Омский государственный университет, 1992. – С. 29–32.
18.Грязнова Т.Е. Русская революция в исторической концепции П.Н. Милюкова / В.П. Корзун, Т.Е. Грязнова // Проблемы истории науки и культуры России: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Омский государственный университет, 1993. – С. 98–111.
19.Грязнова Т.Е. Проблемы российской монархии в творчестве П.Н. Милюкова // Монархия, и ее роль в истории: Тезисы межвузовской научной конференции. – Омск: Омский государственный университет, 1995. – С. 34–38.
20.Грязнова Т.Е. П.Н. Милюков – историк первой русской революции (попытка преодоления историографических стереотипов) / Т.Е. Грязнова, В.П. Корзун // Революция 1905–1907 годов и общественное движение в Сибири и на Дальнем Востоке: Межведомственный сборник научных трудов. – Омск: Омский государственный университет, 1995. – С. 23–37.
21.Грязнова Т.Е. Первая русская революция в концепции П.Н. Милю-кова // Вопросы истории и литературы: Сборник статей. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 1995. – С. 33–38.
22.Грязнова Т.Е. Концептуальная модель большевизма в осмыслении П.Н. Милюкова // Проблемы историографии и источниковедения в вузовском курсе отечественной истории: Тезисы докладов и сообщений третьей региональной научно-методической конференции. – Омск: Омский государственный университет, 1997. – С. 55–58.
23.Грязнова Т.Е. Историографическая судьба концепции П.Н. Милю-кова // Мир историка: идеалы, традиции, творчество: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Курьер, 1999. – С. 96–108.
24.Грязнова Т.Е. История политических и правовых учений. К вопросу о методологии // Образование и социально-экономические проблемы современности: межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2002. – С. 11–14.
25.Грязнова Т.Е. Концептуальная модель большевизма в осмыслении П.Н. Милюкова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Омский юридический институт, 2003. – С. 104–118.
26.Грязнова Т.Е. Концептуальная модель Советской республики П.Н. Ми-люкова: демократические идеалы и государственно-правовые реалии // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2003. – Ч. II. – С. 69–83.
27.Грязнова Т.Е. Концепция смешанных образов правления Б.Н. Чичерина (к вопросу об интерпретации понятия «демократия» в российской юридической мысли второй половины XIX – начала XX в.) // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы: Тезисы научных докладов Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2004. – С. 21–26.
28.Грязнова Т.Е. Категория «народ» в свете теории демократии Б.Н. Чичерина // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2004. – Ч. I. – С. 92–98.
29.Грязнова Т.Е. Концепция чистых образов правления в свете теории демократии Б.Н. Чичерина // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы: Тезисы докладов региональной научной конференции: В 5 ч. – Омск: Омский государственный университет, 2004. – Ч. III. – C. 58–63.
30.Грязнова Т.Е. Теория прав человека Б.Н. Чичерина и П.Н. Новго-родцева // Права и свободы человека и гражданина в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2005. – С. 48–56.
31.Грязнова Т.Е. Идея нравственного прогресса в контексте возрождения теории естественного права П.Н. Новгородцева // Онтология и аксиоло¬гия права: Тезисы докладов и сообщений Второй международной научной конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2005. – С. 159–161.
32.Грязнова Т.Е. Идея представительной демократии в свете теории прогресса В.И. Сергеевича // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2005. – Ч. I. – С. 67–71.
33.Грязнова Т Е. К вопросу о теории прогресса Б.Н. Чичерина // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2006. – Ч. I. – С. 41–45.
34.Грязнова Т.Е. Идея прогресса в российской юридической мысли конца XIX – начала XX в. // Право и политика: история и современность: Материалы Международной научной конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2006. – С. 118–123.
35.Грязнова Т.Е. Проблема соотношения демократического, конституционного и правового государства в российской юридической науке конца XIX – начала XX в. // Право и политика: история и современность: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2007. – С. 24–26.
36.Грязнова Т.Е. Теория прогресса А.Д. Градовского // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2007. – Ч. I. – С. 19–22.
37.Грязнова Т.Е. К вопросу об интерпретации демократии Б.Н.Чиче-риным // Южно-Уральский историко-правовой вестник: Сборник научных трудов. – Челябинск: Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2008. – Вып. 3. – С. 200–207.
38.Грязнова Т.Е. Проблема всеобщего избирательного права в российской юридической науке конца XIX – начала XX в. // Актуальные вопросы историко-правовой науки: Материалы конференции Российского историко-правового общества, прошедшей в г. Верхний Уфалей в 2008 г. – Екатеринбург: Учебно-методический центр Уральского политехнического института, 2009. – С. 75–81.
39.Грязнова Т.Е. Теоретико-методологические взгляды П.Н. Милю-кова // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2009. – № 3. – С. 33–36.
40.Грязнова Т.Е. Теория государства Ф.Ф. Кокошкина // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. – Омск: Омский юридический институт, 2009. – Ч. I. – С. 64–66.
41.Грязнова Т.Е. Теория происхождения государства М.М. Ковалев-ского // Право и политика: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – С. 41–43.
42.Грязнова Т.Е. Правопонимание в учении П.И. Новгородцева // Онтология и аксиология права: Тезисы докладов и сообщений Четвертой международной научной конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – С. 58–60.