Научная тема: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ КОНЦА XX В. – НАЧАЛА XXI В.»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В педагогике имеются достижения, которые можно отнести к интеллектуальной собственности; своим возникновением они обязаны педагогам, занимающимся педагогической деятельностью, и представляют собой результаты, продукты и средства этой деятельности. Констатация таких достижений служит вариантом успешного включения педагогики в начавшийся общественно-государственный процесс отнесения результатов интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности.
  2. В современном мире интеллектуальная собственность выступает в новой форме проявления интеллектуальной собственности, такой как интеллектуальная собственность как педагогическое явление. Интеллектуальную собственность как педагогическое явление можно рассматривать в двух аспектах: как реально существующую педагогическую интеллектуальную собственность и как содержательный компонент образования. Главным субъектом интеллектуальной собственности как педагогического явления выступает педагог; особенность интеллектуальной собственности как педагогического явления заключается в том, что педагог, передавая свою интеллектуальную собственность другому (ученику, коллеге), ее не теряет, а видимым результатом такой деятельности становится повышение уровня обученности, воспитанности, развитости и образованности других (ученика, коллеги).
  3. Существование интеллектуальной собственности в педагогике определяет особый вид интеллектуальной собственности- педагогическую интеллектуальную собственность. Педагогической интеллектуальной собственностью признаются результаты творческой деятельности педагога в виде педагогического достижения, в дальнейшем способствующие прогрессивному развитию человека путем обучения, воспитании и образования. Результаты творческой деятельности педагога как педагогическая интеллектуальная собственность имеют объективную форму и являются носителями педагогической информации, способствующей решению педагогических задач в соответствии с социальным заказом общества.
  4. В классификации педагогической интеллектуальной собственности на основании объективной формы педагогического творения выделяются следующие компоненты: - педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность обладает абсолютной новизной, специфической формулой, имеет новое название и высокие результаты в любых условиях;- педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт обладает относительной новизной, основана на старых достижениях, имеет производное название и высокие результаты при сходных условиях.- педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар имеет местную новизну, является готовым вариантом для внедрения, берет старое название и имеет высокие результаты при четко определенных условиях.
  5. Особый интеллектуальный механизм- механизм создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, способствует появлению педагогической интеллектуальной собственности. Два компонента- знание и отчуждение- выступают основой механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Деятельность механизма по созданию педагогической интеллектуальной собственности обеспечивается четырьмя интеллектуальными процессами: формированием неотчуждаемого знания, причуждением знания, отчуждением знания и свободным отчуждением знания. Результатом функционирования механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности становится появление педагогической интеллектуальной собственности в виде методических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, новых программ учебных дисциплин и курсов, новых методик и технологий обучении и воспитания, а также новых учебников и учебных пособий.
  6. В российской педагогической науке конца XXв.- начала XXIв. имели место представления об интеллектуальной собственности, определяемые:- по сущностному признаку как представления об интеллектуальной собственности и представления о педагогической интеллектуальной собственности, где представления об интеллектуальной собственности содержали общие моменты об интеллектуальной собственности, а представления о педагогической интеллектуальной собственности освещали педагогические достижения; - по групповому признаку как явные, проявляющиеся и латентные; при этом явные представления об интеллектуальной собственности в педагогике- это те, в которых имелось прямое упоминание о педагогических достижениях как интеллектуальной собственности; проявляющиеся- это представления об интеллектуальной собственности в педагогике, в которых обозначилась чья-то оценка педагогических достижений; латентные- это представления об интеллектуальной собственности в педагогике, когда свои достижения представляли сами педагоги.
  7. В выявленных представлениях об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XXв.- начала XXIв. педагогическая интеллектуальная собственность зафиксировалась в виде 349 конкретных педагогических достижений, созданных 746педагогами, обладающих высоким уровнем интеллектуализации и достаточной степенью оформленности, чтобы их отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Большинство выявленных педагогических достижений было создано в общеобразовательной средней (полной) школе для осуществления деятельности по обучению во всех классах по 35учебным дисциплинам. Авторами большинства выявленных педагогических достижений являются учителя-женщины, проживающие в городской местности.
  8. По выявленным представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XXв.- начала XXIв. педагогическая интеллектуальная собственность оперирует семью объектами: технологии обучения и воспитания, методики обучения и воспитания, учебник (учебное пособие), учебные программы и программы воспитания, сценарии уроков и мероприятий, собственные методические приемы, заимствованные методические приемы. Объекты педагогической интеллектуальной собственности обнародованы в письменной форме, обладают педагогической новизной, являются решением педагогической проблемы, имеют автора, педагогическое название и высокую педагогическую результативность.
  9. Развитие представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XXв.- начала XXIв.:- по времени- на семь лет опережает появление представлений об интеллектуальной собственности в других отраслях знания, так как первое появление представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XXв.- начала XXIв. по периодическим педагогическим изданиям фиксируются с 1984г., в то время как в целом в российской науке они стали формироваться с 1991г.;- по тенденции- идентично общей тенденции изучения научных представлений об интеллектуальной собственности в других отраслях знания, где доля представлений об интеллектуальной собственности падает, доля представлений об интеллектуальном продукте фиксируется, а доля представлений об интеллектуальном товаре возрастает;- по направленности- отражает общую динамику встраивания интеллектуальной собственности в рыночные отношения, так как на разных этапах реформирования отечественного образования динамика предъявления педагогических достижений показывает переход педагогических достижений от проявления в виде интеллектуальной собственности к проявлению в виде педагогических интеллектуальных продуктов, и, в итоге, к проявлению в виде педагогического интеллектуального товара.
  10. Регламентация интеллектуальной собственности в педагогике сегодня происходит стихийно. Преодолеть такой подход можно путем выработки первичных вариантов правового сопровождения педагогических достижений и подготовки педагогического сопровождения интеллектуальной собственности. Вариантами правового сопровождения педагогических достижений стали: законодательная инициатива в виде проекта Федерального закона «Опедагогической интеллектуальной собственности», в котором устанавливаются права педагогов на свои достижения, и депонирование информационно-аналитического обзора «Представления о педагогической интеллектуальной собственности», содержащего педагогическую информацию. Педагогическое сопровождение интеллектуальной собственности было произведено путем методической оснащенности обучения по проблемам интеллектуальной собственности: на уровне основной профессиональной образовательной программы в виде методических разработок по специальному обучению по проблемам интеллектуальной собственности; на уровне дополнительной профессиональной образовательной программы в виде создания спецкурса «Педагогическая интеллектуальная собственность», предназначенного для повышения квалификации педагогических работников.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационного исследования:

