-
Разработана концепция развития системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в муниципальных образованиях. Основные положения концепции состоят в следующем:- сформулировано и обосновано авторское определение понятия «система предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста» - это комплекс нормативно-правовых и финансовых регуляторов, а также функционирующая на их основе сфера специальных социальных услуг, состоящая из социальных служб и сервисных предприятий, которые выполняют общественно значимую функцию путем непосредственного обслуживания, а в его процессе - предоставления услуг, ориентированных на создание социально приемлемых условий жизнедеятельности лицам пожилого возраста. Эта система является правовой и материальной базой для реализации человеческого потенциала и длительного сохранения социальной активности пожилых людей;- уточнено определение «специальная социальная услуга для лица пожилого возраста» - это услуга целенаправленного назначения для облегчения жизнедеятельности в установленных действующим законодательством сферах, учитывающая специфические потребности клиента; - предложен механизм развития системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, включающий организационные аспекты (создание уполномоченных структур, мониторинг социальных потребностей, оценка мнения потребителей об услугах, обеспечение достойных условий длительного проживания в открытом обществе и специальных учреждениях, целевая профессиональная подготовка работников социальных служб и др.), социально-экономические аспекты (создание экономического базиса пожилого человека в период трудовой деятельности, гарантия реального прожиточного минимума), социально-правовые аспекты (совершенствование действующего законодательства с усилением роли органов местного самоуправления по исполнению социальных обязательств в отношении пожилых людей, формализация оценки нуждаемости в социальных услугах и др.);- определены дифференцированные пути развития сферы услуг для лиц пожилого возраста в муниципальных образованиях с низкими и высокими темпами старения населения. Для первых развитие должно идти по преимущественно централизованному типу путем укрупнения соответствующих объектов и служб, создания центров комплексных услуг. Для муниципальных образований с высокими темпами старения населения необходимо предусматривать развитие по децентрализованному типу, учитывая вид услуг и их инфраструктурную базу и ориентируясь на создание сети специализированных центров услуг (медицинских, медико-социальных, социально-бытовых и иных);- сформулированы подходы к усилению позиций органов местного самоуправления в деятельности по развитию системы предоставления социальных услуг. Целенаправленность выработки и принятия решений, а также повышение результативности оказания социальных услуг зависят от наличия у органов местного самоуправления достоверной информации о контингенте пожилых людей. Это обуславливает необходимость мониторинга социально-экономического положения пожилых и специфики их потребностей в социальных услугах, а также удовлетворения этих услуг. Формирование и использование муниципальных информационных ресурсов в данной области должно осуществляться на основе систематизации и корректировки функций органов местного самоуправления, регламентирующих основы их деятельности.
-
Выявлено, что в действующем законодательстве Российской Федерации определены параметры, функции и полномочия органов местного самоуправления и его органов в области предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста. Однако прямых норм, касающихся организационного и финансового обеспечения, поддержания и развития системы предоставления этих услуг в муниципальных образованиях разного типа нет. Такой подход не обязывает органы местного самоуправления в рамках своих бюджетов предусматривать средства на эти цели, а также отвечать за доступность социальных услуг данной категории населения и их качество. Для изменения сложившейся ситуации органы местного самоуправления должны иметь достаточные правовые полномочия и ресурсную обеспеченность деятельности в интересах лиц пожилого возраста. Это существенно активизирует деятельность органов местного самоуправления по развитию данной сферы услуг.
-
Установлено, что организационно-экономическое обеспечение социальных услуг основано на выборе формы их предоставления и уровней расходных обязательств по различным видам услуг. Это связано с предусмотренными законодательством гарантиями в отношении отдельных категорий получателей услуг, разграничения полномочий между органами власти, а также от структурно-функциональной специфики учреждений социального обслуживания, развитости сети государственных и муниципальных социальных служб. Предложена типовая модель комплексного центра услуг лицам пожилого возраста. Обоснованы подходы к разработке стандартов комплексных услуг в области социального обслуживания лиц пожилого возраста. Аргументировано, что организационно-экономическое обеспечение предоставления услуг должно быть основано на персонификации услуг, учете конкретной ситуации, пожеланий клиента, экономических и инфраструктурных возможностей муниципального образования и региона в целом.
