- В настоящем исследовании впервые предпринята попытка систематического концептуального исследования этнокультурных представлений о «латышском», содержащихся в столь разных сферах гуманитарной культуры, и связанных с латышской идентичностью. Комплексная методология, разработанная и использованная автором, позволила объединить историко-культурный (диахронный) и структурный (синхронный) подходы для прояснения латышской картины мира как постоянно трансформирующейся (и эволюционно, и в результате целенаправленного конструирования), но в то же время сохраняющей преемственность системы.
- Проделан критический анализ историографических представлений о трех эпохах латышского национально-культурного пробуждения (атмоды), позволивший дифференцировать его содержание. Расширены исторические и тематические рамки представлений о «пробуждении», выявлена их религиозная составляющая. Изучены рамочные концепции разных историографических традиций, описывающих гражданскую и культурную историю Латвии и латышей, в рамках которых формулировались культурные представления. Выявлена тесная связь, взаимовлияние и взаимообмен идеями и культурными моделями между различными социальными, культурными и политическими традициями, представленными тут как немецкая, латышская и российская. Проведен глубокий и многосторонний анализ художественной литературы, современной культуры, профессионального искусства, выявление их роли в создании, интерпретации и преобразовании «латышского мира». Впервые в российской этнографической науке подробно описываются и исследуются в историческом контексте этнокультурные особенности гернгутерского протестантского движения, латышского неоязычества (диевтуриба), латышских кладбищенских праздников, современные особенности Общелатышского Праздника песни и танца, процесса «инвентаризации» и «кодификации» латышской культуры. Впервые комплексно анализируются этнокультурные черты ландшафта Латвии, латвийских брендов, представлений о латышском характере и поведенческих нормах.
- В научный оборот вводятся материалы полевых исследований автора (проводимых с середины 1990-х гг.), архивные данные, ряд малоизвестных источников по латышской истории и культуре.
1.Реконструкция обрядовых локусов латышских календарных праздников // Этнографическое обозрение. М., 1995. № 5. С. 49–59.
2.Москва и Санкт-Петербург в становлении латышской этнографии // Этнографическое обозрение. М., 1996. № 4. С. 116–124.
3.Богини счастья (Лайма, Лакшми) у латышей и индийцев // Восток (Oriens). М., 2002. № 2. С. 40–55.
4.Этническая культура: Традиции и инновации // Этнографическое обозрение. 2003. № 3. С. 149–151.
5.На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе // Этнографическое обозрение. 2003. № 6. С. 130–133.
6. «Хлебные мантры» и «японские чаши» у латышей. К вопросу о проблемах аутентичности и «регистрах истинности» в современной этнографии // Этнографическое обозрение. № 1. 2006. С. 109–128.
7.Представления о святости и священном в латышском фольклоре и народном мировоззрении // Антропологический форум. 2008. № 9. С.203–237.
8. «Сделано в Латвии»: к вопросу об этнокультурных особенностях национальных брендов // Этнографическое обозрение. № 3. 2009. С. 159–184.
9. «Золотом резать слово»: о стилевых, национальных и цеховых особенностях искусства дискуссии и рецензирования // Антропологический форум. № 10. 2009. С. 113–122.
10.Латышская национальная история и этническая идентичность: культурные механизмы в конструировании и реферировании прошлого латышей // Антропологический форум. 2009. № 11. С.216–274.
11.«… и многие души пробудились». Гернгутерские общины Латвии в истории религиозной и этнической культуры латышей // Антропологический форум. 2010. № 12. С.1-41.
12.Священные леса: создание или преобразование традиции? (латышский и литовский случаи) // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». М., 2010, № 2, январь. С.277–302.
13.Аглонские чудеса // Антропологический форум. № 13. 2010. C.125–146.
14.Балтия как перекресток цивилизационных идентичностей // Антропологический форум. № 13. 2010. C.306–311.
15.Литовская этнографическая коллекция в Российском Этнографическом Музее // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. 0.5 а.л.
