Научная тема: «АДЫГСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КОНЦА ХIХ В. – НАЧАЛА 30-Х ГГ. ХХ В.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первое системное исследование адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца ХIХ - начала 30-х гг. ХХ вв., предполагающее ее рассмотрение не только как некой целостной качественной определенности со своими «элементами» и способами функционирования, но и во взаимодействии с политическими, социально-экономическими, культурными процессами в стране и регионе.
  2. История адыгской интеллигенции в диссертации рассмотрена как «связующая» проблем политического, культурного, ментального уровня, что отличает данную работу не только от адыгской, но и северокавказской историографии интеллигенции в целом. Исследование углубляет новыми характеристиками традиционное для отечественной историографии представление о месте и роли интеллигенции в обществе, способствует выявлению нетрадиционных путей и способов ее формирования.
  3. Диссертация является первым обобщающим исследованием по истории адыгской интеллигенции, направленным на преодоление фрагментарности существующих научных представлений. Работа носит комплексный характер, предполагающий анализ широкого круга вопросов: от выяснения природы происхождения адыгской интеллигенции, ее мировоззрения до общественной деятельности. Более того, в ее рамках на основе широкой источниковой базы впервые осуществлено изучение процессов формирования и деятельности интеллигенции на материалах адыгских народов, в силу исторических обстоятельств административно и территориально разъединенных.
  4. Концептуальная новизна исследования заключается в преодолении утвердившейся в отечественной историографии интеллигенции традиции, в соответствии с которой история интеллигенции дореволюционного и советского периодов являлись предметами самостоятельного изучения. Диссертант руководствовался пониманием того, что, несмотря на серьезную трансформацию интеллигенции под влиянием общественно-политических обстоятельств, изменение групповых черт, она продолжала свое существование и развитие. Интеллигенция по-прежнему несла народу просвещение, общественные идеалы. Более того, в условиях неразвитости системы профессионального образования, в особенности в национальных регионах, широко привлекавшаяся к работе «старая» интеллигенция имела определенное влияния на формировавшуюся интеллигенцию советского общества.
  5. При разработке темы исследования ключевое значение имело понимания того, что интеллигенция как социокультурная группа является одновременно объектом и субъектом социальной реальности. В результате в поле исследовательского внимания оказались не только факторы, обусловившие формирование адыгской интеллигенции, ее социальный и профессиональный состав, но и непосредственно деятельность самой интеллигенции в наиболее значимых сферах общественной жизни. Это выводит представленное исследование на качественно новый уровень осмысления проблем.
  6. Диссертант стремился отойти от сложившейся традиции изучения интеллигенции, сконцентрировав исследовательское внимание на движении идей в среде национальной интеллигенции во взаимодействии не с абстрактным историческим окружением, а с теми политическими, культурными, религиозными и социальными контекстами, в которых эти идеи рождались, распространялись, модифицировались и трансформировались.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: история становления и общественная деятельность (конец ХIХ – начало ХХ вв.). – Краснодар: изд-во «КубГТУ», 2004. – 156 с.

2.Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. – Краснодар: «Издательский Дом – Юг», 2010. – 352 с.

Коллективные монографии:

3. Емтыль З.Я. Адыгское просветительство / Емтыль З.Я. // История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в.: в 2 т. / Адыг. респ. ин-т гуманитар. исслед. им. Т.М. Керашева. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2009. – Т.1. – С. 347–356.

4. Емтыль З.Я. Распространение образования в Адыгее (вторая половина ХIХ– начало ХХ в.) // Там же. – С.335–346.

Брошюры:

5. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало ХХ века. Становле-ние исторических взглядов. – Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1999. – 46 с.

Статьи, опубликованные в реферируемых изданиях ВАК:

6. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция и проблемы развития национального образования в начале ХХ в. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. – №5(37). Ч.2. С.63–70.

7. Емтыль З.Я. Мусульманская система образования в адыгских национальных автономиях в 1920-х годах (К истории мусульманской интеллигенции) // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – №3. – С.19-22.

8. Емтыль З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е – начале 1930-х гг.// Вестник российского университета дружбы народов. Серия: история России. – 2010. – №1. – С.155–161.

9 Емтыль З.Я. Политический курс советской власти в отношении ста-рой интеллигенции (1917–20-е гг . ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №4. – С.234–238.

10. Емтыль З.Я. Практика привлечения адыгской интеллигенции на сторону советской власти в 20-е гг. ХХ в.: трудности и противоречия // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №3. – С.202–205.

11. Емтыль З.Я. Развитие мусульманского образования у адыгов в исторической динамике первой трети ХХ века. (К истории мусульманской интеллигенции) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – №3. – С.42–47.

12. Емтыль З.Я. Теоретические аспекты исследования истории адыг-ской интеллигенции 1917–1920-х гг. ХХ в. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №3. – С.35–41.

Статьи:

13. Адыгская интеллигенция и проблемы создания письменности // Диалоги с прошлым. – Майкоп, 2010. – Вып.6. – С. 21–27.

14. Емтыль З.Я. Вопросы социально-политической истории горцев Северо-Западного Кавказа в трудах адыгской интеллигенции начала ХХ века // Вопросы теории и методологии истории. Сборник научных трудов. – Майкоп, 2006. – Вып.5. – С.76–90.

15. Емтыль З.Я. Культурно- просветительская деятельность адыгской интеллигенции в конце ХIХ – начале ХХ вв. // Неделя науки МГТИ (Материалы научно-практической конференции). – Вып.3. – Майкоп, 1998. – С.38–46.

16. Емтыль З.Я. Некоторые проблемы национальной психологии в трудах адыгских просветителей (конец ХIХ – начало ХХ вв.) // Вопросы теории и методологии истории. – Майкоп,1997. – С.127–134.

17. Емтыль З.Я. Общественно-политическая деятельность адыгской интеллигенции. (Начало ХХ века) // Труды Кубанского государственного технологического университета. – Т. ХVII. Серия: Гуманитарные науки. – Вып.2. – Краснодар, 2003. – С.41–54.

18. Емтыль З.Я. Политика Российской империи в области образования горцев Северного Кавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ века // Научный вестник Южного федерального округа. – 2008. – №3 (7) . – С.11–14.