- Построение категориальной системы онтогенеза символа опирается на два принципа: принцип выделения предпосылок системы и принцип проблематизации уже выделенных предпосылок. Первым принципом является интуиция подлинности, удостоверяющая онтологический характер символического выражения, вторым принципом является беспредпосылочность, позволяющая соотнести диалектику символа с опытом различных культур, в основе которых лежат разные, иногда диаметрально противоположные, предпосылки.
- Символ возникает в акте понимания, представляющем собой взаимодействие познавательной энергии человека и синергии, сочетающей энергию символизируемого предмета и энергию символического образа. Это взаимодействие обнаруживает в себе новую потенцию энергийного полагания вовне, составляющую сущность символа. Энергийное взаимодействие в символе позволяет, во-первых, осмыслить его как событие, соотносимое с процессуальностью жизни, благодаря чему в символе могут быть выражены не только неподвижные умопостигаемые сущности, но и само становление бытия, и, во-вторых, описать феномен сакральности как способности символа выражаться в других вещах окружающей действительности.
- Символизируемое содержание может быть актуальным и потенциальным. Актуальное содержание может быть умопостигаемым, выражающимся в интеллигибельном символе, и психическим, выражающимся в психогилетическом символе. Потенциальное содержание символа, соотносимое с неявной стороной жизни - с «глубиной реальности», может быть «пассивным», выражающимся в меональном символе, и деятельным, выражающимся в апофатическом символе.
- Постигать неявленное, т.е. потенциальное, содержание меонального символа возможно лишь благодаря эмоциональному ожиданию, в котором дана соотнесенность волевого усилия с его инаковостью, т.е. эмоциональной потенциальностью. Диалектический анализ эмоциональной сферы позволяет выделить эмоцию как форму переживания воплощенного в психическом меоне усилия - «интенциональную эмоциональность», и эмоцию как форму переживания других событий и явлений - «эмоциональность психогилетической данности». Психическая меональность может быть дана в ожидании как неопределенная эмоциональная потенциальность, являющаяся условием актуальной эмоции.
- Разграничение видов символа позволяет описать различные опыты межличностных отношений: в меональном символе выражается такая форма межличностного бытия, в которой человек направлен не на саму личность другого, а на сопутствующую ей личностную сферу жизни, в психогилетическом символе личность выражается в собственной телесной данности, с интеллигибельным символом соотносится энергийное выражение личности в других вещах, в сопутствующей ей личностно оформленной реальности и в представляемых другими людьми образах. Выражение личности в интерсубъективных общекультурных и мифологических символах может воплощаться в различных видах символов.
1.Тарнапольская Г.М. Энергийная диалектика онтогенеза символа. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 203 с. 11,8 п.л.
В изданиях из Перечня ВАК:
2.Тарнапольская Г.М. Отношение к зеркалу в контексте различных культур // Философия и культура. 2010. № 4. С. 60-67. 0,85 п.л.
3.Тарнапольская Г.М. Философские основания онтологической интуиции подлинности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Том 8. Вып.1. С. 9-14. 0,5 п.л.
4.Тарнапольская Г.М. Специфика образотворчества в японском искусстве // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322 (май). С. 59-66. 1 п.л.
5.Тарнапольская Г.М. Динамическое понимание символа в энергийной диа-лектике // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332 (март). С. 44-49. 0,8 п.л.
6.Тарнапольская Г.М. Выражение человека в двух символических формах // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334 (май). С. 40-43. 0,6 п.л.
7.Тарнапольская Г.М. Эмоциональное ожидание в структуре эмоциональной сферы // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337 (август). С. 178-180. 0,4 п.л.
8.Тарнапольская Г.М. Сакральность символа в мифологическом бытии // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 14. С. 104-107. 0,35 п.л.
9.Тарнапольская Г.М. Значение потенциальной стороны символа для понимания опыта культуры // Вестник Омского университета. 2010. № 2. С.148-153. 0,5 п.л.
10.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Выявление границ научного знания в процессе познания и преподавания // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3(2). Т. 12. С. 340-342. 0,35/0,2 п.л.
11.Тарнапольская Г.М., Сычева С.Г. Романтический метод как специфический стиль мышления в эстетике С. Кьеркегора // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 4. С. 161-165. 0,6/0,4 п.л.
12.Тарнапольская Г.М., Сычева С.Г., Карпицкий Н.Н. Этапы символического воплощения личности // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 6. С. 157-162. 0,7/0,35 п.л.