16.Каноны национальных культур: опыты Голландии, Дании и Латвии 2000-х гг. // Этнографическое обозрение. 2011. № 3 (в печати). 1 а.л.
Монографии
1.Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002. 26 а.л., илл.
2.Культурная антропология. М.: Весь мир, 2002. 12 а.л., илл. (В соавторстве с С.А. Арутюновым).
3.Этнические образы и стереотипы: по результатам сравнительного исследования среди молодежи Латвии и Литвы (1999–2003 гг.). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. 11 печ. л., илл. (В соавторстве с М.В. Завьяловой).
4.Historica Lettica: Национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010. 23.5 печ.л., илл.
Брошюры
1.Dievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999 («Исследования по прикладной и неотложной этнологии», № 121). 1.5 п.л.
2.Ромува. Этническая религиозность в Литве. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000 («Исследования по прикладной и неотложной этнологии», № 136). 2 п.л.
3.Ливы – опыт возрождения одного народа. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001 («Исследования по прикладной и неотложной этнологии», № 143). 2.5 п.л.
4.Латышский язык: исторические преобразования и социо-культурные аспекты бытования М.: Института этнологии и антропологии РАН, 2006 («Исследования по прикладной и неотложной этнологии», № 192). 5 п.л.
Статьи на иностранных и русском языках в иностранных рецензируемых журналах
1.“Явление священного” в латышских фольклорных текстах // Latvijas Zinātņu Akadēmijas Vēstis. А. Riga, 1997. № 51. С. 31–39.
2.Обычные и странные части тела у латышей (к концепции человека в традиционной культуре) // Etnolingwistyka. Etnolingwistyka. Problemy jezyka i kultury. N.13. Lublin, 2001. C. 197–214.
3.Cilvēka koncepcija tradicionālajā kultūrā: ķermenis un tā daļas latviešu folklorā // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. Literatūra, folklora, māksla. Rīga, 2000/2001. N.6/7. 92-104. lpp. // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. Literatūra, folklora, māksla. Rīga, 2001. С.92–104 [“Концепция человека в традиционной культуре: тело и его части в латышском фольклоре”; на латышском языке].
4.Akmens įvaizdis latvių mitologijoje // Liaudies kultūra. 2001. N.6. P.36–48 [“Представления о камнях в латышском фольклоре”; на литовском языке].
5.Lietuvių ir rusų požiūris vienas į kitą: kai kurie etnopsicholingvistinio tyrinėjimo rezultatai (совместно с М. Завьяловой) // Liaudies kultūra. Vilnius, № 2, 2004. P. 17–27 [«Взгляд литовцев и русских друг на друга: некоторые результаты этнопсихолингвистического исследования»; на литовском языке].
6.Балтийские этнокультурные стереотипы: концепция пространства // Etnolingwistyka. Etnolingwistyka. Problemy jezyka i kultury. N.17. Lublin, 2005. C. 259–277 (В соавторстве с М.В. Завьяловой).
7.Viddivtautās. Boriss Infantjevs (1921–2009) // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. N. 19. 2009. 354–357.lpp. [“Посреди между двумя народами. Борис Инфантьев (1921–2009)”; на латышском языке].
8.«Крестьянский домик, нанимаемый горожанином»: о некоторых метаморфозах петербургской/ленинградской дачи в XIX-XX вв. // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Ed.by N. Baschmakoff and M.Ristolainen. Helsinki: Aleksanteri Series. 3: 2009. P. 409–415.
9.Этические и прагматические проблемы полевой этнографической работы // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. N. 19. 2009. 191–207.lpp.
10.«Латвийският стил» в изкуството и културата на всекидневието (Към постановката на проблема) // Български фолклор. Балканите и Балтика в обединена Европа: история, религии, култури. Кн.3-4. 2009. София, Българска Академия на науките, 2010. С. 84–91 [«“Латышский стиль” в искусстве и культуре повседневности»; на болгарском языке].