1.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как понятие [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Омский научный вестник. – 2006. – № 7. – С. 283-287 (1,0 п.л.).

2.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как педагогическое явление [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Омский научный вестник. – 2009. – № 2. – С. 142-145 (0,65 п.л.).

3.Матюшенко, С. В. Компоненты механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Омский научный вестник. – 2009. – № 4. – С. 128-132 (0,69 п.л.).

4.Матюшенко, С. В. Процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Омский научный вестник. – 2009. – № 5. – С. 125-129 (0,66 п.л.).

5.Матюшенко, С. В. Теоретические исследования педагогической деятельности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Омский научный вестник. – 2009. – № 6. – С. 116-120 (0,58 п.л.).

6.Матюшенко, С. В. Латентные воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7. – С. 246-250 (0,69 п.л.).

7.Матюшенко, С. В. Латентные воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической науке [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – июнь. – № 335. – С. 148-152 (0,59 п.л.).

8.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность в российской педагогической мысли конца XX – начала XXI вв. [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. – 2010. – июнь. – Том 7. – № 2. – С. 105-112 (0,96 п.л.).

9.Матюшенко, С. В. Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 2 (3). – С. 17-20 (0,69 п.л.).

Монографии, учебные пособия

10.Матюшенко, С. В., Ветренко, И. А. Отчуждение знания в педагогической деятельности [Текст]: монография / С. В. Матюшенко. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2004. – 93 с. (4,8 п.л.) (авторство не разделено).

11.Матюшенко, С. В., Шабельник, Т. А. Интеллектуальная собственность [Текст]: уч. пос. / сост. С. В. Матюшенко, Т. А. Шабельник. – Омск: Омская академия МВД России, 2005. – 46 с. (2,9 п.л.) (авторство не разделено).

12.Матюшенко, С. В. Преподаватель высшей школы [Текст]: сб. рабочих программ и планов семинаров и практических заданий по учебным дисциплинам общепрофильного компонента подготовки адъюнктов (аспирантов) / С. В. Матюшенко. – Омск: Омская академия МВД России, 2007. – 160 с. (10,0 п.л.).

13.Матюшенко, С. В. Информационно-моделирующая технология обучения в преподавании юридической психологии [Текст]: уч. пос. / С. В. Матюшенко. – Омск: Омская академия МВД России, 2008. – 32 с. (1,6 п.л.).

14.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как явление [Текст]: монография / С. В. Матюшенко. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – 180 с. (9,5 п.л.).

15.Матюшенко, С. В. Представления об интеллектуальной собственности в педагогической теории и практике [Текст]: монография / С. В. Матюшенко. – Ишим: Ишимский педагогический институт, 2010. – 272 с. (15,8 п.л.).