-
Доказана необходимость разработки и принятия местных целевых программ развития сферы услуг для лиц пожилого возраста. Реализация таких программ требует финансового обеспечения за счет, как консолидированных средств, так и дополнительных местных ресурсов. На местном уровне следует активизировать работу по привлечению целевых фондов и бизнеса для их инициативной благотворительности в отношении стационарных учреждений социального обслуживания и пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для повышения мотиваций юридических и физических лиц к благотворительной и спонсорской деятельности требуется совершенствование законодательства.
-
Доказано, что негативное влияние на развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и в целом сферы услуг для них оказывает недостаточное информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Сбор статистических данных о состоянии дел в этой области в муниципальных образованиях и показателей о работе этих органов практически не предусмотрен в сложившейся практике учетно-отчетной деятельности, регламентируемой Росстатом и по согласованию с ним отраслевыми министерствами и ведомствами. Для оценки качества и результативности деятельности органов местного самоуправления предложен перечень специальных статистических показателей, позволяющих дифференцированно оценить осуществление ими функций, которые касаются развития системы предоставления данных услуг.
-
Обосновано, что оказание социальных услуг лицам пожилого возраста сервисными предприятиями практически осуществляется только для пожилых людей с высоким уровнем собственного достатка или достатка их семей. Прежде всего, это связано с малочисленностью этих предприятий и высокими ценами на услуги. Заинтересованность сервисных предприятий в оказании социальных услуг может быть существенно повышена путем муниципальных заказов. Включенность таких предприятий в предоставление социальных услуг наряду со специальными социальными службами расширит возможности потребителей на приобретение качественных услуг, реализацию их права на выбор производителя, а для производителей создаст реальную конкуренцию в борьбе за потребителя.
-
Обосновано, что оценка результативности деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы услуг для лиц пожилого возраста должна осуществляться с учетом выявленных факторов влияния, репрезентативных количественных и качественных показателей. Интегральная оценка может быть сформирована на основе агрегированных показателей обеспечения по отдельным видам услуг.
-
Для объективизации оценки деятельности органов местного самоуправления автором разработан ряд методик (методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению развития системы предоставления услуг лицам пожилого возраста на основе анализа критериев и показателей; методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению развития системы предоставления услуг лицам пожилого возраста на основе комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления в рамках текущего и программно-целевого управления; методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по предоставлению услуг лицам пожилого возраста на основе анализа мнений потребителей услуг).
1.Косенко, О.Ю. Концептуальные подходы к формированию системы социальной защиты пожилых людей / О.Ю. Косенко // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Научный журнал "TERRA ECONOMICUS". Ростов н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та. 2008. Том 6. № 4 . Ч. 3. - 0,5 п.л.
2.Косенко, О.Ю. Зарубежный опыт удовлетворения социальных потребностей пожилых людей посредством услуг / О.Ю. Косенко // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. №9. – 0,5 п.л.
3.Косенко, О.Ю. Сложившиеся подходы к формированию системы предоставления услуг населению пожилого возраста в России /О.Ю. Косенко // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. №11. – 0,5 п.л.
4.Косенко, О.Ю. Организационно-экономическое обеспечение предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста на региональном и муниципальном уровнях / О.Ю. Косенко // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 12. – 0,6 п.л.
5.Косенко, О.Ю. Рынок социальных услуг для пожилых людей в стратегии развития территории / О.Ю. Косенко // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 8 - 0,6 п.л.
6.Косенко, О.Ю. Теоретические аспекты развития системы соци-альных услуг для пожилых граждан в России / О.Ю. Косенко // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 9 - 0,6 п.л.
7.Косенко, О.Ю. Методологический и социальный контексты си-стемы стратегического планирования развития территории / О.Ю. Косенко, Н.Н. Киселева // Экономические науки. 2010. №1(62) – 0,6 п.л./авт. – 0,4 п.л.
