-
Историко-педагогический анализ позволил выявить многообразие трактовок «познавательной самостоятельности» в передовых педагогических учениях прошлого и показать, что: в зависимости от особенностей исторической эпохи, в условиях которой развивалось научное творчество ученых-педагогов, расширилось понимание концептуальных позиций толкования познавательной самостоятельности; в рамках традиционно сложившегося процесса обучения ученые-педагоги вплоть до 60-х годов прошлого столетия не использовали слова, однокоренные с дефиницией «познание». Влияние психологии на педагогическую науку и проведение ряда научно-экспериментальных поисков по построению новых дидактических систем наполнили понятийный аппарат теории обучения терминами «учебно-познавательная деятельность», «познавательная самостоятельность» и др. с тенденцией строгого теоретического разграничения их в дальнейшем. Синтезируя взгляды педагогов, чаще можно говорить об их стремлении подчеркивать необходимость развития самостоятельной личности в процессе познания. В связи с этим синонимичные термины «самостоятельность», «самодеятельность», «самообразование», «самостоятельная работа», указывающие на отношение человека к познанию и содержащие в своих трактовках определенные качественные характеристики познавательной самостоятельности, предполагали явно выраженные дидактические установки: формирование навыков самостоятельной деятельности и самостоятельного мышления, развитие внимания, волевых качеств, необходимость творческого подхода к процессу усвоения знаний и т.д.; начиная с 1933 года, тенденции исследовательского видения сущности проблемы самостоятельности обучающихся в познании включали следующие аспекты: пути рациональной организации домашних самостоятельных заданий; содержание и методику организации самостоятельной работы в системе урока; формирование самостоятельности при работе с книгой, документами, выполнении творческих заданий. Во второй половине XX в. исследовательский интерес был направлен на развитие самостоятельного мышления, проявления каждым учащимся инициативы в овладении знаниями и соответствующими умениями и навыками. В 1960-1980-е гг. велась активная дидактико-методическая разработка средств организации самостоятельной работы с акцентом на учащихся вечерних и заочных школ, и теоретическое исследование проблемы формирования потребности в самообразовании. В 1970-1980-е гг. начинается психолого-дидактическое раскрытие сущностных характеристик, структуры и уровней познавательной самостоятельности как качества личности; разработка технологий развития познавательной самостоятельности в образовательной практике школы, в специализированных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и, только с середины 1970-х гг., в средней специальной и высшей школе. В научном поле зрения исследователей постсоветских лет имеют место такие аспекты как: развитие познавательной самостоятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения; моделирование дидактической системы развития познавательной самостоятельности абитуриентов; влияние дифференцированного подхода, технологии индивидуального обучения, личностно-деятельностного подхода, условий проблемно-деятельностного обучения на развитие и активизацию познавательной самостоятельности студентов и др.
-
Познавательная самостоятельность предполагает единство и взаимообусловленность структурных составляющих личности и деятельности. В качестве ключевых компонентов, играющих решающую роль в развитии познавательной самостоятельности, советскими педагогами Л.М. Кувико, Н.А. Половниковой, А.Я. Савченко, Г.И. Саранцевым, Т.И. Шамовой и др. выделены содержательно-операционный, мотивационный и волевой. Российские исследователи (С.Н. Вахрушева, И.К. Кондаурова, Л.С. Коновалец, И.В. Мартыненко, Ю.М. Насонова, Р.В. Олейник, Г.Я. Шишмаренко и др.) в структуру познавательной самостоятельности включают: мотивационный (побудительный, мотивационно-целевой), содержательно-операционный (содержательный, интеллектуальный, когнитивно-информационный), волевой, эмоциональный, технико-технологический (ориентационный), оценочно-корректировочный (рефлексивный) и энергетический компоненты. По результатам контент-анализа ведущим компонентом является содержательно-операционный.