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях

16.Матюшенко С. В. Проблема отчуждения-причуждения педагогического знания в условиях перехода на многоуровневую систему образования: [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Многоуровневое высшее педагогическое образованием: сб. науч. тр. – Омск: Омский государственный педагогический институт, 1994. – Вып. 6. – С. 22-23 (0,21 п.л.).

17.Матюшенко, С. В. Опредмечивание и распредмечивание знания в педагогической деятельности [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Сибирская конференция «Интеллект, культура и образование». Дидактика и методика обучения: метод. мат-лы для преподавателей, аспирантов и студентов.– Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1995. – Вып. 2. – С. 31-34 (0,4 п.л.).

18.Матюшенко, С. В. Процесс отчуждения знания как путь реализации стандарта образования в обучении [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Многоуровневое высшее педагогическое образование: сб. науч. тр.– Омск: Омский государственный университет, 1996. – Вып. 14. – С. 28-33 (0,5 п.л.).

19.Матюшенко, С. В. Об интеллектуальной собственности в педагогической науке [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Международное сотрудничество в образовании: мат-лы III международ. научно-практ. конф. – В 2 ч. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2002. – Ч. 1. – С. 146-148 (0,25 п.л.).

20.Матюшенко, С. В. К вопросу об интеллектуальной собственности в педагогике [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Бизнес и образование: мат-лы научно-практ. конф. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2002. – С. 112- 113 (0,22 п.л.).

21.Матюшенко, С. В. Создание интеллектуальной собственности педагогами [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Качество образования: концепции, проблемы, пути решения, имидж специалиста: сб. мат-лов региональной научно-практ. конф. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2003. – С. 32-42 (0,58 п.л.).

22.Матюшенко, С. В. Формирующий эффект юридических знаний [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Онтология и аксиология права: мат-лы международ. науч. конф. – Омск, Омская академия МВД России, 2003. – С. 45-47 (0,2 п.л.).

23.Матюшенко, С. В. Знаниевая культура специалиста [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Профессиональная, правовая и духовная культура в подготовке специалиста и формирования личности: сб. мат-лов межрегион. научно-практ. конф. 16 декабря 2003 г. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2003. – С. 45-46 (0,43 п.л.).

24.Матюшенко, С. В. Правовое содержание интеллектуальной собственности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Управление, образование, экономика в интеграционных процессах: сб. науч. тр. аспирантов и соискателей на ученые степени. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2003. – С. 84-94 (0,87 п.л.)

25.Матюшенко, С. В., Стацинский, В. М. Движение интеллектуальной собственности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Социально-экономические и общественно-политические процессы в российском обществе: сб. науч. тр. кафедры общественных наук. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2004. – С. 77-97 (0,5 п.л.) (авторство не разделено).

26.Матюшенко, С. В., Стацинский, В. М. Философия проекта внутривузовской системы контроля качества [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко, В. М. Стацинский // Проблемы качества образования в современном вузе: мат-лы регион. конф. – Омск: Сибирское отделение академии военных наук, 2005. – С. 12-14 (0,2 п.л.) (авторство не разделено).

27.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность и социальные инновационные институты [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Социология инноватики: сб. мат-лов международ. научно-практ. конф. 25 ноября 2005 г. – М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности, 2005. – С. 57-61 (0,4 п.л.).

28.Матюшенко, С. В. Социальная сущность интеллектуальной собственности [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Проблемы правового регулирования в современном обществе: мат-лы международ. научно-практ. конф. 25 мая 2005 г. – Омск: Омский институт предпринимательства и права, 2005. – С. 196-197 (0,37 п.л.).

29.Матюшенко, С. В. Педагогическая интеллектуальная собственность: новация из традиции [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Современная духовная культура: традиции и новации: мат-лы международ. научно-практ. конф. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2006. – С. 68-71 (0,3 п.л.).

30.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как социальное явление [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сб. ст. IV международ. научно-практ. конф. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. – С. 49-52 (0,23 п.л.).

31.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как культурное явление [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Экономические и правовые факторы устойчивого развития социальных систем: мат-лы III международ. научно-практ. конф. – В 3 ч. – Омск: Омский экономический институт, 2007. – Ч. 2. – С. 209-212 (0,4 п.л.).

32.Матюшенко, С. В. Педагогический взгляд на проблему интеллекта [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Проблемы современного образования-4: Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Педагогика и психология. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2007. – № 1. – С. 73-77 (0,27 п.л.).

33.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность как информационное явление [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: сб. ст. II международ. конф. – В 3 ч. – Омск: Сибирский институт бизнеса и технологий, 2007. – Ч. 3. – С. 218-223 (0,35 п.л.).