8.Косенко, О.Ю. Региональные особенности функционирования системы социальной защиты граждан пожилого возраста: состояние и проблемы /О.Ю. Косенко // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Научный журнал "TERRA ECONOMICUS". Ростов н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та. 2010. Том 8. № 1. Ч. 2. - 0,5 п.л.
9.Косенко, О.Ю. Особенности социальных проблем лиц пожилого возраста и связанных с ними потребностей в услугах / О.Ю. Косенко // Управление экономическими системами. 2010. № 2 (22). Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru. - 0,6 п.л.
10.Косенко, О.Ю. Теория и практика развития системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста / О.Ю. Косенко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. 2 (22). Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru. - 0,7 п.л.
Монографии по теме диссертационного исследования:
11.Косенко, О.Ю. Социально-экономические и организационные аспекты социальной защиты пожилых людей в регионе / О.Ю. Косенко. Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. – 7,0 п.л.
12.Косенко, О.Ю. Экономические и организационные основы развития системы предоставления услуг для лиц пожилого возраста в современной России / О.Ю. Косенко. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федер. ун-та, 2009. - 12,09 п.л.
13.Косенко, О.Ю. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России / О.Ю. Косенко. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010. – 13 п.л.
14.Социальные отрасли: экономика и управление: колл. моногра-фия. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 14,3 п.л./ авт. – 3 п.л.
15.Косенко, О.Ю. Экономика и управление в сфере специальных социальных услуг населению: учебное пособие/ О.Ю. Косенко, Л.П. Храпылина. М.: Изд-во РАГС, 2009. - 5,5 п.л. /авт. – 2,2 п.л.
Публикации в других изданиях:
16.Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 28,5 п.л. /авт. – 1,1 п.л.
17.Косенко, О.Ю. Социальная защита пожилых людей в современной России / О.Ю. Косенко, Л.П. Храпылина // Государство и власть. 2003. – 0,5 п.л./авт.– 0,3 п.л.
18.Косенко, О.Ю. К вопросу об организации адресной социальной помощи в Ставропольском крае / О.Ю. Косенко // Социально-экономическая и политическая сбалансированность региона в условиях развития местного самоуправления: материалы региональной научно-практической конференции (14-15 октября 1999 г.). Ставрополь, 1999. – 0,3 п. л.
19.Косенко, О.Ю. Социальные функции пожилых людей в совре-менном обществе / О.Ю. Косенко // Вопросы воспитания: теория и практика (выпуск 10). Материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, методики воспитательной работы, основ педагогического мастерства. Пятигорск, 2003. – 0,3 п.л.
20.Косенко, О.Ю. Социальное положение пожилых людей г. Пятигорска / О.Ю. Косенко // Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы развития. Сб. научных статей. Ростов-на-Дону, 2003. – 0,5 п. л.
21.Косенко, О.Ю. Социальная защита пожилых людей в современной России / О.Ю. Косенко, Л.П. Храпылина // ЦБНТИ Министерства труда и социального развития РФ. – М., 2003 – 3 п.л. /авт. – 1,5 п.л.
22.Косенко, О.Ю. Критерии оценки социального положения пожилых людей / О.Ю. Косенко // Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы. – Ростов-на-Дону: 2003. – 0,3 п.л.
23.Косенко О.Ю. Оценка эффективности региональной системы социальной защиты // Социальная политика - реалии XXI века: региональный аспект: Материалы региональной конференции. Кисловодск, 16 мая 2003 г. Независимый институт социальной политики. Кисловодск, 2003. – 0,3 п.л.
24.Косенко, О.Ю. Концептуальные подходы к формированию и развитию системы социальной защиты пожилых людей (Федеральный и региональный уровни) / О.Ю. Косенко // Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: - Пятигорск, 2004. – 0,5 п.л.