-
Познавательная самостоятельность как качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществлять новые для себя действия с целью получения знаний, а также способов их добывания, приобретения опыта творческой работы, может рассматриваться только через познавательную деятельность, характер, масштаб и интенсивность которой являются критериями развития самостоятельности. В то же время уровень проявления познавательной самостоятельности влияет на характер самостоятельной познавательной деятельности. Решение этой проблемы определяло характер и направленность учебного процесса. Оно же определяло и магистральное направление развития системы образования на том или ином историческом этапе развития отечественной педагогики.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ целевых установок, задач, содержания, форм и методов образовательного процесса, исследование динамики его научно-теоретических и практических основ на протяжении второй половины XIX-XX столетий позволяет выделить в истории проблемы формирования познавательной самостоятельности обучающихся следующие периоды: дореволюционный (1860-1917 гг.), в основном ориентированный на усовершенствование образовательного процесса и рассматривающий идеи развития самостоятельности учащихся в познании как процесс; советский (1917-1991 гг.), характеризующийся усиленным интересом к проблеме развития познавательной самостоятельности обучающихся, ориентацией на их умственное развитие путем создания условий для глубокого анализа изучаемых явлений и фактов, на привитие навыков самостоятельной исследовательской работы и рассматривающий идеи развития познавательной самостоятельности как результат, систему формирования личности, отвечающей социальному заказу государства; постсоветский (1991-2000 гг.), рассматривающий познавательную самостоятельность как условие личностно ориентированного обучения, которое определяет концептуальность и действенную значимость всей проблемы формирования самостоятельности обучающихся в познании, создает оптимальные условия для развития потенциальных возможностей учащихся, их духовного начала, способности к самообразованию, самореализации.
-
Основные тенденции развития самостоятельности обучающихся в познании определяются следующими теоретическими, а также методическими положениями образовательной практики дореволюционного периода: социально-историческая обусловленность высших проявлений личности (А.И. Герцен); формирование высоких нравственных качеств человека на основе познания своих сил и возможностей, детерминированность развития психических процессов в деятельности человека как целого существа, применение новых активных методов обучения и борьба против старых догматических способов преподавания в образовательных учреждениях (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов); развитие человека посредством самостоятельной деятельности, сочетание преподавания и самостоятельных действий учащихся, их мотивации и активности в обучении (К.Д. Ушинский); развитие активности, самостоятельности и творческих сил учащихся, свободное воспитание, обучение, направленное на формирование полноценной активной личности (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой); формирование способности самостоятельно приобретать знания (Н.Ф. Бунаков); развитие и саморазвитие, связанные с самодеятельностью личности (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев и др.); перестройка образовательного процесса в направлении стимулирования активности, самостоятельности, творческой инициативы и самодеятельности ученика (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.).
-
Теоретические воззрения, относящиеся к проблеме познавательной самостоятельности, находят отклик в педагогических и психологических теориях советского и постсоветского периода, которые, синтезируя исторический опыт отечественного образования в этом направлении с учетом современных научно-практических потребностей, интерпретируют закономерности, принципы и способы организации исследуемого педагогического явления. К ним относятся: активизация учебного процесса (М.А. Данилов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова); обучение младших школьников на повышенном уровне трудности (Л.В. Занков); теория содержательных обобщений (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин М.И. Махмутов); оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский); формирование познавательных интересов (Л.И. Божович, Г.И. Щукина); формирование мотивации учения (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова); индивидуализация и дифференциация обучения (A.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт); педагогика сотрудничества (учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, B.Ф. Шаталов и др.); теория мышления (С.Л. Рубинштейн); ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (С.Л. Рубинштнейн, Ю.А. Самарин и др.); концепция о взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский); теория деятельности (А.Н. Леонтьев); общая теория учебной деятельности (Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин); концепция формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович); концепция развития познавательных интересов (Г.И. Щукина); концепция педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк); концепция формирования творческого мышления (З.И. Калмыкова); концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
-
В рамках каждого из выделенных периодов подходы к реализации процесса развития самостоятельности обучающихся в познании охватывали ряд компонентов (содержание, формы и способы, средства и пути, темп, партнеры, контроль), оценку проявления которых позволил дать анализ теории и практики отечественного образования. В дореволюционный период практически все составляющие учебно-воспитательного процесса управлялись и контролировались педагогами; подход советского образования, требующий развития и умственной, и общественной самостоятельности у подрастающего поколения, связан с расширением количества используемых форм и методов организации обучения, возможностью участия в групповой работе. В парадигме личностно ориентированного образования стандарт содержания и его образовательные цензы задаются государством, все остальное относится к области самоопределения обучающихся, что позволяет развивать познавательную самостоятельность, переживая акты понимания, смыслотворчества, саморазвития.