34.Матюшенко, С. В. Сопряженность педагогических достижений и интеллектуальной собственности [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Историческая перспектива исследований по педагогике: сб. ст. II международ. конф. – М.: Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, 2007. – С. 110-115 (0,6 п.л.).

35.Матюшенко, С. В. Возможные объекты интеллектуальной педагогической собственности [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Инновационно-инвестиционные стратегии модернизации экономических систем: мат-лы II международ. научно-практ. конф. – В 2 ч. – Орел: Орловский государственный институт экономики и технологий, 2007. – Ч. 2. – С. 64-67 (0,58 п.л.).

36.Матюшенко С. В. Матюшенко, С. В. Идеи об интеллектуальной собственности в образовании [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Психология и педагогика: новые идеи, технологии преподавания: мат-лы международ. научно-практ. конф. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. – С. 49-54 (0,4 п.л.).

37.Матюшенко, С. В. Проблематика воспитания в публикациях журнала «Педагогика» в годы 4-ой реформы школы [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Современные проблемы воспитательного процесса: мат-лы международ. научно-практ. конф. – В 3 ч. – Брянск: Брянский государственный педагогический университет, 2007. – Ч. 2. – С. 82-87 (0,77 п.л.).

38.Матюшенко, С. В. Нормативная основа педагогических побед и поражений [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Право и образование: сб. ст. II Всерос. заоч. регион. конф. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2007. – С. 34-38 (0,48 п.л.).

39.Матюшенко, С. В. Теоретическое осмысление новаторской педагогической деятельности в педагогической печати [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Новаторство педагогических коллективов как фактор развития педагогической теории и практики образования: сб. ст. международ. научно-практ. конф. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2007. – С. 78-86 (0,78 п.л.).

40.Матюшенко, С. В. Учебно-методические разработки как объекты авторского права [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузах: мат-лы III международ. научно-практ. конф. – В 2 ч. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2008. – Ч. 1. – С. 25-29 (0,25 п.л.).

41.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2008. – № 6. – С. 78-81 (0,36 п.л.).

42.Матюшенко, С. В. Использование технологии комментированного чтения С. Н. Лысенковой для формирования профессионального тезауруса курсантов [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Лингвопедагогические аспекты взаимодействия в процессе обучения в вузах МВД России: мат-лы. регион. конф. 19–20 февраля 2008 г. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – С. 23-24 (0,12 п.л.).

43.Матюшенко, С. В. Интеллектуальная собственность и содержательный компонент образования [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф., 24–25 апреля 2008 г. – Сочи: «Стерх», 2008. – С. 162-163 (0,2 п.л.).

44.Матюшенко, С. В. Педагогическая интеллектуальная собственность как показатель степени реформирования образования [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Качество образования: экономика, законодательство, технологии: мат-лы XI международ. научно-практ. конф., 14–15 ноября 2008 г. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2009. – С. 124-127 (0,5 п.л.).

45.Матюшенко, С. В. Эволюция предмета педагогики на современном этапе [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: мат-лы. межвуз. конф. 18 февраля 2009 г. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – С. 44-46 (0,18 п.л.).

46.Матюшенко, С. В. Особенности воззрений о педагогической интеллектуальной собственности [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Вопросы защиты и эффективного управления интеллектуальной собственностью и результатами работ, созданными за счет средств федерального бюджета: мат-лы науч.-метод. конф. 21–22 апреля 2009 г. – Омск: Омский государственный технический университет, 2009. – С. 149-153 (0,31 п.л.).

47.Матюшенко, С. В. Возможности использования технологии обучения В. Ф. Шаталова руководителем органа внутренних дел в профессиональной подготовке сотрудников подразделения [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Проблемы профессиональной подготовки и технологии профессионально ориентированного обучения сотрудников ОВД: мат-лы межвед. научно-практ. конф. 29 мая 2009 г. – Москва: Академия управления МВД России, 2009. – С. 110-116 (0,52 п.л.).

48.Матюшенко, С. В. Представления об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике [Текст]: тезисы / С. В. Матюшенко // Образование и глобализация: материалы Третьей Байкальской международ. науч. конф. 1–4 июля 2009 г. – В 2 ч. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. – Ч. 1. – С. 47-49 (0,29 п.л.).

49.Матюшенко, С. В. Представления о педагогической интеллектуальной собственности [Текст]: депонированный отчет / С. В. Матюшенко // Российское авторское общество. – № 15816. – 2009. – 23 октября. – 472 с. (11,9 п.л.).

50.Матюшенко, С. В. Педагогическая интеллектуальная собственность и ее объекты [Текст]: статья / С. В. Матюшенко // Администратор образования. – 2010. – № 17 (390). – С. 83-87 (0,63 п.л.).