25.Косенко, О.Ю. Семья как значимая социальная среда для пожилых людей / О.Ю. Косенко // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора, член-корр. АПСН П.И. Петренко, 26-27 октября 2005 г. Пятигорск, 2005. – 0,2 п.л.
26.Косенко, О.Ю. Основные организационно-правовые формы и технологии осуществления государственной социальной деятельности / О.Ю. Косенко // Модернизация социоприродохозяйственной системы региона в интересах обеспечения экономического роста: Материалы «круглого стола». Ростов-на-Дону – Пятигорск, 2006. - 0,4 п.л.
27.Косенко, О.Ю. К вопросу о роли семьи для пожилого человека как наиболее значимой социальной среды / О.Ю. Косенко // Гендер, семья и властные отношения. Симпозиум XVI. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», 8-12 октября 2007 г. Пятигорск, 2007. - 0,3 п.л.
28.Косенко, О.Ю. Виды и формы осуществления государственной социальной деятельности / О.Ю. Косенко// Социально-экономическое развитие муниципального образования: проблемы и перспективы: Материалы «круглого стола». Ростов-на-Дону. – Пятигорск, 2008. - 0,5 п.л.
29.Косенко, О.Ю. Особенности мониторинга динамики уровня доходов и качества жизни работающего населения / О.Ю. Косенко, М.В. Игнаток // Социально-экономическое развитие муниципального обра-зования: проблемы и перспективы: Материалы «круглого стола». Ростов-на-Дону. – Пятигорск, 2008. - 0,5 п.л./авт. – 0,3 п.л.
30.Косенко, О.Ю. Стратегическое планирование социально-экономического развития малых городов России / О.Ю. Косенко // XVII Кондратьевские чтения «Долгосрочное прогнозирование: исторический опыт и критический анализ». Тезисы докладов и выступлений уча-стников чтений. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 2009. – 0,2 п.л.
31.Косенко, О.Ю. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию социально-экономического развития малых городов России / О.Ю. Косенко // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009 №4. – 0,3 п.л.
32.Косенко, О.Ю. Особенности распределения полномочий между федеральными органами власти в области обеспечения функционирования и развития системы предоставления услуг для лиц пожилого возраста / О.Ю. Косенко // Стратегия управления социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история и современность: Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. Ростов-на-Дону. – Пятигорск, 2009. – Ч. 1. – 0,5 п.л.
33.Косенко, О.Ю. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию социально-экономического развития малых городов России/ О.Ю. Косенко, Н.Н. Киселева // Стратегия управления социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история и современность: Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. Ростов-на-Дону. – Пятигорск, 2009. Ч. 1. – 0,5 п.л./авт. – 0,3 п.л.
34.Косенко, О.Ю. Подходы к построению механизма взаимодей-ствия между уровнями власти в сфере развития системы предоставления услуг для лиц пожилого возраста / О.Ю. Косенко // Актуальные вопросы современной экономической науки: Сб. докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 20 февраля 2010 г.): В 2 т. Т. 1.–Липецк, 2010. – 0,4 п.л.
35.Косенко, О.Ю. Особенности развития рынка социальных услуг для граждан пожилого возраста в РФ / О.Ю. Косенко // Актуальные проблемы экономического развития: Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Ч.1. Белгород, 2010. – 0,2 п.л.
36.Косенко, О.Ю. Проблемы развития рынка социальных услуг для пожилых граждан в современной России / О.Ю. Косенко // Актуальные вопросы экономических наук: Сб. материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Ч. 3. Новосибирск, 2010. – 0,2 п.л.
37.Косенко, О.Ю. Формирование системы стратегического планирования развития муниципального образования: методология, институты, инструментарий / О.Ю. Косенко, Н.Н. Киселева // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): Материалы международной научно-практической конференции, 3 апреля 2010 г. Ростов-на-Дону, 2010. – 0,3 п.л./авт. – 0,15 п.л.
38.Косенко, О.Ю. Проблемы развития рынка социальных услуг для пожилых граждан в современной России / О.Ю. Косенко // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов» Ч. 1. – Великий Новгород, 2010. – 0,1 п.л.