1.Гурина, И.А. О проблеме развития самостоятельности учащихся в отечественной дидактике второй половины XIX столетия / И.А. Гурина // Известия высших учебных заведений. Северо–Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 2006. – Спецвыпуск. – С. 21–25 (0,75 п.л.).
2.Гурина, И.А. Возможности личностно ориентированного обучения в формировании познавательной самостоятельности младших школьников / И.А. Гурина // Известия высших учебных заведений. Северо–Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 2007. – №1. – С.103–105 (0,69 п.л.).
3.Гурина, И.А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20–30–е годы XX века / И.А. Гурина // Известия высших учебных заведений. Северо–Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 2007. – № 5. – С. 145–148 (0,62 п.л.).
4.Гурина, И.А. Виртуальная информационно–образовательная лаборатория как средство развития самостоятельности школьников / И.А. Гурина, О.А. Медведева // Информатика и образование. – 2007. – № 3. – С. 107–109 (0,31 п.л./0,25 п.л.).
5.Гурина, И.А. Самообразование в русской дидактике второй половины XIX – начала XX в. / И.А. Гурина // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 5. – С. 72–75 (0,31 п.л.).
6.Гурина, И.А. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учителя информатики / И.А. Гурина, М.В. Проценко // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 6. – С. 7–9 (0,31 п.л./0,25 п.л.).
7.Гурина, И.А. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения / И.А. Гурина, С.Ф. Кулакова // Профильная школа. – 2008. – № 5. – С. 9–14 (0,68 п.л./0,5 п.л.).
8.Гурина, И.А. Сущность и значение самообразовательной компетентности в подготовке специалистов СПО / И.А. Гурина, М.В. Проценко, Л.А. Моисеенко // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 11/2. – С. 62–65 (0,56 п.л./0,3 п.л.).
9.Гурина, И.А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании / И.А. Гурина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 3. – С. 47–55 (1,0 п.л.).
10.Гурина, И.А. Формирование самообразовательной компетентности учащихся в условиях виртуальной лаборатории / И.А. Гурина, О.А. Медведева, Л.А. Моисеенко // Информатика и образование. – 2009. – № 3. – С. 121–123 (0,31 п.л./0,2 п.л.).
Монографии, главы в монографиях, учебные пособия:
11.Гурина, И.А. Понятие «познавательная самостоятельность» в отечественной педагогической науке: история, генезис, современная трактовка (вторая половина XIX – XX вв.) / И.А. Гурина / Науч. ред. И.А. Арабов. – М.: Илекса, 2009. – 272 с. (17,0 п.л.).
12.Гурина, И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов средствами дидактических игр в компьютерном обучении / И.А. Гурина. – М.: НИИ ВО, № 18–2004, деп. от 19.02.2004. – 67 с. (4,2 п.л.).
13.Гурина И.А. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в условиях виртуального обучения / И.А. Гурина, О.А. Медведева. – Черкесск, 2007. – 89 с. (5,56 п.л./4,5 п.л.).
14.Гурина И.А. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / И.А. Гурина и др. / Под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Новосибирск, Изд-во «СИБПРИНТ». - 2009. – 310 с. (19,4 п.л./1,9 п.л.).
15.Гурина, И.А. Организация самостоятельной работы студентов средствами новых информационных технологий. Учебное пособие / И.А. Гурина. – Черкесск, 2009. – 132 с. (8,25 п.л.).