11.“Latvian Style”: on some Motifs and Themes in Latvian National Imagination // Balkan and Baltic states in United Europe. Histories, Religions, and Cultures. Ed. by E. Anastasova, M. Koiva. Sofia–Tartu, 2010. P. 124–130.
12.Homo letticus: Locality and Ethnicity as two dimensions of Latvian identity // Darbai ir dienos. N.19. 2010. P. 23-38.
Статьи в других рецензируемых журналах
1.Вечер колоды у латышей // Живая старина. М., 1995. № 4. С. 11–12.
2.“Святая Мара” в латышской народной культуре // Живая старина. М., 1996. № 2. С. 42–46.
3.Латышские женские наплечные покрывала – виллайне: семиотика бытования // Живая старина. М., 1996. № 3. С. 11–13.
4.Raksts (“орнамент, узор”) в латышской народной культуре // Живая старина. 1998. № 3 (19). С. 6–9.
5.Аннотированная библиография книг и статей по латышской традиционной культуре, вышедших в свет в Латвии в 1990-1996 гг. // Балто-славянские исследования 1997. М., Индрик, 1998. С.605–616.
6.Спит камушек без снов… (О некоторых мифологических представлениях о камнях у латышей) // Живая старина. 2000. № 3. С. 13–16.
7.Грамматика латышского орнамента (К постановке проблемы синтаксического анализа изобразительных текстов) // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С.530–549.
8.“Вокруг повсюду песчаные холмы, сама Рига в воде” (Рига: город и миф) // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С.77–93.
9.Аннотированная библиография книг и статей по традиционной культуре Латвии, вышедших в свет в 1995–2001 гг. // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С.639–650.
10.Этнокультурные стереотипы и образы у латышей и литовцев: образы «своего» и «чужого». На материале опроса школьников гг. Риги и Вильнюса // Даугава. № 2–3 Рига, 2003. С. 152–170. (В соавторстве с М.В. Завьяловой).
11.Русские Балтии в зеркале этнических стереотипов (на материале этнолингвистического эксперимента) // Диаспора. 2004. № 4. (В соавторстве с М.В. Завьяловой).
12.Аннотированная библиография некоторых работ по культуре Латвии, вышедших в свет в 2000-2003 гг. // Балто-славянские исследования. ХУ1. М., Индрик, 2004. С. 416–426.
13.Аннотированная библиография некоторых работ по истории, языкам и культуре Латвии (2004–2005 гг.) // Балто-славянские исследования. ХУ1. М., Индрик, 2006. С. 506–511.
14.Священный лес Покайни в Латвии: изобретение традиции? // Живая Старина. № 1 (53). 2007. с. 32–35.
Другие публикации
1.Латинские и русские раннесредневековые источники о балтийских (балтских и прибалтийско-финских) народах // Восточная Европа в древности и средневековье. Древняя Русь в системе этнополитических и культурных связей. М., 1994. С. 67–69.
2.Святая Мара. К вопросу о соотношении языческих и христианских представлений в латышской фольклорной традиции // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, христианство, церковь. М., 1995. С. 70–74.
3.Латышские календарные праздники как “приходящие-уходящие гости”: анализ одной мифологемы // Календарно-праздничная культура народов Зарубежной Азии: традиции и инновации. М., 1997. С. 216–222.
4.Образ человека в латышской традиционной культуре (по материалам языка и фольклора) // Этнические стереотипы в меняющемся мире. Отв. ред., сост. Е.П. Батьянова и А.Н. Калабанов. М., 1998. С. 97–110.
5.Dievturība. Религиозно-национальная идея и ее реализация в Латвии // Неоязычество на просторах Евразии. Сост. В.А. Шнирельман. М., 2001. С. 80–113.
6.Русская интеллигенция в Латвийской Республике, 1920–1930-е гг. (по материалам последних исследований) // Русская интеллигенция на родине и в зарубежье: новые документы и материалы. Сборник статей. М.: Российский институт культурологии. Ред. К.З. Акопян. М., 2001. С.82–107. 1.5 а.л.
