Научная тема: «РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. предложен комплексный подход к ресурсному обеспечению в инновационной экономике, состоящий в достижении в результате последовательной государственной политики определенной структурной, качественной и количественной комбинации всех видов организационно-экономических и кадровых ресурсов, позволяющей с учетом имеющегося научно-технического потенциала решать на каждом этапе конкретные научно-технические задачи и осуществить переход к новому технологическому укладу;
  2. определен основной принцип совершенствования организационного обеспечения инновационной деятельности, обусловленный необходимостью ориентации этой деятельности на рынок и реализуемый постепенным отходом от принципа формирования вертикальных, преимущественно ведомственных организационных отраслевых структур и переходом к организации структур, базирующихся на горизонтальных связях и формировании целевых горизонтальных инновационных систем, связанных с рынком;
  3. раскрыты преимущества в условиях рынка новых форм организационного обеспечения инновационной сферы, в рамках которых достигается горизонтальная интеграция разных организационных структур и участники которых заинтересованы в снижении риска при создании конкурентоспособных продуктов и технологий и скорейшей их коммерциализации;
  4. обоснована необходимость разработки и внедрения в региональную статистику системы показателей, позволяющих характеризовать научно - технический, образовательный и инновационный потенциал новых типов организаций - субъектов инновационной сферы, оценивать результативность их деятельности и эффективность мер по их государственной финансовой поддержке;
  5. обоснованы ключевые направления формирования базовых элементов современной производственной инфраструктуры в промышленности, способствующих ускоренному инновационному развитию и включающие в себя:
  6. создание крупных государственных корпораций по приоритетным направлениям развития науки и техники,
  7. использование широкого комплекса организационно-экономических мер по активизации инновационной деятельности и модернизации предприятий во всех отраслях экономики,
  8. становление сектора инновационно-активных предприятий в ключевых отраслях промышленности,
  9. стимулирование создания высокотехнологичных производств как основы будущего технологического уклада;
  10. доказана целесообразность организации на региональном уровне статистического наблюдения за малыми инновационными предприятиями, исходя из их немногочисленности и стратегической важности, внедрения систем мониторинга их деятельности, что позволит создавать наиболее благоприятные условия для их развития и обеспечивать им в период кризиса своевременную целевую финансовую помощь. По существу речь идет о формировании в регионах специализированных информационно-аналитических систем, которые могут быть организованы при одном из профильных министерств, отвечающем за науку и технологическое развитие, или при ведущем региональном научно-технологическом центре;
  11. предложен методологический подход к исследованию финансового обеспечения инновационной сферы за счет государственных средств федерального и местных бюджетов с выделением двух блоков - системы финансирования науки и совокупности механизмов и инструментов финансовой поддержки инновационной деятельности в целом, включая стадию коммерциализации новшеств, а также с учетом выделения конкретных объектов финансового обеспечения;
  12. обоснована необходимость разработки и внедрения нового инструмента государственной системы контроля - стратегического аудита, призванного контролировать использование ресурсного обеспечения инновационного развития экономики, повысить обоснованность выделяемых средств и эффективность их использования;
  13. в целях стимулирования негосударственного финансирования инновационной сферы доказана необходимость разработки государством на федеральном и региональном уровне специальных мер по стимулированию развития системы синдицированных кредитов коммерческими банками, предоставляемых частным компаниям для реализации инновационных проектов, и создания системы мониторинга ее развития;
  14. доказана целесообразность создания в стране координационного органа, который бы при наличии многоуровнего бюджетного финансирования инновационной сферы осуществлял мониторинг использования бюджетных ресурсов на науку и инновационное развитие по ключевым его направлениям, а также анализ и оценку конечной результативности их использования по индикаторам, отражающим продвижение по приоритетным направлениям инновационного развития, расширение сегмента высокотехнологичных производств, а также ускорение инновационного развития в целом по показателям роста объема и удельного веса инновационной продукции в совокупном производстве промышленной продукции, в ее экспорте и ряда других;
  15. обосновывается переход на региональном уровне к долгосрочному планированию воспроизводства управленческих кадров для инновационной сферы, что предполагает также подготовку их в объемах, превышающих текущие потребности в них. Только в этом случае кадровые проблемы не окажутся тормозом инновационного развития регионов;
  16. предлагается разработать и утвердить профессиональный стандарт управляющего инновационной деятельностью в органах государственной власти с целью конкретизации требований к квалификации подготавливаемых кадров на федеральном и региональном уровне для государственного управления инновационной сферой. Данный стандарт должен базироваться на действующем с 2004 г. профессиональном стандарте по специальности «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сфере», но дополняться требованиями, отражающими специфику государственного управления;
  17. в качестве перспективного направления инновационного развития и совершенствования отраслевой деятельности ОАО «РЖД», повышения стабильности деятельности зависимых дочерних обществ, относящихся к сфере НИОКР, и сохранения их научного потенциала предложено наряду с составлением текущих планов разрабатывать для них долгосрочные планы научных исследований и разработок на 3-5 лет с указанием источников их финансирования;
  18. для придания работе по кадровому обеспечению инновационной деятельности целенаправленный и конструктивный характер представляется целесообразным в соответствии с корпоративным программным документом «Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года» создать специальную программу по подготовке специалистов, необходимых для их реализации с определением объемов и источников финансирования. Необходимость такой программы подтверждается отсутствием соответствующих ресурсов у государственных вузов.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Развитие теоретических основ управления инновационной деятельностью в экономических системах. – М.: МАГМУ, 2009. – 19,93 п.л.;

2.Финансовое и кадровое обеспечение инновационной деятельности развития экономики. – М.: МАГМУ, 2009. – 6,37 п.л.;