16.Гурина, И.А. Педагогика профессионального образования: перспективы развития / И.А. Гурина и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ». 2010. – 345 с. (21,5 п.л./1,9 п.л.).
Научные публикации в других изданиях
17.Гурина, И.А. Роль ЭВМ в совершенствовании самостоятельной работы студентов / И.А. Гурина, В.А.Шелест // НИИ проблем ВШ. - № 521–88 деп. от 01.03.1989 (0,25 п.л./0,12 п.л.)
18.Гурина, И.А. Применение электронных инструментальных средств в учебно-исследовательской работе / И.А. Гурина, В.А. Шелест, А.В. Гурин и др. // НИИ ВШ. - № 133–99 деп. от 19.07.1999 (0,45 п.л./0,2 п.л.).
19. Гурина, И.А. Проектирование деловой игры в форме регламентированной дискуссии при изучении курса «Информатика» / И.А. Гурина // НИИ ВШ. - № 59–2000 деп. от 16.05.2000 (0,5 п.л.).
20.Гурина, И.А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин образовательной области «Информатика» / И.А. Гурина // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы VII Международной научно–практической конференции. – Краснодар: изд-во КубГТУ, 2001. – С. 42–43 (0,1 п.л.).
21.Гурина, И.А. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности студентов в образовательной области «Информатика» / И.А. Гурина, И.А. Арабов // Вестник КЧГПУ. - № 5. – Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2001. – С. 229–238 (0,5 п.л./0,45 п.л.).
22.Гурина, И.А. Проблема формирования самостоятельности учащихся в истории педагогической мысли / И.А. Гурина // Вестник КЧГПУ. - № 18. – Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2006. – С. 142–149 (0,5 п.л.).
23.Гурина, И.А. Педагоги–методисты конца XIX – начала XX вв. об организации самостоятельной работы учащихся / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: Материалы II Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С. 48–49 (0,25 п.л.).
24.Гурина, И.А. Самостоятельная работа студентов с использованием информационных технологий / И.А. Гурина // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: ООО «Буковица», 2006. – С. 66–67 (0,12 п.л.).
25.Гурина, И.А. Познавательная самостоятельность как фактор формирования творческой личности будущего педагога / И.А. Гурина, М.В. Проценко // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «V Славянские педагогические чтения». – М.: «Педагогика», 2006. – С. 37–43 (0,5 п.л./0.3 п.л.).
26.Гурина, И.А. Методологические аспекты развития личности будущего специалиста посредством информационных технологий / И.А. Гурина // Информационно–вычислительные технологии и их приложения: сборник статей V Международной научно–технической конференции. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2006. – С. 85–87 (0,19 п.л.).
27.Гурина, И.А. Развитие познавательной самостоятельности личности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / И.А. Гурина // Акмеология 2006. Методологические и методические проблемы. Выпуск 11. – СПб: Изд-во ЦСИ, 2006. – С. 18 –191 (0,37 п.л.).
28.Гурина, И.А. Самостоятельность и активность учащихся в теоретическом наследии В.П. Вахтерова / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей III Международной научно–практической конференции. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2007. – С. 52– 53 (0,25 п.л.).
29.Гурина И.А. Формирование самостоятельности школьников средствами виртуальной информационно–образовательной лаборатории на уроках химии / И.А. Гурина, О.А. Медведева // Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей международной научно–практической конференции. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 126–131 (0,37 п.л./ 0,3 п.л.).
30.Гурина, И.А. Аспекты реформирования образования в направлении интеллектуального развития / И.А. Гурина, С.Ф. Кулакова. // Современные технологии в российской системе образования. Сборник статей V Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2007. – С. 70–71 (0,25 п.л./0,2 п.л.).
31.Гурина, И.А. Формирование самообразовательной компетентности у студентов технических специальностей / И.А. Гурина // Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева. – Черкесск: КЧГТА, 2007. – С. 149–153 (0,31 п.л.).