7.От «коровьего счастья» до «Мирового закона» (о способах мифологизации женских сакральных персонажей в латышском фольклоре) // Судьба, болезнь и другие женские образы в традиционной культуре (материалы круглого стола). М.: МГУ, 2000. С. 32–37.
8.Baltijos arealas kultūrinės geografijos kontekste: tyrimo teorija ir pritaikymas // Lietuvos dvarai: praeitis, dabartis, perspektyvos. Konferencijos tezės. Kauno dailininkų paramos fondasč Lietuvos dailininkų sajungos Kauno skyrius. Žemaitkiemio dvaras, 2002. P.5.
9.Балтийские этнокультурные стереотипы: образы “своего” и “чужого” // Идентичность и толерантность. М., 2002. С.305–328 (совместно с М.В. Завьяловой).
10.«Латышскость» в зеркале этнокультурных стереотипов и образов // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. Исследовательские подходы и интерпретации. М., 2003. С. 146–188. 2 печ. л.
11.Некоторые особенности хлебопечения и представления о хлебе у латышей // Хлеб в народной культуре. Отв. ред. Т.А. Воронина. М., Наука, 2004. С.341–362. 1.5 печ.л.
12.Образ креста в латышском фольклоре и традициях: происхождение и функция // Литовские кресты в мировом контексте. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Сост. Й. Забулите. Каунас, 2005. С. 44–45.
13.Дом, земля, пространство: этнокультурные стереотипные представления среди латышей, литовцев и русских стран Балтии // Ethnic images and stereotypes – where is the border line? Russian-Baltic Cross-cultural Relations. 3-d International conference on political and cultural relations between Russia and the states of Baltic region. Narva, October 20–22, 2006. The University of Tartu, Narva College, 2006. P.121–122.
14.“Līgo, bite, līgo, Saule!” Традиции и инновации в праздновании Яновой ночи у латышей // Э.А. Вольтер и балтистика как комплексная дисциплина. Международная научная конференция. Санкт-Петербург, 21–23 сентября 2006 г. Тезисы докладов. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 27–28.
15.Обычные и странные части тела у латышей: к концепции человека в традиционной культуре // Балты и Великое Княжество Литовское. Историко-лингвистический взгляд. Памяти Эгидиюса Банёниса. М.: Новое издательство, 2007. С.242–258.
16.«На старых ребрах коня…»: об интерпретации одного латышского текста в контексте традиции жанра загадки // Балты и Великое Княжество Литовское. Историко-лингвистический взгляд. Памяти Эгидиюса Банёниса. М.: Новое издательство, 2007. С.259–268.
17.Частная жизнь, профессиональная деятельность и полевая работа этнографа: к вопросу о соотношении этики и прагматики // Антропология академической жизни. Сборник статей под редакцией Г. Комаровой. М., 2008. С. 162–208. 2 печ.л.
18.«Эгле – королева ужей»: о способах интерпретации одного сказочного сюжета в литовской культуре // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего времени. Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2009. С.49–70.
19.Homo Letticus: проблемы стратификации национального характера и этиологии этикетных норм // VIII Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Оренбург, 1–5 июля 2009 г. Оренбург, Издательский центр ОГАУ, 2009. С.453.
20.Латышский Праздник Песни и Танца: о национальных особенностях одной культурной традиции // Европейская интеграция и культурное многообразие. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 55–105.
21.Кавказские народы в Балтии: между культурной интеграцией и сохранением самобытности (на примере Латвии) // Международная научная конференция "Археология, Этнология, Фольклористика Кавказа". Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси, 25–27 июня 2009 года. Тбилиси: Фонд Кавказа. 2010. C. 530–532.
22.Восток и Запад: гендерные темы в этнографических исследованиях // Женский мир в научном дискурсе: исследовательские стратегии. Материалы региональной научно-практической конференции (Якутск, 22 октября 2009 г.). Новосибирск: Наука, 2010. С.83–99.