В прочих научных изданиях:
13.Тарнапольская Г.М. О реальности присутствия другого в межличностном бытии // Философия и культура. 2009. № 1. С. 62-71. 1,1 п.л.
14.Тарнапольская Г.М. Трансцендентальные основания новой антропологической парадигмы // Человек.RU: гуманитарный альманах. Новосибирск: НГУЭУ, 2007. С. 184-193. 0,85 п.л.
15.Тарнапольская Г.М. Потенциальное содержание символа в историко-культурном измерении // Актуальные проблемы социогуманитарного зна-ния: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. М.: Экон-Информ, 2010. Вып. XLII. С. 212-219. 0,45 п.л.
16.Тарнапольская Г. М. Музыкальное бытие и «меональные» символы // Парадигма: философско-культурологический альманах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. Вып. 15. С. 43-51. 0,5 п.л.
17.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Обращенный символизм в русском и японском мировосприятии и связанные с ним искушения // Универсалии культуры. Философия – эстетика – литература: сборник научных трудов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. Вып. 2. С. 14-28. – 1/0,5 п.л.
18.Тарнапольская Г.М. Принцип беспредпосылочности в освоении культурно-исторического опыта // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. Т. 4. С. 8-12. – 0,3 п.л.
19.Тарнапольская Г.М. Соотнесенность становления со знаком и символом в познании // Философия ХХ века о познании и его аксиологических аспектах: материалы Всероссийской научной конференции, Ульяновск, 25-26 июня 2009. Ульяновск: Изд-во Качалин Александр Васильевич, 2009. С. 203-207. 0,3 п.л.
20.Тарнапольская Г.М. Проблема смыслопорождения в философии языка Г. Шпета // Творческое наследие Г. Г. Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания (междисциплинарный аспект): Г. Г. Шпет / Comprehensio: четвертые Шпетовские чтения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. С. 268-272. 0,25 п.л.
21.Тарнапольская Г.М. Два образа смерти в Махабхарате // Современные подходы в биомедицинской, клинической, психологической и социокультурной антропологии: материалы Всероссийской конференции с международным участием, Томск, 22-24 апреля 2008 г.: в 2-х частях. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. Ч. II. С. 135-139. 0,25 п.л.
22.Тарнапольская Г.М. Выражение в играх культурной парадигмы мышления // Гуманитарная наука сегодня: материалы II международной научной конференции: в 3-х томах. Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. Т. 1. С. 92-94. 0,2 п.л.
23.Тарнапольская Г.М. Специфика японского символизма // Гуманитарное измерение современного мира: материалы международной научно-теоретической конференции. Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. С. 49-53. 0,2 п.л.
24.Тарнапольская Г.М. Двойственное отношение к ценности здоровья в христианском сознании // Антропологические основания биоэтики: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием: г. Томск, 11-14 октября 2006. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. С. 200-202. 0,2 п.л.
25.Тарнапольская Г.М. Вневременная сущность символа как события // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции: Тобольск, 20 ноября 2009. Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2009. С. 239-241. 0,2 п.л.
26.Тарнапольская Г.М. Средства фиксации ощущения времени в японском языке // Россия и Восток: Язык – культура – ментальность: материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Владимир: ВГУ, 2010. С. 293-299. 0,4 п.л.
27.Тарнапольская Г.М. Интуиция сакральности в христианской культурной традиции // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «наука и образование» (25-29 апреля 2005г.): материалы конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 132-139. 0,45 п.л.
28.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Имманентный смысл слова в теории языка В. фон Гумбольдта // Лингвистика: традиции и современность: материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. С. 110-112. 0,3/0,15 п.л.
29.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Интерактивность как эстетический принцип виртуальной реальности // Генезис категории виртуальная реальность: материалы международной научной конференции. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. С. 272-275. 0,2/0,1 п.л.
30.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Априорные предпосылки гуманитарного знания // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. 3. Т. 2. С. 3-6. 0,2/0,1 п.л.
31.Тарнапольская Г.М., Карпицкий Н.Н. Ценностное самоопределение и ощущение жизни // Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России: материалы IV международной научной конференции: Курган, 10-11 апреля 2008. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. С. 118-119. 0,15/0,1 п.л.
32.Тарнапольская Г.М. Уровни символизации жизненного мира человека // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск: Параллель, 2009. Т.2. С. 418. 0,1 п.л.
33.Тарнапольская Г.М. Апофатический символизм Дионисия Ареопагита // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований в XXI веке: материалы региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2005. С. 68-71. 0,15 п.л.