32.Гурина, И.А. Развитие самостоятельности на уроках биологии в рамках виртуальной информационно–образовательной лаборатории / И.А. Гурина, О.А. Медведева // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 60-летию кафедры педагогики ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ, 2007. – С. 211 (0,12 п.л./0,1 п.л.).
33.Гурина, И.А. Роль педагогического тестирования в развитии познавательной самостоятельности абитуриента / И.А. Гурина, Р.Х. Тлукашаова // Журнал «Педагогические науки». – М., 2007. – № 3(25). – С. 89–90 (0,19 п.л./0,15 п.л.).
34.Гурина, И.А. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в практике опытно–показательных педагогических учреждений РСФСР в 20–е годы XX века / И.А. Гурина // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «VI Славянские педагогические чтения». – М., «Педагогика», 2007. – C. 41–45 (0,43 п.л.).
35.Гурина, И.А. Исследовательский метод развития познавательной самостоятельности учащихся в отечественной школе 20–х гг. XX столетия / И.А. Гурина // Власть, общество, личность: сборник статей II Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. – С. 85–88 (0,25 п.л.).
36.Гурина, И.А. Организация самостоятельной работы в процессе формирования самообразовательной компетентности студентов / И.А. Гурина, Л.А. Моисеенко // Журнал «Педагогические науки». – М., 2007. – №6(28). – С. 177 (0,12 п.л./0,1 п.л.).
37. Гурина, И.А. Реализация идеи развития познавательной самостоятельности на всех ступенях обучения в 30–40–е гг. XX столетия / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 206–207 (0,2 п.л.).
38.Гурина, И.А. Роль домашних заданий в развитии познавательной самостоятельности учащихся 30-х гг. XX века / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 207–209 (0,25 п.л.).
39.Гурина, И.А. Индивидуализация технологической подготовки как фактор развития личности учащихся / И.А. Гурина, Ф.Б. Охтова // Журнал «Педагогические науки». – М., 2008. – №1(29). – С. 25 – 28 (0,44 п.л/0,4 п.л.).
40.Гурина, И.А. Автоматизированные обучающие системы как средство формирования самообразовательной компетентности будущего специалиста / И.А. Гурина, Л.А. Моисеенко // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы Международной научно–практической Интернет–конференции. – Астрахань, 2008. – С. 50–53 (0,31 п.л./0,25 п.л.).
41.Гурина, И.А. Роль виртуального эксперимента в развитии самостоятельности учащихся при изучении физики / И.А. Гурина, О.А.Медведева // Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования: сборник трудов V Российской конференции преподавателей вузов и учителей школ. Екатеринбург, 2008. – С. 320–324 (0,25 п.л./0,2 п.л.).
42.Гурина, И.А. Развитие самостоятельности студентов в истории университетского образования / И.А. Гурина // Университет в системе непрерывного образования: сборник трудов международной научно–методической конференции. Пермь, 2008. – С. 78–79 (0,12 п.л.).
43.Гурина, И.А. Развитие познавательной самостоятельности учащихся как предмет научных исследований в дидактике второй половины XX столетия / И.А. Гурина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Вып. VII. Сб. науч. тр. М.: ИнИДО–РАО, 2008. – С. 121–129 (0,56 п.л.).
44.Гурина, И.А. О значимости самостоятельных работ в развитии познавательной самостоятельности учащихся дореволюционных учебных заведений / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей V Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – С. 280–282 (0,25 п.л.).
45.Гурина, И.А. Организация и методика домашних самостоятельных работ в русской дореволюционной школе / И.А. Гурина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов V Всероссийской научно–практической конференции. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 79–83 (0,4 п.л.).
46.Гурина, И.А. Эволюция идей познавательной самостоятельности в советской дидактике второй половины XX столетия / И.А. Гурина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Вып. VII. Сб. науч. тр. М.: ИнИДО–РАО, 2009. – С. 130–138 (0,5 п.л.).
47. Гурина, И.А. Идеи о самообразовании в советской педагогике / И.А. Гурина // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей VI Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – С. 92–94 (0,25 п.л.).