3.Теоретические и методические исследования экономической оценки инвестиционной деятельности региона (в соавторстве). – М.: МАГМУ, 2005. – 8,5 п.л.;

4.Особенности инновационной научной деятельности университетских комплексов (в соавторстве). – Екатеринбург.: УрГУПС, 2009. – 5,88 п.л.;

5.Формирование инновационной экономики в условиях глобализации. – Екатеринбург.: УрГУПС, 2008. – 4,1 п.л.;

6.Развитие новых форм организации инновационной деятельности в условиях рынка. – Екатеринбург.: УрГУПС, 2009. – 4,69 п.л.;

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов научных исследований

7.Основные пути формирования инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой. Креативная экономика. – М.: 2010. – № 6 – 0,31 п.л.;

8.Ресурсное обеспечение национальной инновационной системы. Креативная экономика. – М.: 2010. – № 7. – 0,38 п.л.;

9.Роль государства в финансовом обеспечении инновационной деятельности. Проблемы современной экономики. – С-Пб.: 2010. – № 12 – 0,63 п.л.;

10. Перспективы активизации малого инновационного бизнеса в национальной экономике. Бизнес в законе. – М.: Медиа-ВАК, 2010. – № 3. – 0,35 п.л.;

11. Создание современной финансовой инфраструктуры инновационной сферы. Народное хозяйство: вопросы инновационного развития. – М.: МИИ Наука, 2010. – 0,69 п.л.;

12. Требования к системе образования и кадровому обеспечению в условиях ускоренного инновационного развития. Вестник университета. – М.: ГУУ, 2010. – № 15. – 0,45 п.л.;

13. Подготовка управленческих кадров для эффективного управления инновационной деятельностью. Вестник университета. – М.: ГУУ, 2010. – № 21 – 0,38 п.л.;

14. Подготовка научных и научно-технических кадров для национальной инновационной системы. Кадровик. – М.: Панорама, 2010. – № 9 – 0,41 п.л.;

15. Формирование финансовых институтов для ускорения инновационного развития и рыночных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности. Креативная экономика. – М.: 2010. – № 12 – 0,31 п.л.;

Публикации в других изданиях

16. Особенности инвестиционных ресурсов предприятия и политика управления ими. // Экономические и социальные проблемы железнодорожного транспорта в современных условиях: Сб. научн. трудов. – Екатеринбург: УрГУПС, 2004. – 0,5 п.л.

17. Подходы к оценке социальных последствий инвестиционных проектов. Социально-экономическая политика государства и возможности ее реализации в современных условиях: Сб. статей Международной научн.-практич. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – 0,36 п.л.;

18. Пути достижения технологической конкурентоспособности России и становление национальной инновационной экономики. Новые тенденции в экономике и управлении организацией: Сб. науч. трудов. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. – 0,13 п.л.;

19. Особенности современной инновационной политики. Управление качеством в современной организации: Сб. статей V Международной нач.-практич. конф. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. – 0,16 п.л.;

20. Место инновационной политики в государственной концепции современного социально – экономического развития. Экономика. Организация производства. Предпринимательство. Инновации: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Омск: ОмГТУ, 2010. – 0,13 п.л.;

21. Формирование предпосылок реализации инновационной политики. Инновационная технологизация в современной России: опыт, проблемы, инновации: Всероссийская науч.-практич. конф. г. Волгоград, 2010. – 0,25 п.л.;

22. Инновационное управление и инвестиционные ресурсы предприятия. Препринт. – Екатеринбург: УрГУПС, 2003. – 3,0 п.л.;

23. Разработка инновационной модели формирования инвестиционных ресурсов на предприятиях железнодорожного транспорта. Препринт. – Екатеринбург: УрГУПС, 2004. – 2,5 п.л.;

24. Эффективность: сущность категории и методики оценки. // Экономические и социальные проблемы железнодорожного транспорта в современных условиях: / Сб. научн. трудов. – Екатеринбург: УрГУПС, 2004. – 0,3 п.л.;

25. Ассоциативные формы организации предприятий на современном этапе развития экономики. Инновационные процессы в менеджменте. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2005. – 0,1 п.л.;

26. Историческая эволюция систем управления предприятием. // Традиционное, современное и переходное в российском обществе. / Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза , 2004. – 0,3 п.л.;

27. Методические основы экономической оценки инвестиционной деятельности региона. – М.: МАГМУ, 2003. – 5,0 п.л. (в т.ч. авт. 2,0 п.л.);

28. Основные направления повышения эффективности использования инновационного потенциала. – М.: МАГМУ, 2006. – 2,8 п.л. (в т.ч. авт.0,7 п.л.);

29. Развитие инновационной деятельности в системе современных рыночных институтов. / Инновации в науке и образовании. Калининград, 2010. – 0,25 п.л.;

30. Некоторые экономические аспекты развития путевого хозяйства в современных условиях. // Управление экономикой и социальной сферой железнодорожного транспорта в условиях реформирования: / Сб. научн. трудов. – Екатеринбург: УрГУПС, 2003. – 0,01 п.л.;

31. Организация и нормирование труда на предприятии. Центр социального диалога между субъектами трудовых отношений. – М., 2003. – 0,2 п.л.;

32. Особенности модели инновационного развития железнодорожного транспорта и его ресурсного обеспечения. Сборник научных трудов. Выпуск IX. – М.: МАГМУ, 2010. – 0,4 п.л.;

33. Структурная реформа на железнодорожном транспорте на этапе становления рыночной экономики в условиях активизации инновационной деятельности. Сборник научных трудов. Выпуск IX. – М.: МАГМУ, 2010. – 0,39 п.л.